Черепки и кости:Живые экспонаты и другие любимцыАвтор статьи: Мадам Де Руэ

Прелесть возраста и цвета

Обновлено: 23.10.11 23:10 Убрать стили оформления
   
   

Прелесть возраста и цвета

карликовое дерево

Послевоенная оккупация Японии открыла западному миру доселе малознакомую и очень экзотичную дальневосточную культуру. Десятки тысяч американцев и европейцев посещали Японию или жили там более или менее продолжительное время. Одни, выполнив свою задачу, возвращались домой, сохранив смутные воспоминании и некоторое количество сувениров, другие, очарованные своеобразием незнакомой страны, хотели глубже познакомиться с ее историей и культурой, понять этот народ, столь отличный от нас по своему внутреннему миру. Благодаря этим людям западный мир познакомился с самобытнейшим искусством и удивительными традициями далекого народа, живущего на островах, протянувшихся от холодного снежного Хоккайдо до тропического Ириомоте. А знакомиться было с чем. Западная цивилизация изначально развивалась, стараясь покорить природу, возобладать над ней, а цивилизации Юго-Восточной Азии встраивались в нее, стремились к гармонии. Более тонкое и глубокое понимание природы, единение с ней, позволили восточной культуре создать такие искусства, как бонсаи, бон-сэки (объемные каменные микрокомпозиции), бон-кэй (микроландшафт), икебана и многие другие.
карликовое деревоИстория искусства бонсаи насчитывает более двух тысячелетий и уходит своими корнями в Китай. Придворные садовники разбивали прекрасные парки и сады, создавая удивительные пейзажи из местных и привезенных издалека растений, высаженных в отдельные сосуды, которые можно было перемещать при смене композиции. Часто им приходилось задерживать рост крупных деревьев, придавая им при этом сначала естественную, а потом и понравившуюся форму. Постепенно выращивание небольших (чтобы можно было охватить одним взглядом) и выразительных деревьев в изящной посуде становится самостоятельным направлением, получившим название пан-сан. В VI в. вместе со странствующими монахами пан-сан проникает в Японию и вскоре превращается в бонсаи. Примерный перевод этого слова – "культура выращивания растений на подносе". Но суть гораздо глубже и шире: "художественно идеализированное натуральное дерево в миниатюре, выращенное на подносе или в неглубоком горшке, плошке". Изменилось не только карликовое деревоназвание. Именно в Японии бонсаи превращается в законченное и благородное искусство со строгими правилами и принципами.

Любовь к карликовым деревьям объясняется просто - не имеющим большой территории и возможности вырастить сад около дома, японцам хотелось обрести уголок природы у себя дома, а маленькие деревья не занимали много места.

Однако психология человека и восприятие прекрасного у нас и восточных людей разное. Что первым придет в голову европейцу, узнавшему о насильственном превращении здорового красавца в горбатого уродца? Ужас и отвращение. Не забуду, как описывал производство детей-уродцев Виктор Гюго в романе «Человек, который смеется». Конечно, растение не ребенок, но все живое имеет право на свободную жизнь. Это чисто европейский подход к проблеме. Японец же благоговейно залюбуется кропотливо сделанным творением опытного мастера, настоящим живым деревцем, десятилетия сохраняющим свою миниатюрность и природное изящество. Десятилетиями за такими растениями ухаживают, создавая условия, чтобы замедлить рост и сохранить природную форму, а потом ухаживают за ними, как за домашними любимцами. Выращенные растения, постоянно совершенствуясь, передаются из поколения в поколение, возраст многих бонсаи превышает столетие, и растения эти становятся не только семейной реликвией, но и национальным достоянием. Они имеют свои имена, их знает "в лицо" вся страна, они не могут быть вывезены за границу. Иметь в комнате настоящую сосну, клен или цветущий куст глицинии, рододендрона, магнолии и любить ее, холить и лелеять всю жизнь, чтобы передать своим детям и внукам -  в этом есть что-то величественное, приближающее к бессмертию...

карликовое дерево

 

 

 

Для создания бонсай пригодны и выведены около 400 видов растений. Настоящий бонсай имеет размеры от 20 см до 1,5-2 м. Особое направление – создание миниатюрных ландшафтов, где в плошке выращивается не одно дерево, а целый кусочек природы, с озером, камнями, миниатюрными горами и даже водопадами. Искусство бонсай не терпит суеты, оно требует терпеливой заботы. Уход за бонсай – своего рода ритуал и медитация. Деревца выращиваются десятилетия и века. В императорском саду в Японии есть экземпляры бонсай, которым около 300-400 лет.

карликовое дерево

Из всего сказанного вытекает вывод, что истинный бонсай должен нести отпечаток времени. Поэтому к бонсай относят в первую очередь деревца с толстыми стволами. Особенно ценятся причудливо загнутые или сломанные ветви, стволы с потрескавшейся или снятой корой, покрытые мхом. Все это символизирует многолетнее выживание в трудных природных условиях и подчеркивает естественность.

Растения для бонсай

Для выращивания в качестве бонсаи подойдет не каждое растение. Хотя в искусстве бонсай есть стили, при которых композиция образована из травянистых растений, традиционно бонсай выращивают из деревьев и кустарников, т.е. растений, имеющих твердый, часто одревесневающий ствол и ветви. Наиболее ценные деревья хвойных пород: сосна, можжевельник, туя, кипарис, лиственница, так как они достаточно выносливы и кусочек окружающего нас мира в миниатюре смотрится очень необычно. Кроме хвойных часто в качестве бонсай выращиваются и лиственные породы - карликовое деревоклен, береза, рябина, дуб, бук, граб, ива и т.д. Особенно красочно смотрятся плодоносящие и цветущие деревья – акация, гуайява, гранат, мирт, магнолия, персик, слива, цитрусовые. В любом случае выбор растения определяется условиями содержания – в первую очередь температурой. Если помещение прохладное, то можно браться и за хвойные породы, если в комнате жарко, особенно зимой, то выбор ограничивается теплолюбивыми растениями (фикус, драцена, кордилина, гардения). Следует заметить, что стилей и форм бонсай очень много, иногда даже выращенное дерево можно отнести не к одному, а к нескольким стилям.
Стили отличаются по сложности формирования внешнего вида и ухода. Выбранный стиль бонсай определяет и размеры и форму плошки или контейнера для посадки, и частоту и технику полива и т.д. Например, так называемые каскадные стили, довольно неустойчивы, так как крона дерева в той или иной степени отклоняется от центра, они требуют более устойчивой емкости, т.е. более широкой или тяжелой.

карликовое деревоТеккан или симметричный - одиночное, прямостоячее дерево с мощными корнями и стволом. На нижней части ствола ветви обычно отсутствуют, поэтому хорошо видны кора и мощные корни. Три главные ветви расположены на средней части ствола. Стиль теккан подходит для деревьев всех пород, но чаще других выращиваются хвойные породы (сосна, ель, можжевельник) или фруктовые деревья (апельсин, вишня, персик, слива, яблоня)

карликовое деревоСякан или наклонный - у дерева ствол, ветви и листья слегка наклонены в сторону. Этот стиль символизирует растение, сопротивляющееся ветру. Кэнгай или согнутый ветром - символизирует дерево, согнутое ветром. Растение имеет ствол, сильно склоненный к горшку и даже ниже. Ветви должны быть карликовое деревонаправлены в одном направлении, при этом с одной стороны ствола ветвей может и быть. Для устойчивости рекомендуется выбирать более высокий контейнер. Хан-кэнгап или полукаскад - растение имеет ствол, растущий вверх, а затем наклоняющийся в сторону, иногда до основания контейнера. Дерево как бы нависает над обрывом. Для устойчивости рекомендуется выбирать более высокий контейнер.

карликовое деревоКабудати или раздвоенный ствол – у этого бонсай имеется два ствола, которые различаются между собой по длине и толщине. Они образуют общую крону. Можно имитировать раздвоенный ствол, посадив в одну лунку два растения, но это делается так, чтобы создавалось впечатление, что они имеют общее основание и корни.

карликовое деревоЕсе-уэ или многоствольный – это целая рощица или частичка леса, так как композиция состоит из нескольких растений. Деревья должны сочетаться между собой, и каждое дерево должно занимать свое место.

карликовое деревоХокидати или метла - растение должно иметь прямой ствол и крону, напоминающую метлу. Крона может быть образована несколькими ветвями, при этом соотношение размера кроны к длине ствола должно быть равным 2 : 1.

Шаримики - "мертвая древесина" - ствол дерева не имеет коры, благодаря чему карликовое деревоствол растения кажется мертвым. Участки мертвой древесины создаются искусственно, для этого срезаются определенные участки коры затем отбеливаются.

Бунзинги или форма "японского текста" – большая часть ствола не имеет листьев и веток, крона формируется только на верхушке дерева. Ствол может быть прямостоячим или наклонным.

Икадабуки или форма плота - ствол дерева лежит на поверхности земли, ветви оставляют только с верхней части и они должны расти вертикально вверх.

карликовое деревоБанкан - один из наиболее сложных стилей, при котором ствол растения оказывается попросту закрученным в узел.

Нэагари – стиль, при котором корни дерева выступают и приподнимаются над поверхностью земли. Для формирования бонсай этого стиля используют тропических растения, образующие воздушные корни.

Есть ли пределы фантазии и мастерству? И как это все по-восточному необычно и утонченно. Поэт Басё написал о дереве хокку:

          Ива склонилась и спит.

          И кажется мне, соловей на ветке –

          Это ее душа.

Чтобы любоваться душой склоненной ивы можно ведь вырастить ее в плошке и поставить в комнате, а соловей тогда запоет в душе.

Красота по-японски.

 

Мадам де Руэ

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 1 в т.ч. с оценками: 1 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


[11.01.2023 14:31] galotscka 5 5
Спасибо! Даже просто прочтение статьи вызывает чувство покоя и умиротворения!

Список статей в рубрике:
02.11.11 13:48  Жемчуг   Комментариев: 1
23.10.11 23:10  Прелесть возраста и цвета   Комментариев: 1
05.10.11 02:18  Хаски на пьедестале.
18.05.11 12:51  Венский бал для танцующих коней   Комментариев: 2
05.10.11 02:29  Гориллы в тумане   Комментариев: 1
06.10.10 09:50  На далекой Амазонке...
Добавить статью | Литературная гостиная "За синей птицей" | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение