Архитектура, как гласит известная истина, – это музыка, застывшая в камне. Проекты архитекторов, воплощённые в жизнь, способны вызывать не только восхищение, но и возмущение, потому что они на долгие годы определяют, какой будет наша «среда обитания», станет ли она для нас прекрасной симфонией, или как отвратительная какофония заставит нас страдать ежеминутно. Этой статьёй мне хотелось бы начать серию очерков о лучших шотландских архитекторах, воплотивших свои идеи в зданиях и сооружениях не только в Шотландии, но и во всём мире. И начну я с нашего выдающегося современника – cэра Джеймса Фрэзера Стирлинга. Надо ли говорить, почему я выбрала именно его? | ||
|
||
Шотландский архитектор Джеймс Фрэзер Cтирлинг (James Frazer Stirling, 1926-1992) родился 22 апреля 1926 года в городе Глазго. Отрочество его пришлась на нелёгкое военное время, но по окончании второй Мировой войны юный Джеймс отправился изучать архитектуру в Ливерпульский университет, закончив который молодой зодчий несколько лет работал в архитектурной фирме «Лайонс, Исраэль и Эллис».
Наработав определённый опыт, в 1956 г. он основал бюро «Стерлинг и Гоуэн», которое просуществовало целых семь лет. В этот период он увлекался модернизмом и конструктивизмом. Для модернизма характерно стремление уйти от старых, известных форм, создать нечто новое, оригинальное, соответствующее сегодняшнему дню как в планировке, так и во внешнем облике зданий. А конструктивизм отличается строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. Именно таким предстаёт перед нами один из самых известных ранних проектов сэра Стирлинга – корпус инженерного факультета Лестерского университета (1956-1963): |
||
Проект был оценен по достоинству, после чего сэр Стирлинг начал получать заказы на проектирование других университетских зданий. Среди них, например, корпус библиотеки исторического факультета в Кембридже (1964-1967): | ||
А также мемориальный зал университета Сент-Эндрюс в Файве (1964-1968), здания Куинс-Колледжа в Оксфорде (1966-1971), учебный центр фирмы «Оливетти» в графстве Суррей (1969-1972) и другие. В 1970-е годы творчество Дж. Фрэзера Стирлинга получает новое направление. Он избавляется от радикализма, свойственного молодёжи, и увлекается архитектурой античности и барокко. В его проектах этого периода явно прослеживается влияние этих архитектурных стилей. Особое значение приобретает цвет, активно используется орнамент. В это время архитектор работает в Германии. Бесспорным шедевром его нового стиля считается Новая государственная галерея в Штутгарте (1984): |
||
|
||
В том же стиле выполнен ряд английских музеев, таких как Национальная галерея в Лондоне (1988); галерея Клор, Лондон (1982-1986); галерея Тэйт, Ливерпуль (1989). Вот так, например, выглядит галерея Клор в Лондоне: | ||
Ещё одним великолепным произведением мастера является здание Штутгартской высшей школы музыки и театра: |
||
Стирлинг создал в Германии ряд выдающихся работ: Центр фирмы «Байер АГ» в Мангейме (1978); Исследовательский центр «Сименс» в Мюнхене; Научно-исследовательский институт в Западном Берлине; крупный промышленный комплекс в Мезлингене; здание Научного центра социальных исследований в Западном Берлине (1986). Помимо этого, он работал также в Париже, Киото, Ливерпуле. За выдающиеся достижения в области архитектуры Джеймс Фрэзер Стирлинг в 1977 году был награждён медалью Алвара Аалто (это выдающийся финский архитектор, один из величайших архитекторов современности), а в 1980 г. – Королевской золотой медалью (ежегодная награда Королевского Британского института Архитектуры, вручаемая Её Величеством). Кроме того, в 1981 году Стирлинг стал третьим лауреатом престижной Притцкеровской премии. В конце восьмидесятых он был посвящён в рыцари, а с 1996 года проводится вручение лучшему архитектору года награды, названной в его честь (премии Стирлинга). Вот один из эскизов мастера (узнаёте проект?): |
||
Использованные источники: |