Сундучок Белой РозочкиАвтор статьи: АЭЛИТА

Ворон как символ.

Обновлено: 30.04.11 23:42 Убрать стили оформления

И сидит, сидит зловещий Ворон черный, Ворон вещий,
С бюста бледного Паллады не умчится никуда.
Он глядит, уединенный, точно Демон полусонный,
Свет струится, тень ложится, - на полу дрожит всегда.
И душа моя из тени, что волнуется всегда.
Не восстанет - никогда!

Эдгар Аллан По

*(перевод К.Бальмонта) 

Ворон как символ...
     В мифологии и символике собирательный образ ворона не сулит ничего хорошего и лишь изредка ценится за свою смышленость.

     Его значение носит негативный характер в вавилонском календаре, где он правит 13-м месяцем (високосный месяц). 

       В античной мифологии ворон толкуется негативно, как неудержимый болтун, который из-за этой своей черты не смог остаться спутником богини Афины, выбравшей на его место сову. Рассказывают также, что вначале его оперение было белым, но Аполлон окрасил его в черный цвет в наказание за болтливость, или что он был послан Аполлоном за водой, но увидел дерево с незрелым инжиром и, прежде чем выполнить задание, ждал под ним, когда созреют плоды.

     Кажется странным народное поверье, существовавшее в античности, согласно которому вороны свои яйца кладут через клюв, из-за чего их удаляли от рожениц, чтобы те не страдали от тяжких мук. Плиний упоминает голос посланника несчастья, который кажется «словно сдавленным», и полагает, что он единственный среди птиц, кто понимает свое предназначение.

      Ворон трактуется положительно, когда Аполлон в его образе уводит жителей Санторина в Кирену, когда белый ворон ведет переселяющихся беотийцев, а два ворона Александра Великого показывают путь к святилищу Амона. 
     В раннем христианстве ворона упрекали за то, что он не сообщил Ною о конце всемирного потопа, и он стал символом человека, оказавшегося во власти желаний и отодвигавшего свое возвращение, как и кричит ворон «кра, кра» (завтра, завтра). То, что он, предположительно, пренебрегает своими птенцами, превращает его в «ворона несчастья», который предвещает болезнь, войну, смерть и питается «трупами с виселицы».

     Наоборот, у северогерманских племен два ворона Хугин и Мунин («мысль» и «воспоминание») являются спутниками бога Одина, которого они информируют обо всем происходящем на земле.     В бесчисленных сказках ворон играет роль проклятых людей. В мифах североамериканских индейцев ворон представляется созидающим сверхъестественным созданием. 
     В алхимической символике ворон представляет собой зачерненную «materia prima» (первичную материю) на пути к философскому камню, при этом он часто изображается с белой головой — признак ожидаемого осветления в процессе превращения. 
    В геральдическом искусстве ворон встречается со Средневековья. В народе вороны как и сороки, считаются «вороватыми» («крадут, как вороны»). В Ирландии существует поверье — дети не должны использовать ствол пера ворона как соломинку для питья, иначе станут ворами.

     Поэтико-символической кажется украинская легенда, рассказанная С. Головиным. Согласно ей, у трех воронов в раю были разноцветные перья, но после грехопадения Адама и Евы они начали есть помет и стали черными. Лишь в конце времен, в новом раю, снова восстановится их былая красота и их карканье станет благозвучной музыкой, превозносящей создателя. 

После всего сказанного очевидно огромное значение ворона как символа с точки зрения глубинной психологии. Он близок темной стороне психики, но если человек обладает способностью сознательно и целеустремленно одерживать над ней верх, ворон может играть позитивную роль.

  Кто такая белая ворона?

 "Белая ворона — понятие относительное", — написал кто-то умный. Не понятно: относительно чего или кого ты "белая"?

  В среде "чёрных ворон" — да, ты чужая, а в среде своих (которая должна же где-то быть), "белых", — ты самая, что ни на есть, обычная, думаешь и поступаешь естественно.
  Когда человека называют белой вороной, имеют в виду простое — не такой, как все (в природе белые вороны отличаются от обычного, более распространённого вида лишь окраской).

  А ведь мы все "не такие", как все. Все мы планеты, идущие каждый по своей орбите, по одному, непохожему на другие, рядом проложенные пути.

  Конечно, в человеческом (гораздо ярче проявляется в подростковом) обществе белая ворона — это некий объективный признак, знак абсолютной не-обычности, из ряда вон выходящей особенности. "Белых" среди людей тоже, как и в птичьем мире, меньше, и отличаются они чем-то большим, чем неординарным внешним видом (хотя в мире людей внешность как раз много говорит о своеобразной внутренней сущности).

В чем их проблема? Чем они отличаются от других? Легко ли им живется? Могут ли помочь им окружающие? Только ли подростки бывают белыми воронами?

Вопросов много. Попробуем разобраться с помощью психологии.

Проявляться белые вороны начинают уже в 7–8 лет, наибольшее их число приходится на подростковый возраст, но некоторые остаются ими и после 20.

К тому же, не все белые вороны одинаковы. Среди них ярко выделяется несколько типов:

«Борцы за справедливость»

   Без сомнения, вы встречали таких. Они, как правило, есть в любом классе любой общеобразовательной школы, в любой группе любого ВУЗа. У них обостренное чувство справедливости, их касается все: незаслуженно поставленная двойка, друг, удаленный без вины за дверь, однокашник, «засыпанный» на экзамене ради освобождения места для «своего», несправедливо распределенная стипендия. 

    Одного из факторов достаточно, чтобы они начали бунтовать. Они не боятся задать вопрос в глаза преподавателю или другому взрослому и ожидают не менее прямого ответа. Этот тип белых ворон не идет на компромиссы, они не думают о себе и о последствиях для себя — им важно восстановить справедливость. Помните каверинских «Двух капитанов»? Сашка Григорьев — яркий пример подобного типа. Отыскать следы экспедиции капитана Татаринова становится целью и смыслом его жизни. А сколько раз бунтует он против несправедливости, будучи еще мальчишкой: защищает любимого преподавателя от увольнения, бежит в Туркестан, посчитав, что его предали...

     В фильме Н. Михалкова «Сибирский цирюльник» есть подобный герой. 18-летний мальчишка, призванный на службу в армию, вешает в своей палатке во время летних учений портрет Моцарта. Приказы командира назвать Моцарта дерьмом (пардон!) он не выполняет, упорно повторяя, что Моцарт — великий композитор. Наказание (не снимать противогаз) не помогает: он бегает в противогазе, спит в противогазе, он страдает от этого, но Моцарт остается великим композитором...

«Свободно мыслящие или незаурядные»

    Такие тоже встречаются достаточно часто. Вороны, принадлежащие к этому типу, занимаются исследованием чего-либо. Они читают, изучают, сравнивают, экспериментируют. 

(Внимание! Не путать с обычными зубрилками и отличниками!) :) 

     Они свободно вступают в споры и дискуссии. Им есть что сказать, они имеют свое собственное мнение, они умеют размышлять. В любимой области (будь то литература, история или ботаника) они часто знают больше самого преподавателя, чем часто вызывают его недовольство. Белым воронам этого типа интересен сам процесс изучения. Они способны делать потрясающие выводы, а порой и открытия. Вот из них и вырастают гении.

     Эйнштейн, например, в детстве, зачитывался книжками и к последнему году обучения в гимназии знал о физике больше, чем его преподаватели. Он перечитал труды естествоиспытателей и самостоятельно дошел до выводов, которые позже привели его к гениальным открытиям. Знания, дававшиеся в гимназии, и преподавание, основанное на страхе, насилии и искусственно создаваемом авторитете, больше не устраивали Эйнштейна, и он бросил учебу за год до окончания гимназии. Ни обстоятельные разговоры с отцом, ни слезы матери не остановили юношу. Он начал работать и занялся самообразованием.

     Следующий пример многих, наверное, удивит, но он как нельзя лучше подходит к теме. Это Чайка Джонатан из книги Ричарда Баха. В стае чаек есть одна, которая не летит вместе со всеми добывать корм, а экспериментирует со скоростью полета. «Какую скорость может развить чайка?» — волнует его. Он снова и снова поднимается высоко в небо, падает камнем вниз, расправляя крылья лишь у самой поверхности воды. Уставший, с переломанными крыльями, возвращается он поздно вечером к стае. Презрением и непониманием встречают его сородичи. Но и это не останавливает чайку. Есть цель — и к ней стремится Джонатан.

Есть белые вороны, которые имеют характеристики и первого, и второго типа.

     Может быть, Вы смотрели фильм «Великан»? Он рассказывает о мальчике-калеке, с трудом передвигающемся с помощью костылей. Но как силен он духом, насколько красив и благороден в мыслях, делах и поступках! Его ум жаждет открытий, он изобретает железную летающую птицу. Несмотря на отсутствие физической силы, он ничего не боится, вступает в борьбу со злом столько раз, сколько сталкивается с ним. Его изобретательность спасает жизнь ему и его другу: шутка ли — обезвредить сильного, озверевшего от ненависти и злобы взрослого двумя струйками серной кислоты из водного пистолета. Вернее, он очень уверенно сказал о серной кислоте, а прыснул в глаза водой с перцем. Рядом с ним становится Человеком забитый, трусливый, никчемный мальчишка.

Но есть и другие «белые»...

«Правильные»

     Чаще всего это обычные люди, но со сформировавшимися критериями. Выделяются из общей массы они только тогда, когда попадают в неподходящие для них условия. Случается, что ребенка переводят в другую школу, студента в другую группу, коллегу в другой отдел... Оказывается, что в новом коллективе в порядке вещей курить, пить, браниться, а новенький не может, не привык, не хочет. Он другой. 

«Самый правильный, что ли?» — подначивают его окружающие.

     К этому типу относится Лена из фильма Р. Быкова «Чучело». Класс сбегает с урока, а она остается. Но «закладывает» преподавателю детей не она, а маленький, подленький, спрятавшийся под партой одноклассник. Оставаясь честной и принципиальной, не видя своей вины, она не может бороться с одноклассниками теми же методами, что и они с ней. Она руководствуется своими критериями.
     К «правильным» относятся и многочисленные дети-музыканты (особенно скрипачи), которые часто становятся предметом насмешек одноклассников из-за того, что вместо попсы слушают Вагнера и Бетховена, играют Штрауса, поют Моцарта, и т.п.

   Перечень разновидностей белых ворон можно было бы продолжить, но предоставлю эту возможность Вам, сделав небольшую оговорку. Критерии общества в последние десятилетия меняются часто, и есть опасность, что белой вороной или «не такими как все» поспешат окрестить панков, эмо, готов, скинхедов, рокеров, неофашистов (добавьте по вкусу)...

   Они действительно не такие, как все, но нас интересуют их «белые» характеристики. Можно ли у перечисленных категорий найти подобные? Вряд ли. Поэтому называйте их как хотите: серыми, черными в крапинку, но только не «белыми». Это типичные девианты.

Особенности поведения.

    Всему миру и каждому человеку отдельно свойственно отклоняться от какой-то общепринятой модели существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. Вместе с тем, это отклонение может быть охарактеризовано как положительно, так и отрицательно.

       Девиантное поведение (от лат. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. То есть, все действия, противоречащие традиционно принятым в том или ином обществе правилам поведения. 

     Повторюсь, не всегда проявляется в негативном выражении, девиацией также являются: одаренность, чрезмерная доверчивость, открытость в  сообществе.

     Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер.
      По мнению Эмиля Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Роберта Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. 

     Авторы-фантасты порой используют обычное гуманитарное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «1984» девиантны любые личные отношения.

    Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения самого общества. 

     К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

     Вместе с тем, оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. 

    Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. 

     Но именно отклоняющееся от старых, привычных норм, поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть "отклоняющимся". 

Почему же вообще существует феномен "девианта" и "белой вороны"?

Потому что "Все одинаковыми быть не могут".

     Потому что все мы разные. Но прежде чем прийти к индивидуальности, люди проживают период "стадного чувства", когда очень важно быть как все. Если уж Вам выпадает доля белой вороны, то обычно это очень болезненно. Потому что тогда человек чётко понимает, что не принят, не признан, один. Критические замечания наслаиваются одно на другое, усугубляя душевные переживания. Возможно появление отрицательной самооценки, которая начинает руководить поведением подростка ("раз вы считаете, что я плохой, ну я и буду таким!").

    Но может быть и обратный эффект: когда ситуация изолированности помогает обрести индивидуальность. Страдание, вызванное этой навязанной группой ролью утомляет, на смену приходит демонстрация своей неповторимости (ну да, порой весьма эпатажная типа фиолетовых челок, длинных черный плащей или бритого затылка :) ), что не снимает напряжённости в отношениях с обществом.

    Здесь уместна народная мудрость "Будь проще, и люди к тебе потянутся". Конечно, предел простоты тоже существует. Есть и такой вариант, когда уровень социального развития группы низкий, а человек ориентирован на более высокие ценности и цели, идеалы. Тогда участникам группы, которые чувствуют некую неполноценность по сравнению с ним, приятно и радостно объединиться, чтобы продемонстрировать своё превосходство хотя бы в этом (по типу: "а самые умные идут грузить чугун").

    Как бы там ни было, на мой взгляд, мудро в этой ситуации научиться быть одному, быть самодостаточным, быть с самим собой, не боясь этого. Когда человек умеет видеть позитивные моменты одиночества, тогда и роль белой вороны становится для него не актуальной!

 

 

Ну и напоследок, сказка:

      "Ежиная семья — мама, папа и еще двое обыкновенных колючих детей-ежей — пыталась выпрямить кудряшки «младшенького». Ну такой уж уродился... Чего только они ни делали: вытягивали кудряшки, привязав их к деревьям, подобно бельевым веревкам, смазывали смолой, чтобы стояли прямо, состригали — бесполезно: отрастали новые и снова кудрявились. Наверное, родители и не стали бы затевать всего этого (потому что несмотря на отсутствие колючек любили своего сыночка), если бы не ворона. Пролетая мимо, она посчитала своим долгом исправить ситуацию. Она изобретала все новые и новые способы борьбы с кудряшками. И когда ни один из них не помог, побелела...

     Побелела, и только тогда поняла, что можно жить и с белым оперением, и с кудряшками вместо колючек, и это никого не портит!"

Наверное, и мы никогда не поймем белых ворон, пока сами не побелеем. Может быть, от этого наша жизнь станет менее скучной, менее обыденной, менее серой?! 

По материалам Википедии, журналов "Человек без границ" и  "Новый Акрополь" и учебника по психологии и педагогике. :)



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 6 в т.ч. с оценками: 3 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Alafiel [01.05.2011 14:06] Alafiel 5 5
Интересная тема! Мне кажется, в себе чувствую что-то беловоронье, а может, мне просто хочется... Так или иначе, это интересная тема! И вороны интересные птицы - и вОроны, и ворОны, симпатичны мне.

АЭЛИТА [01.05.2011 14:18] АЭЛИТА
Alafiel, рада, что тебе понравилось.
Может и есть в тебе "что-то" Мне кажется, каждый из нас в чем-то является таковым. Это как поглядеть.

Vlada [01.05.2011 20:15] Vlada 5 5
Вообще то, ВОРОН и ВОРОНА - птицы разные (одна из семейства врановых, другая из другого). Но обе птицы очень интересные. Как я всегда говорила детям, мужа вороны зовут тоже ворона. Иногда я тоже бываю "белой вороной". Сказка чудесная! Спасибо!

Alafiel [02.05.2011 01:13] Alafiel
Влада, мне известно, что они из разных семейств, но некий мистический флер - у обоих, и оба птичьих семейства очень интересны.

Мирна [03.05.2011 15:42] Мирна 5 5
Отличная статья. По-моему вопрос рассмотрен всесторонне. ))) Спасибо.

АЭЛИТА [04.05.2011 00:12] АЭЛИТА
Мирна, благодарю.

Список статей в рубрике:
21.12.12 18:05  Рождественское чудо (внеконкурсный)   Комментариев: 8
17.10.12 18:25  Поэтический конкурс "С чего начинается Родина?"   Комментариев: 5
15.12.11 20:07  "Летучий голландец", ужас морей   Комментариев: 1
10.12.11 00:56  Замурованная   Комментариев: 2
13.06.11 22:07  Прилетит ли аист?   Комментариев: 3
26.05.11 22:06  Кукольный мир в мире людей   Комментариев: 4
24.05.11 17:56  Мой маленький принц, мое солнышко   Комментариев: 4
30.04.11 23:42  Ворон как символ.   Комментариев: 6
16.04.11 01:31  Пока нас не коснется...   Комментариев: 9
06.10.10 10:49  Greensleves. Жду тебя после смерти   Комментариев: 11
18.06.10 14:42  Шекспир. Сонет №...   Комментариев: 5
27.12.09 15:01  Книга Дианы Сеттерфилд "13-я сказка" и ее героини   Комментариев: 4
11.10.09 16:11  Бриджит Джонс и ее связь с книгой "Гордость и предубеждение"   Комментариев: 4
25.09.09 17:49  Мэри Монингтон ("Беспутный повеса" Мэри Бэлоу)
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение