Знаете ли вы… Этот месяц в истории ШотландииАвтор статьи: Алюль

«Гончие псы океана»

Обновлено: 06.06.12 23:17 Убрать стили оформления
     
  Катти Сарк и Фермопилы  
     
 

 

В середине мая 2012 года в «Дейли телеграф» появилась заметка об открытии после многолетней реставрации для посещения широкой публики парусника «Катти Сарк». Одними из первых посетителей были королева Великобритании Елизавета II и её супруг герцог Эдинбургский. Их появление было встречено торжественным исполнением симфонической сюиты, написанной по случаю отмечаемого в этом году Бриллиантового юбилея главы государства. Почему же корабль, спущенный на воду в Шотландии в 1869 году, был удостоен такой чести?

 

Легендарный парусник, которому в этом году исполняется 143 года, ­– единственный сохранившийся до наших дней чайный клипер. История его, долгая и трудная, привлекала и привлекает внимание писателей, художников, романтиков всех возрастов и... судостроителей. Чайные клиперы недаром называли «гончими псами океана», «пенителями морей» и «выжимателями ветров» – это были одни из самых быстрых парусников мира. И самых красивых.

 

«Катти Сарк» (в переводе с шотландского «Короткая рубашка») досталась самая счастливая судьба из всех чайных клиперов. Она не пропала в море, не была разобрана. В 1954 году её поставили на вечную стоянку в сухой док Гринвича. Судно является весьма популярной среди туристов достопримечательностью. Оно находится практически в центре города. Рядом с ним расположены парк Гринвича (Greenwich Park), Национальный морской музей (National Maritime Museum), бывший Гринвичский госпиталь (Greenwich Hospital). История корабля вдохновила дать имя «Катти Сарк» одному из сортов виски. С тех пор изображение судна украшает его этикетку, а производитель этого сорта компания Berry Brothers and Rudd является спонсором парусной регаты, носящей имя «Катти Сарк» (Cutty Sark Tall Ships' Race).

 

Клипер был спроектирован Геркулесом Линтоном по заказу судовладельца Джона Виллиса. Капитану требовался самый быстрый корабль в мире для перевозки чая из колонии Британии – далёкой Индии. Его построили на верфях Скотта и Линтона в шотландском городе Дамбартон и спустили на реку Клайд 23 ноября 1869 года.

 

Именно владельцу судна пришла в голову фантазия назвать судно именем ведьмы, которой в Шотландии пугают детей. Вот как романтично рассказывает об этом наш известный писатель Иван Ефремов в своей книге «Катти Сарк»:

 
     
 

Внезапно острое воспоминание как молния вспыхнуло в мозгу. Джон Виллис понял, откуда появилось у него представление о скользящем полете. Сорок лет назад он видел картину художника – он давно забыл какого, – изображающую молодую ведьму из поэмы Бёрнса – Нэн Короткую Рубашку. Вызывающе смеясь, лукавая и желанная, юная женщина неслась в беге-полете над вереском и кочками шотландских болот, ярко освещенная ущербной луной. Ее обнаженная левая рука была поднята вверх и изогнута, словно лебединая шея, а правая легко отведена в сторону. Тонкая рубашка, ниспадавшая с плеч, короткая, как у выросшего из нее ребенка, открывала во всю длину сильные стройные ноги. В круглом лице и изгибе широких бедер художник сумел отразить ненавязчивую порочность, напоминавшую, что эта красивая не по-английски девушка, настоящая дочь Шотландии, все же... ведьма!

 

И сейчас, слегка взволнованный воспоминаниями прошлого, Джон Виллис решил, какое имя больше всего подходит его будущему кораблю.

Нэн Короткая Рубашка! Быстрая, как ветер, прекрасная и своенравная! И его клипер будет носиться по океанам в легком беге-полете юной ведьмы!

 
     
   (Кстати, повесть в стихах Роберта Бёрнса «Тэм О’Шентер» можно прочитать в этом же выпуске журнала «Маленькая Шотландия»)  
     
       Сохранился набросок Г. Линтона для носовой фигуры клипера, по которому талантливый мастер по дереву Ф. Хельер из Блэкуэлла вырезал прекрасную фигуру девы с лошадиным хвостом в руках. Виллису она так понравилась, что он заказал мастеру еще целую группу обнаженных красавиц поменьше размером. Многочисленные шторма не прошли даром для прекрасной Нэн, она частенько теряла руки и даже голову. Их немедленно восстанавливали, но новые фрагменты никогда не достигали уровня подлинной работы Хельера.  
     
   Нэн-Коротая Рубашка (носовая фигура)Нэнси с хвостом Мэг.  
     
 

В свои лучшие дни клипер бил рекорды скорости, но, к сожалению, времена парусников истекали. На смену им приходили шумные, грязные, дымящие и дурно пахнущие, но не зависящие от капризов ветров пароходы. И всё же парусник не сдавался. Приведу цитату из И. Ефремова:

 
     
 

С мягким шипением воды и гудящим на высоких басах такелажем клипер промчался в двух кабельтовых от парохода. Огромные мачты высоко встали над морем. Поддерживаемые надменно выпяченными парусами, они, казалось, несли клипер по воздуху, приподняв его над волнами, в которых тяжело переваливался пароход. И команда и пассажиры «Британии», высыпавшие на палубу, устроили «Катти Сарк» бурную овацию. Приветственные крики неслись вслед клиперу, когда он, делая восемнадцать узлов, оставил пароход позади, несмотря на распоряжение капитана «Британии» увеличить ход до предела. Только один человек на пароходе – один из лучших инженеров пароходной компании – молчаливо стоял у борта, не отрывая глаз от парусного красавца.

 

– Не знаю, как вам, а мне горько видеть эту красоту и знать, что она уходит, что она обречена на исчезновение! – отвечал он на вопросы спутников.

 

Несмотря на то, что пароходная машина в этом рейсе без единой аварии печатала свои четырнадцать узлов, паруса победили пар. «Катти Сарк» пришла в Сидней на четыре часа раньше парохода. Снова газеты заговорили о триумфе клипера. Но старый Виллис лежал уже под каменной плитой – он не дождался новой победы своей любимицы над пароходами, которых не понял и не любил. Упрямый шотландец мог быть доволен: его мечта-ведьма много раз вступала в соревнование с пароходами и побеждала их. И все же пароходный инженер оказался прав...

 
     
  Катти Сарк и пароход   
     
   

Несчастья буквально преследовали парусник. Он пережил много славных минут, но также много опасных приключений и аварий. Наследники Виллиса устали от этих проблем и продали «Катти Сарк» португальцам, затем её ещё несколько раз перепродавали, переоборудовали и переименовывали. Пока однажды через много-много лет капитан Уилфред Доумен, когда-то плававший на ней, случайно увидел свою «Катти», постаревшую, но не утратившую гордую осанку мачт и белизну парусов. Он узнал её даже под другим именем и уже не смог с ней расстаться. В 1922 году капитан выложил все свои деньги, чтобы выкупить парусник. Он восстановил исходный вид и оснастку и начал использовать клипер в качестве стационарного учебного судна. После смерти благородного капитана его супруга подарила парусник Морскому колледжу.

 

Королева Елизавета II впервые открыла клипер для посещений широкой публики в 1957 году. За годы стоянки на набережной Гринвича на его борт поднялись более 15 миллионов туристов!

 

Но даже на вечной стоянке беда не обошла стороной многострадальное  судно. С 2006 года «Катти» стояла в сухом доке на реставрации. Ранним утром 21 мая 2007 года на судне неожиданно вспыхнул пожар – работники технических служб, занимавшиеся уборкой стружки и другого мусора в трюмах судна, оставили на борту включённый пылесос, который проработал двое суток и загорелся из-за перегрева.

 

По сообщениям газет, пламя уничтожило до 80% деревянной обшивки и палубных перекрытий, но не повредило важнейшие элементы конструкции парусника. По счастливому стечению обстоятельств, с него в тот момент были сняты и вывезены в город Чэтем в графстве Кент для реконструкции мачты, паруса, рулевое колесо и украшавшая корабельный нос фигура девы. Вся Британия бросилась на спасение своей гордости – самого быстроходного и красивого парусника в мире.

 

Начались восстановительные работы, в финансировании которых приняли участие фонд «Катти Сарк», британское правительство, израильский судоходный магнат Сэмми Офер, который служил во время Второй мировой войны в Королевском флоте. Офер сделал взнос в размере 3,3 миллионов фунтов стерлингов. Лотерейный Фонд Наследия увеличил свое пожертвование для восстановления «Катти Сарк» от 10 до 23 миллионов. Смета проекта по реконструкции «Катти Сарк» первоначально оценивалась в 25 миллионов фунтов. По расчётам специалистов, восстановление после пожара должно было обойтись дополнительно примерно в 10 миллионов фунтов стерлингов. Работа должна была быть закончена как раз к Олимпийским Играм-2012, когда ожидается значительное увеличение числа туристов, посещающих Лондон и Гринвич. И это было сделано! Корабль, которому был возвращён тот облик, который он имел при первом спуске на воду, уже в мае 2012 года принял первых посетителей.

 
     
   Катти Сарк на вечной стоянке  
     
  Носовая часть клипера  
     
  Корма клипера  
     
  Так пусть же этот легендарный корабль останется на своей последней стоянке памятником той эпохе, когда над волнами парили белые крылья парусов «гончих псов океана», памятником романтике и красоте бегущих по волнам!  
     
  Катти Сарк при полном парусном вооружении  
     
   

Для справки:

 

Конструктивно это был композитный корабль: остов — из ковкого чугуна, обшивка выше ватерлинии — из тика и особой породы вяза — ильма Томаса. Дно судна ниже ватерлинии было обшито пластинами из сплава меди и цинка (так называемый мюнц-металл).

 

Основные характеристики клипера:

 

Водоизмещение: 935,8 тонн.

Длина полная: 85,4 м.

Длина корпуса: 64,8 м.

Ширина: 11 м.

Осадка: 6,7 м.

Высота грот-мачты от главной палубы до топа: 46,3 м.

Общая площадь парусов: 2980 кв. м.

 

Почитать:

 

Иван Ефремов «Катти Сарк»     http://www.serann.ru/text/katti-sark-8776

 

Роберт Бёрнс «Том О’Шентер»  http://lady.webnice.ru/little_alba/?act=article&v=1496

 

 


Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Вы можете оценить и высказать своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 6 в т.ч. с оценками: 6 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


-Eva--Eva- [25.06.2012 15:00]:
Какая красота! Спасибо за статью! (5)

AllegraAllegra [25.06.2012 19:43]:
Очень люблю парусники! Да, нелёгкая судьба досталась "Катти Сарк", названной в честь ведьмы (понятно, почему моряки - суеверный народ). Но радует, что такая красота сохранилась до сих пор. (5)

whiterosewhiterose [26.06.2012 13:08]:
Алюль, огромное спасибо. История корабля так и просится на то, чтобы вдохновить какого-нибудь автора на создание захватывающего приключенческого романа. (5)

Min PaparazzoMin Paparazzo [01.07.2012 00:04]:
Величественен и прекрасен Катти Сарк. Спасибо капитану Уилфреду Доумену,благодаря которому красавец клипер дожил до наших дней. Алюль, тебе спасибо за очень интересную статью. (5)

ИрэнаИрэна [24.07.2012 00:58]:
"История корабля так и просится на то, чтобы вдохновить какого-нибудь автора на создание захватывающего приключенческого романа."
Я даже знаю одного такого автора!
Алюль, спасибо - великолепный рассказ. Катти Сарк прекрасна. Можно смотреть часами."Гончий пес океана" - настоящая красавица.Очень интересно и познавательно. (5)

Кира Ленц [24.02.2014 11:55]:
"...На просторы океанов вышли новые корабли. Их низкие чёрные корпуса почти скрывались в волнах... Подняв две тысячи квадратных метров парусины, в "ревущих сороковых" они ставили рекорды скорости, недоступные современным торговым судам...".
Да, клипер воистину вершина парусного судостроения, чудесная сказка-быль о железных людях, плавающих на деревянных судах.
А "Королева океанов"... Каждый раз, бывая в Англии, мы поднимаемся на борт легенды, и каждый раз охватывает трепет восторга. Как от прекрасного полотна или музыки...

Кстати, девчонки, а знаете, почему Только на клиперах рулевой за штурвалом смотрел в сторону кормы, на не вперёд, по курсу?! (5)

Список статей в рубрике:
09.04.13 00:07  Женский взгляд на шотландское регби   Комментариев: 8
30.04.12 22:29  Петербург обзавёлся собственным тартаном   Комментариев: 4
15.05.12 11:24  Почти частушки   Комментариев: 3
06.06.12 23:17  «Гончие псы океана»   Комментариев: 6
28.02.12 20:28  Вот такой закон   Комментариев: 4
28.02.12 17:13  Загадочные танцы скворцов в небе Шотландии   Комментариев: 12
24.01.12 15:26  Вереск - источник вдохновения   Комментариев: 6
04.07.11 15:10  Про птичий грипп...   Комментариев: 3
12.07.11 19:02  Шотландские монеты   Комментариев: 2
19.02.11 19:26  Неизвестное письмо Роберта Бёрнса   Комментариев: 3
14.02.11 10:17  Готовы ли вы услышать правду о своих кумирах?   Комментариев: 1
08.02.11 03:00  Письмо о последних днях Роберта Бернса   Комментариев: 2
13.02.10 16:08  Хроника событий за март.   Комментариев: 3
10.02.10 18:42  Хроника событий за февраль.   Комментариев: 1
06.02.10 21:16  Лист календаря. Хроника событий за январь   Комментариев: 1
14.10.10 09:37  Вот такая деревня   Комментариев: 2
07.10.10 23:04  Лист календаря. Октябрь.   Комментариев: 2
22.09.10 23:23  Сентябрь. Шотландия. История.   Комментариев: 1
09.11.09 22:26  Лист календаря. Ноябрь.   Комментариев: 2
22.06.10 23:16  День независимости   Комментариев: 4
07.05.10 21:56  Что такое Сатурналии?   Комментариев: 2
16.02.10 14:39  Репортаж с шоу "Riverdance "   Комментариев: 7
14.02.10 20:33  Какие у вас отношения с Шотландией?   Комментариев: 16
02.02.10 11:10  Знаете ли вы, что в Шотландии….   Комментариев: 4
Добавить статью | Little Scotland (Маленькая Шотландия) | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY
Рейтинг@Mail.ru
Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение