Итак, все волнения и ожидания позади. Все возможные рекламные ролики просмотрены, статьи прочитаны. Мы идем смотреть так долго ожидаемый финальный фильм - «Гарри Поттер и Дары смерти», часть 2. Мы – это я и моя дочь с подругой.
Третий день показа – 16 июля, суббота восьмичасовой сеанс. Билеты мы купили онлайн, потому что стоять за ними бесконечно долго и затем в темноте пробираться к своим местам не очень хотелось, а занимать очередь заранее тоже неохота. А так успели еще купить колу с попкорном и вовремя занять свои места в лоджии. Зал полон. Или же все решили отложить просмотр на выходные, или в нашем небольшом городке столько фанатов этой киноэпопеи. Очень хотелось сделать фото, например, себя на фоне декораций или наполненного зала, но... все, что можно использовать для изготовления копий фильма – телефоны, камеры, фотоаппараты – запретили проносить, нас заставили оставить рюкзаки и сумки в специальных ячейках. Не помню ни одного показа, когда соблюдались такие строгие меры защиты от пиратства.
И вот в зале погас свет и после пятнадцатиминутной рекламы начался фильм. Сразу скажу, что поразила тишина в зале на протяжении всего сеанса. Такого тоже не помню: ни смеха, ни шушуканья, ни хождения...
Ну, а теперь о фильме. На этот раз я решила не перечитывать перед премьерой седьмую книгу, чтобы было меньше соблазна сравнивать. Всякий раз, когда смотрю фильм, сравниваю его с оригиналом и остаюсь недовольной. Хотя всегда говорю себе, что это два разных направления искусства: книга и кино, все равно не помогает. А может все дело в том, что я вообще люблю больше читать, чем смотреть фильмы. Когда читаешь хорошую книгу, то живешь в ней, переживаешь с героем все хорошее и плохое, понимаешь его поступки, сомневаешься и принимаешь решения вместе с ним. Когда смотришь фильм – ты сторонний наблюдатель. В данном случае так и было. Я наблюдала со стороны. И вскоре появилось чувство, что обманули, ожидания не оправдали себя, многие моменты смазаны, если бы не читала книгу, не поняла бы какую роль играет бузинная палочка, почему Гарри разговаривает сначала с гоблином, а потом с Оливандером и т.д.? Сцена в Гринготтсе затянута и неестествена. Зачем нужны были все эти остановки, спотыкания Гермионы-Беллы на высоких каблуках? По книге они действовали вполне четко, решительно и быстро. Сцена в подземелье сыграна неплохо. Хотя я не уловила момент, как был найден Хоркрукс. А где ожоги от раскаленного металла? Хотя их завалило предметами так, что можно было утонуть в них.
Сцена с драконом... Почему была отдана инициатива Гермионе, ведь на самом деле освободил его Гарри? Во всех книгах выдержана линия: в экстремальных ситуациях быстрые и правильные решения принимает Поттер и ведет других.
Сам эпизод сыгран неплохо, затем все идет очень быстро: выходя из воды Гарри говорит, где находится следующий Хоркрукс и вот ребята уже в Хогсмиде, а затем у брата Дамблдора. И как ни странно, деревня должна была кишеть Пожирателями, а на троице нет мантии, под которой они спрятались бы. По-моему, их в два счета должны были обнаружить. В принципе, мантия, как один из Даров Смерти, не играет в фильме никакой роли. А должна бы. Далее разговор с Аберфортом мало что проясняет. А в книге эта линия четко прописана: его обида на знаменитого и популярного брата, боль, которая, по-видимому с отроческих лет не отпускала его, любовь к сестре и утрата – ничего этого я не почувствовала. Ведь именно во время встречи с Аберфортом Гарри понял, что все, что он раньше узнал о Дамблдоре, что шокировало его, все, чем он был недоволен, в чем сомневался - не имело значения перед той великой целью, которой он решил себя посвятить. «Ваш брат знал, как покончить Сами-Знаете-с-Кем, и передал мне это знание. Я буду бороться дальше, пока не одержу победу или не погибну. Не думайте, что я не знаю, чем это может кончиться. Я много лет это знаю.»
Далее наше трио оказывается в Хогвартсе и как-то очень быстро все приходит в движение. Почему бы не показать эпизод, где Гарри с Полумной идут в гостиную Когтеврана? В фильме ей почему-то не отводится времени, а ведь это очень колоритный персонаж.
Эпизод: Гарри обвиняет Снейпа. Наверное, это не правильно, но мои симпатии были почему-то не на стороне первого. Поведение Северуса, его выражение лица, то, как он держится при этом, его исчезновение - не производят нужного отрицательного впечатления.
Далее профессора готовят защиту школы. Производит впечатление оживление доспехов, создание купола защиты над Хогвартсом, сразу появляется мысль – хорошо, что техника так шагнула вперед, что компьютерная графика может воссоздать что угодно. Как бы это выглядело лет тридцать назад?
И вот само противостояние: армия Лорда против армии противников. Много экшена, слишком много. Все рассчитано на публику, любящую много крови, насилия, разруху и т.д.
Опускаю сцену в лесу. Немного о самой битве. Сколько раз Гарри оказывается лицом к лицу со своим противником? Уже сто раз мог бы погибнуть. Ведь Волдеморт не какой-то школьник, он сильный, могущественный маг, знающий намного больше, чем вчерашний студент. А здесь показали не знаю что, слов нет. Дамблдор говорит Гарри в шестой книге, что даже если все Хоркруксы будут уничтожены, тот останется сильным, темным волшебником, но смертным. В фильме я этого не почувствовала. Такое ощущение, что Волдеморт все время оттягивает решающий момент. Где же его беспощадность?
Уничтожение чаши в Тайной комнате было интересно посмотреть, в книге на этом не заостряется внимание. Но удивляет, что уничтожение очередного Хоркрукса чувствует как Волдеморт, так и Гарри. Зачем это, чтоб больше впечатляло? Эпизод в Тайной комнате сыгран неплохо, большего и не нужно было бы, а вот сцена гибели Фреда вообще опущена. По мне лучше бы уделили внимание этому, чем бесконечной беготне Лорда за Гарри, и Гарри за Лордом. И те пару секунд, что показаны потом, где собирается семья над телом Фреда, не производят того впечатления, что должно было бы. В книге я прочувствовала всю боль утраты, здесь - нет.
Уничтожение змеи... Волдеморт вообще за нее не переживает. Ни в какую сферу защитную ее не заключает. Она «гуляет сама по себе», в то время как Лорд бегает в поисках своего противника.
И вот Гарри и Лорд направили свои палочки друг на друга, и их заклятия столкнулись. А змея в это время ползает по разрушенной школе, то ли преследуя Рона с Гермионой, то ли ища своего хозяина. И откуда ни возьмись Невилл с мечом отрубает ей голову. Момент эффектно показан, голова в замедленном действии летит прочь. И Гарри с Лордом чувствуют это, нити заклятия распадаются.
А затем опять звучит «Авада» и «Экспеллиармус» - и наконец все кончено, Волдеморт превращается в прах и рассыпается. А где сцена в Зале? Мне она больше нравится. Сколько раз ее читала и перечитывала. Почему было финальную часть не показать так, как она описана в книге? Я бы, наверное, все остальные погрешности фильма простила из-за нее (кроме отсутствующей сцены гибели Фреда, конечно). Итак, Лорда нет, а кто это видел? И что именно Гарри его убил? И то, что он не исчез куда-то, а мертв? Ведь тела не осталось. А еще этот постоянный телесный контакт Гарри и Лорда. Швыряние, толкание. У Волдеморта что, магических сил поубавилось после уничтожения Хоркруксов?
Хорошо еще, что сцена пинания в немецком прокате вырезана (я ее по одному из трейлеров посмотрела – отвратительное зрелище, считаю, что это огромный минус фильма). Хватило и того, что Гарри связан лентами по рукам и ногам и распят в воздухе, а еще полет в пропасть и ползание в грязи. Все это ради эффекта?
Отдельно хочу сказать о сцене воспоминаний Снейпа. Почему надо было показать, что они в слезах, непонятно, ведь в других фильмах, как и в книгах, как положено - воспоминания в мозгу. Может, таким образом хотели подчеркнуть особенность его воспоминаний? Но как среди них оказался эпизод, где Лили разговаривает с плачущим Гарри, понять не могу. Ведь воспоминания подразумевают непосредственное присутствие их обладателя при этом. А потом присутствие Снейпа у тела Лили. Конечно, впечатляет его горе, но зачем добавлять то, чего не было в воспоминаниях по книге? В какой момент между случившимся и появлением там Хагрида и Сириуса он был? Ведь Хагрид говорит Дамблдору еще в первой книге, что «успел забрать мальчика, прежде чем туда нагрянули маглы».
И последнее – зло побеждено, а где ликование? «Какое-то мгновение вокруг еще стояла тишина. Потом зал очнулся и взорвался шумом, криками, восклицаниями и стонами. Ослепительное солнце залило окна (красиво, правда?), все рванулись к Гарри, и первыми к нему подбежали Рон и Гермиона; это их руки обвивали его, их громкие голоса наполняли звоном уши. Потом рядом возникли Джинни, Невилл и Полумна, а потом все семейство Уизли, Хагрид, Кингсли, Макгонагалл, Флитвик, Стебль — Гарри не мог разобрать ни слова из того, что все разом кричали ему, не мог понять, чьи руки обнимают, тянут, толкают его; сотни людей теснились к нему, желая прикоснуться к Мальчику, Который Выжил, благодаря которому все наконец кончилось...» В фильме это не чувствуется, нет радости победы.
А сцена с бузиной палочкой. Я была не готова к такому: взять и переломить ее пополам и выбросить – как просто, а смысл теряется. Мне больше нравится сцена в кабинете директора. Гарри сознательно отказывается от этой палочки: «Я положу Бузинную палочку, — сказал он Дамблдору, наблюдавшему за ним с безграничной любовью и восхищением, — туда, откуда она была взята. Пусть она остается там. Если я умру своей смертью, как Игнотус, то она лишится своей силы, правда? Ее предыдущий хозяин не потерпит поражения. И ее могуществу придет конец.»
Итак, третья часть книги втиснута в двухчасовой фильм. На фоне второй части фильма первая даже выигрывает. Но это, опять же, только мое мнение. Отдаю должное актерам, каждый из них выложился как мог, а если появляется критика со стороны таких как я, то в этом вина создателя сценария и режиссера. Не фанаты они поттерианы, иначе почувствовали бы, что нельзя менять, отступая от сюжета книги, какие сцены не стоит опускать и как все преподнести нам, зрителям. Хотя детям фильм понравился. Некоторые сцены они находили смешными. Сожалели, что больше не будет ни продолжения книг, ни продолжения фильма. Я слышала обмен мнениями некоторых зрителей. Те, кто не читал книг, вполне довольны. Их впечатлила битва в Хогвартсе, сцены в банке волшебников, полет на драконе. А из тех, кто читал книги, одни вполне удовлетворялись просмотренным, другие критиковали отдельные сцены.
Фильм закончился, на экране появились титры. Вот и все... Больше не будет ожидания любой информации, трейлеров, волнения перед очередным показом, предвкушения и ... разочарования. Закончилась целая эпоха...
Автор статьи - Evelyn