Мона Лиза:Песнь любвиАвтор статьи: Мадам Де Руэ

Эдит Пиаф. Парижский воробушек.

Обновлено: 06.10.10 10:00 Убрать стили оформления

Певицу представляет аminna:

Эдит Пиаф: Я пою не для всех - я пою для каждого.

 

Она переживет четыре автомобильные катастрофы, попытку самоубийства, три гепатические комы, приступ безумия, два приступа белой горячки, семь операции, первую и вторую мировые войны, сведет с ума толпы мужчин и умрет в 1963 году, не дожив до пятидесяти. Ее будет хоронить вся Франция, а оплакивать - весь мир. На ее могиле напишут: "ЭДИТ ПИАФ".

портрет певицы

Эдит Пиаф (фр. dith Piaf, настоящее имя Эдит Джованна Гассион, dith Giovanna Gassion) — французская певица и актриса. Легенда утверждает, что Эдит родилась под фонарем на улице Бельвиль в Двадцатом округе Парижа. На самом деле она появилась на свет в больнице Тенон, как указано в официальном свидетельстве о рождении на имя Эдит Гасьон, выданном 19 декабря 1915 года.
Матерью Эдит была неудачливая актриса Анита Майяр, выступавшая под псевдонимом Лина Марса. Отцом был уличный акробат Луи Гассион. В начале Первой мировой войны он отправился добровольцем на фронт. Первый раз он получил двухдневный отпуск только в конце 1915 года, чтобы повидать свою новорожденную дочь Эдит.
Через два года Луи Гассион узнал, что жена его бросила, а дочку отдала на
Возраст 6 летвоспитание своим родителям. Условия, в которых жила Эдит, были совершенно ужасающими, и Луи отвёз дочь в Нормандию к своей матери, содержавшей публичный дом.
Тут выяснилось, что Эдит совершенно слепа. Как оказалось, в первые же месяцы жизни у Эдит начал развиваться кератит, но чета Майар, видимо, этого просто не заметила. Когда никаких других надежд не оставалось, бабушка
Портрет певцовповезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции. Поездку назначили на 19 августа 1921 года, а 25 августа 1921 года Эдит прозрела. Ей было шесть лет.

Вскоре Эдит пошла в школу, окруженная заботами любящей бабушки, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими детьми ребенка, живущего в публичном доме, и учёба для девочки очень быстро закончилась. Тогда отец забрал Эдит в Париж, где они начали вместе работать на площадях — отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела. Эдит зарабатывала пением на улице до тех пор, пока её не взяли в кабаре «Жуан-ле-Пен».

В 1932 году юная уличная певица встретила Луи Дюпона по прозвищу Малыш Луи, принадлежавшего к воровскому миру. Годом позже у них родилась дочь Марсель. Однако Луи не устраивало, что Эдит слишком много времени уделяет своей работе, и он потребовал оставить её. Эдит отказалась, и они расстались. Вначале дочь оставалась с матерью, но однажды, придя домой, Эдит не обнаружила её. Луи Дюпон забрал дочь к себе, рассчитывая, что любимая женщина вернётся к нему. В это время в Европе свирепствовала «испанка», и дочь Эдит заболела и попала в больницу. После посещений дочери заболела сама Эдит. В то время эта болезнь излечивалась плохо, не было подходящих медикаментов, и врачи зачастую могли просто наблюдать за болезнью в надежде на благополучный исход. В результате Эдит выздоровела, а Марсель скончалась (1935). Она была единственным ребёнком, родившимся у Пиаф.
Это была первая в ряду тяжелых потерь, отметивших собой жизнь Эдит. Боль терзала сердце, но она продолжала петь на улицах кварталов Бельвиль и Пигаль. Там-то ее и заметил Луи Лепле - директор одного из самых элегантных кабаре в Париже, "Джернис", расположенном на Елисейских полях. Он был покорен сильным, глубоким голосом этого Воробушка (Эдит была ростом всего 1,47 метра), а потому так и прозвал ее - Малышка Пиаф (на воровском жаргоне "пиаф" означало "пичуга").

Цитата:

актриса и певица"Дамы и господа, сейчас вы услышите голос Нищеты" - так объявляли ее в кабаре. На сцену выходила Эдит в строгом черном платье. Это платье они с ее сводной сестрой Симоной связали за один день перед первым выступлением. Уже скоро объявят ее выход, а один рукав еще не готов. В их уборную заглянула местная примадонна. Симона была в отчаянии, а Эдит, не привыкшая отступать, была готова предстать перед публикой в платье с одним рукавом. Певица дала ей свой фиолетовый шарфик, чтобы скрыть недоделки в костюме. С тех пор Эдит считала фиолетовый своим счастливым цветом.

"Голос Нищеты" покорил Париж. Лепле тотчас выпустил первую пластинку своей протеже. Но в апреле 1936 года он был убит в своей квартире. Пиаф, водившую портретзнакомство с "блатными", вызывали на допросы в полицию. Вся эта история долго муссировалась в прессе. Но на помощь молодой певице пришел другой мужчина - Раймон Ассо, бывший легионер, искатель приключений. Безумно влюбившись в Эдит, он до тонкостей постиг ее характер и помог ей стать трагической актрисой. Вместе с композитором Маргаритой Монно он подарил ей песню, вошедшую в классику ее репертуара, - "Мой легионер", хотя ее тогда уже исполняла Мари Дюба.
Реймон Ассо окончательно определил дальнейший жизненный путь певицы. Именно ему во многом принадлежит заслуга появления на свет «Великой Эдит Пиаф». Он научил Эдит не только тому, что непосредственно относилось к её профессии, но и всему тому, что ей было необходимо в жизни: правилам этикета, умению выбирать одежду и многому другому.

Реймон Ассо создал «стиль Пиаф», исходя из индивидуальности Эдит, он написал песни, подходящие только ей, «сделанные на заказ»: «Париж — Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона».
Именно он добился того, чтобы Эдит выступила в мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах — самом знаменитом мюзик-холле Парижа. Выступление в «АВС» считалось выходом на «большую воду», посвящением в профессию. Он также убедил её сменить сценический псевдоним «Малышка Пиаф»
на «Эдит Пиаф». После успеха выступления в «АВС» пресса написала об Эдит: «Вчера на сцене „АВС во Франции родилась великая певица». Необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки в достижении цели быстро привели Эдит к вершинам успеха.

 

 

В 1937 году Эдит снялась в своем первом фильме - "Пацанка" Жана Лимюра, а ее имя не сходило с афиш самых престижных варьете. В 1940 году она повстречала актера Поля Мерисса, который вошел в ее жизнь на два года и вывел ее на драматическую портретсцену. К тому времени среди поклонников Эдит были "властители дум" ее поколения, и среди прочих - Жан Кокто, который написал для дуэта Мерисс - Пиаф пьесу "Безучастный".

Поль и Эдит были полными противоположностями: она любила смех, шутки, розыгрыши, он был сдержан и элегантен, учил ее хорошим манерам. В пьесе показана семейная сцена, во время которой муж остается невозмутимым и молчаливым, а жена выплескивает на него бурю эмоций. Эта пьеса, в полной мере раскрывшая драматический талант Эдит Пиаф, стала самым большим успехом сезона 1940 года. Затем обоих пригласили сниматься в фильме "Монмартр на сцене" Жоржа Лакомба. На съемках Эдит познакомилась с Анри Конте, который стал ее новым Пигмалионом и одним из главных композиторов.
Но в жизненные планы вмешалась война. Во время войны скончались родители Эдит. Пиаф не уехала из Франции - более того, она по-своему принимала участие в Сопротивлении. Земляки ценили и личное мужество Пиаф, выступавшей во время войны в Германии перед французскими военнопленными, чтобы после концерта вместе с автографами передать им все необходимое для побега, и её милосердие — она устраивала концерты в пользу семей погибших. В период оккупации Эдит Пиаф выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными «на память», а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали поддельные документы для солдат, бежавших из лагеря. Затем Эдит отправлялась в тот же лагерь и тайно раздавала фальшивые документы военнопленным. Скрывала евреев, в частности, помогла композитору Мишелю Эмеру и Норберту Гланзбергу, кинорежиссёру Марселю Блистену.

Цитата:

Эдит со своей секретаршей Андре Бижар, участницей Сопротивления, приняла предложение оккупационных властей спеть в Германии. Тем, кто её критиковал, она отвечала: «Я буду петь для наших ребят в лагерях военнопленных. Представляете, как им нужна поддержка?» И она действительно спела и снялась с пленными на большой фотографии. Вернувшись в Париж, она отдала фото подпольщикам, и те изготовили поддельные паспорта для всех ста пятидесяти пленников. Приехав в лагерь ещё раз, Пиаф тайком передала паспорта французам, и часть из них сумели бежать. Это не миф. Эту историю она рассказала, когда после освобождения от оккупации её пытались обвинить в коллаборационизме. Защищать её пришли не только спасенные беглецы, но и друзья-евреи, которым она помогала скрываться от нацистов. В конце разбирательства члены комиссии встали навытяжку и отдали честь этой маленькой женщине.


К моменту освобождения страны ей было уже почти тридцать. За плечами был солидный опыт, она находилась на гребне волны, подтягивая за собой всех, кто, по ее мнению, был того достоин. Летом 1944 года у нее появился новый партнер кабаре Портрет певцов- Ив Монтан. Двадцатитрехлетний артист, в краткий срок проделавший путь от чечеточника Иво Ливи, выступавшего в марсельских кабаках, до певца и танцора Ива Монтана, покорившего знаменитые парижские кабаре - "Бобино", "Фоли-Бельвиль" и "Мулен-Руж", - поначалу не произвел большого впечатления на Пиаф. Отринув гордыню, Монтан упорно репетировал с ней, понимая, что может многому у нее научиться. Совершенно неожиданно для всех, да и для себя тоже, Эдит без памяти влюбилась в начинающего сердцееда и взяла на себя заботу о его карьере: давала ему книги, чтобы тот повысил свой культурный уровень, сама подбирала ему гардероб и репертуар. Анри Конте писал ему песни, а потом они вместе уехали на гастроли.

В 1945 году Пиаф и Монтан появились на экране в фильме "Темная звезда", а в начале следующего года Эдит так же неожиданно порвала со своим протеже. Она всегда была непредсказуемой. В конце 1945 года Пиаф сама написала песню "Жизнь в розовом свете", ставшую впоследствии одним из ее "хитов". Но в то время ее окружению песня показалась слабенькой, и Пиаф исполнила ее впервые только через год. Официально ее соавтором значился композитор Луиги, потому что Пиаф не была членом Общества композиторов. Несмотря на это, за свою карьеру она напишет восемь десятков песен.

 

Покорение Нового Света было вызовом, который Эдит бросила самой себе. Первые концерты в "Плейхаузе" в Нью-Йорке прошли при полупустом зале: американцы не портрет актрисы и певицыпонимали творчества Пиаф. Она уже собиралась вернуться в Европу, как вдруг ей попалась на глаза статья в одной нью-йоркской газете с восторженной рецензией на ее концерт. После этого с ней заключили недельный контракт на выступления в "Версале" - элитном кабаре на Манхэттене. Пиаф имела там такой успех, что контракт продлили на четыре месяца, и в последующие годы певица выступала там регулярно. Нью-йоркские гастроли принесли ей новые, важные знакомства. Она очень подружилась с Марлен Дитрих, и эта дружба не прекращалась до самой смерти Эдит. Но главное, она встретила свою новую большую любовь - Марселя Сердана, чемпиона мира по боксу в среднем весе.

Цитата:

портретПоначалу они держали свою связь в тайне: Марсель был женат. Но роман между двумя знаменитостями вскоре стал достоянием гласности. А они в самом деле стоили друг друга: когда Сердан вернулся во Францию из Америки, где завоевал свой титул, в аэропорту Орли бушевала толпа, явившаяся его встречать: героя с триумфом понесли на руках. Он ехал через Париж в открытой машине, словно глава государства, махал рукой ревущей толпе и улыбками отвечал на приветственные крики. На площади Оперы его машина утонула в людском море. Торжества по поводу приезда героя портретпродолжались несколько дней. Деятели культуры считали за счастье с ним сфотографироваться. Несколько дней спустя Пиаф дала ужин в его честь в небольшом ресторане, в узком кругу, в который все же входили несколько журналистов. Во время ужина Эдит вдруг объявила, что Марсель - не только гроза ринга, но и искушенный знаток литературы. По ее знаку боксер встал и, запинаясь, продекламировал "Морской погост" Поля Валери. После ужина болтушка Симона рассказала одному журналисту, что Эдит сама, словно школьная учительница, заставила Марселя выучить эти стихи.

портретНа следующее утро известие о романе двух звезд красовалось на первых полосах газет. Тогда уже влюбленные перестали таиться, а Эдит вместе с Маргаритой Монно написала в честь Марселя "Гимн любви", который пела с нескрываемым торжеством и неизменным успехом.

 


Но история любви обернулась трагедией. 28 октября 1949 года Марсель Сердан погиб в авиакатастрофе на Азорских островах, когда летел в США, чтобы присоединиться там к Эдит и взять реванш над Джейком Ла-Мотта. Пиаф не перестала петь, хотя теперь в ее песнях звучало не торжество, а неизбывная боль. Для нее начался долгий период депрессии. Много лет спустя Клод Лелуш снимет фильм "Эдит и Марсель", в котором роль Марселя Сердана исполнит его родной сын.
Подкошенная смертью Сердана, Пиаф, и так ставшая глубоко религиозной, погрузилась в мистицизм, даже спиритизм. Тем не менее она не перестала работать, Портрет певцови в 1950 году выступала в Париже в престижном зале "Плейель". Рядом с ней теперь был молодой автор-исполнитель
Шарль Азнавур, выполнявший роли ее секретаря, шофера и наперсника. Она помогла ему дебютировать пять лет тому назад, но не занималась его карьерой так рьяно, как в случае с Монтаном. Азнавур написал для нее несколько песен, вошедших в ее "золотой фонд", и остался верен ей до конца.

В 1951 году Пиаф дважды попадала в автокатастрофы. После второй она оказалась в больнице в очень тяжелом состоянии, ей прописали морфий. Впоследствии ей так и не удалось вырваться из лап наркотической зависимости, а в сочетании с алкоголем, с пристрастием к которому она даже не пыталась бороться, морфий оказал разрушительное действие на ее и без того хрупкое здоровье. И все же она продолжала работать на износ. После концертов музыканты собирались в ее доме, и всю ночь до утра шли споры, тут же рождались песни. Поутру соседу снизу, которому приходилось ночь напролет слушать пластинки, пение и игру на рояле, присылали большой букет роз, а Эдит, немного отдохнув, отправлялась репетировать.

Цитата:

Жила она по-прежнему скромно, хотя могла себе позволить настоящую роскошь. На сцену выходила в старом черном платье, заштопанном подмышками. "Черное - всегда элегантно", - утверждала она. У нее не получалось быть богатой. Однажды она купила себе особняк в престижном районе Отей и потратила целое состояние на его обустройство. Она мечтала о спальне, достойной маркизы де Помпадур, чтобы отыграться за все те жалкие меблированные комнаты, в которых ей приходилось спать во время гастролей. Когда спальня была готова, ее великолепие стало душить Эдит, и она перебралась в комнату консьержки на первый этаж. После полугода жизни в этой комнате она продала за гроши весь особняк со спальней Помпадур и большой викторианской лестницей, и переехала в квартиру, где из всей мебели был только большой рояль да шесть-семь проигрывателей и где сидели на полу на подушках. Единственной роскошью, которую она себе позволяла, был повар-китаец - лучший на весь Париж.


портретЕе новым спутником стал певец Жак Пилс. Они вместе выступали: Портрет певцовон - в первом отделении концерта, она - во втором. Свой брак они зарегистрировали в июле 1952 года, а затем, во время ее пятых американских гастролей, торжественно обвенчались в церкви в Нью-Йорке, как она всегда мечтала. Свидетельницей на свадьбе была Марлен Дитрих. Пилсу аккомпанировал на рояле молодой начинающий артист Жильбер Беко. Они вместе написали для Эдит песню "Без ума от тебя".

Цитата:

Но спиртное и наркотики делали свое черное дело. Пиаф неоднократно проходила курсы лечения в наркологической клинике. При этом она не переставала работать в студиях звукозаписи и выступать на сцене. Близкие пытались скрыть от прессы правду о состоянии ее здоровья. Зимой 1953 года Эдит несколько месяцев провела взаперти в своей квартире.
В 1955 году ее пригласили петь в "Олимпию" - самый знаменитый концертный зал французской столицы. К Пиаф вернулся энтузиазм. Первое же выступление прошло с оглушительным успехом. Ее мощный голос заставлял вибрировать человеческие души. В том же году Пиаф снова отправилась в изнурительное турне по США, завершившееся сольным концертом в Карнеги-Холл. Она стала мировой звездой. В следующем году, ознаменовавшимся турне по Латинской Америке и песней "Мотоциклист", ставшей настоящим шлягером, Эдит положила себе зарок: больше ни капли спиртного. Но ее здоровье уже было серьезно подорвано.


Двумя годами позже Пиаф встретила Джо Мустаки - певца, композитора, поэта-песенника. Он написал для нее знаменитую песню "Милорд". Их связь была бурной и непредсказуемой, а завершилась новой автомобильной катастрофой, в которую они попали вместе.

 


Несколько месяцев спустя, во время концерта в Нью-Йорке, Эдит рухнула на сцене как подкошенная. Ее срочно пришлось оперировать. Но свое искусство она не оставила. Молодой композитор Шарль Дюмон предложил ей спеть "Ни о чем не жалею". Пиаф пришла в восторг от этой песни и решила исполнить ее в "Олимпии": она пообещала директору дать там концерт, чтобы спасти театр от разорения. Совершенно вымотанная операциями и лекарствами, пренебрегая советами врачей и близких, она продолжала петь, хотя обмороки на сцене теперь случались все чаще. Она пела даже с Эйфелевой башни - для всего Парижа, простершегося у ее ног.

В начале лета 1961 года она встретила свою последнюю любовь - Теофаниса Ламбукаса, которого она звала Сарапо. По-гречески это значит "я тебя люблю". Он стал и последним певцом, из которого она попыталась сделать звезду. В октябре 1962 года они обвенчались по православному обряду, а в феврале вместе исполнили в "Бобино" свою любимую песню - "Зачем нужна любовь?"

 

В апреле она впала в кому. Лишившись сил и часто теряя сознание, Эдит провела последние месяцы жизни на юге Франции, в Канне.
10 октября 1963 года Эдит Пиаф не стало. Тело певицы было перевезено из города Грасса, где она скончалась, в Париж в обстановке секретности, и официально о её кончине было объявлено в Париже только 11 октября 1963 года (с чем связаны ошибки в некоторых источниках). В тот же день, 11 октября 1963 ушёл из жизни друг Пиаф Жан Кокто. Существует мнение, что он скончался, узнав о смерти Пиаф.
Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез. На них собралось более 40 тысяч человек, многие не скрывали своих слез,
цветов было столько, что люди были вынуждены идти прямо по ним.

 


От редактора – личное...

Помните, как в фильме «Семнадцать мгновений весны» по радио вдруг запела Пиаф? И Штирлиц с пастором Шлагом стали говорить, искусство ли это или минутная популярная песенка? Лиознова, чтобы усилить песню, дала запись той, что в 45-ом году еще не была написана: «Non Je Ne Regrette Rien» Эта песня – синоним Эдит Пиаф и узнаваема с первого такта. Это Пиаф!

 

 

О, Эдит Пиаф – это наваждение, в котором пребывают многие, притом, что многие совсем не понимают и не принимают. Сказать, что получаешь удовольствие, когда слушаешь ее – неправда. В чем же удовольствие? Не по годам изможденная, истощенная болезнями, некрасивая женщина с резким голосом и непривычным для русского уха грассированием (кстати, не всегда характерном для французов), - она как горькое лекарство, как рюмка водки, после которой передергивает. Но поклонники, как алкоголики, пьют еще и еще, потому что одержимость ей сродни болезни. Когда я слышу ее голос, у меня бегут по спине мурашки, и я впадаю в нечто вроде гипноза, переставая видеть и слышать все остальное вокруг. Секрет ее не раскрыт и никогда уже не раскроется. Может, в тембре ее голоса присутствуют какие-то скрытые частоты, воздействующие на психику некоторых людей? А может, только на меня... Хотя я лично знаю еще двух таких же больных Пиаф. Посмотрите на эту женщину, которой осталось жить несколько месяцев. И смотрите только на руки. Тогда, может быть, вы поймете, что я имею в виду. Эти движения похожи на пассы гипнотизера, они околдовывают и держат твой взгляд, не отпуская, и создают волшебный образ песни, которую ты не понимаешь, но входишь в ритм и уже живешь внутри него, подчиняясь этим взмахам. Раз увидев, я была так околдована, что когда надо было написать о французской песне, сразу же увидела перед глазами движения этих рук, а не хорошенькие личики и французский шарм Мирей Матье и  Патрисии Каас. У меня, конечно, не получилось описать это так же, как было на самом деле, но просто хочется продемонстрировать этот гипноз, который у меня сохранился на всю жизнь с того момента, как увидела на экране фильм «Франция, песня» и впервые слушала не пластинку, а живую Пиаф, поющую на сцене. Поэтому, когда нужна была французская песня, она сразу появилась без раздумий. Вот этот кусочек о съемках фильма «из французской жизни», вряд ли я смогла передать то, что стоит перед глазами, а потом посмотрите еще раз ПОСЛЕДНЕЕ выступление Пиаф в Олимпии. ПОСМОТРИТЕ НА ЕЕ РУКИ.

 

 

«Я должна петь песенку, пытаясь привлечь внимание мужа, увлеченного другой. Предполагается, что все мы уже прилично выпили, и петь я должна что-то любовное и легкое.

-Пой, что хочешь! - кричит мне Витторио.

Я сразу не могу сообразить, что подходит в такой ситуации, и поэтому начинаю то, что люблю с детства. Я пою песню Эдит Пиаф. Голоса у меня, конечно, нет, но я непроизвольно подражаю ее тембру и манере исполнения, жестам и выражению ее трагического лица. Когда я с сомнамбулической улыбкой на губах пою припев в ритме вальса, протянув руки вперед, чуть взмахивая кистями и легко пританцовывая, мои глаза невидяще устремлены вдаль. После съемки Витторио показывает мне получившиеся кадры и сам ошеломлен результатом.

-Лиза, как это пришло тебе в голову?

-Я очень люблю французский шансон, написала исследование о его поэтике. И я обожаю Эдит Пиаф с детства, как, впрочем, и твоя жена.»

(«Спляшем, Бетси, спляшем!»


М. де Р.        



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 0

Список статей в рубрике:
01.04.11 17:38  С танцами, с песнями встретим мы... апрель!   Комментариев: 2
23.03.11 19:42  Монтсеррат Кабалье - дива с ангельским голосом и золотым сердцем   Комментариев: 4
03.03.13 19:35  Голоса Консуэло
22.11.10 02:08  Элла   Комментариев: 2
22.11.10 03:18  Дженни Линд. Соловей из сказки.
06.10.10 10:04  Цветочница и королева   Комментариев: 3
06.10.10 10:06  Жемчужина графа Шереметева   Комментариев: 3
06.10.10 10:01  Лара Фабиан. Поющий композитор   Комментариев: 2
06.10.10 10:00  Эдит Пиаф. Парижский воробушек.
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение