«Я буду танцевать!..» В далёком горном ауле одним прекрасным июльским днём на свет появился мальчик, в судьбе которого причудливо нашли своё отображение как многие беды и невзгоды, так и такие большие радости и удачи, какие только можно себе представить. С раннего детства мальчик, получивший привычное для чеченцев имя Махмуд, любил танцевать. И это была не просто привычная для горцев любовь к музыке и ритму. Нет, мальчик испытывал подлинную страсть и счастье только тогда, когда танцевал. Только во время танца он чувствовал себя вольной птицей, гордо рассекающей воздушные просторы, взмывающей высоко к небесам, чуть ли не к самому Солнцу. Уже начиная с семи лет он танцевал на свадьбах, куда приводила его мать. А через год он, несмотря на недовольство отца, уже ездил вместе с цирком по соседним сёлам с пока что ещё незамысловатыми концертами. И хотя отец юного танцора выступал резко против занятий сына танцами, тем не менее, Махмуд, не обращая внимания на его недовольство, продолжал танцевать, отдавая каждую свободную минуту вольному искусству танца. Конечно, тогда малыш ещё не знал, что танец, как и любое другое дело, имеет много своих правил и законов. И порой подобное «незнание» становилось причиной весьма забавных ситуаций. Однако, как это ни покажется странным, именно такие ошибки привели впоследствии к удивительным результатам. Махмуду не было ещё и десяти лет, когда он впервые увидел фильм о балете. Глядя на балерин, легко и непринуждённо порхающих по сцене, крутящихся, грациозно прыгающих и взлетающих в поддержках своих партнёров, мальчик был пленён той лёгкостью, которая переполняла все их движения. И он захотел стать таким же, как эти прекрасные, чарующие создания. Больше всего Махмуда поразила обувь, которую надевали балерины. Рассматривая, как они двигались по сцене, внимательный мальчик не мог не понять всю ту значимость, которую играла обувь балерин в исполнении сложных, но красивых движений. Узнав, что обувь балерин называется пуанты, Махмуд твёрдо вознамерился сделать себе точно такие и научиться танцевать на пуантах. Росший в горном ауле ребёнок не мог знать, что в балете на пуантах танцуют только женщины, а мужчины надевают совершенно иную обувь. Однако эта «необразованность» с течением времени оказала огромнейшее влияние на всю дальнейшую жизнь Махмуда. Мальчик, научившийся танцевать на пуантах, впоследствии потрясал всех своей неимоверной грацией, пластикой и способностью изгибать своё тело так, как это не могли сделать другие танцовщики. Способность Махмуда балансировать на пальцах впоследствии вошла в легенды... В 15 лет Махмуд поступил в Грозненское хореографическое училище и с того же момента начал танцевать на сцене Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца. Однако в 1941 г. жизнь Махмуда резко изменилась – в страну пришла война. Вместе с фронтовой концертной бригадой он отправился на фронт, где выступал, делая то, что умел лучше всего на свете – танцевал. Но война не делает различий между бойцами и теми, кто находится рядом с ними. И однажды, когда Махмуд выступал перед фронтовиками, произошла трагедия. В тот момент, когда талантливый юноша танцевал, неподалёку от него упал и взорвался снаряд. Несколько осколков вонзились в ногу танцора, серьёзно повредив колено. Не обращая внимания на боль и льющуюся из ранений кровь, Махмуд закончил свой танец, а затем рухнул на землю. Раненого юношу на носилках отнесли в полевой госпиталь, где врач зашил все ранения. Отправленный лечиться в тыл, Махмуд оказался один на один с суровой действительностью. Согласно прогнозам врачей, отныне юноша, которому не было ещё и двадцати лет, навсегда становился калекой, не способным больше танцевать. Но Махмуд не мог смириться с подобным развитием событий. Тогда-то он и произнёс ту магическую фразу, которую затем повторял каждый день по десятку раз: «Я буду танцевать!..» «Я буду танцевать!..» И Махмуд выполнил клятву, данную самому себе. День за днём часами разрабатывая ногу, делая специальную гимнастику, он не только встал с постели, но и заново научился ходить, а вскоре снова стал танцевать. Добровольно поехавший вместе со своим депортированным народом в Киргизию, Махмуд и там продолжал тренироваться. И длительные усилия принесли в конце концов свои долгожданные плоды: в 22 года Махмуд стал солистом Киргизского театра оперы и балета, где исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица». Более десяти лет Махмуд выступал на киргизской балетной сцене. Но затем внимание балеруна привлёк народный танец. Он покинул балет и перешёл на работу в филармонию, где танцевал сначала чечено-ингушские танцы, а затем стал добавлять в свои программы танцы других народов, населяющих наш мир. Вместе с тем временами Махмуд возвращался на балетную сцену и, «вспоминая молодость», исполнял те или иные партии в различных балетных постановках. Так, например, в возрасте 44 лет он всё так же блистательно танцевал партию Ротбарта в балете «Лебединое озеро». После того, как чеченскому и ингушскому народу разрешили вернуться на свою историческую родину, Махмуд поступил работать в Чечено-Ингушскую республиканскую филармонию. А когда в 1957 г. в Москве объявили о проведении Всемирного фестиваля молодежи, Махмуд понял, что это его единственный шанс, который никак нельзя упустить. И он поехал в столицу на конкурс, где показал свою, ставшую затем легендой, сольную танцевальную программу «Танцы народов мира». И этот фестиваль всё изменил в жизни Махмуда. Его успех был настолько ошеломителен (Махмуд получил сразу две золотые медали), что танцор буквально проснулся знаменитым. Вскоре Махмуда стали приглашать с гастролями за пределы СССР. Со своей программой Махмуд объехал более 70 стран мира, где имел грандиозный успех. Ведь он мог говорить на языке танца с любым человеком нашего весьма обширного и достаточно разнообразного мира. Его называли «королём танца», «человеком мира». И это действительно было так. Ведь и сегодня весь мир помнит имя великого танцора Махмуда Эсамбаева...
|