Существует синева серебряная, синева голубая и синева грозовая. И в каждом цвете есть своя сила, мощь, которая либо делает тебя счастливым, либо отталкивает от себя, вызывает неприятие. Для тех людей, кто не причастен к искусству, цвета остаются просто цветами, а оттенки - просто оттенками. И все. И также незамеченным проходит воздействие их на дух человеческий, блуждающий между раем и адом.
Это сказал Эмиль Нольде немецкий живописец и гравер один из ведущих немецких художников-экспрессионистов, считающийся одним из величайших акварелистов XX в.
(7.04. 1956г - 15.04.1956г)
Нольде получил известность благодаря своим выразительным цветовым решениям. Он известен своей энергичной манерой письма и выразительным выбором цветов. Золотисто-желтый, глубокий красный частое явление в его работах, картины его то кажутся светящемися, то очень мрачными. Его акварели живые с мрачными грозовые ландшафтами. У Нольде напряженная сосредоточенность на цвете отражает его постоянный интерес к искусству Винсента Ван Гога.
Эмиль Нольде родился 7августа 1867года в местечке Нольде и был в семье четвёртым из пяти детей. До 1920 года эта территория входила в состав Пруссии. После передачи территории Дании Нольде получил гражданство Дании, которое он сохранил до конца своей жизни. Юношеские годы Эмиля, младшего из трёх сыновей в семье, прошли в бедности и были заполнены тяжёлым трудом. С 1884 по 1891годЭмиль Нольде обучался во Фленсбургской школе художественных ремёсел на резчика и художника, участвовал в реставрации алтаря Брюггеманов в Шлезвигском соборе, побывал в Мюнхене, Карлсруэ и Берлине. После 1902 годаЭмиль взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. До 1903 года Нольде ещё писал лирические пейзажи. В 1906-1907 годах Эмиль Нольде входил в художественную группу "Мост" и там познакомился с Эдвардом Мунком. В 1909 Нольде стал членом Берлинского сецессиона, художественного объединения берлинских художников и скульпторов конца XIX века, отвергавших доминировавшее в то время академическое искусство. В это время появились его первые работы на религиозные темы: «Причастие», "Троица"«Осмеяние». В 1910 - 1912 годах к Нольде пришёл первый успех на выставках в Гамбурге, Эссене и Хагене. Нольде также писал картины о ночной жизни Берлина, где часто жила его жена-актриса, театральные зарисовки, натюрмоты из масок, 20 работ «Осеннее море» и «Житие Христа» в девяти частях. В 1913-1914годах Нольде совершил поездку в Южное полушарие, как член Германо-новогвинейской экспедиции, впечатления от этой поездки отразились в его картинах. В 1920 году он принял датское гражданство.
После осушения земель Утенварфа Нольде переехал вместе со своей женой-датчанкой Адой Вильструп на немецкую территорию, где местность напоминала ему его родной Нольде. Здесь Нольде построил по собственному проекту новый дом с мастерской, возвысившийся над окружающей местностью как средневековая крепость. К 60-летию Нольде в 1927 году в Дрездене прошла юбилейная выставка художника.
Нольде давно был убеждён в превосходстве «германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая вошла в состав датского отделения НСДАП. Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным. Более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью — уничтожены. В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели, назвав их впоследствии своими «ненаписанными картинами». Всего Нольде написал около 1300 акварелей. Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.
После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн. До 1951 года Нольде написал ещё около ста картина и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества. Эмиль Нольде был похоронен в Зеебюле рядом со своей женой.
Творческое наследие Нольде легло в основу созданного в 1957 году Фонда Ады и Эмиля Нольде в Зеебюле, открывшего в доме художника его музей. Фонд организует в нём ежегодные сменные выставки произведений художника. Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек.