Нельзя сказать, что шотландское изобразительное искусство является всемирно известным, скорее - это удовольствие доступно лишь истинным поклонникам некоторых художественных течений,но имена великих художников, архитекторов и скульпторов этой страны являются бесценным мировым достоянием.
Творчество практически всех выдающихся художников страны получает здесь глубокое и подробное освещение.
Расцвет шотландского национального изобразительного искусства связан с эпохой романтизма (в живописи - портреты Э. Геддеса, Г. Рёберна, пейзажи А. и П. Несмитов, Дж. Томсона, жанровые композиции Д. Уилки).
В изобразительном искусстве 20 века выделяются близкие импрессионизму произведения живописцев У. Макгрегора (и других мастеров "школы Глазго"), У. МакТаггарта, экспрессионистические полотна "шотландских колористов" С. Пепло, Л. Хантера, Дж. Максуэлла.
В 1950-70-е гг. традиционные для современного шотландского искусства связи с французскими художественными течениями ослабевают (что показывают произведения Дж. Эрдли, Р. Филипсона и др.).
Джордж Джеймсон, Уильям Адам, Аллан Рамсей, Роберт Адам, Джеймс Адам, Джон Кристиан Шетки, Джон Барнет, Уильям Аллан, Уильям Генри Плэйфэйр, Джон Уотсон Гордон, Уильям Симсон, Кеннет Мак-Лиэй, Фрэнсис Грант, Роберт Скотт Лаудер, Джордж Харви, Александр "Грек" Томсон, Джон Филлип, Джозеф Ноэль Патон, Эрскин Никол, Уильям Куиллер Ордчардсон, Роберт Роуанд Андерсон, Уильям МакТаггарт, Питер Грэхем, Джон Петти, ДжонМакРайтер, Роберт Уолкер Макбет, Чарльз Ренни Макинтош, Мьюрхед Боун, Роберт Мэтью, Бэзил Урвин Спэнс, Ричард Гамильтон, Джеймс Фрэзер Стирлинг - вот целый сонм фамилий известных художников, архитекторов, дизайнеров...
Мы постараемся поближе познакомиться с их работами, и начнем, пожалуй, с Аллана Рамсея (Рэмзи).
Шотландский художник.
Сын поэта Аллана РЭМЗИ, он получил прекрасное образование и в 1729 учился в эдинбургской Академии св.Луки. Приехав в Лондон в 1734 для работы в мастерской шведского портретиста X. Хюсинга, он вскоре возвращается в Эдинбург. Во время итальянского путешествия (1736-1738) он знакомится с Батони и работает в мастерской Франческо Имперьяли в Риме и Соломены в Неаполе. Его портреты написаны, как правило, на красном фоне; эту практику он унаследовал, вероятно, от Бенедетто Луги.
По возвращении из Италии он обосновывается в Лондоне и работает в качестве портретиста в манере Хадсона и Хаймора. Вскоре его популярность становится настолько велика, что в 1740 художник заявляет: <Я вытеснил всех ваших Ванлоо, Сольди и Руска, и теперь меня прочат на роль первой скрипки>.
В 1746 РЭМЗИ исполняет портрет доктора Мида (Лондон, Сиротский приют им. Корема), положивший начало <большому стилю> английского портрета. В портрете Мида сочетаются различные влияния - не только Хадсона и Хаймора, но и величавых портретов Рейнолдса; можно провести также интересную параллель между этим портретом Рэмзи и портретом капитана Т. Корема работы У. Хогарта (1740, там же).
Вскоре после 1750 в стиле Рэмзи происходят изменения: он придает телам большее сияние и, вероятно, под влиянием Веласкеса, вводит в фоны своих картин бархатный серый цвет. Его портреты отличаются большой свободой, потому что основные заказы аристократии исполнял в те годы Рейнолдс.
В 1754 Рэмзи во второй раз отправляется в Италию, где испытывает влияние французских портретистов, в частности Сюблейра. Он также работал во Французской Академии в Риме.
Шедевром этого периода является портрет его
(Margaret Lindsay of Evelick, c 1726 - 1782) (Портрет Сюзанны Кэмпбелл,1749)
По возвращении в Англию в 1757 , он исполняет королевские портреты (Георга III, принца Уэльского, 1757, Кор, собрание). В 1760, со вступлением на трон Георга III, Рэмзи становится придворным живописцем и в своей мастерской создает многочисленные изображения короля.
Во время пребывания Жан-Жака Руссо в Англии Рэмзи исполняет его портрет в армянском костюме (1766, Эдинбург, Нац. гал.Шотландии). Оригинальность искусства Рэмзи состоит в создании <салонного портрета>, сочетающего в себе качества <большого стиля> Рейнолдса и непринужденность голландской живописи.
Художник обладал склонностью к интеллектуальным занятиям. Сфера его общения была очень широкой, он дружил с Х. Уолполом, являлся членом кружка С. Джонсона, состоял в переписке с Вольтером и Д. Дидро. Его моделями были Ж.-Ж. Руссо (между 1766 и 1777, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии), Д. Юм (1766, Эдинбург, Нац. портретная галерея Шотландии) и др.
После 1766 мастер постепенно теряет интерес к занятиям живописью и все больше внимания уделяет литературным трудам. Его перу принадлежат книги и эссе на самые разные темы. Среди них — Исследование принципов английского стихосложения, Диалог о вкусе (1754). К концу жизни Ремзи был практически забыт как художник. Однако в истории портретной живописи Британии он занимает важное место между Хогартом и Гейнсборо, являясь одновременно крупным представителем шотландской национальной школы живописи.
Произведения художника представлены в Лондоне (гал.Тейт и Нац. портретной гал. - <Автопортрет>), Эдинбурге (Нац. гал.Шотландии - 9 картин), Ливерпуле(Художественная гал. Уокера), Бирмингеме (Гор. музей - портрет миссис Мартин, 1761), а также в Париже (Лувр - предполагаемый портрет лорда Элкоу).
В статье использованы материалы:
http://www.nationalgalleries.org/index.php/collection/online_az/4:322/results/10
http://slovari.yandex.ru/dict/euroart/article/ei/ei3-0096.htm
http://www.bibliotekar.ru/slovar-impr3/274.htm
http://www.repro-tableaux.com/a/ramsay-allan.html