Колесо Фалкирк (Falkirk Wheel) находится недалеко от города Фалкирк (благодаря ему и получило своё название). Это суперсооружение является уникальным в своём роде и вполне заслуживает того, чтобы о нём рассказать.

Еще в первой половине прошлого века два крупнейших города Шотландии, Эдинбург и Глазго, были соединены водными каналами Форт-Клайд и Юнион. Но каналы не впадали друг в друга. Один шел из Глазго и заканчивался в дельте реки Фос, а другой шел из Эдинбурга до города Фалкирк.

Из-за перепада высот в 25 метров эти каналы соединялись между собой при помощи 11 шлюзовых камер, что, конечно же, было не совсем удобно, так как время прохождения кораблём через все 11 шлюзов составляло около 3,5 часов. В 30-х годах двадцатого столетия каналы были выведены из эксплуатации и засыпаны.

 

В 1998 г. было принято решение запустить «Миллениум Линк» - проект возобновления судоходства по каналам Шотландии, соединив Глазго с Эдинбургом. Вместо восстановления старой громоздкой инженерной системы был предложен проект в стиле XXI века.

Рассматривались многочисленные варианты - от гигантского «чёртова колеса» до поворотных площадок, однако после трёхнедельной дискуссии её участники остановились на принципе подъёма-спуска судов.

К Миллениуму его достроить не успели, и открытие было приурочено к 50-летию царствования королевы Елизаветы в 2002 году. Королева присутствовала на открытии 24 мая 2002 года, и она же и перерезала ленточку.

Кроме самого колеса, был построен центр для посетителей, новый отрезок канала, два акведука, три шлюза, туннель, железнодорожный мост и русловое водохранилище.

 

 

Всё Фалкиркское колесо имеет высоту 35 метров, вес - 1800 тонн. Наблюдать за вращением колеса очень интересно. Выглядит оно как «чертово колесо», на противоположных точках которого прикреплены два кессона, один находится над другим. В каждый кессон может заплывать прогулочный кораблик. Колесо начинает медленно вращаться и делает оборот 180 градусов, в результате чего верхний кессон оказывается внизу, а нижний соответственно вверху. После этого шлюзы открываются, и прогулочные кораблики продолжают свой путь. Потом колесо ждет следующие прогулочные кораблики и процедура продолжается.

 

 

Ответственным этапом работы подъемника является стыковка лотков с нижним и верхним каналами. При стыковке жёлоба плотно закрытые шлюзовые ворота открываются, что позволяет сделать уровень воды в лотке и канале одинаковым. Далее судно может свободно идти по каналу.

Это первый и пока единственный вращающийся судоподъёмник в мире.

 

Время оборота колеса - около 5 минут. Согласитесь, гораздо быстрее, чем 3,5 часа. Возникает вопрос, это сколько же энергии нужно затратить, чтобы поднять или опустить целый корабль? Оказывается всего 1,5 кВт, примерно столько же электроэнергии понадобится, чтобы закипятить 8 домашних электрочайников. Это всё потому, что вес обоих кессонов всегда одинаков. Они уравновешивают друг друга и для двигателя нужно так мало энергии при вращении.

 

А как же оба кессона могут одинаково весить, если в одном из них только вода, а в другом еще и корабль? Ответ прост. Вспоминаем школьный курс физики и закон Архимеда. Корабль, заплывая в кессон, вытесняет из него ровно столько воды, сколько весит он сам. Таким образом, вес кессонов хоть с кораблем, хоть без него всегда одинаков и для вращения столь внушительного механизма требуется электрический привод совсем небольшой производительности - около 20 кВт. Авторы проекта дают гарантию на инженерную конструкцию - 120 лет.

 

И теперь немного цифр. Каждый кессон вмещает 360 тысяч литров воды, имеет длину - 21,33 метра, ширину - 6 метров. Суда, заплывающие в кессон, должны иметь соответствующие габаритные размеры, водоизмещение не более 200 тыс. литров, высоту над водой до 2,74 метра, посадку ниже воды не более 1, 37 метра.

Подъемник рассчитан на суда весом от 50 до 600 тонн, поэтому, к восторгу туристов, им пользуются в основном прогулочные катера. Ходят круизы, которые длятся час, и при этом кораблики два раза поворачиваются на колесе, так как идут туда-обратно. В теплую погоду можно полежать на довольно большой лужайке перед колесом и полюбоваться на эту громадину. В январе колесо закрыто.

 

Серьезная проблема возникла при строительстве акведука, соединяющего канал Юнион с Фалкиркским колесом. На этом участке сохранились остатки так называемой стены Антонина. Стена, строительство которой началось в 142 году во время царствования римского императора Антонина Пия, проходит через всю центральную часть Шотландии до устья реки Клайд. В результате разносторонних консультаций было принято решение провести канал под стеной. Строительство 145 метрового туннеля осуществлялось с большой осторожностью, чтобы не нанести ущерб древнему памятнику.

