Дмитрий Михайлович Балашов - один из талантливейших писателей XX века, известный как автор исторических романов о допетровской Руси, создавший цикл "Государи Московские", оставил после себя не только объемные фундаментальные труды, но и повести, очерки, путевые заметки. Летом я купила книгу этого автора, в которую вошли не изданные при жизни писателя произведения. И хочу вам рассказать о небольшой повести, которая называется "На "Седове" вокруг Европы".
"Седов" - парусник немецкой постройки 1912 года, полученный нами по репарациям в конце войны и тогда же переименованный.
Я не могу сказать, что эта повесть читается легко. Всю жизнь автор прожил в стране под названием СССР и развал великой некогда державы переживал до конца своих дней. Очень сложно принять такие события, когда жизнь почти позади. В книге много места посвящено жизням соотечественников, которые потеряли работу и не могут приспособиться к новым условиям. Это крик авторской души, боль за свою страну.
Великие некогда народы уходят в небытие, оставляя каменные руины своих городов, словно пустыне раковины, выброшенные бушующим морем.
Но тем не менее, рассуждения о судьбе страны и народа занимают важное, но не главное место в повествовании. Читая данное произведение, мы в первую очередь путешествуем вместе с автором. Вояж на судне длится четыре месяца. И, конечно, описывая такое долгое плаванье, писатель просто не может не воспеть море и моряка.
...первый рейс на паруснике. И это - на всю жизнь! Ибо не изведавший хода под парусами моряк еще не моряк, он в лучшем случае машинист, он может быть специалистом своего дела, но он не почуял моря. И объяснить это сухопутному человеку нельзя. Надобно поплавать (точнее - походить) самому под парусами, полазать по реям, и только тогда, наверное, приходит понимание, что это - незабываемо, это - мистика, и это истинное познание моря.
И еще:
А когда человек делается настоящим моряком, его от моря уже и не оторвать, и пока есть сила в руках, он будет уходить в рейсы раз за разом, расставаясь с семьей и уютом налаженной сухопутной жизни, и будет тосковать о море всю жизнь.
Парусник делает стоянку на Майорке, заходит на Мальту, команда и пассажиры посещают берега Франции, Германии и Голландии. И о каждом месте автор пишет путевые заметки, рассказывает об истории мест и личных своих впечатлениях и эмоциях.
Однако я ждала Шотландию!
И мы еще долго плывем, пока не показываются наконец гористые вершины Шотландии, пока не входим в порт, перегороженный шлюзом, пока не пристаем за какими-то заводскими корпусами и складами.
И дождалась! Наконец, автор сошел на берег, и вот каким встретил его Эдинбург.
Весь день шел мелкий въедливый дождь, и я ходил под дождем, медленно намокая, по долгим улицам. Изредка спрашивал направление к замку, а мне советовали сесть в bus, но у меня не было местных денег, и так далее. В конце концов дошел, заглянув в пару церквей. Английская готика как-то много скромнее европейской. Часты деревянные своды на каменных стенах. Но своеобразная красота в ней есть. И даже церковь с каменными сводами я нашел погодя.
Замок на скале, наверное, хорош. Хороши площадки бастионов, украшенные пушками, глядевшими на залив. Кое-где камень основания попросту выпирает наружу. Весь замок - это ряд зданий и лестниц, спирально подымающихся наверх, где королевский дворец-музей и род капеллы, как оказалось - мемориал погибших в войнах шотландцам, с книгами, где записаны их имена. Посетителей много, многие листают книги, быть может, отыскивая своих. А во дворце узенькие пещерные переходы, по стенам которых - картины шотландской истории. Иногда рисунки, иногда плоская скульптура. Перечень правителей Шотландии, венчание на царство, падение страны и сокрытие королевских регалий. Сами эти регалии, узорный меч и королевская шапка-корона - в особой комнате под стеклом. Удивительно маленький, метра четыре квадратных, королевский кабинет. Жили скромно, больше внимания отдавая церемониалу.
Конечно, если мы говорим о Шотландии, нельзя обойти стороной вопрос ее многовековой борьбы за независимость. Ну и, конечно же, кто не знает о шотландских юбках?
Англичане и шотландцы, два упорнейших народа, столкнулись не на жизнь, а на смерть. И недаром шотландцы так цеплялись за свое право ходить без штанов. (Кстати, как и греки, как и римляне. Древняя одежда шотландцев чрезвычайно близка к ранней античной. Видимо, и все кельты одевались сходно с древними ахейцами.) И еще о юбках. Назавтра, в воскресный день, заходя в несколько церквей, в одной узрел среди прихожан весьма пожилого шотландца с несколько вдавленным лицом и в пенсне, в отличном пиджаке, нарочито отутюженном, но ниже - в шотландской юбке и гетрах, с голыми коленями. Пусть немногие, но и теперь они, возможно, в особых случаях, не отказались еще от своего пестро-клетчатого тартана...
В городе масса памятников, самый роскошный - Вальтеру Скотту, прочие - выдающимся людям Шотландии, ее прославившимся полководцам, писателям, поэтам, государственным деятелям.
Ну вот, по Эдинбургу вместе с Дмитрием Михайловичем Балашовым мы побродили, килты увидели, имя великого Вальтера Скотта озвучили. Можно, наверное, и на борт парусника возвращаться. Вот только еще несколько слов про погоду добавлю))))
К такой погоде надо приспособиться, что эдинбуржцы и делают. У кого зонтик, у кого непромокаемый плащ, отец везет в коляске дочурку, соорудив над нею целлофановый колпак, так что девочка сидит словно в аквариуме.
В общем, собираясь в путешествие по Шотландии, не забудьте взять с собой зонтик!