И сидит, сидит зловещий Ворон черный, Ворон вещий, Эдгар Аллан По *(перевод К.Бальмонта) |
|
Ворон как символ... Его значение носит негативный характер в вавилонском календаре, где он правит 13-м месяцем (високосный месяц). В античной мифологии ворон толкуется негативно, как неудержимый болтун, который из-за этой своей черты не смог остаться спутником богини Афины, выбравшей на его место сову. Рассказывают также, что вначале его оперение было белым, но Аполлон окрасил его в черный цвет в наказание за болтливость, или что он был послан Аполлоном за водой, но увидел дерево с незрелым инжиром и, прежде чем выполнить задание, ждал под ним, когда созреют плоды. Кажется странным народное поверье, существовавшее в античности, согласно которому вороны свои яйца кладут через клюв, из-за чего их удаляли от рожениц, чтобы те не страдали от тяжких мук. Плиний упоминает голос посланника несчастья, который кажется «словно сдавленным», и полагает, что он единственный среди птиц, кто понимает свое предназначение. Ворон трактуется положительно, когда Аполлон в его образе уводит жителей Санторина в Кирену, когда белый ворон ведет переселяющихся беотийцев, а два ворона Александра Великого показывают путь к святилищу Амона. Наоборот, у северогерманских племен два ворона Хугин и Мунин («мысль» и «воспоминание») являются спутниками бога Одина, которого они информируют обо всем происходящем на земле. В бесчисленных сказках ворон играет роль проклятых людей. В мифах североамериканских индейцев ворон представляется созидающим сверхъестественным созданием. Поэтико-символической кажется украинская легенда, рассказанная С. Головиным. Согласно ей, у трех воронов в раю были разноцветные перья, но после грехопадения Адама и Евы они начали есть помет и стали черными. Лишь в конце времен, в новом раю, снова восстановится их былая красота и их карканье станет благозвучной музыкой, превозносящей создателя. |
|
Кто такая белая ворона? "Белая ворона — понятие относительное", — написал кто-то умный. Не понятно: относительно чего или кого ты "белая"? В среде "чёрных ворон" — да, ты чужая, а в среде своих (которая должна же где-то быть), "белых", — ты самая, что ни на есть, обычная, думаешь и поступаешь естественно. А ведь мы все "не такие", как все. Все мы планеты, идущие каждый по своей орбите, по одному, непохожему на другие, рядом проложенные пути. Конечно, в человеческом (гораздо ярче проявляется в подростковом) обществе белая ворона — это некий объективный признак, знак абсолютной не-обычности, из ряда вон выходящей особенности. "Белых" среди людей тоже, как и в птичьем мире, меньше, и отличаются они чем-то большим, чем неординарным внешним видом (хотя в мире людей внешность как раз много говорит о своеобразной внутренней сущности). В чем их проблема? Чем они отличаются от других? Легко ли им живется? Могут ли помочь им окружающие? Только ли подростки бывают белыми воронами? Вопросов много. Попробуем разобраться с помощью психологии. Проявляться белые вороны начинают уже в 7–8 лет, наибольшее их число приходится на подростковый возраст, но некоторые остаются ими и после 20. Без сомнения, вы встречали таких. Они, как правило, есть в любом классе любой общеобразовательной школы, в любой группе любого ВУЗа. У них обостренное чувство справедливости, их касается все: незаслуженно поставленная двойка, друг, удаленный без вины за дверь, однокашник, «засыпанный» на экзамене ради освобождения места для «своего», несправедливо распределенная стипендия. Одного из факторов достаточно, чтобы они начали бунтовать. Они не боятся задать вопрос в глаза преподавателю или другому взрослому и ожидают не менее прямого ответа. Этот тип белых ворон не идет на компромиссы, они не думают о себе и о последствиях для себя — им важно восстановить справедливость. Помните каверинских «Двух капитанов»? Сашка Григорьев — яркий пример подобного типа. Отыскать следы экспедиции капитана Татаринова становится целью и смыслом его жизни. А сколько раз бунтует он против несправедливости, будучи еще мальчишкой: защищает любимого преподавателя от увольнения, бежит в Туркестан, посчитав, что его предали... Такие тоже встречаются достаточно часто. Вороны, принадлежащие к этому типу, занимаются исследованием чего-либо. Они читают, изучают, сравнивают, экспериментируют. (Внимание! Не путать с обычными зубрилками и отличниками!) :) Они свободно вступают в споры и дискуссии. Им есть что сказать, они имеют свое собственное мнение, они умеют размышлять. В любимой области (будь то литература, история или ботаника) они часто знают больше самого преподавателя, чем часто вызывают его недовольство. Белым воронам этого типа интересен сам процесс изучения. Они способны делать потрясающие выводы, а порой и открытия. Вот из них и вырастают гении. Чаще всего это обычные люди, но со сформировавшимися критериями. Выделяются из общей массы они только тогда, когда попадают в неподходящие для них условия. Случается, что ребенка переводят в другую школу, студента в другую группу, коллегу в другой отдел... Оказывается, что в новом коллективе в порядке вещей курить, пить, браниться, а новенький не может, не привык, не хочет. Он другой. «Самый правильный, что ли?» — подначивают его окружающие. К этому типу относится Лена из фильма Р. Быкова «Чучело». Класс сбегает с урока, а она остается. Но «закладывает» преподавателю детей не она, а маленький, подленький, спрятавшийся под партой одноклассник. Оставаясь честной и принципиальной, не видя своей вины, она не может бороться с одноклассниками теми же методами, что и они с ней. Она руководствуется своими критериями. Перечень разновидностей белых ворон можно было бы продолжить, но предоставлю эту возможность Вам, сделав небольшую оговорку. Критерии общества в последние десятилетия меняются часто, и есть опасность, что белой вороной или «не такими как все» поспешат окрестить панков, эмо, готов, скинхедов, рокеров, неофашистов (добавьте по вкусу)... Они действительно не такие, как все, но нас интересуют их «белые» характеристики. Можно ли у перечисленных категорий найти подобные? Вряд ли. Поэтому называйте их как хотите: серыми, черными в крапинку, но только не «белыми». Это типичные девианты. |
|
Особенности поведения. Всему миру и каждому человеку отдельно свойственно отклоняться от какой-то общепринятой модели существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. Вместе с тем, это отклонение может быть охарактеризовано как положительно, так и отрицательно. Девиантное поведение (от лат. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. То есть, все действия, противоречащие традиционно принятым в том или ином обществе правилам поведения. Повторюсь, не всегда проявляется в негативном выражении, девиацией также являются: одаренность, чрезмерная доверчивость, открытость в сообществе. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Авторы-фантасты порой используют обычное гуманитарное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «1984» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения самого общества. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Вместе с тем, оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. Но именно отклоняющееся от старых, привычных норм, поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть "отклоняющимся". |
|
Почему же вообще существует феномен "девианта" и "белой вороны"? Потому что "Все одинаковыми быть не могут". Потому что все мы разные. Но прежде чем прийти к индивидуальности, люди проживают период "стадного чувства", когда очень важно быть как все. Если уж Вам выпадает доля белой вороны, то обычно это очень болезненно. Потому что тогда человек чётко понимает, что не принят, не признан, один. Критические замечания наслаиваются одно на другое, усугубляя душевные переживания. Возможно появление отрицательной самооценки, которая начинает руководить поведением подростка ("раз вы считаете, что я плохой, ну я и буду таким!"). Но может быть и обратный эффект: когда ситуация изолированности помогает обрести индивидуальность. Страдание, вызванное этой навязанной группой ролью утомляет, на смену приходит демонстрация своей неповторимости (ну да, порой весьма эпатажная типа фиолетовых челок, длинных черный плащей или бритого затылка :) ), что не снимает напряжённости в отношениях с обществом. Здесь уместна народная мудрость "Будь проще, и люди к тебе потянутся". Конечно, предел простоты тоже существует. Есть и такой вариант, когда уровень социального развития группы низкий, а человек ориентирован на более высокие ценности и цели, идеалы. Тогда участникам группы, которые чувствуют некую неполноценность по сравнению с ним, приятно и радостно объединиться, чтобы продемонстрировать своё превосходство хотя бы в этом (по типу: "а самые умные идут грузить чугун"). Как бы там ни было, на мой взгляд, мудро в этой ситуации научиться быть одному, быть самодостаточным, быть с самим собой, не боясь этого. Когда человек умеет видеть позитивные моменты одиночества, тогда и роль белой вороны становится для него не актуальной!
Ну и напоследок, сказка: "Ежиная семья — мама, папа и еще двое обыкновенных колючих детей-ежей — пыталась выпрямить кудряшки «младшенького». Ну такой уж уродился... Чего только они ни делали: вытягивали кудряшки, привязав их к деревьям, подобно бельевым веревкам, смазывали смолой, чтобы стояли прямо, состригали — бесполезно: отрастали новые и снова кудрявились. Наверное, родители и не стали бы затевать всего этого (потому что несмотря на отсутствие колючек любили своего сыночка), если бы не ворона. Пролетая мимо, она посчитала своим долгом исправить ситуацию. Она изобретала все новые и новые способы борьбы с кудряшками. И когда ни один из них не помог, побелела... Побелела, и только тогда поняла, что можно жить и с белым оперением, и с кудряшками вместо колючек, и это никого не портит!" |
По материалам Википедии, журналов "Человек без границ" и "Новый Акрополь" и учебника по психологии и педагогике. :)