Школьный урок или Ода Гершелю
Горделиво вышагивая, перчатка вошла в класс. Привычно окинув взглядом парты, за которыми сидели её ученики – перчатки всех типов и видов, от кожаных до кружевных, она удовлетворённо кивнула своим мыслям. Тема сегодняшнего урока была одной из самых её любимых на протяжении всего курса, и перчатке-учительнице было особо приятно, что сегодня класс был полон. - Здравствуйте, мои перчаточки – поздоровалась она с классом. - Здравствуйте, - вразнобой отозвались ученики. Перчатка положила журнал на стол и заговорила: - Сегодня я познакомлю вас с одной из весьма важных страничек истории, которая подарила нам с вами огромную область для применения. Вы должны знать, что благодаря уму и вниманию одного человека, мы на долгие времена обеспечены работой. Я говорю о Гершеле. Уильям Джеймс Гершель прожил долгую жизнь и умер в возрасте 84 лет. Он родился в Англии 9 января 1833 г., а умер 24 октября 1917 г. Долгие годы Гершель провёл в Индии, работая в британской администрации в Бенгалии, куда приехал в 1857 г. Одной из обязанностей, выполняемых Гершелем, была выдача жалования индийским солдатам. Сложность заключалась в том, что практически все индийцы для европейцев выглядели на одно лицо, нося похожие или даже одинаковые имена. И местные солдаты во всю пользовались этим. Получив причитавшиеся им деньги, они нередко приходили вновь и говорили, что пришли за жалованием. Или же присылали своих друзей или родственников. Именно для того, чтобы положить конец этой практике Гершель и ввёл порядок, согласно которому индийские солдаты, приходившие за деньгами, должны были ставить на списках с именами и на квитанциях свои отпечатки либо пальцев, либо целой ладони. Таким образом, Гершель смог положить конец жульничеству. Стоит сказать, что сама идея о том, что именно отпечатки пальцев могут помочь в определении подлинности личности, пришла в голову Гершеля в 1858 г., когда он начал применять их как удостоверение подлинности заключённых договоров. Гершель первым обнаружил, что отпечатки пальцев одного человека никогда не бывают одинаковыми с отпечатками пальцев другого. В ходе своих изысканий он научился различать отпечатки по рисунку и узнавал многих людей по «картинке их отпечатков пальцев». В течение почти пятнадцати лет Гершель тщательно изучал все попадавшиеся ему отпечатки пальцев, и пришёл к выводу о том, что рисунок линий на пальцах не меняется на всём протяжении жизни человека. Человек мог сколько угодно меняться внешне, однако его отпечатки пальцев всегда оставались неизменными. В конце 1879 года из-за ухудшившегося здоровья Гершель был вынужден вернуться в Англию. И здесь все свои исследования в дактилоскопии и полученные за все годы изучения различных отпечатков пальцев результаты он опубликовал в изданном труде всей своей жизни – книге «The origin of finger prints». С момента, когда человечество узнало о дактилоскопии – то есть о том, что пальцы оставляют на любой поверхности свои отпечатки, – достаточно внушительная группа людей, зарабатывавшая на преступной деятельности, навсегда заучила аксиому о том, что им ни в коем случае нельзя идти «на дело» с голыми руками. И с того момента все воры позаботились, чтобы перед тем, как они будут входить в намеченную к ограблению квартиру, надевать на руки перчатки, предохраняющие от опасности оставить на месте преступления собственные отпечатки пальцев. Так что в нашей жизни возникла целая отрасль для постоянной работы. С тех самых пор, как возникла дактилоскопия, люди начали применять нас для собственной безопасности. И всем вам надо твёрдо знать, что этим нашим успехом мы навсегда должны быть благодарны Гершелю. Как все египтологи поют хвалебные песни Жану-Франсуа Шампольону, расшифровавшему значения иероглифов, так и мы, перчатки, должны слагать оды Уильяму Джеймсу Гершелю, открывшему тайны дактилоскопии. Вы всё запомнили? - Да, - хором ответили ученики. - Что ж, - сказала перчатка-учительница. – Я рада, что вам всё понятно. Вопросы есть? Подождав некоторое время, учительница продолжила: - Прекрасно. Раз вопросов нет, то тогда давайте завершать урок. Я надеюсь, что при нашей следующей встрече вы все будете правильно отвечать на мои вопросы, касающиеся темы сегодняшнего урока. Так что я прощаюсь со всеми вами до нового занятия. До свидания. - До свидания – дружно отозвался класс. Перчатка-учительница кивнула, взяла со стола журнал, и неторопливо вышла из класса.
|