Всем привет, я Кукла наследника Тутти. Нет, не девочка Суок, а именно кукла. Конечно, я совсем не такая, как моя тезка, снимавшаяся в фильме «Три толстяка». Почему? Да потому что ту куклу делали люди и смастерили ее такой, какой они видели. Я настоящая – совершенно иная. А ее я вам все-таки покажу, как и другие куклы и игрушки. Я, пожалуй, вообще возьму на себя на первое время роль музейного смотрителя – буду водить экскурсии по разным музеям Сказок и игрушек. И на выставки кукол мы тоже непременно попадем. Это – очень интересное, можно сказать, захватывающее зрелище. Но это – планы на будущее... А сегодня мы отправимся в Музей уникальных кукол. Находится он в Москве, недалеко от Чистых прудов (ул. Покровка, д. 13, стр. 2). Современные девочки большей частью одевают, раздевают, кормят, укладывают спать виртуальных кукол, их мамы играли с Барби и Кенами, бабушки – с целлулоидными пупсами и красавицами производства ГДР, а вот прабабушки – у них были не просто куклы, а Куклы, можно сказать, с большой буквы. Делались их головки, ручки и ножки из папье-маше, а все тело было матерчатым. Куклы могли сидеть, стоять, открывать и закрывать глазки. Иногда головки и ручки-ножки делались из фарфора, но такие красавицы были значительно дороже, и играть с ними надо было очень-очень осторожно. Куклы продавались в магазине в нижнем белье, одежду, аксессуары и разные предметы быта и туалета можно было купить в других отделах. Фарфоровые сервизы (производства фабрики Кузнецова или Мейсена), платья, шляпки, перчатки, туфельки, ротонды (пошитые по последней моде), лорнеты, зонтики, гребешки, украшения, кареты, мебель, кукольные дома – все, что угодно юной хозяйке (и может себе позволить кошелек ее родителей). Но такими куклы были в прошлом веке, а несколько раньше, до того, как их научили открывать и закрывать глаза, немец Карл Бергнер придумал куклу с тремя лицами. Одно лицо куклы печальное, второе – спящее, а третье – радостное. При повороте головы лица сменяли друг друга. Но играли в куклы не только девочки. Молодые (и не очень) леди считали своим долгом иметь в будуаре куклу. Она могла сидеть или стоять, с ней ходили на прогулку и в гости. Таких «будуарных кукол» изготавливали из различных тканых материалов, из-за чего они были вальяжными и могли принять любую томную позу. У кукол были рисованные лица, глаза обрамляли ресницы, часто изготовленные из натуральных волос, для прически тоже использовали волосы, но иногда и шелк цвета чаше всего пепельный блонд. Этих кукол расписывали известные художники, одевали – знаменитые кутюрье (во Франции мадемуазель Ланвен и Пакен). Известный модельер прошлого века Поль Пуаре сделал такую куклу модным женским аксессуаром. В Англии, например, была серия кукол «Высшее общество» с герцогиней, одетой в леопардовую шкуру, и держащей в руках лорнет. Были куклы карнавальные, среди которых наибольшим успехом пользовался Пьеро. В 1935 г. фирма «Chad Valley» рекламировала своих кукол-дам следующим образом: «Диванные куклы. Эти игрушки утонченной Мисс–1935, холодно высокомерные или чарующе заманчивые, просто привлекают внимание. Ярко одетые, с классически красивыми чертами лица, они украсят любой современный дом. Могут ли куклы иметь индивидуальность? Мы говорим: могут». И те куклы в самом деле были не похожи одна на другую. Вообще в музее, которому в этом году – 17 лет, нет двух одинаковых кукол. Немецкие и английские, французские и японские, кукольные дома, машины и медведи – столько всего стоит, сидит и лежит за стеклянными витринами. И вот, ну конечно, я же обещала показать – Кукла наследника Тутти – та самая из фильма. Помните? «Какая удивительная кукла! Какой умный мастер ее создал! Она не похожа на обыкновенную куклу. У куклы обычно голубые вытаращенные глаза, не человеческие и бессмысленные, вздернутый носик, губки бантиком, глупые белокурые кудряшки, точь-в-точь как у барашка. Кукла кажется счастливой по виду, но в действительности она глупа... А в этой кукле нет ничего кукольного. Клянусь, она может показаться девочкой, превращенной в куклу!»* Она была сделана в рост и размер девочки Суок, но получилась не похожей на актрису, поэтому куклу использовали только там, где надо было ее кидать, бить или ломать, остальное играла сама маленькая актриса Лина Бракните, а чтобы девочка не моргала, на глаза ей наклеивали специальную пленку (искусство требует жертв). Еще в витринах есть совершенно потрясающие восковые куклы-дамы. Помните куклу Козетты и восторг девочки? «Последняя лавка, стоящая как раз против дверей трактира Тенардье, была полна великолепными игрушками. Впереди, на самом видном месте, стояла огромная кукла в розовом платье, с золотыми колосьями в настоящих волосах и со стеклянными глазами. Весь день это чудо стояло в окне лавки, соблазняя прохожих моложе десяти лет. ... Козетта рассматривала красивое розовое платье, прекрасные блестящие волосы и думала: "Какая счастливая, должно быть, эта кукла!" Она не могла оторвать глаз от волшебной лавки. Она забыла все на свете, даже поручение, с которым ее послали...» Это первое появление куклы, а потом незнакомец покупает ее для Козетты. «Через несколько минут дверь отворилась – незнакомец вернулся, он нес в руках чудесную куклу, предмет зависти всех малышей деревни. Он поставил эту куклу перед Козеттой и сказал: – Это тебе. Козетта подняла глаза; она смотрела на приближавшегося к ней человека с куклой в руке, как смотрела бы на солнце, идущее к ней. Она слышала, как он произнес слова: "Это тебе"; она взглянула на него, посмотрела на куклу, потом медленно отодвинулась к стене и забилась в самый дальний угол. Она не плакала больше и не кричала; казалось, она не смела даже дышать. Все остолбенели. Наступила тишина. ...Козетта смотрела на чудесную куклу с каким-то страхом. Ее лицо все еще было залито слезами, но в глазах уже светилась радость. Ей казалось, что стоит только дотронуться до куклы – и грянет гром. Но искушение было слишком сильно. Она все-таки подошла и, обращаясь к хозяйке, робко проговорила: – Можно, сударыня? Никакими словами нельзя описать то выражение отчаяния, страха и восторга, которое было на лице Козетты. – Конечно! – ответила Тенардье. – Она твоя. Господин дарит ее тебе. – Правда, сударь? – спросила Козетта. – Это правда? Эта дама моя? Он молча кивнул головой Козетте и вложил руку "дамы" в ее маленькую ручонку. Козетта отдернула руку, как будто обожглась. Вдруг она повернулась и порывисто схватила куклу. – Я назову ее Катериной! – сказала она. Странно было смотреть, как в эту минуту лохмотья Козетты смешались с лентами и чистым розовым нарядом куклы. – Сударыня, – продолжала она, – могу я посадить ее на стул? – Конечно, дитя мое, – ответила Тенардье. Козетта посадила Катерину на стул, потом сама села перед ней на пол и молча смотрела на нее... – Играй же, Козетта, – сказал незнакомец. – О, я играю! – ответила девочка...»** Куклы были самым дорогим, что порой оставалось у их маленьких хозяек. Это было их сокровище, которым они дорожили. Маленькая принцесса*** больше всего на свете берегла куклу, которую подарил ей отец, уезжая в Индию, откуда он так и не вернулся. Рождественская девочка**** готова была продать свою куклу, чтобы купить лекарство для больной матери. Она даже пошла в редакцию газеты – написать объявление о продаже куклы. И редактор помог девочке и ее матери. Куклы в платьях и куклы в матросках, петрушки и негры, дамы и кавалеры, с аксессуарами и без, большие и поменьше, мишки и кораблики, фарфоровые сервизы, чугунные утюжки и другая мелочь. Кукольные домики, мебель, машины и кареты – много что можно увидеть в музее, и у каждой куклы и вещи – своя особая история. А началось все с куклы, которую случайно обнаружила в прабабушкином сундуке художница Юлия Вишневская, которая и основала музей. Сегодня в нем насчитывается более шести тысяч экспонатов. * Юрий Олеша «Три Толстяка» ** Виктор Гюго «Отверженные» *** Фрэнсис Бернетт «Маленькая принцесса» **** Илья Литвак «Рождественская девочка» |