Дочь Тринабинду

Обновлено: 01.06.17 20:00 Убрать стили оформления

 

       На далеком севере, в краю мглы и снегов, возвышается священная гора Меру, обитель богов и блаженных. Высота ее такова, что ни человеческое, ни орлиное око не может разглядеть вершины, четыре ее склона подобны драгоценностям – серебру, лазуриту, яхонту и золоту. Все жилища богов изваяны из кристаллов, и бесчисленные источники священных вод орошают леса и поля. В совершенном покое бродят по склонам Меру стада бронзоворогих антилоп, а над ними в голубом небе парят птицы с жемчужноперыми крыльями. На рассвете радужные рыбы выпрыгивают из озер и воспевают мудрость Создавшего все миры, а на закате бабочки танцуют в садах и славят вечную радость хранителей равновесия. Солнце, луна и звезды вращаются вокруг вершины Меру, средоточия совершенства, и так будет продолжаться, пока не надоест Создавшему все миры, и Он не моргнет три раза. 

Много историй случалось и случается на горе Меру, и вот вам одна из них.

Пуластья, один из праджапати, рожденный могучим разумом Брахмы, был великим мудрецом и наставником многих жаждавших знаний. Лик его был одновременно грозным и светлым, одежды напоминали то белоснежный лед, то алый огонь, речь - то бурлящий водопад, то тихоструйный ручеек. Мановением руки Пуластья мог вырастить дерево, затем он кивал головой – и ветви покрывались сразу и цветами, и плодами, а потом, после легкого дуновения мудреца, на этом месте появлялась охапка дров. В минуту моления сосредоточенность его была такова, что, если бы и молния упала рядом, ритм его дыхания не изменился бы и ни единый мускул не дрогнул. Когда Пуластья диктовал ученикам длинные пураны, останавливался он не ради себя, ибо усталости не ведал, а ради их смертной немощи. Он исследовал добро и зло повсюду, и мало-помалу сумма его знаний неимоверно возросла.

В эпоху Трета-юги уменьшилось благочестие во всех мирах, и даже аскеты, столпы мудрости, пошатнулись в своих убеждениях и поддались порокам, что уж говорить о простых смертных и мелких божествах. И вот однажды Пуластья решил совершить паломничество в один из величайших ашрамов горы Меру и взойти на следующую ступень духовного совершенства. Однако по пути его стали одолевать мрачные мысли. «Увы, миновала эпоха, когда все живые существа чтили Брахму, Вишну и Шиву, теперь не песнопения слышу я в жилищах блаженных, а крики и ругань, не молитвы, а смех и стоны сладострастия. Если и здесь нет мне радости, то куда уйти, чтобы вновь ее обрести?..»

И с хмурым ликом и тяжелым сердцем мудрец вошел в ашрам, склонился в поклоне, зажег благовония перед статуями божеств, поприветствовал других насельников и отыскал местечко для моления. Но сосредоточиться, как прежде, он не мог. Часы шли за часами, и Пуластья почти отчаялся обрести точку равновесия. Но он попытался еще раз, и – о, счастье! – все получилось.

Однако стоило ему увидеть как наяву священный лотос и рассмотреть каждый его лепесток и даже росинки на лепестках, покой ашрама был нарушен. Толпа апсар, хмельных и бесстыдно одетых, ворвалась туда, а за ними последовала толпа их еще более пьяных и дерзких любовников.

- Эй, эй, мудрецы! – орали они аскетам. – Что вы сидите тут, созерцая собственные пупки? Жизнь так хороша, и надо успеть получить все ее удовольствия! Ну и дураки же вы! Э-эй!

Апсары же хохотали и танцевали самые сладострастные танцы, да так, что выведенные из равновесия обитатели ашрама в ужасе закрылись накидками и разбежались кто куда. 

Пуластья встал с земли. Лик его был ужасен, глаза метали молнии, и черные потоки гнева исходили от простертых рук. Но еще страшнее были его слова.

- Вы, дикие и безумные, как посмели осквернить тишину ашрама своим визгом и непристойностями?  Каждый нарушитель покоя этого священного места будет изгнан и наказан за свое преступление. Мужчины, станьте сухими деревьями! Женщины, станьте увечными птицами и вовек каркайте на этих деревьях, и запомните – та, которая еще раз переступит порог ашрама, понесет ребенка во чреве и родит его себе на позор и на горе!

Апсары заметались, поняв, что произойдет, и кинулись вон, к дороге, следом помчались их любовники, но – поздно. Стопы их коснулись утоптанной земли, и все исполнилось по слову Пуластьи, сына Брахмы. Видя превращение, другие мудрецы благодарили его за вмешательство. Только один из них, старый, почти глухой Тринабинду, ничего не понял – он все это время мирно проспал в уголке ашрама. 

В маленьком селении недалеко от ашрама жила дочь Тринабинду, светлоликая и скромная дева Хавирбху-Манини. 

Много добра сделала она за свою короткую жизнь, и много раз поблагодарили ее за это соседи и родственники. И случилось так, что как раз в тот странный день Манини решила сходить в ашрам к отцу и отнести ему приветы от бабушки и деда, а также угощение – вкусные лепешки и сушеные фрукты с медом.

Она подошла к воротам и заколебалась. Уважая покой всех обитателей этого места, Манини очень хотела как-то вызвать отца. Но, как назло, поблизости не было ни одного мальчика-прислужника, все словно исчезли в мгновение ока. Вздохнув и мысленно обратившись к Брахме, Вишну и Шиве, юная дева все-таки шагнула внутрь.

Едва нога Манини оказалась на земле ашрама, все закружилось перед ее глазами, она пошатнулась и... упала без чувств.

Очнулась дева от причитаний отца и летевших ей в лицо брызг ледяной воды.

- Что со мной? – только и смогла она прошептать, испуганно глядя на Тринабинду.

- О, злой день! – взывал между тем ее несчастный отец. – О, зачем же дожил я до такого! Лучше бы мои глаза погасли еще до твоего зачатия, бедная моя доченька! Почему никто не сказал мне? Почему никто не разбудил? Я бы выбежал на дорогу и встал на колени, предупреждая всех дев и женщин, идущих в эту сторону, о черном слове твоем, Пуластья! Милосердия, милосердия, умоляю тебя!

И со стенаниями старик стал рвать на себе волосы и одежду и посыпать их пылью.

Смущенный Пуластья стоял рядом и качал головой. Глядя на деву на земле, он видел и всю ее жизнь, и те дела благочестия, которые она совершила и еще совершит. Точнее, могла бы совершить, не будь у нее во чреве сейчас проклятого плода...

А ведь во всем виноваты не шальные апсары, с горечью понял мудрец, а исключительно он сам и его вспыльчивость. Он потерял голову и изрек проклятье на неповинных, и вот – лежит первая жертва. Как исправить содеянное? Как искупить вину?

- Не плачь, Тринабинду, - обратился он к старику. – Слушайте все. Я признаю, что наказал одинаково и виновных, и невинных и тем нарушил закон Брахмы. Значит, мне и исправлять последствия. Я не могу вернуть изреченное слово, но могу прибавить к нему еще несколько, и вот они: плод во чреве Манини я признаю своим родным сыном и благословляю его дарами аскетизма, чистоты, милосердия и правдивости. Имя ему – Вишравасмуни. А что касается Манини...

Он замолчал и, встав на колени у головы девы, ласково погладил ее по волосам. Манини лишь раз взглянула в его глаза и медленно положила руку на сердце – а билось оно тяжело и возвещало поворот от горя к радости. Она ощутила, как под взглядом Пуластьи внутри зарождается до сих пор неведомое чувство, покраснела и опустила ресницы. Если все, что сказал этот прекрасный мужчина – правда, и она носит его сына, как ей не полюбить его? Да если бы и не было у них ребенка, подумала Манини, она бы все равно побежала за ним на край света по первому знаку...

- Ты станешь моей женой, о, благословенная дочь Тринабинду? – спросил Пуластья, более не касаясь девы, чтобы ненароком не повлиять на ее решение даже искоркой силы. – Если откажешь, пойму. Ибо я обидел тебя, и сильно.

- Ты сделал ошибку, - промолвила Манини, - однако исправил ее, как подобает благородному и отважному мужу, славе Брахмы. Ты мил мне. Но пусть решает Брахма, угодна ли я ему как невестка.

- Хорошо, - кивнул Пуластья. Встав с земли, он сложил ладони у груди, закрыл глаза и воскликнул: - Отец, покажи, угоден ли тебе наш союз или нет! 

И в ответ молния ударила перед собравшимися, белое облако пролило тут же несколько слезинок, и из пыли вырос белоснежный цветок высотой с человека. Когда бутон его раскрылся, все увидели венчик, похожий на розового, свернувшегося клубочком младенца.

- Это знак, - засмеялся Пуластья. – Благодарю тебя, о, Брахма! Итак?

И Манини кивнула и мгновенно оказалась в крепких объятиях жениха.

Тринабинду, увидев такой поворот событий, успокоился и вытер слезы с глаз, потом благословил дочь и будущего зятя по обычаю брахманов. И день, полный тревог, завершился веселым праздником.

Что же было с потомками Пуластьи и Манини? О, это целая история и даже целая охапка историй, и многие из них рассказаны в эпических собраниях «Рамаяна» и «Махабхарата». Читайте их и размышляйте о Вишравасе и его детях и внуках, о войнах и любви, о магии и о людях, которые только с помощью благородства и отваги преодолели множество бед и достигли счастья.

______________

Словарь:

Ашрам - обитель мудрецов и отшельников в древней Индии, которая обычно располагалась в отдалённой местности - в горах или в лесу.

Апсары - полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды.

Праджапати - в ведийской и поздневедийской мифологии божество, которому приписывается создание всех живых существ и всего сущего; позднее именем праджапати называют мудрецов-риши, прародителей человеческого рода.

Пураны - тексты древнеиндийской литературы на санскрите 

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 19 в т.ч. с оценками: 12 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


codeburgercodeburger [20.06.2017 20:57]:
Невероятно стильная работа.
Спасибо, Автор, Вы меня покорили. Голосую двумя руками.
Повествование настолько цельное и живое, что невозможно вычленить кусочек, чтобы придраться.
И сюжет, и герои, и мораль столь органично слиты, что не могу представить их другими.
Снимаю шляпу.
Удачи. (5)

taty anataty ana [27.06.2017 13:37]:
Здорово, что через эту работу мы узнали о Пуластье и его верном решении, но я увидела лишь красивый пересказ легенды из эпоса Махабхарата. Я не против использования накопленных вырезок из газет, ТВ новостей, Википедии и т.д., но мне больше нравится читать сюжеты, которые авторы выдумывают сами. В таких работах видно, как далеко может завести фантазия.

LapulyaLapulya [12.07.2017 12:37]:
Я люблю мифы и легенды, а эта история показалась мне именно такой. Мудрая, поучительная. Красивая зарисовка. Написано интересным и не избитым языком. спасибо.

ФройляйнФройляйн [12.07.2017 14:54]:
Это действительно пересказ легенды из Махабхарата? Жаль, если так, потому что написано красиво и история стоящая. Но пересказ - это хитрость автора, не желающего думать над сюжетом. Хм, озадачили.

julijuli [12.07.2017 16:29]:
Спасибо за красивую историю! Думаю над голосом) (5)

Elen-MertElen-Mert [13.07.2017 23:06]:
Мне понравилась, хотя, честно говоря, от содержащегося в этой притче индийского колорита, меня прям холодит. Для Манини всё закончилось хорошо, а что же будет с другими заранее и незаслуженно проклятыми женщинами? Ведь к ним не явится воплощение их мечты и не позовет замуж.

