МАНИФЕСТ ЧИТАТЕЛЯ,

или

@Афтар пешы лутше!

 

 

«Вся русская литература построена целиком на страдании.

Страдает либо автор, либо читатель»

vk.com/dzenpub

 Свой путь земной пройдя до половины, исчерпав все мыслимые и немыслимые пределы читательского терпения, пишу я, о други и братие, Манифест. Обращен он, как вы сами понимаете, к молодым и не очень молодым, известным и не очень известным, изданным и самоизданным авторам, пишущим на родном мне великом, могучем и многострадальном русском языке.

С чего начну плакати и откуда начну взывати к тебе, автор?

С азов начну. С азов того самого великого и могучего, который мы все, конечно же, проходили в школе, а некоторые даже и в институте либо университете. Проходили, как выясняется, хоть и все, но странно – иные прогулочным шагом пересчитали широкие боковые дорожки, а на узкие поленились зайти, иные быстрой трусцой пробежались только по главной аллее, не обращая внимания на предупредительные знаки, и весело поплевывая в чистые пруды грамматики и стилистики, а прочие так и вовсе на сверхсветовой скорости пролетели все стоп-сигналы и с криком: «Я Гений! Гению можно нарушать правила-а-а-а!» устремились навстречу пригрезившимся Большим Гонорарам, Громыхающей Славе, Миллионам Фанатов и прочим вкусностям, сопутствующим Настоящим Писателям. И...

И вот он, первый пункт Манифеста, автор: совершенствуй свой язык! НИКОГДА не станешь ты настоящим писателем, не любя, не уважая и не понимая родного тебе языка. Ибо нелюбовь твоя к скучным правилам непременно скажется на качестве твоих текстов. И даже если набрал ты, запродав сам-знаешь-что сам-знаешь-кому, миллион и одного дикого фаната, и все они хором закричат тебе в комментариях: «Аллилуйя! Автор, язык твой дюже крепок и силен!», не верь им, прошу тебя. Призови одного, а лучше двух-трех знакомых (или знакомых знакомых) филологов, журналистов, редакторов, библиотекарей, педагогов, да пусть даже инженеров, но таких, которые и отчеты рабочие пишут языком, достойным витий наших Ломоносова и Державина, упади им в ноги и умильно попроси потратить драгоценное время жизни своей на прочтение твоего литературного шедевризма. Приготовься, автор, к тому, что горек будет их суд и ужасен будет приговор. И когда ты выслушаешь этих добрых людей, поблагодари их за труд, запрись в тишине, наедине со своим ноутбуком или блокнотом, и вивисектируй свой текст, не жалея ни фабулы, ни композиции, ни героев. Пусть останется треть, пусть останется даже одна десятая часть, не оскверненная замечаниями специалистов – неважно! Сухой остаток и станет тем камнем, который ляжет в основание твоего будущего писательского успеха.

Продолжу свой плач, о достолюбезный мой автор. Ты все еще здесь? Прекрасно.

Итак, после вынесения приговора своему тексту и внесения необходимых правок сделай перерыв в работе и обрати свое внимание на чтение. Ты говоришь, что читаешь каждый день? И даже читаешь много? Автор, истина эта стара, как мир, но выслушай еще раз: важно не то, сколько ты читаешь, а то, ЧТО ты читаешь. Ибо ты, писатель, есть то, что ты читаешь! Более того – ты, писатель, есть то, что ты смотришь и слушаешь! И если ты замусориваешь свой бедный мозг второсортной и третьесортной литературой изо дня в день, 365 дней  в год, если ты вдобавок отягощаешь его просмотром сотен фильмов, ничего не дающих уму и сердцу, и слушаешь музыку, от которой у твоего старого кота начинается тик левого глаза, а у бабушки приступ невроза – не вини меня в том, что я, прочитав твой следующий опус, возопию к небесам с мольбой о немедленном ниспослании молнии, которая закоротила бы напрочь твою проводку и уничтожила твое орудие производства, будь то ноут или обычный блокнот.

Формулирую второй пункт Манифеста, автор: учись у лучших, развивай свой ум! НИКОГДА ты не станешь настоящим писателем, не читая русской и зарубежной классики, не смотря фильмов из «золотого фонда» нашего и зарубежного кинематографа, не слушая хотя бы изредка великих композиторов прошлого. Люби историю, автор, чти заповеди тех, кто прошел тяжкой стезей писателя до тебя и уже совершил все те ошибки, что совершаешь ты в этот момент – и не только совершил, но и исправил, и даже оставил тебе, своему наследнику и потомку, специальные труды о литературном мастерстве. Читай эти советы писателей прошлого, читай также и другой нон-фикшн – все это пригодится тебе обязательно!

Продолжу, автор. Итак, предположим, что ты уже справился с первым двумя пунктами – тебе дались и родной язык, и наследие прошлых веков. Ты пишешь длинными периодами, от которых захватывает дух даже у матерых издателей, и твой интеллект насыщен лучшей, отборной литературой и так далее. Достаточно ли этого, чтобы я, читатель, получил истинное удовольствие от твоего труда?

НЕТ.

Третий пункт моего Манифеста гласит: пиши о том, о чем болит сердце! НИКОГДА ты не станешь настоящим писателем, если не пишешь о том, что действительно тебя волнует, и не просто волнует – терзает, рвет, расщепляет на атомы твою бессмертную, высокую душу. Забудь о конъюнктуре, о диком рынке, требующем еще больше крови, секса, зеленокожих мутантов-супергероев и опустошающих землю вирусов. Просто забудь о них. Ты любишь фантастику? Представь себе – ты последний человек на земле, и пишешь рассказ-завещание, в котором должна отразиться, как в капле воды, твоя душа. Представил? А теперь сядь и НАПИШИ ЭТО. Напиши о самой великой радости, которая была в твоей короткой или длинной жизни. Напиши о самом большом горе, случившемся с тобой. Подари эту радость и это горе своим героям – и они оживут, задвигаются, взглянут на меня, читателя, настоящими, блестящими глазами, а я, забыв о собственных бедах и проблемах, буду смотреть на них.

Автор, не будь поставщиком литературного героина, не поддавайся соблазнам! Не мучь меня, читателя, не оправданными с художественной точки зрения гнусностями – у меня и в жизни их слишком много. Если тебе хочется написать о серьезных, трагических вещах – пиши, но уважай при этом и себя, и меня. Все должно быть в меру. Если уж так необходима в твоем произведении эротика – не расписывай ее с первого абзаца и на каждой странице своего творения, это признак твоей несостоятельности, признак того, что ты не можешь удержать мое внимание иными художественными средствами! Еще раз вспомни классические произведения, перечитай их, если нужно – например, в романе «Собор Парижской Богоматери» Гюго автор не описывает интимных актов «как есть», в мельчайших натуралистических подробностях, между тем никто не посмеет отрицать наличия в произведении эротики. Если нужны сцены сражений – не обязательно прописывать каждый поворот и прыжок твоего героя, равно как и малейшие оттенки плаща, бластера и чешуйчатопленчатой брони его монструозных противников! Совершенно не нужно, автор, расписывать декалитры разбрызгавшейся по потолку, полу и стенам либо по чистому полю крови любого цвета, килограммы растекшихся мозгов, печенок, кишок и прочих внутренностей! У меня есть воображение, автор, так дай же ему поработать, не вали на мою голову столько деталей!

Поэтому вот тебе, автор, четвертый пункт Манифеста: чти себя, чти другого! НИКОГДА не станешь ты настоящим писателем, не уважая собственного таланта и собственного читателя. Не продавай себя и свою божью искру по дешевке – ты пожалеешь потом, поверь, но будет уже слишком поздно, лучшие твои годы уйдут, уцененные книги осядут бесполезным грузом где-нибудь в разделах букинистики, а сотни гневных рецензий на крупнейших порталах Сети заклеймят тебя как халтурщика и непрофессионала. Ты говоришь, что гонораров и славы при этом никто не отменял? Автор! Посмотри мне в глаза, прошу тебя. Посмотри внимательно. Это я – твой читатель, тот, ради кого ты не спишь ночей, урываешь время у родных и работы, ущемляешь самого себя...

Неужели тебе и правда нужна ТАКАЯ дешевая слава и ТАКАЯ жалкая прибыль?

 

 

Давайте же за автором Манифеста повторим еще раз и запишем, не надеясь на блестящую зрительную память, ибо основы, как Библию, стоит носить у сердца и заглядывать в них с такой же частотой:

1. совершенствуй свой язык!

2. учись у лучших, развивай свой ум!

3. пиши о том, о чем болит сердце!

4. чти себя, чти другого!

 

 


 Peony Rose  (Элли Флорес)

 

 

 

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Вы можете оценить и высказать своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 33 в т.ч. с оценками: 7 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


SaniaSania [24.09.2014 12:22]:
Хорошая статья. С чем-то не согласна, а в основном да. Если главная идея - призвать авторов лучше писать, то я обеими руками ЗА) В любой сфере нужно развитие. Иначе со временем стагнация перерастёт в регресс)) И даже, если стихи или проза - это всего лишь хобби, развиваться нужно! (5)

KiannaKianna [25.09.2014 16:52]:
С темой "манифеста" согласна. Проблемы насущные, тенденции тревожные. Но в самом тоне статьи есть какая-то излишняя лихость. И напора многовато. Хочется потише, пообстоятельней, что будет не менее доходчиво, а, может, и более. Но это чистая ИМХА. Автору спасибо за неравнодушие.

dilsedilse [19.12.2014 09:38]:
Спасибо за статью. Во многом согласна с Вами, но в чём-то нет. По каким критериям отбора Вы решаете, качественная книга перед Вами или нет, автор, написавший её, талантлив или нет? Исходя из Ваших личных предпочтений? Маловато. Но, с другой стороны, меня, например, радует, что и в современности есть люди, которых волнуют такие вопросы. За одно это уже большое спасибо. (5)

  Еще комментарии:   « 1 4

Список статей в рубрике: Убрать стили оформления
25.09.14 03:21  Поэзия эпиграфа   Комментариев: 6
22.09.14 23:00  Манифест читателя, или @Афтар пешы лутше!   Комментариев: 33
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY
Рейтинг@Mail.ru
Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение