Трон из ясного льда

 

 

Мир – это крепость на песке.

Махтумкули

 

Это просто легенда. Одна из сказок, которые рассказывала мне бабушка в детстве. Моя бабушка – сухонькая маленькая женщина с ясными глазами. Ее голос словно специально был создан для сказаний – певучий, мягкий, теплый, он обволакивал детей, укутывал их в разноцветные лоскуты мечтаний, баюкал, прогонял ночные тени, во множестве своем селившиеся по углам, ткал волшебные сновидения. Полуявь-полунебыль. Никто из нас так никогда и не признается, что грезил наяву. Много легенд рассказала бабушка своим внукам, многих внуков вынянчила она своими крепкими руками, много зим видела своими чистыми, синими глазами. Мало слез пролила моя бабушка, потому что слезы – это соль льда, нельзя растрачивать ее понапрасну. Ну, как придет Яллей, закружит снежными буранами, заметет дороги, жгучей поземкой обовьет ноги и собьет с пути. И тогда только ледяная соль поможет отыскать дорогу к дому – усеет белое нетканое полотно крупными кристаллами, выложит путь мозаикой опустевшего, выплакавшегося чрева, уже не потеряешься среди безмолвия.

На горных перевалах зима наступает внезапно: сурово хмурит брови каменный утес, в самом сердце которого скрыта от глаз маленькая пещера, где привыкли прятаться от дождя многие поколения наших детей; стихают яростные ветры, рвущие горную высь; осыпаются, исчезают, стираются краски. Просыпаешься стылым, студеным, безмолвным утром и кажется, будто и не было вчерашней осени, поздними кляксами восковницы и тронутого морозцем шиповника разбросанной по склонам. Не набьешь рот этой ватной мякотью – очень уж щиплют, кусают язык острые косточки – объедаешь крошечными кусочками, причмокивая, журясь, млея от кисло-сладкого привкуса. Каменным сном наваливается зима на горы, тяжелыми шапками свисает с вершин, укрывает перевал от любопытных глаз, тропки хоженые ревностно прячет – нет дорог, не ходи, не ищи, не тревожь.

Приходит в горы зима и собирает обет молчания. Забирает слова, запирает – исцеляет безграничной, бестелесной тишиной, благословляет, учит слушать себя. Сизым утром заглядывает в маленькие оконца – тшшш... прикладывает морозный узор к бледным губам: молчи, слушай, слушай, смотри. Привыкай. И нет на всем свете ничего, что укрыло бы тебя от цепкого ее взгляда, слепящего, яркого, ничего, что защитило бы от колкого, трескучего холода. И стучат в тишине каменные наковальни – то забытые в мире великаны ясный куют лед, высекая последние искры дыхания мира. Каждую зиму без устали сыплют они ледяную крошку, да без толку. Некому помнить. Нельзя вспоминать. Ты и ты – вот и все твое богатство. Зима пришла на перевал, замолчали горы. Те, кто остались за заметенными тропами, терпеливо ждут, когда откроется путь– вот так, в снежном мороке, в белом мареве, в оглушительной, всесильной, суровой, неприступной, сияющей тишине.

Когда зима обоснуется, приподнимет ревнивый свой полог, позволит со звоном разбиться молчанию – словно елочные украшения срываются с суровой нитки, с душистой хвойной лапы – тогда заводила свои певучие рассказы бабушка. И только успевай набрать воздуха вдосталь перед тем, как нырнуть, рухнуть в старые сказки, что тянущей болью в твоей груди отзываются. И то ли Белая чаровница застудила – не утерпела, выскочила во двор, крикнула пронзительно в хрустальный купол, то ли воздух теснится, толкается. Только бы выплыть... Ты и ты. Сквозь робкую наледь пробивается блеклый свет одинокой звезды – там плетет свои кипельные кружева рукодельница-зима, там снежными ночами перезимниками-пересмешниками нашептывают бесцветными голосами великие тайны твоимертвецы. Слушай хрупкие голоса ясного льда, острой крошкой на каменные плиты осыпающегося, слушай и запоминай, пока стоит над миром белая завеса снегопадов – больше не придут. Обжигаясь, сделай глоток ароматного чая с вяжущей горчинкой – последнего подарка горного лета. Закрой глаза. Слушай. Слушай и молчи. Тшшш...

Долгие вечера у зимы. Долгие и темные. Все-то есть у нас – лишь трескучий огонь да щелканье деревянных спиц – крупной вязкой справляется с лютым горным холодом бабушка, не даются старческим пальцам иные узоры. Все уходит, все стирает нетронутыми снегами жизнь, расчертит полосами лицо, руки пятнами украсит, проседью зрачки затянет. А память не тронет. Вот так плеснет, бывало, бабушка в травяной настой морошкового: пряно, тягуче запоет натопленный воздух, поставит чашку у огня – вдруг да захотят напиться те, кто хранит память, и заведет свои странные сказки. Много сказок рассказала мне бабушка, давно это было, но одну я помню лучше, чем остальные. Толковала темным зимним вечером у огня, что льды умеют говорить. И шепчут те льды о прекрасном Городе, имя которому Нигде, о хранителях самого важного знания на свете, о серебристой медведице, укрывающей остатки того знания. Надсадно кашляла морозным воздухом вьюга, сухо скрипели дрова в очаге, бабушка укутывала ноющие ноги в меховую шкуру и задумчиво глядела в огонь.

А было время, когда звали Его Городом Золотых врат. И был он тремя концентрическими поясами каналов унизан, словно кольцами обручальными. Фасады домов украшались фресками, скульптурой или яркими орнаментами. Жители того города любили яркие краски, в жилах их текла кровь, озаренная божественной искрой, как заря освещает горизонт перламутром, предвосхищая восход светила. И на углу или в центре каждого дома этого яркого города была башня с остроконечным куполом, именуемая обсерваторией. Звезды освещали жизнь, окруженную цветущими садами, населенными певчими птицами. Звездам поклонялись и чтили их законы, не на пергаментных свитках начертанные, а на вечной мерзлоте бесконечного Космоса. Иные же спускались из небесных чертогов, привлеченные зовом крови жителей Города Золотых врат, и оставались на их телах отметинами из серебра. Тогда таких людей называли эвиаритами по имени вечерней звезды Эвиары, что показала путь на землю к прекраснейшей из женщин одному сумасбродному богу. Не было преград на пути этой любви, и не знает мир по сей день истории счастливее, чем та, которая дала жизнь десяти сыновьям.

– Бабушка, ну ты что, забыла, что дальше? – мы обиженно высовывали носы из-под завалов шкур и жаждали продолжения, а старушка, сидящая к нам вполоборота, все смотрела и смотрела в огонь, и мы знали, что руки ее вечно холодны. – Бабушка! Расскажи, расскажи! Что же еще было в том городе?

Пожилая женщина вздрагивала, оглядывалась на нас и хитро подмигивала. И казалось, что она просто задремала.

Вначале было десять. В их жилах великая музыка Созидания. Искры божественной любви, они строили юный мир, наполняя его чистой энергией. Они несли свет, и от света сияла жизнь. Сияла и искрилась. Осененные иным видением, открытые для познания, они отрицали войны и неравенство и установили иной Порядок. Величие их состояло в развитии. Их было десять. Десять сыновей, которые слышали по праву крови, как бьется сердце мира. Их рождение ознаменовало приход магии в мир, который люди зовут своим. Из подземных жил била она родниками студеными, из кругов камней пела свои песни, с высоких гор спускалась лавинами, сверкала на солнце мечами, разрубающими железо, как дерево. Лелеяла мир. Берегла от смуты и темноты.

Это была щедрая и благодарная земля, любимая и любящая. Многие века люди, которые жили на ней, трудились, не покладая рук, храня в сердцах знание, что именно их земли коснулась божественная колесница. Возводились храмы, подобных которым не было на всем белом свете от самого его начала и до самого его конца. Во дворах храмов и общественных зданий били фонтаны, цвели необыкновенные растения. Знание законов Космоса и энергий эфира, воздушные колесницы – человечество только-только выбралось из Колыбели и вступило в пору золотого веснушчатого детства. Музыка... Чистейшая музыка лилась, казалось бы, из каждого открытого окна. Рожденные от десяти сыновей с искрящейся кровью обнимали сердцами мир. Но годы летят. Годы стирают с лица земли людей и города, испепеляют горные массивы, оставляя на их месте выжженные пустыни. Ветрами перемен дышали птичьи крики над Городом Золотых врат. Год за годом, кровь за кровью гасла искра памяти потомков. Не играла музыка в их жилах и все реже рождались те, кто слышал сердце мира. Много веков прошло, прежде чем человеческая кровь растворила крупицу божественной, и однажды родилось Дитя.

Не описать слепому маковых рассветов, не объяснить сияние Севера и света далеких звезд. Не показать глухому пения птиц и шорох прибоя. Жить ему предназначалось в кромешной тьме неведения. Искалеченным человеческими страстями. Не простили боги страшного времени короткой жизни человеческого Дитя, не признали его, словно недостаточно был наказан он изменчивым настроением Судьбы, лишившей его искры в крови, и без того чересчур разбавленной поколениями человеческих браков. В созидании и разрушении нет равных богам. Застыла жизнь острова, где когда-то зародилась жизнь, сотканная из музыки Великой любви. Замерла. Умолкли голоса птиц в прекрасных садах, пересохли фонтаны, почернели золотые поля и не взошла над остроконечными башнями Эвиара. Единственная из всех пожалела она глупое, искалеченное Дитя и влилась серебром и звездным светом в опустевшие жилы его детей. И нет на всем белом свете того, кто помнил бы, как умер Город Золотых врат.

Сказывают, будто поглотила его соль Мирового океана в наказание за дела человеческие. Другие утверждают, что стерт весь остров с лица Земли за невыносимый позор черствости земной души. Иные убеждены, что спрятан он под толщей льда подальше от людских глаз. Спит Город, которого Нет и ждет тех, кто помнит. Ждет, когда искупят они вину предков, очистят души свои и вспомнят дорогу к Дому. И горит в них серебром и надеждой Эвиара, и глаза их синие, что васильки в живых некогда полях, ключом к Золотым вратам являются. И теперь они белые странники, обреченные слышать музыку бьющегося сердца Земли и бродить по свету. Вечные белые странники,не задерживающиеся ни в одном месте, не ищущие пристанища, не заводящие знакомства и друзей. Вместе с Городом ушла из мира магия, пересохли родники, замолчали каменные круги, замолчали обездоленные горы. Оцепенели сердца людей во всем мире. Застыли.

Ледяной порыв ветра выводит меня из задумчивости. Сурова нынешняя зима. Сурова и безжалостна. Почти не слышны голоса льдов – сколько ночей уже провела в безмолвии, в белом, замеревшем Нигде. Шепот не желает униматься, хватает за плечи, кусает щеки, словно напомнить что-то старается и злится на краткость человеческой памяти. Это просто древняя легенда. Бабушкина сказка, скрашивающая долгую горную зиму. Ничего больше. У ног моих вьются снежные волки. Зябко здесь, хлещет ветер в лицо. И как-то особенно сильно жжет серебряный отпечаток Большой Медведицы на моем предплечье. Зря я вспоминаю старые сказки в ледяной пустыне, не к добру это. Вот и стемнело уже почти, пора разводить огонь и устраиваться на ночлег. Поднимаю голову к звездному небу, шатром раскинувшемуся над искрящейся пустыней, и долго смотрю. И синеют в ночи глаза мои. От бабушки мне доставшиеся.

 

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 10 в т.ч. с оценками: 7 Сред.балл: 4.71

Другие мнения о данной статье:


VaryagW [08.01.2015 11:19] VaryagW 5 5
Спасибо автору за доставленное удовольствие чтения! Очень порадовал сочный, образный язык изложения и сама "сказительская" напевность текста.

Катюня Now and Forever [09.01.2015 22:08] Катюня Now and Forever 5 5
О, какая вкусная и яркая сказка! Язык певучий, легкий, но такой образный - погружает в атмосферу моментально. Красивая легенда взята за основу, понравился завуалированный посыл и участь, что настигла Город Золотых врат вполне справедлива. Интересно все же, кто рассказчик и какая его ждет участь )))
Огромное спасибо, Автор, за труд, и удачи вам в конкурсе!

whiterose [12.01.2015 11:52] whiterose
Я бы назвала этот рассказ Сказанием- притчей. А такие вещи пишутся для того, чтобы человек остановился и задумался.

Lin Lynx [13.01.2015 18:56] Lin Lynx 3 3
Вместо эпиграфа: "А так хороша была идея...")))
Если я правильно поняла задумку автора, то это - стилизация некой легенды. Стилизация такая, сказочно-былинная что ли.
Легенда сама по себе, по сути, хороша и понятна. А замечаний (вопросов) к Автору всего два: по т.н.стилизации и по теме конкурса.
Не претендуя совсем на звание знатока городского фэнтези, этого самого городского я не увидела совсем. Потому что от того, что в тексте несколько раз упомянуто слово "город", рассказ не становится автоматически "городским" фэнтези. Да и тема Нового Года или Рождества, по сути, проходит мимо. Скорее, фэнтези просто зимнее.
Ну и стилизация... Мне не понравилась. За беспорядочным нагромождением прилагательных теряется смысл, красочная картинка описываемого. Некоторые связки слов вызвали искреннее недоумение получаемым значением. И под завязку, вишенкой на торте - "концентрические" круги. Ага, самое то, былинное слово.
Ой, вопросов к Автору у меня, оказывается, целых три: а вот первая часть рассказа, с описанием ужасов прихода зимы, какой несет в себе смысл, кроме того, что занимает примерно половину рассказа?

Peony Rose [16.01.2015 14:16] Peony Rose
Сложное впечатление от рассказа.
Вступление – зима, бабушка, рассказывающая легенду, слушатели – хорошо. Но приблизительно на третьем абзаце стала уставать, если честно. Я обеими руками за интересный стиль. И здесь он есть, здесь много вкуса и изящества. Но в то же время, как мне кажется, есть некая избыточность красоты, «орнаментальности». Идет перегрузка внимания, хочется чуть более коротких фраз, чуть меньше метафор и пышных сравнений, более серьезного подхода к некоторым словосочетаниям, и что самое важное – хочется уже самой истории, а ее нет. (Так и тянет вспомнить любимую фразу Луиса Ламура: «Историю нужно рассказывать с первой строчки»)
И вот продолжается чтение, начинается собственно история Города Золотых врат. Десять полубогов от союза бога и женщины, магия, расцвет и счастье – понятно. Далее… а вот далее как-то стало сомнительно. Дитя, утратившее связь с богами и магией – опять же все ясно, но почему, за что его не простили боги – для меня осталось загадкой. Потом новая загадка – если Эвиара пожалела и дала силы, отчего ж погиб Город? Логично было бы, если бы здесь начался новый виток развития. Чуть ниже – о белых странниках, наследниках Эвиары, и о глобальном «обезмагичивании» )) И опять загадка – так ведь магия Эвиары-то еще в них? Тогда, получается, говорить о полной катастрофе вашего мира рановато.
Финал, в общем, дает некую надежду на счастливый исход и на возрождение Города рассказчиком. И тем не менее, закрыв рассказ, понимаю, что он стремительно испаряется из моей памяти. Нет тех зацепок, которые его бы выделили. Нет действительно ярких образов, нет динамики. Есть красиво нарисованная картинка, морозный узор на стекле, который исчезает…
В завершение хочу сказать вам спасибо за прекрасный эпиграф и знакомство с поэзией Махтумкули (Фраги). И спасибо за рассказ. Успехов вам.

Russet [19.01.2015 00:33] Russet
Не думала ,что скажу такое хоть раз, но... извините, дорогой автор, но кажется, в этот раз я не ваш читатель. Три раза начинала, и все три раза засыпала над текстом. Напоминает бормотание над ухом - как в детстве, когда мой дедушка пытался рассказывать сказку. Тоже на "ура" усыпляло.
Впрочем, я попробую вернуться позже.
Еще раз простите.

Sania [04.02.2015 12:36] Sania 5 5
Очень красиво, напевно. Немного затянуто начало, согласна. И городское фэнтези под вопросом) Но пишете, автор, очень красиво. Мне понравилась и легенда (интересно, это придумано автором или это старая легенда?), и написание.

Кобрита [04.02.2015 14:42] Кобрита 5 5
Не буду претендовать на звание критика, анализировать то, в чем ни черта не понимаю, и напишу по-простому. Очень понравилось. Понравился необыкновенной красоты узор рассказа. Розик где-то в комментах писала про рисунок стихотворения, вот тут у меня то самое ощущение возникло, что я вижу складывающийся, как в калейдоскопе, узор. В Троне картинка не только сложилась, но и ожила. Я рада, что это вещь родилась, мне нравится ее перечитывать. Она воодушевляет и вдохновляет. Автор, ты молодец.

PoDarena [10.02.2015 11:51] PoDarena 5 5
Я увидела зиму в горах. Потрясающе выписанную зиму в горах. Но я не услышала легенду, которую рассказывала бабушка. То есть, преамбула - выше всяких похвал. Амбула/легенда - не прозвучала для меня так же ясно, как голос льда. И еще. Мне, почему-то, читая описание Города Золотых врат вспомнился Город Колонн, Ирам. Даже какие-то аналогии можно проследить. Мне кажется, автор?

Изума [13.02.2015 00:57] Изума 5 5
Спасибо)))) я вздохнула зимним воздухом в ледяных горах) и коснулась ледяного нигде)))

Список статей в рубрике: Убрать стили оформления
15.01.15 18:14  Заговор судьбы   Комментариев: 8
13.01.15 19:14  Сердце именем полынь   Комментариев: 11
11.01.15 22:30  Тот Самый...   Комментариев: 18
11.01.15 22:15  Попутчик   Комментариев: 11
11.01.15 22:03  Хорошая девочка берет выходной   Комментариев: 14
11.01.15 19:57  Одним декабрьским вечером в Праге   Комментариев: 12
08.01.15 20:17  Горящее сердце   Комментариев: 12
07.01.15 19:40  Мелодия старого патефона   Комментариев: 17
07.01.15 18:37  Зеленое милое Рождество   Комментариев: 13
07.01.15 17:17  Трон из ясного льда   Комментариев: 10
01.01.15 21:07  И ныне, и присно, и во веки веков   Комментариев: 26
01.01.15 19:07  Порча   Комментариев: 12
01.01.15 14:36  Дело было зимой   Комментариев: 16
09.01.15 20:59  Гости из тридесятого...   Комментариев: 14
09.01.15 20:52  Снежная сказка   Комментариев: 11
01.01.15 20:14  Заяц белый, куда бегал?   Комментариев: 14
01.01.15 11:00  Про слоника (вне конкурса)   Комментариев: 14
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение