|
|||
|
Придворная художница королевы Автопртрет.
Автопртрет в соломенной шляпе. после 1782. Автопортрет. 1800. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Автопортрет с дочерью Жанной Жюли Луизой.
|
Луиза-Элизабет Виже-Лебрен, французская художница, дочь живописца Луи Виже, и его ученица, родилась 16 апреля 1755 года в Париже. В 1776 году она вышла замуж за известного торговца картинами Жана Баптиста Пьера Лебрена. Она сделала раннюю и блестящую карьеру: в 1779 стала официальным придворным художником королевы Марии Анутанетты, а в 1783 году была принята во Французскую Академию художеств. |
|
Картины Л.-Э. Виже-Лебрен хранятся в Эрмитаже и Лувре, в Версальском дворце, Франция, в Национальной галерее, Лондон, в Галерее Уффици, Флоренция, Италия, в крупнейших художкственных музеях США
|
Герцогиня де Полиньяк. 1783. The National Trust Waddesdon Manor, Aylesbury, UK
Портрет графини Екатерины Скавронской. Muse Jacquemart-Andr, Paris, France.
|
||
Портреты королевы Марии-Антуанетты (их около 30) писались для парадных залов и для приватных комнат, в более естественных позах, часто с детьми, играющими рядом. По ним можно изучать моды. Кринолины и фижмы сменяются свободными платьями для прогулок в Трианоне, а перья и драгоценности в волосах заменены игривой соломенной шляпкой. |
|||
|
|
||
|
Собрание портретов европейской знати открывает герцогиня де Полиньяк, близкая подруга королевы, и другие французские аристократы, но обращает на себя внимание и портрет брата художницы. Эмиграция из революционного Парижа началась в Италии. Художнице позировали дворяне Италии, затем Австрии и России. Были написаны портреты кн. Голициной, графини Скавронской... В России Виже-Лебрен задержалась на 7 лет, написала множество портретов и пользовалась большой популярностью. Знатнейшие семейства заказывали ей парадные и семейные портреты. Наибольшей популярностью пользовались композиции с детьми, такие, как портрет Анны Строгановой с сыном Сергеем. Но совершенно очарователен отдельный портрет мальчика Строганова, сидящего в свободной позе с книгой у стола, со стоящими вокруг игрушками и лошадками. Художнице вообще удавались детские портреты. Композиции зачастую усложнялись предметами, которые должны свидетельствовать о талантах в разнообразных искусствах. Портреты часто украшались книгой в руке, или музыкальными инструментами, или же героиня на портрете занималась живописью. Такова была мода. К счастью, художница оставила образцы не только сделанных на заказ портретов знати, но и портреты подлинных талантов, женщин, ставших знаменитыми благодаря своему искусству. Луиза Виже-Лебрен сохраняет для нас их образы: мадам де Сталь, мадам Остен, певица Каталани, Итальянский Соловей, которая по свидетельствам была лицом и голосом похожа на жену декабриста княгиню Марию Волконскую. Есть и знаменитая леди Гамильтон, которая была незаурядной танцовщицей и на самом деле совсем не напоминала Вивьенн Ли, сыгравшую ее в кино. Есть и картины, написанные для души: пейзажи Италии, множество портретов и рисунков, среди которых выделяются детские. Портрет карандашом вообще очень удавался художнице, получался естесственным, жизненным, не таким официозным.
Мадам Де Сталь Мадам Д. Остен
Портрет Каталани Леди Гамильтон в Неаполе
М.де Р. |
|