Династия шотландских архитекторов Адамов (о родоначальнике её можно почитать в одном из предыдущих выпусков нашего журнала: https://lady.webnice.ru/little_alba/?act=article&v=1510), стала основоположницей знаменитого архитектурного стиля – палладианства. Самый талантливый из них, Роберт Адам, был не только наиболее успешным зодчим в этой семье, но и приобрёл всемирную известность как архитектор-практик, теоретик архитектуры, дизайнер и великолепный художник по интерьерам. Его уникальный талант объединил элементы античной архитектуры, классицизма, рококо и даже неоготики, считавшиеся ранее несочетаемыми, и сплавил их в единый стиль, получивший название «адамов». Этот стиль привнёс в жизнь и быт современников свободу и лёгкость, свежие и яркие веяния, облагороженные тонким пониманием сущности античного искусства. Адамов стиль был настолько популярен, что в 1780-х годах шотландские архитекторы с триумфом распространили его по всей Европе. Не избежала увлечения этим стилем и Россия. При дворе просвещённой императрицы Екатерины II процветали искусства и науки, в том числе и архитектура. Это было благодатной почвой, на которой прекрасно прижился адамов стиль. Среди работавших в этом направлении архитекторов в то время особой популярностью пользовался один из первых в России архитекторов-палладианцев – Чарльз Камерон (Charles Cameron), получивший на русский манер имя Карл Карлович. Шотландец по происхождению, он родился в 1743 или 46 году в Лондоне. Затем обучался архитектуре сначала в Англии, а затем в Италии, где жил и работал до приезда в Россию, то есть до 1779 года, целых одиннадцать лет. Всю оставшуюся жизнь он работал в России, оставив великолепное творческое наследие и заслуженно получив звание выдающегося российского зодчего. Умер Камерон 19 марта 1812 г. по старому стилю в г. Санкт-Петербурге в возрасте 66 или 69 лет.
Чтобы понять масштаб таланта Чарльза Камерона, достаточно было бы произнести только два названия: Царское Село и Павловск. О Камероне немало написано, поэтому я ограничусь только простой констатацией отдельных вех на его творческом пути. Екатерина II, увлекавшаяся античностью, восхищалась познаниями Камерона в этой области и его дизайнерским стилем. Он начал с украшения императорской резиденции в Царском Селе. Работая в Италии, Камерон изучал историю и архитектуру римских терм. Он даже написал фундаментальный труд по результатам своих исследований (монография была переведена на русский язык и издана московским академическим издательством в 1939 году). Не удивительно, что первой постройкой зодчего оказался двухэтажный корпус, на первом этаже которого располагались Холодные бани – миниатюрные римские термы, а на втором – Агатовые комнаты, парадные помещения, роскошно отделанные агатом, мрамором, яшмой и позолоченной бронзой. К ним примыкал (и примыкает) Висячий сад, устроенный на уровне второго этажа, а также великолепная галерея-колоннада, названная Камероновой галереей. Галерея выходит в парк, к озеру, и заканчивается эффектной лестницей с бронзовыми изваяниями. Весь этот ансамбль был создан зодчим всего за три года с 1783 по 1786 год. Позже он занимался отделкой интерьеров Большого Екатерининского дворца. Примечательно, что, несмотря на ужасающие разрушения во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов, эти помещения уцелели и были успешно отреставрированы. Среди них Зелёная и Купольная столовые, Арабесковый, Китайский, Лионский залы. Личные покои Екатерины – Опочивальня, Диванная и Табакерка и другие, к сожалению, не сохранились, так как они тоже сильно пострадали, а после войны в них располагался ещё и санаторий. В настоящее время планируется их воссоздание. В том числе весьма необычная инкрустация слоновой костью, стеклом на цветной фольге и др. Зелёная гостиная
Внешний вид Холодных бань
Интерьер Агатовых комнат
Камеронова галерея в Царском Селе
Интересна история создания ещё одного шедевра – Софийского собора близ г. Санкт-Петербурга, в настоящее время территориально относящегося к г. Пушкину. Императрица мечтала о точной копии Софии Константинопольской, но византийская архитектура не была близка Камерону, поэтому собор получился больше похож на одну из построек Палладио – виллу Капра ла Ротонда в Виченце.
София Константинопольская (Айя-София)
Св. София в г. Пушкине
Вилла Капра ла Ротонда в Виченце
А затем был Павловск, где по проектам шотландского архитектора и под его личным наблюдениям были построены дворец, пейзажный парк, некоторые парковые павильоны (лучшие из них – Храм дружбы, Три Грации), изумительные мостики, а также великолепная Колоннада Аполлона. Парк занимает огромную площадь – 600 гектаров. Дворцовый комплекс Павловска является бесспорной жемчужиной дворцовой и ландшафтной архитектуры 18-го века. Павловский дворец
Храм Дружбы в Павловске
Колоннада Аполлона
Во время войны дворец был подожжен фашистскими оккупантами при отступлении в январе 1944 года. Героическими усилиями советских историков и реставраторов он был воссоздан с документальной точностью в 1960-х годах 20-го века.
Но вернёмся к Чарльзу Камерону. Когда российский престол после смерти Екатерины II перешёл в 1796 году к Павлу I, жизнь зодчего резко изменилась. Новый император поспешил избавиться от всего, что было любезно его матушке. Архитектор попал в опалу, ему перестали давать заказы... Царское Село буквально разорялось – вывозились скульптуры, убранства интерьеров и прочее. У Камерона отобрали даже дом в Царском Селе, где он прожил шестнадцать лет. Отобрали и учеников. При этом выехать за границу ему не разрешили, хотя он подавал соответствующее прошение. В поисках средств к существованию он был вынужден отправиться на Украину, в г. Батурин, где гетман Кирилл Разумовский, брат Алексея Разумовского – фаворита Елизаветы Петровны, сделал ему крупный заказ на проектирование и постройку дворца. Батуринский дворец был построен к 1803 году. А когда на престол после Павла в 1801 году взошёл Александр I, он начал возвращать многих опальных любимцев императрицы. В их числе вновь был возвращён в Санкт-Петербург и Чарльз Камерон.
Батуринский дворец
Он занял должность главного архитектора Адмиралтейства, где служил до 1805 года. Скорее всего, ему составил протекцию ещё один «русский» шотландец – Алексей Самуилович Грейг, адмирал и сын прославленного адмирала Самуила Карловича Грейга. Грейг-младший был знаком с архитектором и хорошо знал об обстоятельствах его жизни. Кстати, когда архитектор А.Д. Захаров спроектировал и построил знаменитое здание Адмиралтейства, в основу его проекта были положены идеи Камерона.
Сохранился портрет архитектора, выполненный с натуры художником польского происхождения А.О. Орловским в 1809 году. Рисунок сделан углем, сангиной и мелом. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге: Карл Карлович (Чарльз) Камерон
Зодчий обладал одной из крупнейших частных библиотек Санкт-Петербурга. В ней насчитывалось более четырёх тысяч томов на почти всех европейских языках, включая русский. Книги были по теории и истории архитектуры, по истории европейских стран, описания музейных коллекций и альбомы, сочинения по философии, экономике, политике, истории религии, о путешествиях, редкие издания писателей и поэтов Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, труды по физике, математике, астрономии, множество словарей. Согласитесь, такая библиотека лестно характеризует своего владельца.
После смерти Камерона библиотека его была продана на аукционе, а кто её приобрёл – неизвестно. Вдове архитектора была назначена пенсия, но в 1816 году она подала прошение на выезд в Англию «вместе с Вальтером Камероном». Не установлено, кем приходился Вальтер зодчему. Возможно, это был его сын. Разрешение было получено, но в 1817 году в Англию уехал только Вальтер – вдова Чарльза Камерона умерла. Все сохранившиеся после архитектора архивы – чертежи, письма, рисунки – были вывезены в Англию. В конце 1980-х в Эдинбурге начались работы по созданию музея Ч. Камерона, но был ли этот музей открыт, автору неизвестно.
Зато тысячи туристов, приезжающих в Санкт-Петербург и его пригороды, могут любоваться прекрасными произведениями зодчего, навсегда сохраняя восхитительные воспоминания об увиденном. И это самый лучший музей и самый грандиозный памятник великому Мастеру.
Алюль |
||