Уважаемые Дамы и Господа!

Разрешите представить Вашему вниманию конкурс на Самый лучший отзыв!
"Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга". Вольтер

Голосование проходит без названий и авторов книги. Читаем отзывы, угадываем книгу, голосуем! Подробнее о конкурсе
Клуб домашнего чтения

Отзыв № 1 (Luluka) Страница книги в каталоге

Я долго не могла сесть за отзыв, так как мысли после прочтения книги разлетелись по разным уголкам вселенной и все никак не могли вернуться домой. Книга обо всем и ни о чем. Это тот вариант, когда заканчивая очередную главу, не имеешь ни малейшего понятия, чем начнется следующая, а уж концовка для меня была абсолютно непредсказуемой.
Мысли, которые всплывали в голове при прочтении, в результате нашли свой домик, а я постаралась их записать.
Как часто играясь с ребенком, мы пытаемся навязать ему игры, которые кажутся нам интересными и увлекательными, а в ответ видим совершенно другую реакцию. Слезы, страх, удивление, непонимание. Это для нас тень на стене от руки – собачка, а для ребенка, возможно - ожившее чудовище, которое он будет с отвращением вспоминать всю оставшуюся жизнь. Поэтому родители, будьте бдительны, при подборе разных игрищ для детей.
Как часто мы берем работу на дом? А чтобы детки не мешали, отсылаем их поиграться на улицу. И вот уже кипит рабочий процесс, мы раскладываем на столе всякие нужные для работы предметы, достаем паяльник, платы, колбы либо другую нужную лабуду (мало ли какая у нас работа). И вдруг бац, нас отвлекли (а не дай Бог, просто Кондратий Петрович обнял), и рабочее пространство осталось без присмотра. А детки то уже вернулись, тянут ручонки к паяльнику (утюгу, колбе с жутким реактивом) и бабах - вселенская катастрофа. И вот вопрос, зачем тащить работу на дом? Дома нужно заниматься детьми, а работу нужно делать исключительно в рабочее время и в отведенном для этого месте.
Как часто мы думаем, что тот или иной поворот в нашей жизни – не результат наших деяний, а так судьба повелела. "Это не я, оно само", - оправдываем мы себя. "На все воля Господа", - вдруг вспоминаем мы о своей религиозности. А если вдруг деяния идут в разрез с религиозными взглядами, так можно и религию сменить. И пусть проповедники сами говорят, что все изложенные истины – ложь, мы всё равно верим этим истинам. Проповедники и политики оправдывают себя, что это ложь во спасение. Народ утверждает, что эта ложь помогает выживать. А на самом деле, такая ложь просто позволяет нам плыть по течению. Мы не барахтаемся, не пытаемся доплыть до берега либо схватиться за проплывающее мимо бревно. Мы хотим, чтобы за нас кто-то принял решение, решил наши проблемы. А в результате, как в старом добром анекдоте:
-Я так верил в Тебя, Господи! Почему же ты не спас меня?
- Идиот, я же тебе три раза лодку посылал!"
Посему, бросайте все спихивать на происки вселенной либо Господа, берите все в свои руки и сами вершите свою судьбу. Да, и не забывайте мыть ноги и ухаживать за пятками, а то мало ли кому и как вам придется доказывать взаимную любовь.
Ну и главное – берегите природу, мать вашу! И книгу обязательно прочтите!


Отзыв № 2 (TIMKA) Страница книги в каталоге

Повесть состоит из трех частей, они разные и в эмоциональном плане, и в подаче автора. Если вначале он, знакомя нас с героями, детально описывает их внешность, их характеры, точно, со знанием человеческой сущности, иногда зло и иронично, а чаще любовно, то к середине книги много живого действия, диалогов.
Определиться с тем, кто является главными героями сложно, образов множество. Героини - женщины древнейшей профессии, то они выступают единым фронтом и читатель видит во всех них одну, многоликую женщину, то автор оставляет на переднем фоне одну, практически обнаженную перед читателем девушку, но все равно где-то там, в перспективе, видишь остальных, их жизни и судьбы. Женщины, попавшие в публичный дом разные, добрые и злые, умные и глупые, красивые и не очень, а объединяет их женское сердце, которое "всегда хочет любви"(с). Впрочем, книга вовсе не о любви, а в ней ни одной из героинь не везет.
Из мужских образов можно выделить репортера, я думаю, альтер эго автора. Он - кладезь знаний о жизни, человек, понимающий и вникающий вглубь тех самых потемок, что называются душой человеческой, которого ведут "жадность к жизни и нестерпимое любопытство". Но дважды он не смог ответить на вопрос "Что делать?". Возможно, ответов на него и не существовало тогда, нет их и сейчас, но, боже мой, как хочется бороться и искать решения, верить, что выход есть.
Чувства после прочтения повести неоднозначные, признаюсь, что отзыв был бы куда более восторженным, если бы я не думала над книгой недели две, но остыла и попытаюсь быть объективной. Читалось легко, практически запоем. Если первые две части полны и смеха и горечи, как часто бывает в жизни, то в третьей этой горечи и безысходности слишком много. Мне кажется, что именно автор жесток со своими героями, а не жизнь, ведь она то черно-белая, то серая, то радужная, а он не дает ни одной из этих женщин, хотя бы крошечного шанса на счастье.
Советую тем, кто хочет и не боится немного покопаться в себе, найти червоточину и попытаться что-то исправить.


Отзыв № 3 (Фуся) Страница книги в каталоге

Наверное, первый раз в жизни я с таким трудом пишу отзыв. Все дело в том, что одно из условий нашего конкурса было заинтересовать книгой читателя. Так написать отзыв, чтобы всем сразу захотелось её прочитать. Вот тут и возникает моя проблема. Я просто не знаю, как можно заинтересовать романом такого рода. Он очень тяжелый и депрессивный. Покрайней мере я восприняла его именно так.
Эта книга рассказывает нам историю девочки больной ДЦП. Она полупарализована, не может контролировать свое тело. Не может сама поесть, сходить в туалет, удержать в руках какой-то предмет, не может даже говорить. И при этом, умственно она развита даже лучше своих одногодок. Страшно представить, что она чувствует. Но читателю и не нужно представить. Автор в ужасающих подробностях все расскажет читателю сам. Тут и ужасающее одиночество, и ярость из-за невозможности самостоятельно поблагодарить другого человека и жажда общения с детьми. Героиня лишена всего этого. Она живет в социальном вакууме, общаясь только с близкими людьми, насколько это вообще возможно. Позже она попытается влиться в школьный коллектив, правда, ничем хорошим это не закончится.
Меня приятно поразила помощь, оказываемая государством и волонтерами детям с ограниченными возможностями. Это и специальные коляски и индивидуальный помощник, который кормит, водит в туалет и переодевает, это даже специально разработанный, под потребности инвалида, компьютер. И тут в тексте мелькает фраза одной из героинь, как мало государство может сделать для детей-инвалидов. На этом месте у меня от злости дыхание перехватило! Мало? Это называется мало? Конечно, нет возможности сделать операцию и вернуть двигательную активность и речь, но на бытовом уровне эти дети обеспечены великолепно. И тут мне вспомнились, наша, отечественная, помощь ребенку – инвалиду. Мне поплохело во второй раз. Ведь те деньги, которые начисляют нашим детям это вообще ничто. На них не то, что коляску, на них подгузников не купишь. Но я отвлеклась…))))
В целом книга очень тяжелая, но, не смотря на это, она посвящена борьбе. Борьбе парализованного ребенка за право общаться и дружить. Борьбе родителей с болезнью дочери и пытающихся всеми способами облегчить её жизнь. Познавательно было прочитать каким богатым и разносторонним может быть мир ребенка. И ещё раз напомнить себе, что внешность так часто бывает обманчива.


Отзыв № 4 (Fame) Страница книги в каталоге 2 место

Удивительная книга с ароматом ирландского виски, шумом дождливого Нью-Йорка и бликами утреннего солнца. Просто волшебная.
Главная героиня данного произведения является одной из самых ярких представительниц американской классической литературы. Девушка странная, но милая. Вызывает неприязнь и одновременно притягивает. Непосредственная и наивная, сумасбродная и капельку сумасшедшая. Умная, наблюдательная и умеет дружить. Танцует по жизни с легкостью порхания мотылька. Оставляет отпечатки своих изящных пальчиков в памяти десятка людей, цепляет за живое и ускользает. Все время куда-то бежит, и не поймаешь ее, и не удержишь. Она – Ребенок. Она – Обольстительница. Она – Дикий зверь и Бродячая кошка. Она – Загадка. Настоящая и многогранная – миллионы потребностей, тысячи оттенков настроения и сотни влюбленностей. Не одинока, но одиночка. Ее главная ценность – честность перед собой. Остальное – ненастоящее и безразличное. У нее есть все, но нет тихой гавани, места, где она могла бы быть собой. И ничего больше.
Повествование представляет собой дневник памяти главного героя. Перелистывая страницы жизни, он рассказывает читателю о своей дружбе с "этой эксцентричной особой". По себе знаю, что люди с подобным характером притягивают как магнит. С ними не бывает скучно, к ним привязываешься, в них влюбляешься. И никогда не забываешь. Поэтому я понимаю чувства главного героя и считаю, что нам обоим повезло. Ведь и у меня есть знакомая, имя которой "Праздник".
Автору книги действительно удалось запечатлеть реальный мир в его мимолетности и изменчивости, удалось создать тонкое, чувственное и легкого произведение без идеализирования персонажей. Это по-настоящему. Это магия.
А я сама влюбилась. Да, несравненная Холли, я люблю тебя.


Отзыв № 5 (valentinagor) Страница книги в каталоге

О, если честно, книгу осилила с трудом. Очень много героев, поди запомни их имена. Очень похоже на Маркеса, но более сложен роман по композиции, много чего намешано, я только под конец книги разобралась в самой истории. А оказалась история довольно не плохая и интересная, но меня терзает чувство, а стоила ли она таких трудов, с трудом заставляла себя дочитывать. Произведение очень колоритно, очень знаково в латинской литературе, и что поделать, слова автора - слова самой жизни в этой книге и здесь мало места для его фирменного юмора. Сложно смешаны герои, место действия и временные рамки настолько смазаны, что ты с трудом понимаешь с чего ты начал и чем закончил.
Но магия есть, да. Только этот автор может переплетать истории так мастерски, соединять несоединимость, и смешивать трагическое и смешное, заставлять плакать и смеяться, показывать прекрасное и безобразное. Этот прекрасный автор смог перенести меня из дождливой и серой осени в солнечный Перу, смог погрузить меня в сложную историю и переплетение судеб, в сложные характеры и отношения. И конечно же любовь, которая проходит по всему роману красной нитью, но вот еще одна особенность этого произведения - книга жестокая. Автор не дарит нам благодушного сюсюканья, и мы не заблуждаемся ни минуты в героях, в их поступках. нет ни одного положительного героя, с чтением о котором можно поверить в благополучный исход повествования. у автора нет бесед на тему, что красота и любовь спасут мир, любовь в романе, даже самая искренняя и настоящая, нежная и сильная кончается предательством.


Отзыв № 6 (butskiy) Страница книги в каталоге

Я бы сказала, что книга о том, что за все ошибки в жизни приходится платить.
Книга, лично для меня, началась не очень интересно. Первую треть я с трудом пробиралась сквозь проблемы героини, но почему – то с точки зрения ее мужа. И у меня тоже закрадывалось сомнение в ее адекватности. И хотя ее можно понять, все равно я считаю, что по прошествии двадцати пяти лет, вернее за двадцать пять лет, нужно научиться жить. Здоровые воспоминания это одно, а вот практически неадекватные реакции на все – это совсем другое.
А вот потом все пошло очень даже живенько. До часу ночи читала не отрываясь, пока не дочитала. Все-таки привидения убивать не могут, поэтому явно это кто-то. И этот кто- то не желает добра героям. А вот почему - и был главный вопрос.
Написана книга очень простым языком, читается легко. Герои не представляют из себя неуязвимых Рэмбо, а вполне обычные люди с обычными реакциями и поступками. Им около сорока лет, имеют дочь. И хотят спокойной жизни. Но им не дают. Причем как потом оказалось, практически никому верить нельзя. А кому бы не доверился никогда в жизни, наоборот, очень неплохой человек.
И еще. Героиня была так зациклена на безопасности дочери и так нагнетала обстановку, что я сама дергаться начала, все ли будет с ребенком в порядке.
На самом деле, такие истории не редкость. Не то, что случилось с семьей героини, а то, почему все произошло. Изначально, что поспособствовало всем событиям. Но, читая книгу с самого начала, складывается впечатление, что семья была просто стерта с лица земли. А героиня брошена на произвол судьбы. Герою, честно говоря, памятник надо при жизни поставить за то, что он жил, мирился и действительно любил героиню несмотря ни на что.
Такие книги нужно читать и делать для себя соответствующие выводы.


Отзыв № 7 (Кобрита) Страница книги в каталоге 2 место

Это, наверно, первая книга, из прочитанных мной, в которой ни один из героев не вызвал искренней безоговорочной симпатии. Замес следующий: супружеская пара приезжает жить в родовое имение мужа. Имение это находится в самом сердце Англии, рядом с ним расположена прокопченная шахтерская деревушка. И поначалу все так уныло, что челюсть сводит.
Муж мне вообще не понравился сразу. Пустота страшная, ни силы, ни характера, вообще ничего я в нем не заметила. Не душа, а побрякушка. Ну да, ум есть, а пользоваться он им не умеет. Типичный такой продукт из среды студентов Кембриджа, которые "тоже отстаивали свою "свободу": носили тонкие шерстяные костюмы, рубашки с отложными воротничками; кичились чистокровной анархией чувств; говорили вкрадчивым журчащим шепотком; в поведении выказывали нарочитую впечатлительность и ранимость" Ну и еще "щеголявших не только модными брюками, но и непримиримыми взглядами". Короче, понятно, цирк уехал, клоуны остались. Отзываться о таких и то уныло, а главной героине повезло вдвойне, она за такое УГ замуж вышла. Не жалко мне его было ни разу, он сам себя распрекрасно отжалел, толпа жалельщиков и то бы так не справилась.
Вторая центральная фигура произведения – жена. Сначала тоже чуть не списала ее со счетов, но нет, побренчала погремушкой и вдруг просыпаться и оживать начала: думать, чувствовать, страдать. Я прям обрадовалась, ну, думаю, ура, живая душа.
Живая душа оказалась типичной женщиной, со всеми, положенными нашему полу тараканами, что как бы не минус - не в свой же огород камни кидать – но все же раздражало. Мнение у нее как флюгер. Вроде бы без ума от любовника, но как того грязью поливать начали, она сразу – "Омайнгат!!! А вдруг он и правда грязный извращенец, а я ему свою честь девичью на тарелочке?!" И давай рвать на груди тельняшку и посыпать голову пеплом. То есть, кувыркаться с ним нормально было, а как сплетни пошли, то все, ужас-ужас, а вдруг слона-то она и не приметила? А потом, опять же вслед за чьим-то мнением, передумала и решила, что мужик-то вообще кавайный и такая корова нужна самой. Ну, блин, подруга, как так-то? Ты уж определилась бы что ли. Короче, в ее любовь я не поверила. Че-то есть, конечно, но не одна на миллион.
Любовник жены, он же по ходу пьесы егерь, наемный работник мужа. Я не знаю, почему он меня не пробрал до печенок, хотя по идее должен был. На таких товарищей всегда почему-то снизу вверх смотришь, вне зависимости от роста. И, наверно, это как раз тот тип, который называют настоящим мужчиной. Наверно – потому, что каждый нагружает это понятие своим собственным смыслом.
Книга очень откровенная, очень. Временами заставляла меня чувствовать себя долбанной вуайеристкой, которая подглядывает за людьми в окно. Автор прав в том, что секс это наша повседневная реальность, но так прям откровенно… Хотелось стыдливо прикрыть глаза и не смотреть. Женщины часто спрашивают, чего хотят мужчины - почитайте и поймете.


Отзыв № 8 (LizOk) Страница книги в каталоге

Решила поучаствовать в конкурсе. На выбор были даны две книги. Начитавшись мимишных отзывов (да и фильм недавно вышел), мой выбор пал на этот современный роман. И теперь я не знаю как быть))) Ведь условием конкурса было: "Самое главное: заинтересовать человека на прочтение этой книги".
А если мне роман не понравился? Что делать? Вот – дилемма.)))
Итак, аннотация: Судьба поставила ее перед выбором - или вернуться к жизни, или навсегда уйти в мир иной, последовав за самыми любимыми для нее людьми.
Ожидала историю об отношениях, а получила непонятно что. Мне было скучно. Я очень сентиментальна, но читая эту книгу не проронила ни слезинки. Тут как-то все поверхностно, нет глубины переживаний! Нет переживаний ни за умерших, ни за живых, нет злости и обиды из-за "почему именно я?"; хотя тема жизни и смерти является главной. Главная героиня как то сухо воспринимает смерть родителей, а потом и брата. Нет, ей больше нравится жалеть себя и смаковать, то, что она сирота и если она выберет жизнь, то о ней некому будет заботиться. Хотя, есть бабушка и дедушка, есть её МЧ и множество других людей, которые переживают за неё, приходят в больницу, но она как- будто этого не видит. Поэтому мне совершенно не было жаль главную героиню, а скорее было жаль её близких. Я не увидела там любви. Нет, не так! Я не увидала любви со стороны главной героини, все остальные действительно её любят. А главная героиня, похоже, любит только свою виолончель. И то я даже сомневаюсь и в этом. Виолончель, как способ показать, что она не такая как все и разительно отличается от своих панковых родителей и других подростков. Что она — нежная, ранимая девушка, что никто её не понимает, а игра на таком инструменте, единственная её отрада в жизни. А на самом деле это эгоизм в чистом виде.
Бывает так, что после прочтения книги, она ещё долго не отпускает тебя... История буквально затрагивает тебя до глубины души. Тут такого не произошло.
Я не хочу обидеть тех, кому книга понравилась, скорее всего, она просто не для меня.
Хотя экранизацию всё же посмотрю. А вдруг…


Отзыв № 9 (AnnaMary) Страница книги в каталоге

"Все сущее подчиняется точным законам науки; эти законы управляют и человеческой природой, побуждая людей к эгоистическим поступкам во имя самосохранения" Томас Гоббс, философ.

"На мгновение я вообразила себя хищницей, а оглядевшись, поняла, что все мы здесь хищники — от рождения" Грейс Винтер.

Если бы не этот клуб и конкурс, то я вряд ли бы взяла эту книгу в руки. Не мой формат - этим всё сказано. Но я рада, что прочла её! Читая, погружаешься не только в атмосферу книги, но и сам задумываешься над теми вопросами, на которые мы и самим себе сейчас не в силах ответить честно: на что ты готов, чтобы выжить?
Нет одинаковых людей. Не только внешне, но и эмоционально, психологически. Каждый формируется в особенной среде: родительское воспитание, удачи и неудачи, достаток и недостаток, успехи и потери, цели и их достижение или оставление, друзья и так до бесконечности. Но в целом, это всё влияет на нас и мы становимся теми, кто мы есть. Но так ли это? Проявляется ли в обычной, повседневной жизни наше разочарование в ком-либо, ненависть, послушание и обречённость настолько, чтобы мы позволили этому обрести форму мысли, слова и, наконец, действия?
Главная героиня - это довольно молодая женщина, которая презирает своего отца за его трусость перед финансовыми трудностями и банкротством, за то, что он не пожелал бороться с этим, а предпочёл забвение смерти, сдался, оставил тех, о ком должен был заботиться: жену и двух дочерей. Не желая идти по стопам старшей сестры и стать гувернанткой, Грейс решает вершить свою судьбу сама, решает не сдаваться, но идти вперёд и добивается этого, "подцепив" банкира. Вроде, будущее обеспеченно. Но не всё так безоблачно. Жизнь, судьба или злой рок преподносит ей сюрприз в виде сурового испытания, где ставка - жизнь.
39 человек, ограниченное пространство, слишком малый запас провианта и воды - на всех не хватит и кто-то явно лишний. Но как решить: кто менее достоин жизни, а кто более? Судя по размышления героини (и автор этому не противится),то умирать должны слабые физически и морально, а ещё те, кто утратил свой авторитет и стал в её глазах никем. Жеребьёвка и голосование: кому жить, а кому умереть – что это? Пренебрежение моралью и законом или вынужденная необходимость, чтобы выжить? Чтобы выжили сильные, дальше шли к заветным жизненным целям. А удел слабых - либо самоустраняться, либо быть устранёнными. "Вопрос в другом: правомерно ли считать это жестокостью, если любое другое действие обрекло бы нас на верную смерть?"(с)


Отзыв № 10 (Анна Романова) Страница книги в каталоге

Вы устали от постоянных стрессов? Вам тяжело нести ответственность за неверно принятые решения? Пойти учиться на журналиста или на менеджера? Связать жизнь с нелюбимым человеком или остаться в одиночестве? Отдать ребенка в драмкружок или в клуб юных техников? Купить "Мазерати" или отправиться в кругосветное путешествие? Хронический стресс, переутомление, эмоциональное выгорание, затяжная депрессия... Стоп! А теперь представьте мир без негативных эмоций, где вам не надо принимать судьбоносные решения, где ваша жизнь заранее распланирована по самому радужному сценарию. Любящие родители, наиболее подходящая вам профессия, идеальный супруг и полное отсутствие боли, как физической, так и моральной. В далеком будущем люди создадут идеальный мир. Мир, в котором "соломку" подстелили за вас. И тут следует задуматься. Что делает нас людьми? Если лишить человека ярких эмоций и свободы выбора, что останется? Как отличать добро и зло, если не осознавать значения этих понятий? Автор поднимает сложную и неизменно актуальную социально-моральную проблему. Глазами двенадцатилетнего мальчика вы можете увидеть "идеальный" мир. Нужно только открыть книгу и окунуться в будущее, пережить заново с главным героем первое ощущение снега на ладошке, первое чувство настоящей любви и первую боль от разочарования в людях.


Отзыв № 11 (Fantastic Lady) Страница книги в каталоге

В настоящее время очень редко встречается в книгах современных авторов - история, способная чему-то полезному научить, вызывающая приятные воспоминания и ассоциации, а так же не содержащая огромного количества штампов, которые так любят добавлять писатели в сюжеты своих произведений.
В чем же достоинство данной книги? Почему ее так хочется посоветовать другим читателям? Из-за прекрасного общего впечатления и того светлого чувства, которое остается после прочтения!
Интересная история с хорошо выстроенным сюжетом. Читатель получает возможность увидеть жизнь героя, его семьи и друзей через призму его собственного восприятия, которое он подробно излагает в письмах к неизвестному другу, умеющему "слушать сердцем". Такой сюжетный прием помогает лучше проникнуться образом героя, стать частью его жизни, понять его чувства и переживания, стать ему другом и пережить все важные моменты его взросления, становления его личности. Возможно, кому-то повествование от первого лица может показаться излишне субъективным и малоинтересным. Но, в данной истории, пронизанной искренностью героя, правдивость и откровенность его рассказа не вызывает сомнений. Герой не рисуется, не старается произвести впечатление, ему чужд эгоизм и расчетливость. Он - обычный парень со своими слабостями, недостатками, сомнениями и достоинствами, в его прошлом произошла драма, сильно повлиявшая на его мировосприятие. Герой чуткий, умеющий преданно дружить, сопереживать несчастьям других, признавать собственные ошибки и главное, по-настоящему любить, ставя превыше собственных чувств, благополучие и счастье своей возлюбленной. Безусловно, его интересуют вопросы отношений, секса, романтических встреч, безответная влюбленность добавляет ему мыслей. Понравилось, как много внимания автор уделяет отношениям внутри семьи героя, его общению со старшей сестрой. Замечательно отображен момент, когда в семье, детям разного возраста не всегда просто найти общий язык, но проблемы они решают вместе, поддерживая и помогая друг другу.
Хорошая книга со смыслом, вызывающая эмоции и не оставляющая равнодушной!


Отзыв № 12 (Talamaska) Страница книги в каталоге

Что делать, если вас одолела хандра, и радость жизни слегка потускнела?
Могу посоветовать действенный способ в короткий срок распрощаться с ненастной депрессией. Надо всего лишь взять в руки одну замечательную книжку, которая не только вернет вам отличное настроение, но и устроит некую экскурсию по характерам людей и разной степени комичности жизненных ситуаций.
С самых первых страниц вы забудете о своем плохом настроении, потому что сдержать улыбку будет просто невозможно!
Автор настолько интересно подает историю, что ты полностью вживаешься в мир персонажей и с большим удовольствием составляешь им компанию в путешествии по всему роману.
А еще безусловно, вы обнаружите на страницах романах столько знакомых вам черт характеров героев и манер поведения, что с улыбкой вспомните ваших друзей и знакомых. И мелькнет шальная мысль – а не о нас ли написан этот роман? Бесспорно, эта книга на века! Пока существуют люди на земле, это литературное произведение будет своеобразным зеркалом мыслей и поступков!
Долой грусть и тоску, и даже дождь и снег не смогут вас огорчить, пока перед вами открыта эта восхитительная забавная книга о нас же самих и наших друзьях!


Отзыв № 13 (Croshka) Страница книги в каталоге

"Люди - источник шума".
Говорят, что для того, чтобы понимать автора этой книги, нужно быть интровертом или немного социопатом.
Впечатления
Книга - нагромождение сюжетных линий, обрывков воспоминаний и событий настоящего, встреч героя с людьми без имен. Попытки собрать это воедино, структурировать, привести к общему знаменателю, к логике - тщетны.
Автор не стремится сделать повествование проще, понятнее, но отдельные мысли, которые удается выцепить, бьют настолько точно и остро, что читатель не оставляет текст.
Книгу можно условно разделить на три части. Первая - до рубежа двадцатой страницы, когда из обрывков вам никак не удается ничего собрать для сюжета; вторая часть, в которой у вас возникает ощущение, что вы начинаете все понимать и вы, как и герой, спешите и гонитесь за мыслью автора; часть третья - абсурд неумолимо отвоевывает свое пространство.
Итак, о чем же эта история?
Многие начинают свои отзывы со слов "главный герой обладает уникальным слухом". Но речь ведь не о музыкальном слухе, даже не о физической возможности.
Главный герой обладает способностью слышать. Слышать эмоции, настроения, человека как такового. В каком-то отношении способность слышать - приближение к Богу.
Часть истории строится на этом переплетении: дара и божественного. Один из маяков, чтобы поверить в это - постоянное упоминание Баха, в музыке которого многие старались отыскать Слово Божье.
Возможно, это книга о том, чтобы найти свое. Что-то, что шум мешает нам услышать. Найти свою тихую девочку.
Сюжет
Попытка описать не суть книги, а те события, на которых построен сюжет, привела бы к следующему: Каспер Кроне - артист цирка, обладающий невероятным талантом слышать. Однажды он встречает тихую девочку и обещает ей, что придет, если будет ей нужен. Девочка попадает в беду, Каспер бросается на помощь.
Цитаты
Есть фрагменты, над которыми можно думать совершенно отдельно от основного сюжета.
"К ребенку следует относиться, уважая его личность, и его нельзя подвергать телесному наказанию или другим оскорбительным действиям. На практике это означает, что ты можешь схватить его железной хваткой. Но не можешь ударить ребром ладони".
"Падре Пио однажды сказал, что если посмотреть на жизнь немного шире, то все мы находимся на краю. Разница состоит лишь в том, что одни находятся немного ближе к краю, чем другие".
"Потом наступил следующий день, и он обнаружил, что, единожды возникнув, любовь не тает с восходом солнца и падением занавеса, нет, она продолжается".
Итог
Первым, что сильно зацепило меня в книге, было то, что во время вечерней молитвы, под звучание колокола, весь город становился для героя звуковой картой. Он мог найти любого человека. Поразительно.
Эта не та история, которая не оставит следа. Множество оборванных нитей и вопросов. Но и не та книга, которую я стала бы рекомендовать для легкого чтения. Парадокс в том, что, быть может, в книге и нет ничего. Она сама по себе "страшный гвалт", чтобы, только закрыв ее, мы смогли услышать себя.


Отзыв № 14 (Антея) Страница книги в каталоге

Германия, 1943 год. Отца девятилетнего Бруно назначают комендантом концлагеря. Для Бруно это настоящая катастрофа. Покинуть Берлин, на улицах которого там много интересного, троих лучших друзей на всю жизнь, уютный дом, где столько таинственных уголков и так здорово можно скатываться по перилам. И в этом повинен Фурор, у Бруно никак не получается правильно произнести "Фюрер". Бруно нисколько он не понравился (в честь него был устроен у них дома обед). Фурор ему показался грубым и плохо воспитанным. Перед обедом Бруно вместе с сестрой Гретель допустили поприветствовать Фурора, пришедшего с ослепительно красивой блондинкой. Вот она очень понравилась Бруно, милая и добрая. Заметила даже, что Бруно слегка жмут новые ботинки. После этого обеда папа и получил новое назначение. Это не очень пришлось по душе маме, ей совсем не хотелось покидать Берлин, хотя она и восхищалась новой формой папы и не преминула сказать об этом бабушке.
– Разве вы не согласны, что Ральфу очень идет его новая форма? Он в ней просто красавец.
– Красавец? – переспросила бабушка, подавшись вперед и глядя на невестку так, словно та повредилась умом. – Красавец, говоришь? Глупенькая! Неужто для тебя это самое главное в жизни? Внешняя красота?
– Я вот думаю, Ральф, – сказала она, – где же я допустила ошибку? Неужто всему виной те спектакли, которые я заставляла тебя играть в детстве? И вот теперь ты предпочел вырядиться марионеткой, которую дергают за веревочки?
– Расхаживаешь тут в своей форме, – продолжала бабушка, – словно она добавляет тебе достоинства и славы. И тебе безразлично, что она на самом деле означает. Что за ней кроется.
– Патриот нашелся! – вопила бабушка. – Приглашаешь на обед бог знает кого. Меня тошнит от твоих замашек! А эта форма… Глядя на нее, мне хочется выколоть себе глаза! Господи, почему я не ослепла, прежде чем ты ее напялил!
На новом месте Бруно было очень скучно, детей здесь не было, поиграть было не с кем. Вернее они были, но находились за высокой оградой, опутанной колючей проволокой. И однажды Бруно, отправился в исследовательскую экспедицию вдоль этой ограды. Мама как раз прилегла отдохнуть после обеда, выпив, как всегда, рюмочку лечебного ликёра. Он шёл долго вдоль ограды.
"Ограда по-прежнему тянулась вдаль, насколько хватало глаз, длинные приземистые строения и печные трубы остались за спиной, и теперь за оградой не было ничего, кроме бескрайней пустоши".
И вдруг он увидел мальчика за забором, очень худенького, примерно своих лет. И очень удивился, когда узнал от него, что они родились в один день. Ребята подружились. Больше Бруно не скучал, у него появился тайный друг Шмуэль. Бруно понял, что о новом друге лучше никому не рассказывать, иначе он может потерять его. Он приходил часто и всегда старался принести Шмуэлю что-нибудь из съестного. Бруно оказался верным другом, он вообще очень славный мальчуган, всегда стремящийся поступать справедливо. Шмуэль никак не мог понять, как у такого доброго симпатичного мальчика, может быть такой жестокий отец.
Конец книги для меня был неожиданным, хотя и полностью соответствует библейскому "Аз воздам".


Отзыв № 15 (Мария В) Страница книги в каталоге

Надо сказать, что человеку, знакомому с шедеврами советской кинокомедии, сложно читать книгу о Бразилии, где главный герой носит гордое имя Педро. Всю дорогу в голову лезли неуместные ассоциации, и веер Калягина не давал покоя. А между тем, книга-то мне досталась серьёзная.
Это цикл небольших новелл о беспризорных мальчишках, всё очень натуралистично, жёстко, и при этом овеяно бразильским колоритом: сельва, самба и прочая капоэйра. Чем-то напомнило рассказы Горького о босяках, но язык у Алексея Максимовича, безусловно, богаче и ярче (или мне достался так себе перевод).
Мальчишки-беспризорники живут в заброшенном пакгаузе. Они грязны, грубы, развязаны, развратны, озлоблены на весь остальной мир. Они умеют дружить, они в глубине души мечтают о маме, о любви, о красивой жизни, о справедливости. Пока читала, вспомнились и Лёнька Пантелеев, и "Флаги на башнях", и "Дом в котором…". Так случилось, что я знаю, как живут и растут сироты, конечно, не бразильские беспризорники начала века, а наши, российские. Но боль в сердце никак не связана с книгой, которую мне "задали на дом". Автор правдив, но не гениален и очень наивен в своём морализаторстве. Он – верный коммунист, марксист и даже, по моим ощущениям, немного (совсем чуть-чуть) фанатик. Однако мы-то с вами знаем, что "взять и все поделить" - это идея "космического масштаба и космической же глупости". Что-то снесло меня не в ту степь и не в те цитаты, вернёмся к нашим баранам.
Итак, автор призывает искоренить социальную несправедливость, оправдывает кровавые бунты, резню, грабёж. И как же я удивилась, когда узнала, что этот писатель "вырос" из критического реализма и стал творить в жанре реализма мистического. Впрочем, когда перестаёшь верить в возможность социалистического рая, то начинаешь проникаться мистикой. Те, кто застал эпоху Брежнева, меня поймут.
Обязательно полистаю другие книги автора, но чудес от него не жду.
Кстати, американцы сняли фильм по этой книге, о качестве картины судить не буду, но саундтрек потрясающий.
P. S. Не получилось у меня отзыва под лозунгом "Читают все!", провалила задание.


Отзыв № 16 (Зубастик) Страница книги в каталоге

Для прочтения мне модератор предложил две книги и обе оказались уже прочитанными мною несколько лет назад.
И если первая вызвала трепетный восторг и слёзы, то вторая раздражение и недоумение.
Вот вторую-то я и выбрала для написания отзыва. Скажу честно, чтоб прочесть её во второй раз мне пришлось себя настроить. Было любопытно, как она будет воспринята мною спустя 10 лет.
Итак, перед нами разворачиваются события первой мировой войны, на фоне которых происходит встреча и развитие отношений двух молодых людей.
Оба героя не вызывают положительных эмоций как только открывают рот. Герой отправился на войну добровольцем, НО. Он себе совсем по другому представлял войну и рассчитывал на что-то совсем иное. Столкнувшись с суровой реальностью, герой проявился в истинном свете – он слабохарактерен, безволен и, я бы сказала, труслив.
Он поступает так, как ему комфортно и удобно, кто его может за это упрекнуть, он ведь всего лишь человек? Но в таком случае нужно было сидеть дома, а не рваться на фронт, но парню видимо хотелось острых ощущений. И тут он встречает героиню и нет… любовь с головой его не накрывает….
Героиня, это отдельная песня. Идеальная женщина, с точки зрения автора, много не говорит, если говорит, то всё ни о чем, всегда и на всё согласная. Даже переболеть не очень веселой болезнью…
И на протяжении всего романа эти двое … любятся... по-другому я это назвать не могу.
И если в любовь героини поверить еще можно, то в чувства героя для меня верить сложно.
Герою сначала просто скучно, потом было удобно, до самого последнего момента.
И, да простят меня поклонники, сюжета тоже в книге нет. То, что описано/написано никак не вяжется в цельное. Разрозненные попытки показать в сравнении ужас войны и красоту любви, на мой взгляд, провалены.
К концу повествования было стойкое ощущение, что герой устал не только от войны, но и от всего, того, что вокруг – жизни в изгнании, отношений, маячившей перспективы женитьбы и отцовства...
Кажется он почувствовал облегчение… "Это было словно прощание со статуей".


Отзыв № 17 (Аллекса) Страница книги в каталоге

"Реквием любви"
Любовь всесильна:
нет на земле ни горя – выше кары ее,
ни счастья – выше наслаждения служить ей.
Уильям Шекспир

Начиная с первых строк, эта книга пропитана любовью, любовью женщины, страстной и сильной, любовью, ставшей смыслом ее жизни. Это Песня любви. Какая она "любовь всей жизни"? Это не была любовь с первого взгляда, ведь она полюбила его еще до появления его в ее жизни. Это любовь маленькой девочки, спящей на холодном полу в ожидании его шагов в коридоре, это побег юной девушки в другой город, лишь бы увидеть свет его окон, это самой среди сплетен и осуждения растить его дитя, обожать и лелеять этого ребенка, как величайший подарок, который он мог ей подарить!
И читая не отрываясь, постепенно начинаешь понимать, что это не Песня, а Реквием. Реквием любви, реквием жизни женщины, посвятившей себя любви человеку, для которого она останется лишь смазанным воспоминанием и безмолвными белыми розами, отсутствие которых, будет единственным доказательством ее существования.
Всю жизнь она ждала, что он услышит ее зов, ответит на ее любовь. "Ты так ни разу и не узнал меня..." - пишет она в своем последнем письме перед тем, как потерять последнее, что у нее осталось - жизнь.


Отзыв № 18 (Orange) Страница книги в каталоге 2 место

Благородство и трусость, предательство и верность, ненависть и конечно же любовь. Нет, это не очередной продукт латиноамериканской "мыльной" индустрии, это – один из лучших образцов своего жанра, прекрасный и притягательный, как и главный "герой" романа. Загадочная история, в которой дух амбициозной западной империи причудливо сплетается с легендой экзотической восточной страны.
Что бы делала типичная юная аристократка, не отойди её родственник в мир иной? Скучала бы в своей роскошной гостиной за традиционной чашечкой пятичасового чая, обсуждая последние сплетни высшего общества. Но судьба оказалась к ней благосклонна. Дядя счастливо помер и оставил ей в наследство величайшую индийскую драгоценность с длинным шлейфом убийств и проклятий, тем самым втянув девушку и её окружение в таинственное расследование. Безмятежное и скучное викторианское "болотце" сразу оживилось. Его обитатели получились у автора просто бесподобны, а изящный стеб над ними доставляет удовольствие.
Язвительный шовинист-дворецкий, фанат "Робинзона Крузо" (Даниель Дефо поблагодарил бы за рекламу), чопорная религиозная фанатичка-ханжа (Свидетели Иеговы курят в сторонке), пылкий влюблённый, полностью преданный своей даме сердца (ну просто рыцарь без страха и упрёка), талантливый сыщик, с таким неожиданным на первый взгляд хобби (вы сразу поймете, почему у последующих книжных детективов такие "недетективные" увлечения и чудные странности, да-да, традиция заложена в этом романе). А если бы в Англии того времени существовал аналог Госнаркоконтроля, то автора точно бы упекли за пропаганду опиума. Его интеллигентнейший и благороднейший персонаж – врач-наркоман (интересно, читал ли сценарист "Хауса" книгу?). Человек тонкой ранимой души, вызывающий симпатию своим умом и сочувствие трагичной судьбой, настоятельно рекомендует "Записки курильщика опиума" и считает его превосходным лекарством.
Роман для всех, кто хочет расслабиться и окунуться в атмосферу "старой доброй Англии", наслаждаясь красивым слогом и увлекательным сюжетом. Эффект присутствия обеспечен. Для тех, кто любит семейные саги и драматические истории. Автор мастерски перевоплощается от героя к герою, меняя речь, интонации, жизненные ценности, привычки. Ну и конечно же любители детективов по достоинству оценят интригу. Новый рассказ-новый подозреваемый. Мистическое, невероятное исчезновение объясняется вполне земными и реальными алчностью, подлостью и лицемерием. Плюс психоанализ, проблемы сознания и следственный эксперимент. Высокая планка для современных авторов жанра, поднятая в далёком позапрошлом веке.


Отзыв № 19 (tabushechka) Страница книги в каталоге

История не стоит на месте, но, как и все в истории, за некоторые её страницы спустя годы может быть мучительно стыдно. Книга, которую мне посчастливилось прочесть благодаря Клубу домашнего чтения, повествует как раз об одной такой странице мировой истории - которая, может быть, еще и не до конца перевернута.
Во второй половине ХХ-го века, когда эта книга увидела свет, для лечения буйно помешанных в психиатрических клиниках Америки широко использовались методы насильственного хирургического вмешательства, в том числе - лоботомия (метод лечения, который сейчас считается синонимом жестокого обращения с человеком и нарушением его неотъемлемых гражданских прав). Автор тому свидетель: для того, чтобы собрать материал для своей книги, он проработал год в одном из таких заведений в должности простого санитара.
Бунтарская душа автора, тогда еще молодого человека, требовала перемен, которых он пытался добиться Словом, и Слово это прозвучало (я б даже сказала, что оно выступило со своим решительным: "Вы что, ку-ку?"). Люди его услышали. Заработали правозащитные механизмы. Многие болезни потеряли статус психических, из-за чего многие бывшие заключенные этих исправительных учреждений получили право без стыда смотреть на себя в зеркало (например, представили сексуальных меньшинств после 1973 года), а новые демократические веяния и инициативы получили хорошую основу.
Короче. То, почему когда речь идет о взаимодействии общества, государства и потерявшего разум индивида, многим эта книга на ум приходит чуть ли не первой, совсем не удивительно.
Повествование в ней ведется от лица индейца-полукровки, который, пройдя Вторую мировую войну, обнаружил, что не может ужиться с миром, за что оказывается помещен в специальное учреждение, за высокий забор. Там он на собственной шкуре выясняет, что Система, властвующая внутри этого учреждения, мало способствует тому, чтобы хоть кто-то из её подопечных встал на ноги, и сам за его забор вышел. Чтобы избежать общепринятых в ней цивилизованных практик медицинской помощи, он прячется под маской слабоумного дурачка. Но годы лечения берут свое: он начинает видеть вокруг себя насланный медикаментозно Туман, а по ночам его преследуют страшные кошмары, где людей сжигают заживо в подземном бункере. Старшую медсестру, мисс Гнуссен, он считает главной в происходящем и твердо уверен, что, то отделение, в котором они все находятся - это фабрика в некоем Комбинате: "здесь исправляют ошибки, допущенные по соседству, в церквах и школах. Когда готовое изделие возвращают обществу, полностью починенное, не хуже нового, а то и лучше, у старшей сестры сердце радуется"...
Именно там по воле случая оказывается главный герой нашей книги, настоящий ирландец по крови. Успев за свои тридцать лет изрядно покуролесить, он частенько оказывался за решеткой. Однако из тюрьмы в этот раз он сразу попал в психбольницу, потому что кто-то там наверху решил, что его зацикленность на юбках и постоянная драчливость свидетельствуют о том, что он явный психопат. Однако же подобный поворот в своей карьере он воспринял нормально: завзятый картежник, он рассчитывал поправить свои финансовые дела за счет "постояльцев" больницы, и отдохнуть от тюрьмы, если на то пошло.
Он не ожидал, что какая-то психлечебница подвергнет испытанию чуть ли не все его жизненные приоритеты.
Фигура главного героя чуть не с первого взгляда вызывает бурный протест в душе старшей медсестры. Эта женщина посвятила всю свою жизнь исполнению возложенных на неё государством обязанностей, и, конечно же, она истинно верит в то, что не делает с учрежденным к ней больными ничего сверх меры. Но это никак не связано с тем, что любой, кто попадает к ней застенок, скоро начинает верить в то, что он, как психический больной, не имеет права находиться не только в коллективе нормальных людей, но и среди таких же умственно неполноценных, как он. Хотя... Как однажды сказал один пациент главному герою: "Мы все кролики и находимся здесь не потому, что мы кролики, но потому, что не можем привыкнуть к своему кроличьему положению".
Здесь же я должна сделать небольшое отступление и сказать, что автор в своей книге рисует поистине беспощадные картины умолкнувшего и пристыженного разума, который не в силах попрать социальные нормы и апеллировать к истине. У нас с вами другое время. Но книга, про которую я сейчас говорю, действительно была написана человеком, который что-то несомненно важное понимал о человеке и о его жизни. Я, например, его идею поняла так: есть люди, которым нужны усилия, чтобы отвоевать себе хотя бы крохи разума, причем отвоевать даже не у системы, а у той жизни, которая была им отдана. Поэтому несправедливо, когда при этом им приходится бороться еще и с системой.
Вернемся к книге.
Постепенно показывается, как противостояние ирландца и старшей сестры набирает обороты, и скоро в него вовлечены уже чуть ли не все больные отделения. Рисуется картина, где никто из противоборствующих сторон не желает уступать другому даже в малости, а уступая, мстит в тройном размере. Но развязка все равно ставит все на свои места. Последние события в книге ударяют болезненно по каждому участнику сего действа, но вместе с тем эти же ужасные события заставляют многих больных, которые пусть даже за людей себя не считали, увидеть себя в новом свете. А это бесценно, если я правильно понимаю.
Но особое удовольствие у меня вызвало поведение главного рассказчика этой книги в самом конце повествования. "Сумасшедший" индеец обретает истинную свободу, потому что в его случае это еще и возвращение к истокам. Он, наконец, сбегает из этой психлечебницы, потому что никто не в праве отобрать у человека его свободу, кроме его самого - да и это относительно.


Отзыв № 20 (Peony Rose) Страница книги в каталоге 3 место

"Прочтешь – и ты уже пронизан и пронзен" (с)
Привет тебе, автор. Я пишу из будущего, о котором ты так много и тяжко размышлял. Знаешь, какое оно? Почти такое, каким ты его описал в романе.
Нет, нас пока не зачинают в пробирке массово, не делят на касты еще зародышами, не облучают рентгеном, не укупоривают в бутылки, не воспитывают в общественных домах. Мы пока не рождаемся на конвейерах, под грохот и лязг всесильных механизмов. У нас пока есть свобода выбора, но ее все меньше. Нас нежно, терпеливо, неустанно учат любить собственное рабство – учат еще в утробах матерей, вещая с широкоформатных телеэкранов, в школах, где уроки истории превратились в жалкое зазубривание цифр и фактов без их всестороннего осмысления, в университетах, где нищие преподаватели вынуждены писать красивые отчеты об успеваемости студентов, на работе, где нужны "эффективные менеджеры", послушные винтики, а не мыслящие люди.
Да, семья почти разрушена – разводов все больше, детей все меньше, а те, что есть, наблюдая за отношениями родных, подрастая, все настороженнее относятся к слову "брак". Сексуальная революция уже прошла, вполне благополучно, ныне разрешено все, что не запрещено законом, а в ближайшем будущем, вероятно, и последние запреты падут под натиском все тех же лозунгов "свобода, равенство, братство" или "общность, одинаковость, стабильность".
Вместо выдуманной тобой сомы – универсального наркотика без последствий – у нас есть виртуальные сети, вместо "ощущалок" - оборудованные электроникой саркофаги, с иллюзией полного погружения в любую реальность, или громадные кинотеатры с оглушительным звуком, натуральными запахами, специальными очками и постоянно мелькающей рекламой, внушающей покупать, покупать, покупать…
Христианство, как и иудаизм, ислам и буддизм, пока не умерли. Правда, их всячески высмеивают, ты ведь сказал, автор, что традиционная религия, утверждающая величие человека, и тоталитарное общество Сверхконтроля практически несовместимы. Есть замечательные, умные способы их обезвредить - например, факультативы с обязательным набором цифр и фактов и равнодушными преподавателями. Если все сложится, через одно-два поколения нынешние дети приучатся с насмешкой говорить: "Ах, да… эту ерунду нам давали в школах, я все об этом знаю, и давай-ка лучше погоняем за городом на моей новой тачке?" А потом и факультативы станут не нужны.
Наследие древнегреческих полисов, философия Паскаля, сонаты Бетховена, офорты Гойи – ты совершенно прав, автор, все это годится только для растопки полезного, фосфатосберегающего заведения. К чему Шекспир, когда есть клубнично-сомовые оргии? А новое общество нужно строить на прочном фундаменте всеобщего удобства, благополучия, практичности. Общность, одинаковость, стабильность – ключ к счастью.
Научный прогресс и высокие технологии не сделали нас счастливее, напротив, подвели к порогу, за которым начинается ужас тотального разрушения. И либо прогресс продолжится, либо придется от него отказаться во имя стабильности – все именно так, как ты говорил.
Автор, автор… зачем ты кричишь мне своей безумной и прекрасной симфонией слов, напоминая, что рабство любить нельзя? Я это знаю. Но знание – это еще не все, автор, далеко не все. Нужна сила воли и храбрость, едва ли не большая, чем требуется на войне или во время природного катаклизма.
Это ведь страшно, автор – быть не как все. Это так страшно – ненавидеть раба в самом себе.
Закрывая книгу, я вспоминаю одного абсурдиста. Ему однажды приснилось, будто все вокруг превратились в носорогов, и только он один уцелел. А потом поглядел на окружающих – и с горя сам стал носорогом. Стая, стадо, рой, племя, общность. Одинаковость спасительна.
R.I.P., автор. Я стараюсь верить, так же, как и ты, что мы не уничтожим сами себя, и протягиваю руку через темноту разделяющего нас столетия. Благодарю тебя за урок, за искусство слова и за безнадежную, отчаянную надежду. И просто за то, что ты – был.


Отзыв № 21 (La comtesse) Страница книги в каталоге 1 место

Смысл игры в го заключается в противостоянии умов двух игроков.
Один играет за белые камушки, второй — за черные. Доска — гобан — разлинована на квадраты, и каждая линия — это путь, по которым камушки передвигаются, захватывая камушек противника в ловушку. Обдумывание хода порой занимает несколько часов.
Ход — это просто движение камушка от одного перекрестка к другому. Это росчерк пера, это лишь секундный скрежет керамики по дереву. Чуть слышный — значит, противник задумчив, резкий — значит, он перевозбужден или нервничает. Игроки понимают чувства друг друга в этот момент, как никто другой.
Го — это противостояние умов. Соперник проникает в твой разум, пытаясь предугадать действия на несколько шагов вперед. Сейчас во всем мире для тебе нет ближе человека, сидящего напротив за разлинованной доской с выложенными на ней камушками.
* * *
Я родилась и выросла в Маньчжурии. Мне только что исполнилось шестнадцать, и я учусь в старших классах. Многие считают, что моей семье пора подумать над моим будущим и выдать меня замуж, иначе я рано или поздно натворю бед. Замужество с незнакомцем пугает меня, пример моей сестры и подруг доказывает, что в браке женщина страдает, а мужчине все равно. И между тем я чувствую в себе что-то... Я готова переродиться, я хочу знать тайну, я должна стать женщиной.
Я затеваю игру, серьезность которой мне пока непонятна. Есть два студента — такие разные друзья. Есть два друга, влюбленные в меня. Они соперники в любви, а мне не интересен один без другого. Я начала игру, считая себя такой взрослой... Поначалу я их не знала. Я и себя поначалу не знала. А потом стало поздно...
* * *
В этом мире нет страны, прекраснее Японии. Природа, искусство, политический строй, жители — во всем мы превосходим наших ближайших соседей, культура которой некогда легла в основу нашей. Нет японца, который бы не гордился своей страной и не шел сражаться за нее и нашего императора с внешним врагом.
Война поэтизируется, но я уже понял, что это только средство пропаганды для молоденьких солдат, воодушевленных, как древние самураи, смертью за императора. Моя мать пишет, что гордится мною, что для нее нет и не будет большего счастья, если ее сын умрет за императора и страну солнца. Но между строк я читаю: моя смерть убьет ее.
Мы привыкли жить в ужасных условиях и довольствоваться малым: простой пищей и случайными женщинами. Мы платим им за доставленное удовольствие. Это реалии войны. Жить здесь просто для тех, кто не думает. А для таких, как я, важно найти отдушину.
Я каждый день хожу на площадь играть в го.
* * *
Некогда прекрасный край сегодня залит слезами и кровью. И кровью обливаются сердца женщин Маньчжурии. Матерей, чьих сыновей-революционеров расстреляли на площади. Жен, чьи мужья попали в плен и убиты захватчиками из Японии. Мы здесь, в древнем городе Тысячи Ветров, еще живем, не замечая бедствия, но уже есть те, кто бежит во Внутренний Китай, в Пекин.
Есть два друга, влюбленные в меня... Я потеряла обоих, играя с ними во взрослую. Я жду ребенка от человека, который мертв. Чтобы не позорить семью, я уеду завтра с Цзинем в Пекин. Если только...
Еще есть третий. Я не знаю о нем ничего — ни имени, ни прошлого, ни настоящего... Я знаю его здесь и сейчас. Он тот, кто способен меня понять, хотя мы практически не разговаривали. Словами, я имею в виду. В переводе с нашего языка го означает "разговор руками".
И тем не менее, когда я попросила увезти меня отсюда, он предал меня и ответил отказом.

* * *
Мой младший брат изучал классическую литературу в университете. Я знаю ее на порядок хуже, но люблю не меньше и часто вспоминаю при подходящем случае, нахожу параллели с современными реалиями... Литературу мы тоже переняли у Китая многие сотни лет назад, и тоже в процессе развития, как и в мастерстве и искусстве игры в го, превзошли своих соседей. И все же у нас одни корни, и мы ближе, чем кажемся.
Я и моя любимая тому доказательство. Не умения играть в древнюю настольную игру нас сблизило, а то, как мы одинаково воспринимаем этот мир. Я вижу, что она на грани, но не могу спасти ее.
Мы расстаемся, и если мы встретимся вновь, то умрем. Так что лучше бы нам не встречаться. Но никому не ведомо, что начерчено в книге судеб. Наш отряд перебрасывают в Пекин, далеко от города Тысячи Ветров, но я чувствую, что скоро мы встретимся, чтобы вместе умереть...
* * *
Жизнь проживаем,
Играя партию в го,
Но, заигравшись,
Можно попасть в ловушку.
Жизнь не щадит подобных.

От автора: отзыв построен по аналогии с самим романом, где форма — это чередование историй-монологов двух главных героев.


Голосование завершено. Поздравляем победителей

Всего проголосовало: 49

Поделиться впечатлениями и обсудить конкурс можно в теме на форуме

Поделитесь ссылкой на конкурс с друзьями:


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение