Традиции и обычаиВедущий рубрики: Миссис Шах

КАСТЫ

Обновлено: 22.01.10 17:16 Убрать стили оформления
 
                          Каста – слово португальского происхождения, означающее «род, вид». Так португальцы, попавшие в Индию в 15 веке назвали множество особых групп, на которые было разделено индийское общество. В самой Индии касты называются джати, т.е. «происхождение». Точное число каст никто не назовёт, но считается, что их около 3 тысяч. Самые многочисленные – низшие касты, охватывающие около 40% всего населения, а самые малочисленные – высшие, на долю которых приходится всего лишь 8 % населения. В средние касты входит примерно 22% индусов. Ниже всех, за пределами иерархии всегда находились неприкасаемые: их около 17%. Их профессиональные задачи очень разнообразны: каст неприкасаемых великое множество – они выращивают и забивают скот, сдирают с животных кожу или ловят рыбу. Неприкасаемые выполняют нужную обществу работу, но так как они соприкасаются со смертью и даже несут ее другим существам, их занятие считается оскверняющим тело и душу.

Первоначально существовало 4 касты. По легенде, все люди возникли из разных частей тела бога Брахмы: из головы получились духовные лидеры – жрецы (брахманы), из рук бога – воины (кшатрии), из тела – вашьи, то есть те, чьи занятия связаны с торговлей и бизнесом, купцы и банкиры, ну а из пыльных ног – шудры: ремесленники, крестьяне, слуги и прочий трудовой люд. Интересно, что есть даже каста воров и грабителей. До недавнего времени они находились под полицейским надзором, но большая часть их теперь перешли к земледелию, и за ними известны лишь отдельные случаи мелких краж. их иногда нанимают сторожами, поскольку знакомство с воровскими приемами помогает им охранять чужое имущество.


Принадлежность к касте определяет все: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их,   сообщают им специальные знания, отправляют   все ритуальные церемонии и, наконец, после смерти, бывают преданы сожжению  (или — некоторые — погребению), — все это происходит и производится в соответствии с   теми   правилами,    которые, предписаны каждой касте древним религиозным законом. Каста — это   прежде   всего профессия.    Профессия, которая переходит от отца к сыну, которая зачастую не меняется   на   протяжении   жизни   десятков   поколений. Профессиональное  мастерство входит  в  плоть и  кровь, всасывается с молоком матери, становится неотъемлемой частью каждой личности.

Испокон века в индийской деревне живут наряду с членами земледельческих каст члены ремесленных, без чьих услуг не могут обходиться крестьяне. Так, обязательной  фигурой  каждой деревни является горшечник Целый день, от зари до зари, вертится на его дворе тяжелый гончарный круг, возле которого как прикованный сидит на корточках он сам — виртуоз своего дела. Методично бросает он на середину вращающегося круга комья мокрой глины, слегка касается их пальцами, неуловимым движением поворачивает кисти рук, похлопывает, поглаживает глину, и на ваших глазах, словно распускающиеся цветы, возникают из бесформенных этих комьев земли вазы, чаши, кувшины, чашечки — сосуды любой формы, размера и вида и любого назначения. Без кривизны, без неровностей, без ущербин — само совершенство. 

 

Его сын тут же. В пять-шесть лет он будет помогать отцу раскручивать гончарный круг, месить глину, формовать и подавать ему комья-заготовки. А в десять уже сам сядет на корточки возле круга и станет повторять движения отца, станет сам создавать вещи и относить их заказчикам.

И так в каждой касте, в каждой профессии: сын принимает ремесло из рук отца.

Если деревня маленькая, то и горшечник один. И один кузнец. И ювелир. И ткач. А в больших селах и городах горшечники селятся целой улицей. И плотники. И кузнецы — изготовители металлической посуды. И ткачи. И красильщики тканей. И ювелиры. И кожевники. И сти-ралыцики. И мусорщики И брадобреи — они же массажисты и свахи. И все те, без чьего ремесла и уменья не проживут ни пахари, ни торговцы, ни учителя, ни жрецы  — брахманы.

У каждого ремесленника, как и у каждого брахмана, есть исстари определенный круг семей, прибегающих к его услугам. Если это семьи из высоких каст, то и обслуживающий их ремесленник считается членом более высокой подкасты — группы   внутри своей касты.   Если это низкокастовые семьи, то и подкаста ремесленника более низкая.

Давняя взаимная порука связывала семьи обслуживаемых и обслуживающих. Ни та ни другая сторона не могла беспричинно порвать установленные связи и вступить в такие же деловые с другими семьями. Если такое случалось, то сразу же вмешивался катовый панчаят – выборное правление касты – и привлекал виновных к самой строгой ответственности.

И такие формы отношений, такие производственные связи служили в течении многих сотен лет основой, схемой, на которой строилась и в которую укладывалась вся многосторонняя жизнь любого поселения.

Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой – с тем вводом традиционных религиозных предписаний и запретов, создание которого приписывается богам, божественному откровению.

                                                                                        

Дхарма каждой касты диктует ей внутрибрачие – только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как ты, поэтому только она может стать твоей женой и матерью твоих детей, - и редкая семья возьмет в жены юноше девушку из другой касты.

В касту нельзя вступить, её членом можно только родиться. Человек «приговорён» к своей касте пожизненно; никто не имеет права выбирать касту или менять её по своему усмотрению.

Свыше двух тысяч каст существует в Индии. Кастовый строй уподобляет индийское общество улью с горизонтальными слоями сотов. Каждый слой был столетиями изолирован от другого системой запретов взаимного общения и, главное, перемены профессии, и каждая ячейка каждого слоя изолирована от соседней ячейки запретами взаимных браков.

Высокие не должны общаться с низкими – ни есть вместе, ни пить из рук, ни курить вместе, ни смотреть на их женщин, ни разрешать своим детям играть с их детьми. Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус

Трудно, бесконечно трудно в Индии бороться с кастовым строем.

Ни раз на протяжении истории страны влиятельные и властные вероучители поднимали свой голос против кастового деления. Не раз возникали религиозные общины, первой статьей своей программы провозглашавшие неприятие кастового деления. И что же? Вероучители в конце концов умывали руки и принимали касты как непреложный факт, а религиозные общины кончали тем, что сами делились на касты.

Только капитализм, только и единственно капитализм смог сделать то, что было не под силу ни учителям веры, ни правителям, ни политическим деятелям, - подорвать основы каст и положить начало их распаду.



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 0

Список статей в рубрике:
30.01.10 19:13  Индийская свадьба   Комментариев: 1
22.01.10 17:16  КАСТЫ
Добавить статью | Болливудомания | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение