«Я буду танцевать!..»

В далёком горном ауле одним прекрасным июльским днём на свет появился мальчик, в судьбе которого причудливо нашли своё отображение как многие беды и невзгоды, так и такие большие радости и удачи, какие только можно себе представить.

С раннего детства мальчик, получивший привычное для чеченцев имя Махмуд, любил танцевать. И это была не просто привычная для горцев любовь к музыке и ритму. Нет, мальчик испытывал подлинную страсть и счастье только тогда, когда танцевал. Только во время танца он чувствовал себя вольной птицей, гордо рассекающей воздушные просторы, взмывающей высоко к небесам, чуть ли не к самому Солнцу.

Уже начиная с семи лет он танцевал на свадьбах, куда приводила его мать. А через год он, несмотря на недовольство отца, уже ездил вместе с цирком по соседним сёлам с пока что ещё незамысловатыми концертами. И хотя отец юного танцора выступал резко против занятий сына танцами, тем не менее, Махмуд, не обращая внимания на его недовольство, продолжал танцевать, отдавая каждую свободную минуту вольному искусству танца.

Конечно, тогда малыш ещё не знал, что танец, как и любое другое дело, имеет много своих правил и законов. И порой подобное «незнание» становилось причиной весьма забавных ситуаций. Однако, как это ни покажется странным, именно такие ошибки привели впоследствии к удивительным результатам.

Махмуду не было ещё и десяти лет, когда он впервые увидел фильм о балете. Глядя на балерин, легко и непринуждённо порхающих по сцене, крутящихся, грациозно прыгающих и взлетающих в поддержках своих партнёров, мальчик был пленён той лёгкостью, которая переполняла все их движения. И он захотел стать таким же, как эти прекрасные, чарующие создания.

Больше всего Махмуда поразила обувь, которую надевали балерины. Рассматривая, как они двигались по сцене, внимательный мальчик не мог не понять всю ту значимость, которую играла обувь балерин в исполнении сложных, но красивых движений. Узнав, что обувь балерин называется пуанты, Махмуд твёрдо вознамерился сделать себе точно такие и научиться танцевать на пуантах.

Росший в горном ауле ребёнок не мог знать, что в балете на пуантах танцуют только женщины, а мужчины надевают совершенно иную обувь. Однако эта «необразованность» с течением времени оказала огромнейшее влияние на всю дальнейшую жизнь Махмуда. Мальчик, научившийся танцевать на пуантах, впоследствии потрясал всех своей неимоверной грацией, пластикой и способностью изгибать своё тело так, как это не могли сделать другие танцовщики. Способность Махмуда балансировать на пальцах впоследствии вошла в легенды...

В 15 лет Махмуд поступил в Грозненское хореографическое училище и с того же момента начал танцевать на сцене Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца.

Однако в 1941 г. жизнь Махмуда резко изменилась – в страну пришла война. Вместе с фронтовой концертной бригадой он отправился на фронт, где выступал, делая то, что умел лучше всего на свете – танцевал.

Но война не делает различий между бойцами и теми, кто находится рядом с ними. И однажды, когда Махмуд выступал перед фронтовиками, произошла трагедия. В тот момент, когда талантливый юноша танцевал, неподалёку от него упал и взорвался снаряд. Несколько осколков вонзились в ногу танцора, серьёзно повредив колено. Не обращая внимания на боль и льющуюся из ранений кровь, Махмуд закончил свой танец, а затем рухнул на землю. Раненого юношу на носилках отнесли в полевой госпиталь, где врач зашил все ранения.

Отправленный лечиться в тыл, Махмуд оказался один на один с суровой действительностью. Согласно прогнозам врачей, отныне юноша, которому не было ещё и двадцати лет, навсегда становился калекой, не способным больше танцевать.

Но Махмуд не мог смириться с подобным развитием событий. Тогда-то он и произнёс ту магическую фразу, которую затем повторял каждый день по десятку раз: «Я буду танцевать!..»

«Я буду танцевать!..»

И Махмуд выполнил клятву, данную самому себе. День за днём часами разрабатывая ногу, делая специальную гимнастику, он не только встал с постели, но и заново научился ходить, а вскоре снова стал танцевать. Добровольно поехавший вместе со своим депортированным народом в Киргизию, Махмуд и там продолжал тренироваться. И длительные усилия принесли в конце концов свои долгожданные плоды: в 22 года Махмуд стал солистом Киргизского театра оперы и балета, где исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».

Более десяти лет Махмуд выступал на киргизской балетной сцене. Но затем внимание балеруна привлёк народный танец. Он покинул балет и перешёл на работу в филармонию, где танцевал сначала чечено-ингушские танцы, а затем стал добавлять в свои программы танцы других народов, населяющих наш мир. Вместе с тем временами Махмуд возвращался на балетную сцену и, «вспоминая молодость», исполнял те или иные партии в различных балетных постановках. Так, например, в возрасте 44 лет он всё так же блистательно танцевал партию Ротбарта в балете «Лебединое озеро».

После того, как чеченскому и ингушскому народу разрешили вернуться на свою историческую родину, Махмуд поступил работать в Чечено-Ингушскую республиканскую филармонию. А когда в 1957 г. в Москве объявили о проведении Всемирного фестиваля молодежи, Махмуд понял, что это его единственный шанс, который никак нельзя упустить. И он поехал в столицу на конкурс, где показал свою, ставшую затем легендой, сольную танцевальную программу «Танцы народов мира». И этот фестиваль всё изменил в жизни Махмуда. Его успех был настолько ошеломителен (Махмуд получил сразу две золотые медали), что танцор буквально проснулся знаменитым. Вскоре Махмуда стали приглашать с гастролями за пределы СССР.

Со своей программой Махмуд объехал более 70 стран мира, где имел грандиозный успех. Ведь он мог говорить на языке танца с любым человеком нашего весьма обширного и достаточно разнообразного мира. Его называли «королём танца», «человеком мира». И это действительно было так. Ведь и сегодня весь мир помнит имя великого танцора Махмуда Эсамбаева...

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 5 в т.ч. с оценками: 4 Сред.балл: 4.75

Другие мнения о данной статье:


VladaVlada [15.11.2017 20:07]:
О, это был великий танцор! Это бог танца! И знаете, автор, я не стану вам пенять, что герой -мужчина. Потому что Эсамбаев танцевал и женские партии. Спасибо, что рассказали о нем, напомнили! (5)

SunnySunny [16.11.2017 16:36]:
Автор, у Вас получился, скорее, не рассказ, а хороший очерк или статья. Лучше было бы взяь какой-то отдельный эпизод из биографии Вашего героя, например, с тем же осколочным ранением на фронте, и основать на нем сюжет рассказа. Но все равно, спасибо за то, что напомнили нам всем об этом замечательном, необыкновенном артисте высочайшего класса. Я была на его концерте - та самая программа "Танцы народов мира", включая знаменитый, физически ужасно сложный индийский танец "Золотой бог. Как он это делал? Словно автомат. Казалось, человек так не может. Вот описание этого танца:
"...На сцене мрак. Только слышны мелодичные и размеренные звуки индийской музыки, призывающие к вниманию, к посвящению в таинство танца. Вспыхивает серебристый луч прожектора и вырывает из темноты сверкающее золотом `изваяние`. Танцовщик находится в глубоком приседе с разведенными в сторвну коленями и руками. На голове сверкающая корона. Звучит музыка. А танцовщик все так же неподвижно сидит, не шелохнувшись. Через некоторое время вдруг замечаешь, что он уже, оказывается, немного поднялся. Значит, происходит движение тела, незаметное глазу.
Индийцы тысячу лет назад рассчитали эту скорость подъема танцовщика - с такой скоростью поднимается из-за горизонта солнце.
Зал замирает при виде этого удивительного зрелища. Как будто встает не человек, а само светило. Звучит музыка. Солнце всплывает над безмолвной пустыней. Наконец этот немыслимый подъем закончен. Мгновенно меняются освещение, ритм музыки.
Золотой бог делает первый шаг. Неожиданно раздается серебристый звон колокольчиков, привязанных к его ногам. И мы уже видим не бога, а человека, который одушевляет все неживое, наполняет поэзией каждое движение своего тела, головы, ног, рук. Особенно выразительны руки. Когда они начинают извиваться, словно это сами волны Ганга, словно бесконечно плавно течет умиротворенная река, зал неизменно разражается аплодисментами. Кажется, что эти руки можно завязать в бант.
Лицо бесстрастно, спокойно, мудро.Это не руки из мышц и костей, а просто ленты, извивающиеся змеи..."
Подумать только! Когда я была на его концерте, где он исполнял, в том числе и этот сложнейший номер, ему уже было около шестидесяти! А ведь вы все знаете, как рано танцоры уходят на пенсию. Но этот человек победил время и подчинил свое тело своей воле. Как ему удавалось поддерживать в таком возрасте такую физическую форму? Стройный, гибкий, сильный - словно юноша. Фантастика!
Еще раз спасибо, автор, за вызванные воспоминания о великом танцоре.

Антея [17.11.2017 15:01]:
Великолепный рассказ о замечательном танцовщике! (5)

codeburgercodeburger [22.11.2017 13:02]:
Уважаемый Автор, огромное спасибо за Вашу работу.
Мне повезло вживую видеть танец Махмуда Эсамбаева. И Вы воскресили во мне это драгоценнейшее из воспоминаний.
Но зачем Вы прописали пуанты? Когда в семь лет на чеченских свадьбах Махмуд исполнял пируэт на пальцах правой ноги, одновременно левой ногой касаясь головы, пуантов на нем не было. Чтобы танцевать на мысочках, пуанты не обязательны (в лезгинке, например).
Да, конечно, в богатейшей коллекции костюмов, сгоревших в доме Эсамбаева в Чеченскую войну, пуанты уже были. Пусть сдохнут все, кто начал ту войну! Но Вы же не об этом случае написали.
И не о том, как жена артиста, Нина, продала ковер и швейную машинку (может, и туфли свои продала), чтобы он смог поехать в Москву на фестиваль.
А еще была в жизни этого Бога танца женская обувка, о которой он так рассказал, что я плачу. Это валенок его второй мамы -- Софьи Михайловны.
История случилась, когда Махмуд Алисултанович танцевал в Киргизском театре оперы и балета.

Мама спрашивает меня:
- Мойше, ты танцуешь лучше всех, тебе больше всех хлопают, а почему всем носят цветы, а тебе не носят?
- Мама, - говорю, - у нас нет родственников.
- А разве это не народ носит?
- Нет. Родственники.
Потом я прихожу домой. У нас была одна комнатка, железная кровать стояла против двери. Вижу, мама с головой под кроватью и что-то там шурует. Я говорю:
- Мама, вылезай немедленно, я достану, что тебе надо.
- Мойше, - говорит она из под кровати. - Я вижу твои ноги, так вот, сделай так, чтоб я их не видела. Выйди.
Я отошел, но все видел. Она вытянула мешок, из него вынула заштопанный старый валенок, из него - тряпку, в тряпке была пачка денег, перевязанная бичевкой.
- Мама, - говорю, - откуда у нас такие деньги?
- Сыночек, я собрала, чтоб тебе не пришлось бегать и искать, на что похоронить мамочку. Ладно, похоронят и так.
Вечером я танцую в «Раймонде» Абдурахмана. В первом акте я влетаю на сцену в шикарной накидке, в золоте, в чалме. Раймонда играет на лютне. Мы встречаемся глазами. Зачарованно смотрим друг на друга. Идёт занавес. Я фактически ещё не танцевал, только выскочил на сцену. После первого акта администратор подает мне роскошный букет. Цветы передавали администратору и говорили, кому вручить. После второго акта мне опять дают букет. После третьего - тоже. Я уже понял, что все это - мамочка. Спектакль шёл в четырёх актах. Значит, и после четвёртого будут цветы. Я отдал администратору все три букета и попросил в финале подать мне сразу четыре. Он так и сделал. В театре говорили: подумайте, Эсамбаева забросали цветами.
На другой день мамочка убрала увядшие цветы, получилось три букета, потом два, потом один. Потом она снова покупала цветы.
Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю:
- Мама, зачем ты вставала? Тебе надо лежать.
- Мойше, - говорит она. - Я не вставала. Я не могу встать.
- Откуда же цветы?
- Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами. (5)

ИрвессИрвесс [23.12.2017 23:08]:
Как-то даже странно оценивать данный рассказ. Ибо основанное на биографии таких выдающихся людей произведение - это всегда немного отдельно стоящее. Честно говоря, ни к танцам, ни к балету не близка, но меня всегда восхищали такие люди, преданные своему делу. Если говорить о самом рассказе, я соглашусь, что он больше похож на статью, чем на полноценное художественное произведение. И, хм, не зная в начале, о ком идет речь, я задавалась вопросом: "Зачем так много забеганий вперед?" "...впоследствии потрясал всех своей неимоверной грацией", например? Читается легко, гладко, было интересно. Спасибо, что решили написать о Эсамбаеве. Таких людей надо помнить. (4)

Список статей в рубрике: Убрать стили оформления
12.11.17 13:42  Туфли красные. Одна пара.   Комментариев: 12
12.11.17 13:33  Игра в провидение   Комментариев: 4
12.11.17 13:12  Грустная элегия о детстве   Комментариев: 3
12.11.17 12:59  Чего хочет женщина, того желает Бог…   Комментариев: 4
12.11.17 12:30  Полезное качество   Комментариев: 10
12.11.17 12:22  Психолог   Комментариев: 6
12.11.17 11:50  Ходули   Комментариев: 6
12.11.17 11:49  Приключения в кроссовках   Комментариев: 7
12.11.17 11:36  Босиком по углям   Комментариев: 7
12.11.17 11:24  Воспоминание (тур 23)   Комментариев: 8
12.11.17 11:17  Иркины туфельки   Комментариев: 8
12.11.17 11:06  Почетное место   Комментариев: 5
12.11.17 10:27  След   Комментариев: 4
12.11.17 01:37  «Я буду танцевать!..»   Комментариев: 5
12.11.17 01:26  Туфли   Комментариев: 4
12.11.17 01:21  Возвращайся   Комментариев: 4
12.11.17 01:13  Кто первый встал, того и тапки   Комментариев: 6
12.11.17 01:01  Этот день   Комментариев: 5
12.11.17 00:51  Лабутены   Комментариев: 4
12.11.17 00:42  Башмачки для принцессы   Комментариев: 10
12.11.17 00:25  Черная шпилька   Комментариев: 4
12.11.17 00:16  Следы   Комментариев: 6
12.11.17 00:08  Оплеуха от судьбы   Комментариев: 10
11.11.17 23:51  Разоблаченная Олимпия   Комментариев: 8
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение