Родилась в 1950 году в семье поэта Кэйфи Азми и Шаукат, знаменитой актрисы Ассоциации народных театров Индии. В 1972 году закончила в Пуне (возле Мумбая) актёрский факультет Института кино и телевидения. На экране дебютировала в 1974 году в посредственном фильме Х. А. Аббаса "Faasla", выпущенном уже после её появления в "Ankur" (реж. Шьям Бенегал, жаль, что этот фильм так и не увидели у нас в стране). Затем стала регулярно сниматься в фильмах Бенегала ("Nishant", у нас в прокате "Конец ночи"; "Junoon"; "Mandi" - "Рыночная площадь"; "Susman"; "Antarnaad"). Как и Смита Патиль, Шабана - выдающаяся актриса, выдвинутая Новым индийским кино, работавшая, например, с Сатьяджитом Реем ("Shatranj Ke Khiladi" - у нас в прокате " Шахматисты"), Мриналом Сеном ("Genesis" - "Генезис", "Khandhar", "Ek Din Achanak"), Саидом Мирзой ("Albert Pinto Ko Gussa Kyon Aata Hai"), Гаутамом Гхошем ("Paar"), Саи Паранджпэ ("Sparsh","Disha"), Апарной Сен ("Picnic", "Sati" -у нас в прокате "Обряд сати") и Махешем Бхаттом, в том числе в его знаменитом фильме "Arth" --"Осознание"). Работала также с западными режиссёрами ( с Джоном Шлесинджером в "Madame Sousatzka", 1988, с Роланом Жоффе в "City of Joy", 1992). После "Fakira" Шабана стала ведущей звездой всего болливудского кинематографа на хинди. Она снималась в "Amar Akbar Anthony" (реж. Манмохан Десаи), в "Jwalamukhi" (реж. Пракаш Мехра). В своих "art" фильмах она первоначально прибегала к натуралистической манере исполнения, равно как и полностью отказывалась от грима, делая упор на региональные говоры (например, на сельский акцент языка телугу в "Ankur" и "Nishant" или на диалект парси в хинди в фильме "Pestonjee") и применяя сценическую технику чередования случайных движений и драматической жестикуляции.
Некоторое время была председателем Общества детских фильмов. Известна также как отважная политическая деятельница, связанная с Nivara Hakk Samrakshan Samiti (Комитетом защиты прав обездоленных) в борьбе на процессах против обитателей бомбейских трущоб и тротуаров и с различными антикоммуналистскими организациями, где она играла чрезвычайно эффективную и заметную роль, как, например. в ходе общинных беспорядков в Бомбее в 1993 году. Шабане удивительным образом удаётся сочетать игру в кино и театре с политической деятельностью. В одном из интервью она сказала, что лучшие свои роли за последние несколько лет она сыграла в фильмах "God Mother" (1999, реж. Винод Пандэ), "Tehzeeb" (2003, реж. Кхалид Мохамед), "Morning Raga" (2004, реж. Махеш Даттани) и "15 Park Avenue" (2005, реж. Апарна Сен). Шабана Азми мечтает сняться вместе с Пратиком Баббар, сыном Смиты Патель. Осталось только найти подходящий сценарий .
Фильм "Loins of Punjab Presents" (реж. Маниш Ачарья) признан лучшим художественным фильмом на "2007 First Run Festival" в Нью-Йорке. В этой картине Шабана играет злобную женщину Рриту (пишется с двумя "р") Капур из высших слоёв общества. Информация взята с сайта: http://sitaara.narod.ru/actors.htm Благодарю!
Фильмы с Шабаной Азми, которые мне понравились:
Конец ночи
В ролях: Насируддин Шах (Вишам), Амриш Пури (Заминдар), Смита Патиль (Рукмани), Кулбушан Карбанда (Патель), Гириш Карнад (учитель), Шабана Азми (Сушила)
Производство: Индия, 1975, 140 мин. Вишам — младший сын влиятельного деревенского землевладельца - Заминдара. В отличие от отца, который ради достижения своих цепей не гнушается нарушать закон, у Вишама нет вредных привычек. Он женат на Рукмани и хранит ей верность.Вскоре в деревню приезжает новый учитель с женой Сушилой и однажды поздно, под конец ночи, Вишам видит как несколько человек насильно захватывают Сушилу и увозят ее прочь...
Одна ошибка
Режиссёр: Рама Рао Татинени В ролях: Рекха (Садана), Джитендра (Рам Кумар), Шабана Азми (Минакши), Мазхар Кхан (Тег), Юнус Парвес (Лаллулал), Асрани (Манохар)
Производство: Индия, 1981, 144 мин. Все здесь завершается счастливым соединением влюбленных, как и положено в индийских фильмах. Впрочем, не будем торопиться со свадьбой героев этой весьма поучительной истории. Тем более, что некий Рам Кумар уже спешит на автобус, где окажется рядом с очаровательной молодой женщиной, в которой с трепетом узнает свою бывшую жену...
ГОСПОДИН
Мой любимый фильм с Шабаной Азми – «Господин» (или «Хозяин»). Режиссер - Басу Чаттерджи . Шабана с лиризмом и нежностью рассказала историю своей героини Мини, мучающейся сложной двойственностью чувств: любви прежней, оставшейся со времени ее девичества, и любви нынешней, к своему мужу, только сейчас рождающейся, вызревающей в ее душе. Вкратце сюжет таков: юная Мини влюблена взаимно в молодого человека, однако её отец не посчитался с чувствами дочери и выдал её замуж за другого. К сожалению, юноша не вступился за свою любимую и предпочел отойти в сторону. Мини переехала от отца в далекую деревню к своему мужу, совершенно незнакомому для неё человеку! Фильм полон не только любовных переживаний, но и юмора. Для Мини и её мужа наступило время узнавания друг друга. Он оказался чудесным, добрым, чутким мужчиной. Свекровь и золовка, конечно, доставили юной жене неприятных минут. И постепенно Мини прониклась уважением к своему мужу,
Мне в юности так понравился этот фильм, что я написала стихотворение.
Я не твоя.
Я не твоя, я не твоя, любимый,
Но мне тебя вовек не разлюбить.
Наверно, это ветер шаловливый
Задумал нас с тобою разлучить.
Ты далеко. Мечты мои с тобою.
Любимый мой, не забывай меня!
И пусть не знает никогда покоя
Душа твоя, мою любовь храня!