КинотеатрАвтор статьи: Мадам Де Руэ

Театр человека эпохи Возрождения

Обновлено: 17.10.11 19:49 Убрать стили оформления

театр в Лондоне

1. Театр

 

Театр Глобус


Прежде чем говорить о пьесах, надо сказать несколько слов о театре во времена Шекспира, театре елизаветинской и якобинской Англии.

Театр был одним из излюбленных развлечений того времени, несмотря даже на то, что пуритане, религия которых запрещала любые развлечение, категорически выступали против театрального искусства.

Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение. Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов. В глазах пуритан это еще более компрометировало сценическое искусство, хотя не актеры были повинны в том, что их поставили в необходимость играть в таком дурном соседстве.

театр в ЛондонеНедавно в Лондоне при рытье котлована под фундамент высотного здания натолкнулись на старый фундамент театрального помещения и историки предположили, что это остатки первого лондонского театра Роза где играла и труппа Шекспира. К сожалению археологов и театр в Лондонетеатральных историков, остановить строительство не удалось, и фундамент окружен теперь бетонными опорами здания. Счастье, что для всеобщего обозрения восстановлен театр Глобус.

Впрочем, при Елизавете актеров часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. В зимние каникулы актеры выступали в лондонских юридических школах, а во время гастролей они неизменно заезжали в Кембридж и Оксфорд, где находили взыскательную академическую публику, относившуюся иногда не без снобистского высокомерия к площадным фиглярам, не игравшим Сенеку и Теренция.

 театр в Лондоне

В те времена у актерских трупп не было своих  собственных театральных помещений. Они снимали их для представлений. Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Они были пайщиками и главными исполнителями в пьесах. Сверх того труппы нанимали актеров для исполнения второстепенных ролей. В таком большом составе труппы играли только в Лондоне. Во время же гастрольных поездок по стране они выступали в сокращенном составе. Оставались только главные исполнители. Актрис во времена Шекспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей. Как известно, в восточном театре многих стран и доныне женские роли исполняются мужчинами, как в знаменитом театре Кабуки. Во всяком случае, в шекспировские времена это было в порядке вещей и воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Но, конечно, возраст ставил предел для исполнителей женских ролей.

театр в Лондоне

Профессия актера была сравнительно новой. В средние века профессионалами были только клоуны и жонглеры-акробаты. В больших спектаклях, устраиваемых в праздники, играли любители. Как самостоятельная профессия актерство возникает в XVI веке. При этом с самого начала встал вопрос о легальном признании профессии актера. Порядок в те времена был такой, что люди любого звания должны были входить в состав какой-то общественной группы или сословия. В противном случае они оказывались в положении бродяг, а этих последних преследовали и подвергали, всяким наказаниям.  Городские корпорации не хотели принять актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным. Актеры были поставлены в трудное положение и единственным спасением было найти себе покровителей. И они их обретали при дворе в кругах знати. театр в ЛондонеИх записывали в число челяди какого-либо вельможи, и это служило актерам как бы паспортом, удостоверявшим, что они не бродяги. Одной из трупп оказывала покровительство сама Елизавета, другой - ее фаворит граф Лестер.

Шекспир писал свои пьесы для выступлений своей труппы, которая менялась в своем составе,  взрослела и старилась из года в год. В этом заключается, например, загадка Гамлета, которая удивляет несведущих до сих пор. Отчего датский принц, возраст которого можно представить как  полный расцвет сил, в пояснениях к роли помечен человеком тучным и чуть ли не задыхающимся в одышке? Да просто в то время стареющий исполнитель Гамлета потерял подвижность и пластику, нужные при игре в последнем акте. Пьеса не была чем-то незыблемым, она подгонялась по определенную труппу. Неизменно юными были только часто меняющиеся актеры на роль героини, до тех пор, пока указом короля Карла Второго не разрешено было играть на сцене женщинам. Шекспир не дожил до этой раволюционной событий. Момент рождения профессии актрисы показан в фильме "Красота по-английски", после того, как мы полюбовались на великолепного мистера Кинестона, лучшего исполнителя женских ролей и побывали за кулисами театра, мало чем отличающегося от театра времен Шекспира.

театр в Лондоне

 

 

 

 

 

2. Зрелище

театр в Лондоне

 Шекспировские пьесы – это праздник жизни, разбавленный трагедией и нравоучением. Что касается источников драматургии Шекспира, они многочисленны и неоднородны. Очень многое он воспринял от античности. Его ранняя «Комедия ошибок» - вольное подражание «Менехмам» Плавта. В произведениях Шекспира постоянно встречаются выразительные образы античной мифологии. Другим источником явилось для Шекспира искусство итальянского Возрождения. Сюжеты «Отелло», «Венецианского купца» и еще нескольких комедий заимствованы у итальянских новеллистов. Местом действия становятся заморские Иллирия или Крит, Дания наряду с Египтом Клеопатры, Шотландия или Верона. Тем не менее Шекспир в основном продолжает традиции народной английской драматургии. Сюда относится, например, систематически применяемое им смешение трагического и комического, которое воспрещалось представителями академического учено-гуманистического направления в драматургии Ренессанса. Не признавая никаких педантических правил, Шекспир давал полную волю своей фантазии и применял «открытую» форму построения пьес, при которой действие развивается скорее по законам психологическим, чем логическим, допуская вторжение неожиданных эпизодов и дополнительных штрихов, не являющихся строго обязательными. Это придает сценам вокруг основного сюжета прелесть подлинной жизни. Няня Джульетты отпускает скабрезные шутки по поводу таинств брака. Гуляки и любители выпить  во главе с камеристкой Марией   сговариваются подшутить над надутым, но недалеким глупцом Мальволио. Шутки не устает отпускать балагур Бенедикт. И только в моменты высокой трагедии зал замирает, пораженный бурей чувств и подлинных страстей.

Гравюра С.Бродского

 

Шекспир создал вселенную по имени Человек. Но Шекспир создал и театр, как в зеркале отразивший всю вселенную. Мы перед зеркалом разглядываем эту вселенную и видим там себя. Может это и сделало театр Шекспира бессмертным. Юные Ромео и Джульетта стали эталоном  верности своей любви. Но ведь в каждой пьесе есть своя влюбленная пара, может, поэтому Гравюра С.Бродскогокаждый спектакль прославляет ЛЮБОВЬ,  рассматривая это чувство с разных сторон, под разными углами зрения больше трехсот лет, и есть уверенность, что это никогда не закончится. Гений Шекспира создал такой мир своей фантазии, который меняется со временем и не устаревает, продолжая удивлять своей актуальностью. Король Лир решает Гравюра С.Бродскогосвою проблему родительской любви, в чем бы он ни был одет: в английский костюм, или в кимоно японской постановки, Гамлет не перестает решать вопросы бытия в виде датского принца с британским акцентом и русского смутьяна и бунтаря, Ромео и Джульетта доказывают право на любовь в костюмах итальянского ренессанса и в образцах ультрасовременной молодежной моды. Шекспир от этого не перестает быть Шекспиром. Может, поэтому в фантастическом мире далекого будущего Объединенных миров из романа Энн Маккефри «Корабль, который пел» возникает необходимость сыграть пьесу Шекспира в негостеприимном мире с аммиачно-метановой атмосферой перед цивилизацией с высоким уровнем науки, превыше которой они ценят только уровень эмоциональных переживаний человека.

« - Теперь слово тебе, Прейн.

Солар поднялся и оглядел труппу.

– Все мы отлично сознаем важность этого невероятного обмена пьесы Шекспира на энергетический процесс. Нашего барда переводили на все мыслимые и немыслимые языки, человеческие и нечеловеческие, и смысл его пьес каким-то образом понимали все – от эстетов до варваров. Так что у нас нет причины сомневаться: у старины Шекспира наверняка найдется что-то и для корвиков... если мы вложим в свое творчество все сердце... или то, что заменяет корвикам этот орган.

Дамы и господа, занавес!»


театр в Лондоне

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 1 в т.ч. с оценками: 1 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Vlada [17.11.2011 22:56] Vlada 5 5
дА, ПЕРЕЙТИ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МИСТЕРИЙ К ТЕАТРУ ШЕКСПИРА - ЖДЯ ЭТОГО ПОТРЕБОВАЛОСЬ ВРЕМЯ И ТАЛАНТЫ. А ПЬЕСЫ ШЕКСПИРА (КТО БЫ ОН НЕ БЫЛ)ИДУТ И ПО СЕЙ ДЕНЬ. СПАСИБО

Список статей в рубрике:
17.06.14 18:16  Это было недавно... это было давно.   Комментариев: 1
16.10.11 16:08  Путешествие в историю с помощь кино. Часть 4. От эпохи Возрождения до эпохи Просвещения   Комментариев: 2
17.10.11 19:49  Театр человека эпохи Возрождения   Комментариев: 1
12.03.13 14:34  Человек, который играл   Комментариев: 1
11.10.11 17:51  Быть или не быть?   Комментариев: 4
06.09.11 22:09  Путешествие в историю с помощь кино. Часть 3. История Индии   Комментариев: 3
14.06.11 19:41  Путешествие в историю с помощь кино. Часть 2 СРЕДНЕВЕКОВЬЕ   Комментариев: 3
28.05.11 20:05  Дождь выстукивает ритмы...музыка дождя   Комментариев: 8
27.04.11 20:36  Сара Бернар   Комментариев: 1
31.03.11 02:03  Людмила Гурченко   Комментариев: 5
17.03.11 18:10  Киноафиша апреля   Комментариев: 5
13.03.11 20:31  Путешествие в историю с помощью кино. Часть 1   Комментариев: 2
19.12.10 23:05  Музыка и танцы в индийском кино   Комментариев: 4
08.12.10 20:07  Экранизации Джейн Остен   Комментариев: 3
06.04.10 00:01  Унесенная ветром Вивьен Ли   Комментариев: 3
06.10.10 09:56  Рашель   Комментариев: 1
06.10.10 10:06  Актриса Фостен. Тень Рашели.   Комментариев: 1
19.12.09 10:55  Джейн Эйр (2006)   Комментариев: 1
07.11.10 02:45  Итальянки в одном лице   Комментариев: 1
18.11.10 17:02  Укуси меня в сумерках, милый!   Комментариев: 8
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение