Как интересно: в этом мире все взаимосвязано, и в поисках личности, которой посвящен роман «Консуэло», выстроилась цепочка, ведущая из прошлого в настоящее. Я выяснила, что прототипом Консуэло для Жорж Санд послужила не одна певица, а две, причем сестры: Мария Фелиция Гарсия и Мишель Паулин Гарсия. Все знают их под именами Мария Малибран и Полина Виардо. Через 200 лет мир чествовал оперную диву Малибран и среди всех меццо сопрано мира выбрали один голос, основываясь на свидетельствах современников, партнеров по сцене и композиторов, работавших тогда с певицей, наиболее похожий на описания голоса Малибран. Представлять певицу и исполнить ее репертуар в городах, где когда-то выступала Мария Малибран, должна была Чечилия Бартоли. Послушайте, как она на концерте «на бис» исполнила в Барселоне, на родине предков Малибран, арию из оперы, написанной отцом певицы, композитором, гитаристом и певцом Мануэлем Гарсия.
И тут же я узнала о Чечилии Бартоли одну любопытную вещь: когда снимался фильм «Кастрат Фаринелли», петь основу голосовой партии, которую потом дополнительно обработали на компьютере для придания неповторимых обертонов и диапазона в 3,1 октавы, пригласили Бартоли. В одном эпизоде наиболее «чистый» голос Чечилии Бартоли дает нам представление о божественном голосе легендарного певца, от которого слушатели иногда падали в обморок. Кстати, Фаринелли – тоже герой романа «Консуэло», который был ее партнером по сцене.
Театр, публика, ее реакция на то, что происходит на сцене – такие же, как описала Жорж Санд в «Консуэло», а если их переодеть в костюмы ампир или викторианские кринолины – то и на спектаклях с участием Малибран. Особенно непосредственно вели себя итальянские зрители в Ла Скала.
Так замкнулся круг. А теперь о Марии Малибран и ее младшей сестричке Полине.
Старшая, Мария, начала выступать на сцене с родителями, которые были хорошо известны в свое время. Отец, композитор, гитарист, певец-тенор и педагог Мануэль дель Популо Висенте Гарсиа, мать — оперное сопрано Хоакина Брионес. Для Мануэля Гарсия композитор Россини написал партию графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике». Не отстали от родителей и дети: сын их, Мануэль Висенте Гарсиа, баритон и педагог, младшая из детей – сопрано Полина Виардо, о которой мы знаем больше всего. В третьем поколении известен сын Марии Малибран - Шарль Вильфрид де Берио (пианист и преподаватель Парижской консерватории.)
Мария училась музыке и пению у отца. В 1815 семья переселилась в Париж, затем в Лондон. Мария училась в монастырском колледже в Хаммерсмите под Лондоном, который закончила в 1824, владея пятью языками. Превзойти ее в языкознании смогла младшая, Полина, которая кроме английского, немецкого, итальянского, испанского и французского овладела еще и русским.
В Лондоне состоялся ее второй дебют: она дебютировала на сцене Королевского Лондонского театра в роли Розины в «Севильском цирюльнике» (1825). Затем с триумфом выступала в Париже, Нью-Йорке, Мехико. Подписала контракт с Итальянским театром в Париже (1828—1834). С блеском выступала в Милане и Венеции.
Малибран, колоратурное меццо-сопрано, была одной из выдающихся певиц XIX столетия. Драматическое дарование артистки с наибольшей полнотой раскрылось в партиях, исполненных глубоких чувств, патетики, страсти. Для ее исполнения характерны импровизационная свобода, артистизм, техническое совершенство. Голос Малибран, по воспоминаниям слышавших ее пение, отличался особенной выразительностью и красотой тембра в нижнем регистре.
В конце лета 1825 года семья Гарсиа отправляется на пакетботе «Нью-Йорк» на гастроли в США. За несколько дней Мануэль собрал небольшую оперную труппу, включив в нее и членов собственной семьи.
Сезон открылся 29 ноября 1825 года в «Парк-тиэтр» «Севильским цирюльником»; в конце года Гарсиа поставил для Марии свою оперу «Дочь Марса», а позднее — еще три оперы: «Золушка», «Лукавый любовник» и «Дочь воздуха». Спектакли имели как художественный, так и финансовый успех.
2 марта 1826 года Мария по настоянию отца вышла замуж в Нью-Йорке за пожилого французского негоцианта Е. Малибрана. Последний считался человеком состоятельным, но вскоре полностью разорился. Однако Мария не потеряла присутствия духа и возглавила новую итальянскую оперную антрепризу. К удовольствию американской публики, певица продолжила серию оперных спектаклей. В результате Марии удалось частично вернуть долги мужа отцу и кредиторам. После этого она навсегда рассталась с Малибраном, и в 1827 году возвратилась во Францию. В 1828 году певица впервые выступила в театрах «Гранд-опера», Итальянской оперы в Париже.
Именно сцена Итальянской оперы стала в конце 20-х годов ареной знаменитых артистических «поединков» между Марией Малибран и Генриеттой Зонтаг. В операх, где они появлялись вместе, каждая из певиц стремилась превзойти соперницу.
Любая подготовленная ею партия приобретала неповторимый характер, потому что исполнять роль для Малибран означало прожить ее в музыке и на сцене. Вот почему стали знаменитыми ее Дездемона, Розина, Семирамида, Норма.
В отличие от принятой ранее манеры петь прямо в зал, стоя почти на одном месте, с минимальными движениями по сцене, Мария не только пела, но и играла драматическую роль с выразительной мимикой и жестами, выражая страсть или горе, любовь и смерть. В роли Нормы Малибран была потрясающе лирична и трагична. Чечилия Бартоли считается лучшей Нормой своего времени, повторяя успех Малибран
Долгое время Мануэль Гарсиа, рассорившийся с дочерью, отклонял все попытки примирения, хотя и жил в нужде. Но им приходилось порой встречаться на сцене Итальянской оперы. Однажды, как вспоминал Эрнест Легуве, они сошлись в представлении «Отелло» Россини: отец — в роли Отелло, постаревший и поседевший, и дочь — в роли Дездемоны. Оба играли и пели с большим вдохновением. Так на сцене, под аплодисменты публики, и состоялось их примирение.
Вообще Мария была неподражаемой россиниевской Дездемоной. Ее исполнение скорбной песни об иве поразило воображение Альфреда Мюссе. Свои впечатления он передал в стихотворении, написанном в 1837 году:
И ария была во всем подобьем стона, |
Если голос современной итальянской певицы Чечилии Бартоли действительнго так похож на голос Малибран, то можно представить, что так восхищало Альфреда Мюссе:
Малибран не только хорошо рисовала, она написала ряд музыкальных произведений — ноктюрны, романсы. Многие из них впоследствии исполняла ее сестра Виардо-Гарсиа.
Умерла Мария Малибран в результате несчастного случая: она получила травмы, упав с лошади, но не обратилась к врачу, испугавшись, что если у нее сломана нога, ее придется ампутировать. По одной из версий, она умерла прямо во время спектакля. Это произошло на гастролях в Манчестере. Похоронена певица на родине мужа в Брюсселе. Европа была ошеломлена этим известием. Улица, на которой стоит дом, построенный для жены Шарлем де Берио, носит сейчас название Малибран.
Ею восхищались Россини, Доницетти, Беллини, Шопен, Мендельсон, Лист, Т.Готье, К. Брюллов, написавший ее портрет. Ей посвящали стихи Мюссе и Ламартин, ее образ вошел в роман Жорж Санд «Консуэло».
О Малибран сняты фильмы Гвидо Бриньоне (1943, в главной роли - Мария Чеботарь), Саша Гитри (1944), Вернера Шрётера (1972) и др., написаны несколько романов. В 2007—2008 г.г. певица Чечилия Бартоли дала серию концертов к 200-летию Малибран. В интервью, данном в это время, певица рассказывала о том, как скрупулезно восстанавливала по свидетельствам манеру петь, присущую Малибран.
Театр Малибран в Венеции
Могила Малибран в Брюсселе
Имя Полины Виардо Гарсия русским больше известно по роману с И. С. Тургеневым, длившемуся долгие годы. То, что Тургенев любит певицу, знали все, это было наваждение, немаловажную роль в котором сыграл голос Полины Виардо. Волшебное звучание сопрано гипнотизирует слушателей, овладевая душой. Об этом и писала Жорж Санд в романе "Консуэло", романе о выдающейся певице, созданной из двух сестер, двух див, под знаком которых прошел девятнадцатый век.