,
Всем детям читают сказки. Они развивают фантазию, позволяют придумывать свой мир, представлять себя в волшебном лесу, в заколдованной башне или в таинственной пещере. Будучи детьми, мы не искали в них подтекст. Просто за креслом жила Баба Яга, в шкафу Кощей Бессмертный, а Коньком-Горбунком могла стать швабра. Сейчас, перечитывая многие сказки, прихожу в ужас, насколько разнится восприятие мира у взрослых и детей. Если думаете, что это преувеличение, то вот вам несколько самых ярких примеров моей теории. Сказка первая «Теремок» . Начало сказки сразу вызывает много вопросов. Ведь нет никаких уточняющих данных, откуда появился теремок в поле, кто его построил? Возможно, имел место конфликт двух строительных организаций, которые не смогли поделить участок, на котором стоит Теремок, в то время как третья сторона возвела на нем это сооружение. Скорее всего, были судебные иски, в результате которых строительство было заморожено, и коммуникации к Теремку не подвели. В результате стоит Теремок в чистом поле, неподключенный ни к свету, ни к газу. Учитывая, что поле уже успело зарасти, всё это происходило довольно давно. Кто первым находит это здание? Мышка-норушка. Ведь это же не первая мышка в поле, пробегающая мимо Теремка, но первая кто осмелилась заглянуть и выяснила, что дом свободен. Осуществив захват, решила, что будет в нем жить поживать, но не тут-то было. В Теремок, который до этого момента долгое время стоял пустым, потянулись новые жильцы. Второй была лягушка, может мышь не хотела с ней жить, но побоялась, вдруг у лягушки права на эту жилплощадь, пришлось пускать. Потом последовательно появились зайчик, лисица и волк. И если мышь с лягушкой и зайцем ещё могут мирно сосуществовать, то заяц и лиса или заяц и волк сосуществовать мирно не могут. Это же пищевая цепочка. И все они живут вместе, весело и задорно при этом ни у кого нет прав на этот дом. Выгнать они друг друга не могут, приходится сосуществовать. И главное, когда они все заселяются, произносят загадочную фразу: «будем жить поживать и добра наживать». Понимаю, что отсутствие квартплаты сильно облегчает «наживание» добра, но работы в чистом поле не так уж и много. Интересно, чем занимается эта весёлая компания и на что живет? Готова предположить, что ведут натуральное хозяйство, но даже если представить, что заселились они весной и сразу все посеяли, до сбора урожая ещё дожить надо. Тогда почему хищники не съели зайца? Они резко стали травоядными? Вопросов больше чем ответов. Но довольно забавный взгляд на жизнь разных видов животных в коммунальном доме. Конец идиллии наступает, когда приходит медведь. Он хочет заселиться, но его не пускают. Это выглядит странно, ведь он не хищник и может жить в мире со всеми, в отличие от лисы и волка. И у меня есть подозрения, что у медведя были права на Теремок, возможно, тоже не до конца оформленные. Поняв что наглую компанию он выселить не сможет, он решил с ней смириться. В итоге Теремок развалился, а во всем виноват оказался медведь. Эта сказка должна была научить дружбе и мирному сосуществованию, а научила...не будь последним, когда квартиру делят. Теперь давайте разберем еще один ужастик – «Краденое солнце» Тут без цитат не обойтись. Перечитывая этот чудное стихотворение уже будучи взрослой, я поняла что это готовый сценарий к блокбастеру, причем в духе Тарантино. Всё началось, когда пропало солнце. Может тучи были, может солнечное затмение. Но сороки разнесли сплетню о крокодиле. Откуда крокодил в средней полосе России, но то, что действие происходит именно в ней, очевидно. Стало темно и дальше начинается просто триллер. «Только раки пучеглазые, По земле во мраке лазают, Да в овраге за горою Волки бешеные воют». Милое такое начало и все это под массовый плач остальных животных и птиц. Дальше бараны отрядом начинают ходить по домам, пытаясь организовать сопротивление. Не очень понимаю, почему бы вот этим отрядом не пойти на крокодила, непонятно как здесь очутившегося. Потом звери собираются все вместе и идут... к медведю. Толпа зверей ломится через лес, чтобы медведь пошел биться с крокодилом за солнце. А они в это время будут за него болеть. Но у медведя горе: пропали дети и они с медведицей их ищут. Тоже весьма трогательно: «Куда вы, куда вы пропали? Или в канаву упали? Или шальные собаки Вас разорвали во мраке». Картина маслом: толпа зверей с факелами на болоте. Медведи ищут детей под корягами, но им никто не помогает, вместо этого вперед выходит зайчиха, миролюбивое травоядное и агитирует медведя: «Ты поди-ка, косолапый, Крокодила исцарапай, Разорви его на части, Вырви солнышко из пасти». Когда я читала эти строки, у меня волосы на голове вставали дыбом. Что было дальше, все помнят. Медведь пришел к реке, увидев крокодила, вместо того, чтобы сначала по-хорошему попросить, вдруг крокодил и сам бы солнце отдал, он начал с оскорблений и закончил угрозами. Крокодил нервно засмеялся и, естественно, не стал отдавать солнце, и медведь его порвал. Концовка этого стишка потрясает своим оптимизмом: «Стали пташки щебетать, За букашками летать. Стали зайки На лужайке Кувыркаться и скакать». Гениально я считаю. Какой же из всего этого можно сделать вывод? У меня получился только один. Дети и взрослые по-разному воспринимают этот мир, как на взгляд, так и на слух. Поэтому, не стоит взрослым читать детские сказки. Впрочем, мне нравится, открывая до боли знакомые тексты, читать и воспринимать их по-новому.
автор статьи: Саманта Арчибалд |