S GalS Gal [15.07.2017 21:13]:
Дорогие друзья, письмо от автора: "Дочь Тринабинду"

[b]Уважаемые читатели! Очень рада, что многим из вас рассказ пришелся по душе и многие отдали за него голоса. Благодарю за теплые комментарии к рассказу, также благодарю за попытку критики.
Однако критика мне показалась крайне странной. Настолько, что пришлось посмотреть в зеркало - не превратилась ли я часом в [s]лентяйку без фантазии и безобразницу[/s] белую ворону

Я могу понять, что кто-то не удосужился [u]внимательно[/u] прочитать аннотацию к рассказу, где ясно сказано: "В драгоценной россыпи индийских легенд о божествах и людях нашлась одна, особенно тронувшая мою душу. Она о двух сердцах, которые чуть было не разлучило проклятие, и том, как мудрость и отвага помогли все исправить и привели к любви…" С трудом, но я могу понять и то, что кому-то захотелось не обращать внимание и на явную [u]отсылку к эпосу[/u] в финале рассказа. Пусть, это вопрос к культуре чтения.

Но скажите, Стивен Кинг в рассказе "Нищий и алмаз" что, лишился и фантазии, и прочего? Он взял индуистскую притчу, написал на ее основе рассказ, и перестал быть от этого писателем? А Бальзак и "Иисус Христос во Фландрии"? А Шекспир с его заимствованиями из фольклора чуть не всего мира? А все прочие писатели меньшего калибра, которые едут и едут верхом на сказках, мифах и легендах? [url=https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/24/1499863446c4b483c10968ac7543d05229899516c9/%D1%82%D1%83%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80%D0%B0_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9.pdf]В том числе и в русской литературе?[/url] Тут только руками развести, ибо логика моей дискриминации становится непостижимой

Нет, если вам хочется считать все произведения в конкурсе, кроме моего, сюжетно оригинальными - на здоровье. Но уверяю, любой литературовед, да и просто опытный читатель вам очень быстро докажет, что все сюжеты так называемых "оригинальных книг" уже использованы не раз и не сто раз.

Еще раз, чтобы никто не усомнился - да, это авторская легенда. И работы тут было ох как много. И работа эта - моя. И уж позвольте мне самой решать, кто из нас старался, а кто не старался ради этого замечательного конкурса

С наилучшими пожеланиями, автор рассказа "Дочь Тринабинду"[/b]

Элен-каЭлен-ка [23.07.2017 19:37]:
Очень понравилось как выдержана индивидуальность слога. Читаешь и будто мысленно переносишься в тот мир: древний, таинственный, чужой, но не чуждый. Красивая легенда или скорее сказка. Чувствуется дух, нет, душа Индии, её истоки, её каноны и традиции. Не будь предыдущих трёх рассказов, которым я отдала голоса, эта работа была бы в призёрах. Но для «голоса» мне не хватило интриги, и даже любви между героями. Ведь полюбила Малини Пуластью в результате «колдовства». А тот полюбил её из желания загладить допущенную им ошибку. Да, есть магия. Да, есть любовь. Но любовь возникла из-за магии, а не любовь создала магию. Понимаете?
Спасибо за работу, автор! Очень хочется узнать – кто вы??? Были уже знакомы с Индией или только к этому конкурсу стали изучать её культуру?

RubinaRubina [25.07.2017 21:39]:
Ого, автор! Вы - мастер мелочей и точностей. Столько имен, названий, событий, что читать пришлось очень вдумчиво и со вкусом. Вам удалось передать атмосферу и колорит, просто чудесно, автор. Спасибо! Побаловали. ))) (5)

  Еще комментарии:   « 1 2

Список статей в рубрике:
01.06.17 20:00  Дочь Тринабинду   Комментариев: 19
28.05.17 18:46  Амулет   Комментариев: 20
09.06.17 12:57  Будьте осторожны в своих желаниях   Комментариев: 22
05.06.17 19:14  Лунная танцовщица   Комментариев: 20
01.06.17 20:33  Предсказание   Комментариев: 16
01.06.17 20:27  Чайное волшебство   Комментариев: 21
01.06.17 20:23  Танцор диско   Комментариев: 16
01.06.17 20:12  Обрученная с тьмой   Комментариев: 16
01.06.17 20:10  Мой дорогой дневник   Комментариев: 21
01.06.17 20:06  Круговорот жизней   Комментариев: 14
Добавить статью | Болливудомания | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY
Рейтинг@Mail.ru
Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение