Как известно, в России две беды: дураки и дороги. Избито и старо? Зато актуальности не теряет. Есть еще превосходная степень бедовости – когда первые оказываются на вторых. Благо дело, что этого добра у нас в избытке, каждому дураку найдется дорога... Последнее время ловлю себя на мысли, что не повредила бы моей любимой Родине система тотального контроля над водителями и пешеходами. Камеры на каждом углу, может, датчики какие вживить... Вот стою поутру у школы и наблюдаю, как машины одна за другой заезжают на тротуар. Это привезли первоклассницу, а вот – восьмиклассника. Родители беспокоятся о безопасности детей. Похвально. Даже забудем о том, что большая часть из них живет в радиусе трех кварталов от школы. И про пустые места за углом, где можно припарковаться, тоже забудем. Зато во все глаза посмотрим, как машина отъезжает от крыльца школы и тащится через поток других – чужих – детей, которые тоже идут. Туда же – в школу. Некоторые особо одаренные машиноводы еще и посигналить умудряются, мол, дай дорогу. Ау, товарищи, дорога вон там, в стороне, а тут тротуар! Но товарищам удобнее вот так, по-свински. Совесть свою всегда можно успокоить: я же быстренько, деточку высажу и уеду, кому я мешаю, да и не один я такой, почему все можно, а мне нет? Едем дальше. Причем буквально – на машине в сторону офиса. Поскольку мой рабочий день чаще всего не привязан к определенному времени, я езжу без пробок. Ни с кем не толкаюсь, соблюдаю скоростной режим, слежу за знаками. А вот тот красавец, сначала объехавший всех по рельсам, а потом еще и повернувший направо под мост? Прямо с рельс, да. Наперерез двум полосам движения. Ну не умница ли? Умница. Ас пилотирования, е-мое. Открыл окно и возмущается в адрес водителя старенькой «аудейки», что тот его не пускает теперь встать в эту самую полосу для поворота. И главный аргумент: не видишь, я же с поворотником! Если бы на улице не было так холодно, я бы вышла из машины и хорошенько бы его обняла. Со всей дури, до хруста костей. По голове бы погладила, расспросила бы, как дела по жизни. Может, детство тяжелое или жена изменяет. Нет, я искренне полагаю, что причина такого поведения не столько в наплевательском отношении к окружающим, сколько в каких-то необъятных комплексах. Кому и что доказывают такие люди? Проверяют свое мастерское владение навыком вождения или фантастическое везение? Или убиться пытаются? Самая большая проблема заключается в том, что они не сами убиваются, а становятся причиной трагедий в семьях совсем посторонних людей. Это не я придумала для обострения, это статистика показывает... Со схожими проблемами есть экземпляры и по другую сторону дорожных баррикад. Да-да, пешеходы. Пешеходы вообще часто ведут себя так, будто в жизни работает кнопка F5. Эта разновидность человека особо изобретательна и опасна. И уровень возрастает в разы, если это только что вышедший из машины представитель вышеописанных «шумахеров». Еще можно наушники нацепить – все, готовая ходячая бомба. Пешеход на нерегулируемом переходе – вообще сказка. Страшная. Люди, куда вы шагаете? Голову повернуть нельзя? Не всегда водитель видит вас, даже если сбрасывает скорость перед «зеброй». Хождение по диагонали через проезжую часть, может, и укорачивает путь домой на пару метров, но и за припаркованными черт знает как машинами вовремя вас заметить, входя в поворот, не всегда удается. Не ваша проблема? Водитель должен все видеть? Пусть так. Только почему-то плевать всем, что пешеход обязан убедиться в безопасности своего перехода и дорогу переходить строго в обозначенных местах. Не по диагонали, ни змейкой, ни по дуге, а кратчайшим путем от края до края проезжей части. И да, выходить из трамвая можно только туда, куда двери открываются, а не куда ноги понесут. А то намедни коллега моей матушки изрядно удивилась, когда я ей высказала короткими понятными фразами за ее манеру переходить дорогу. Вышла из трамвая, обогнула его спереди и прогулочным шагом двинулась через три полосы «встречки». «Я же на остановку вышла!» - возмущалась она в ответ. Понадобилось полчаса, чтобы объяснить: твоя остановка только на той стороне, которая с направлением движения совпадает. А она там не одна такая, их человек двадцать десантировалось... Есть еще одна яркая категория участников дорожного движения, не относящаяся ни к пешеходам, ни к водителям, но одинаково любимая и теми, и другими. Кто угадает? Правильно, хрусти... те, кто передвигаются на двух колесах. И если с полноценными мотоциклами ситуация хоть как-то выровнялась, то вот с велосипедистами дело обстоит совсем плохо. Конечно, я понимаю, что даже в крупнейших городах России велосипедных дорожек раз-два и обчелся. Велосипедистам приходится как-то приспосабливаться и ездить вместе с машинами. Я готова подвинуться, мне не сложно. Лично у меня вопрос по этому поводу только один: а почему велосипедисты не знают свои обязанности? Что о направлении своего движения они обязаны сообщать жестами? Нет, не выставлением среднего пальца или почесыванием пятой точки. Почти два года езжу за рулем, а тех, кто знает, как надо уведомлять о выбранном направлении, видела человек десять. Мало езжу? Не спорю, стаж не очень серьезный. Однако в Петербурге только по официальным данным проживает чуть более пяти миллионов человек. Добавим туристов, мигрантов и прочий неучтенный люд – выйдет уже около десяти миллионов. Велосипеды у народа в активном ходу. В итоге за тот незначительный промежуток времени на велосипедистов я уже вдоволь насмотрелась. Подавляющее их большинство не то что не укажут, куда едут, они даже не подозревают, что кому-то мешают. Ну, слышали где-то краем уха, что про них что-то там в правилах дорожного движения написали – и все. Можно ехать. Не по правилам, а как удобно. Сначала по тротуару, потому что по дороге страшновато. Объезжая пешеходов, боясь кого-то зацепить. Потом приходит уверенность в себе – пешеходов уже не объезжаем, а сигнализируем о своем приближении звонком или крича. Правильно, отойдут. Если на улице лужи, то начинающий велосипедист обычно боится обрызгать людей. Опытному – начхать. Лично меня машина водой окатывала всего дважды. Зато брызги от великов – сколько угодно. Ладно, я спряталась от них за рулем собственного авто... нет, не спряталась. Вот же он, дорогой мой велосипедист, шурует по Невскому проспекту параллельным курсом, но впереди пешеходный переход. А там такая плотная толпа народа переходит, что через них только на бульдозере проехать можно. И я уже знаю, что сейчас произойдет: велик вильнет влево, и выкатится на проезжую часть прямо передо мной. Отпускаю педаль газа, немного притормаживая... ну конечно же, он моих ожиданий не обманул. Повторюсь, мне не сложно. Инструктор хорошо упаковал в мою дырявую голову мысль, что анализировать дорожную обстановку надо постоянно. Но вот что ж ты, велосипедист дорогой, даже голову не повернул? Или у тебя глаза на затылке? Или я придираюсь? Хотя я про тебя забыла бы тут же и навсегда, только такие ситуации случаются по два-три раза в неделю, независимо от времени года и суток. И да, я могла бы много лестного сказать в адрес гордых владельцев скутеров... но не буду. Хотя кое-что, пожалуй, все-таки озвучу: какое-то время я всерьез подозревала, что покупка скутера сопровождается трепанацией черепа с последующим удалением значительной части головного мозга. Собственно, к чему я все это? Да все к тому же: давайте уважать друг друга. Давайте переходить дорогу на зеленый свет в пределах «зебры», давайте перед этой самой «зеброй» притормаживать. Смотреть не в телефон, а на дорогу. Снимать наушники перед тем, как ступить на проезжую часть. Дадим друг другу шанс дойти и доехать до дома. И будет нам счастье и меньше поводов для переживаний и слез...
|