Кобзарь 2/5.00

Обложек книг: 18

Добавить книгу Добавить книгу

Шевченко Тарас

Шевченко Тарас
l Добавить в подборки
w Подписаться на автора
Шевченко Тарас Григорьевич (р. 25 февраля (9 марта) 1814, село Моринцы, Киевская губерния (ныне Черкасская область) — ум. 26 февраля (10 марта) 1861, Санкт-Петербург) - украинский поэт, художник, мыслитель. Академик Императорской Академии художеств (1860).

Родился в семье крепостного крестьянина. Рано осиротел; был пастухом, батраком у попа, с 14 лет "казачком" у своего помещика П. В. Энгельгардта. Грамоте учился у сельского дьячка. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (начало 1831) был отдан (в 1833) в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" Ширяеву. Весной 1838 Шевченко был выкуплен из крепостной неволи. Первые из дошедших до нас произведения Шевченко — баллада "Порченая", стихотворения "Думка" ("Течёт вода в сине море"), "Вечной памяти Котляревского" и поэма "Катерина" — датируются 1837—38.
В 1840 вышел сборник поэтических произведений Шеченко "Кобзарь", где были впервые опубликованы стихотворения "Думы мои", "Перебендя", "Думка" ("Нащо менi чорнi брови..."), "К Основьяненко", "Иван Подкова", баллада "Тополь", поэмы "Катерина" и "Тарасова ночь". Раннее творчество Шевченко, итоги которого были подведены появлением "Кобзаря", развивалось в русле романтизма. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обречённая любовь. Однако уже в ранних произведения Шевченко заметна мощная струя реализма: его героини полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. "Катерина", например,— вполне реалистическая поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребёнком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Шевченко всё большую историческую определённость. Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное человеческое достоинство (поэмы "Слепая", 1842, "Марина", 1848. "Княжна", 1847).
То же движение к реализму и в исторической теме. От ранних произведений "Тарасова ночь" (1838), "Иван Подкова" (1839), проникнутых романтикой старинных преданий, поэт всё ближе подходит к теме национально-освободительной борьбы. В самой крупной из его исторических поэм "Гайдамаки" (1841) изображены события великого народного восстания 1768, известного под названием "Колиивщина", против шляхетского польского гнёта. Эта поэтическая эпопея исторически правдива и при том вся обращена к современности: воспоминаниями о славе предков Шевченко стремился воззвать угнетённый украинский народ к революционной борьбе за своё освобождение.
В мае 1843 Шевченко поехал на Украину; вернулся в Петербург в феврале 1844; весной 1845 снова отправился на Украину, намереваясь поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографической комиссии), в особенности от тяжёлого положения закрепощенного крестьянства, заметно усилили революционные устремления Шевченко. Во время поездок он писал антикрепостнические стихи, занося их в альбом ("Три года"), читал их знакомым, давал переписывать. В 1846 Шевченко вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции; в апреле 1847 по доносу провокатора был арестован и затем отдан в солдаты в Орскую крепость (в Оренбургскую губернии, а в 1850 — в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак, ныне г. Форт-Шевченко) за то, что, как сказано в приговоре, "сочинял стихи на малороссийском языке, самого возмутительного содержания". Утверждая приговор о ссылке и "строжайшем наблюдении, дабы от него, ни под каким видом, не могло выходить возмутительных сочинений", Николай I добавил от себя: "под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать".
В ссылке Шевченко пробыл с июня 1847 по август 1857 и был освобожден после смерти Николая I. Ссылка не убила талант Шевченко и не сломила его волю и революционные убеждения. Стихотворения и поэмы "невольничьей музы" (так называл поэт свои произведения, созданные в ссылке и тщательно скрываемые при обысках и арестах) отмечены ростом революционных настроений: в цикле стихотворений "Цари" (1848) с новой силой звучит обвинительный приговор коронованным тиранам и призыв к расправе с ними. В цикле "В каземате" (1847) поэт излил горячую, обострённую ссылкой любовь к Украине и её закрепощенному народу, а в других стихах — чувство братской любви ко всем угнетённым народам (например, к казахам в стихотворении "Топор был за дверью у господа бога...", 1848).
Шевченко известен также как художник. В 1838—45 он учился в петербургской Академии Художеств у К. П. Брюллова. Реалистическая направленность его творчества проявилась в ранних работах ("Катерина", 1842, Киевский музей Т. Г. Шевченко, серия офортов "Живописная Украина", изд. 1844) и достигла острой обличительной силы в сериях акварелей и рисунков, созданных в ссылке (серия "Притча о блудном сыне", "Наказание шпицрутенами" — тушь, бистр, 1856—1857, и др.). По возвращении из ссылки Шевченко много работал как гравёр, видя в гравюре средство распространения искусства в народе (в 1860 получил звание академика по гравированию на меди). Создал ряд глубоких, психологических портретов ("Автопортрет", 1840 — 1841, Киевский музей Т. Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана.


Все книги автора в сводной таблице
Все отзывы на книги автора в сводной таблице

Читали? Оцените и выскажите своё мнение об авторе
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход. Ваша оценка: 


 


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение