В течение многих лет театральная жизнь Шотландии сосредоточивалась в Глазго и Эдинбурге и находилась в зависимости от английского театра.
В этих городах Шотландии драматические театры появились в середине XVIII в. Первый патент на «концертный зал» в Эдинбурге был выдан в 1767г. Здесь была поставлена трагедия Дж. Хоума «Дуглас». К середине XVIII в. были сооружены три театральных здания в Глазго, но их сожгли религиозные фанатики.
В 1769 г. актёр Д. Росс создал в Эдинбурге театр «Ройял», где ставил пьесы английских авторов; здесь играли преимущественно английские актёры.
В 1883 г. открылся театр «Лицеум». Вначале в театре играли лучшие английские труппы (Г. Ирвинга и др.), выступления которых оказывали значительное влияние на формирование национального театрального искусства (в 1964 г. «Лицеум» был приобретён Эдинбургской корпорацией и с 1965 г. стал репертуарным театром).
В 1782-1863 гг. в Глазго работал «Данлоп стрит тиэтр», в 1805-1829 гг. - «Куин стрит тиэтр», в 1842-1848 гг. - театр «Адельфи», в 1845 г. - «Сити тиэтр», затем «Куинс тиэтр» и «Принс тиэтр».
В эпоху романтизма на шотландской сцене появляются инсценировки исторических романов шотландских писателей - В. Скотта «Гай Манринг» (1817) и др. Становятся популярными мелодрамы и романтические трагедии. Некоторое развитие получает пантомима. В конце ХIХ в. пользуется успехом пьеса «Диккон Броди» Стивенсона и Хенли (1880), а также ранние пьесы Дж. Барри.
Первая попытка создания национального театра относится к началу ХХ в., когда работал Репертуарный театр Глазго (1909-1914) во главе с режиссёром А. Уэрингом. Театр просуществовал всего пять сезонов, но сыграл заметную роль в формировании национального театрального искусства. Наряду с пьесами английских и иностранных авторов было поставлено несколько произведений шотландских драматургов, в том числе с наибольшим успехом «Кэмпбелл из Килмори» Дж. Фергюсона. В начале Первой мировой войны театр закрылся.
В 1921 г. организовалась труппа «Шотландские национальные актёры». В 1921-1936 гг. шотландская драматургия получает наибольшее развитие. На сцене театров ставятся пьесы Дж. Брэндейна, Р. Миллара, Дж. Корри, Дж. Брай-ди, Дж. Фергюсона, Дж. Барри.
В 1939 г. состоялся первый шотландский театральный фестиваль. С этого времени Британская драматическая лига ежегодно устраивает театральные фестивали, в которых принимают участие профессиональные и любительские коллективы Шотландии.
В 1943 г. в Глазго основан существующий и поныне репертуарный Гражданский театр, одним из создателей и руководителей которого был драматург Дж. Брайди. В 1941 г. создан рабочий полупрофессиональный театр «Глазго юнити тиэтр», связанный с лондонским театром «Юнити». В 60-е гг. созданы репертуарные театры в Перте и Данди.
С 1947 г. в Эдинбурге устраиваются ежегодные Эдинбургские фестивали Музыки и Театра (длятся обычно три недели). Этот фестиваль, который - единственный в мире по размаху и разнообразию представленных на нем видов искусства (танцы, музыка, театр, цирк и т.д.) Фестиваль в столице Шотландии - событие международное и многожанровое – встреча драматического и музыкального театров, оперы и балета. Сегодня он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший фестиваль искусств на планете: около 30 тыс. самых разных событий происходит там каждый год. В основном в околофестивальной программе «фриндж» – самой непредсказуемой в мире. Официальная же программа не терпит экспериментов: приглашаются только самые раскрученные звезды музыки и театра. В последнее время Эдинбургский фестиваль стремится создавать эксклюзивные проекты, где все эти звезды работают вместе.
(Огромное спасибо Jane Alex за самое непосредственное и активное участие в подготовке статьи)