Центр Москвы – это не только банки, пафосные рестораны, спешащий куда-то офисный планктон, гламурные дивы и вечные споры «понаехавших» с труъ-москвичами в сотом поколении. Не только Арбат, Манежка и Красная площадь, известные музеи и выставочный комплекс на Крымском валу. Это множество небольших переулков, старых и часто не очень чистых, зажатых чудом уцелевшими после перестройки и реставраций особняками и стеклянно-алюминиевыми новоделами. Переулки и дворы, скрывающиеся за плиткой и шлагбаумами элитной постройки. Дворы, которые хранят свои тайны и истории, и если туда заглянуть, можно найти много интересного. В одном из таких мест спрятался целый квартал красных кирпичных домов. На самом деле, таких домов очень много. Они разбросаны по всему центру, прячутся за девятиэтажными «советскими» коробками, появляются неожиданно из-за куполов церквей. Но один двор необычен. Это своего рода московский Монмартр. В начале XX века там располагались Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). В одном из домов жил знаменитый Александр Родченко. Если вам попадутся его фотографии, где запечатлен дом с балконами, так вот это тот самый квартал. Сейчас невдалеке находится Академия живописи, ваяния и зодчества, мастерских нет, а сам двор захватили граффити. Неплохое продолжение традиций, как мне кажется. Что такое граффити, теперь знают все. Но для многих – это просто теги (большие яркие надписи и буквы), которыми хулиганы раскрашивают заборы и гаражи. Однако граффити – это не только теги. Это особый вид современного уличного искусства. Концептуальный стрит-арт. Существуют райтеры-одиночки (художники граффити) и целые арт-группы. У них есть свои сайты, они проводят выставки и фестивали. Их работы известны во всем мире, а ники (райтеры очень редко пользуются настоящими именами) еще при жизни становятся легендами. К сожалению, время, погода, коммунальные службы, вандалы, всюду чиркающие свои теги, не щадят граффити. Особенно стихийные, возникшие в порыве вдохновения. Именно такие работы часто носят остросоциальный характер и бьют по больному. Эти полотна долго не живут, поэтому иногда остается просто остановиться и запечатлеть в памяти то, что хотел сказать художник.
Я не буду комментировать все фотографии, но расскажу про одну из них:
Когда-то на этой стене рука протягивала обнаженное сердце, рядом красовался вопрос-мольба: Will you marry me? (Ты выйдешь за меня?) Сейчас этот рисунок уничтожен. Хочется надеяться, потому что райтер (как гласит легенда, таким образом он признался в любви к своей девушке) женился. Может быть, когда-нибудь чье-то сердце вновь забьется на кирпичных стенах московских двориков...
Элви
Все фотографии в статье – авторские. |