 

Проект получил награду Королевской комиссии изящных искусств Шотландии (Royal Fine Art Commission for Scotland), что неудивительно, так как это чудо современной инженерной мысли привлекает внимание не только британцев, но и туристов со всего мира. С появлением этого неординарного сооружения Шотландия, бесспорно, обрела еще один национальный символ.

 

Предприимчивые шотландцы умудрились превратить гигантское гидротехническое сооружение в световое шоу.

Вот так выглядит это чудо техники ночью:

 

 

 

 

26.06.13г                                                                                                                                         Allegra

 

Источники:  1,  2,  3,  4,  5.

Все фото принадлежат их авторам

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Комментарии: Автор статьи Allegra разрешил добавление комментариев только пользователям со званием не ниже Леди/Man.

Всего отзывов: 9 в т.ч. с оценками: 5 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


La comtesseLa comtesse [26.06.2013 06:37]:
Ух ты! Интересно и соблазнительно - я бы не отказалась прокатиться вместе с корабликом на таком судоподъемнике!
Мало того, что весьма любопытное с точки зрения техники сооружение, так еще и внешне - симпатичное, а ночью еще и поражающее световым шоу! (5)

LizOkLizOk [26.06.2013 14:36]:
Ой, как интересно! Allegra, спасибо! Я бы хотела прокатиться на этом сооружении. (5)

AllegraAllegra [26.06.2013 19:42]:
Берём коллективную путёвку - и в путь)))

LizOkLizOk [27.06.2013 10:53]:
Allegra писал(а):
Берём коллективную путёвку - и в путь)))


Я согласная)))

МирнаМирна [30.06.2013 21:33]:
Я несколько раз бывала в шлюзах))) Это такие каменные мешки, в которые заплывает корабль. По стенам как в пещерах струится вода. Неуютное чувство испытываешь в замкнутом пространстве, как в колодце. А тут, ну просто изящное сооружение. Преклоняюсь перед инженерами и изобретателями. Удобно и красиво! Спасибо, было интересно узнать о таком шотландском колесе))) (5)

Bad girlBad girl [01.07.2013 16:28]:
Похож на открывашку )

La comtesseLa comtesse [01.07.2013 16:36]:
Bad girl писал(а):
Похож на открывашку ) 



А я думаю - где я что-то подобное видела?

whiterosewhiterose [02.07.2013 11:52]:
Очень интересно! А ночью, так вообще похоже на что-то из скульптурной композиции передовика современного искусства))) а еще и своего рода аттракцион для тех, кто на корабликах: путешествие и колесо обозрения одновременно))) 2 в 1))) (5)

ОксаночкаОксаночка [02.07.2013 20:59]:
Аттракцион "Поплавали? Теперь полетаем!")) (5)

Список статей в рубрике: Убрать стили оформления
07.12.13 00:12  Путешествие в прошлое   Комментариев: 8
06.12.13 23:20  Фуникулер Cairngorm Mountain Railway   Комментариев: 4
21.02.17 15:20  Заповедник в облаках   Комментариев: 7
06.12.13 23:12  Дворец Скон и Камень Судьбы   Комментариев: 7
06.12.13 23:10  Шотландия: вечный путь из боя в бой. Часть 5   Комментариев: 5
06.12.13 23:08  Шотландия: вечный путь из боя в бой. Часть 4   Комментариев: 5
15.04.13 16:13  Стёрлинг – ключ к Хайленду. Часть 2   Комментариев: 5
31.10.13 23:23  Шотландия: вечный путь из боя в бой. Часть 3   Комментариев: 5
21.02.17 15:20  Шотландская сказка   Комментариев: 4
15.04.13 16:12  Замок Уркхарт   Комментариев: 11
15.04.13 16:12  Уникальный судоподъёмник «Колесо Фалкирк»   Комментариев: 9
01.10.12 22:30  Поющая пещера и Дорога гигантов   Комментариев: 8
31.10.13 23:23  Шотландия: вечный путь из боя в бой. Часть 2   Комментариев: 4
22.01.13 00:15  Стёрлинг – ключ к Хайленду. Часть 1   Комментариев: 5
19.06.12 01:46  Увидеть Шотландию, хотя бы в кино…   Комментариев: 3
31.10.13 23:24  Шотландия: вечный путь из боя в бой. Часть 1   Комментариев: 7
31.07.13 17:56  Замок Танталлон и Дугласы   Комментариев: 5
04.03.12 00:27  Заколдованный замок Эбботсфорд   Комментариев: 3
21.01.12 00:08  Проклятие Чёрной леди   Комментариев: 6
19.02.11 17:14  Culzean Castle   Комментариев: 2
30.10.10 18:02  Dunnotar Castle   Комментариев: 3
13.10.10 17:01  Замок Эйлен-Донан   Комментариев: 2
27.05.10 21:20  Edinburgh Castle   Комментариев: 7
10.02.10 21:06  Суровые твердыни Шотландии   Комментариев: 6
10.02.10 15:17  Виды Шотландии   Комментариев: 4
Добавить статью | Little Scotland (Маленькая Шотландия) | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY
Рейтинг@Mail.ru
Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение