Нравы и бытАвтор статьи: La comtesse

Немного о куртуазности, трубадурах и средневековой лирике

Обновлено: 16.09.12 01:58 Убрать стили оформления

«Несколько веков назад, под этими же самыми звездами дамы и трубадуры поднимались на галереи крепостных стен, окружавших замки, и там беседовали о любви». Так говорил главный герой серии романов Анн Голон «Анжелика» своей молодой жене, рассказывая о жизни далеких предков из Лангедока. Он имел полное право так сказать — именно Аквитания и Лангедок считаются колыбелью куртуазной культуры, прославляющей восхваление и почитание дамы своего сердца, выбранной в качестве идеала.

Куртуазная литература — литература придворная, что можно понять уже из названия (courдвор, courtivis вежливый, учтивый). К XII веку уже четко сформировалось сильное организованное рыцарское сословие, стремившееся к господству во всех сферах жизни. Отличавшиеся благородным происхождением и воспитанием, именно рыцари постепенно, помимо своего военного предназначения, стали носителями культуры. Поэтому куртуазная литература начала формироваться вокруг замков и крепостей, а героиней лирических посвящений трубадуров чаще всего становилась хозяйка этого замка, жена или же дочь феодала.

Ценнейшая заслуга лирики трубадуров в том, что в ней впервые был поставлен вопрос о самодостаточности любви как чувства. При этом любовь никогда не путалась с браком (учитывая и то, что в Средние века также часты были свадьбы по расчету и никакого отношения к чувствам не имели), поэтому слова, сказанные Фридрихом Энгельсом по отношению к куртуазной литературе, хоть и кажутся нам сегодня невозможными в рамках средневековой морали (несмотря на более свободные нравы юга Франции, куртуазная лирика тем не менее не имела исключительно светский характер, религиозное начало в ней было очень сильным и заметным), во многом правдивы: «Любовь устремилась на всех парусах к нарушению супружеской верности, и ее поэты воспевали это». И то, что часто, учитывая супружеский статус Прекрасной Дамы и обычно тут же различное социальное положение влюбленных, между ними возникало множество преград на пути их любви, только разжигало огонь страсти. И если в поэзии о неразделенной любви часто присутствуют сравнения возлюбленной с холодной луной, которая отворачивается равнодушно от столь любящего ее рыцаря, то в лирике о взаимной любви достаточно мощно выражено плотское начало, но «выражено столь тонко, что его нужно угадывать между строк». Любовь всегда торжествовала над сословными преградами, она облагораживала и возвышала влюбленных, даже если при этом жена изменяла собственному мужу.

                                                                                     

*  *  *

Мне любовь дарит отраду,
Чтобы звонче пела я.
Я заботу и досаду
Прочь гоню, мои друзья.
И от всех наветов злых

Ненавистников моих
Становлюсь еще смелее —

Вдесятеро веселее!
Строит мне во всем преграду
Их лукавая семья, —
Добиваться с ними ладу
Не позволит честь моя!
Я сравню людей таких
С пеленою туч густых,
От которых день темнее, —
Я лукавить не умею.
Злобный ропот ваш не стих,
Но глушить мой смелый стих
Лишь напрасная затея:
О своей пою весне я!

                                                                      (графиня Беатрис де Диа)

 

Кстати, частое заблуждение — считать авторами куртуазной лирики только мужчин: женщины знатного сословия, умные и образованные (а в просвещенной Аквитании таких женщин было немало — вспомним только знаменитую Элеонору Аквитанскую), тоже пробовали писать стихи, и довольно успешно. Графиня де Диа — одна из представительниц женского пола среди авторов канцон.

Канцона — один из самых распространенных жанров куртуазной лирики. Говоря сегодня о поэзии трубадуров, мы в первую очередь имеем в виду именно канцону, песню рыцаря своей возлюбленной даме, наполненную выражением своих чувств.

 

* * *

Боже, взвиться бы нежданно
Ласточкой летучей —
Да и к Донне утром рано.
Обгоняя тучи!
А она лежит, румяна,
Всех на свете лучше.
Сжальтесь, Донна! В сердце рана.
Словно пламень жгучий!
Ах, как любовь страшна!
Коль Донна холодна,
То любовь напоена
Скорбью неминучей.

                             (Бернарт де Вентадор)

 

Канцона довольно часто завершалась посылкой прекрасной даме, в котором тот обращался к своему адресату, но называл его условным именем — сеньялем. Последнее было необходимо для того, чтобы случайно воспетая дама не оказалась скомпрометированной.

Но не только пламенные канцоны посвящали своим дамам влюбленные юноши и мужчины. Особую роль здесь можно отвести диалогическим жанрам, которые исполнялись двумя трубадурами. К таким жанрам относится, например, альба.

Альба (alba значит «рассвет») - рыцарь в сопровождении друга или оруженосца едет с вечера на тайное свидание с возлюбленной, женой другого. Проникнув в башню, где она спит, он блаженствует в ее объятиях, в то время как друг всю ночь сторожит коней. При первых лучах зари друг запевает «песнь рассвета», чтобы разбудить ею рыцаря и предотвратить его встречу с мужем дамы.

 

* * *

- Дорогая, в небесах

Рдеет свет на облаках!

Ах!

Страж кричит нетерпеливо:

- Живо

Уходите! Настает

Час рассвета!

                              (Ук де ла Баккалариа)

 

К диалогическим жанрам относится также пасторела или пасторель — разговор на лоне природы рыцаря со встретившейся и приглянувшейся ему пастушкой. Может заканчиваться уступчивостью юной девушки, очарованной словами ухаживания молодого рыцаря, и тогда он быстро забывает о ней после соблазнения, или же пастушка, бывает, дает ему отпор, а если рыцарь проявляет настойчивость, то тогда обращается за помощью к своему милому дружку или односельчанам. Те прибегают с вилами и дубинами, заставляя рыцаря позорно отступить.

 

* * *

Встретил пастушку вчера я,

Здесь, у ограды, блуждая,

Бойкая, хоть и простая

Мне повстречалась девица...

- Милочка, вы загляденье!

Полно же без сожаленья

Так над любовью глумиться!

- Дон! Нам велит Провиденье:

Глупым — ловить наслаждение,

Мудрым — к блаженству стремиться.

                                     (Маркабрюн)

 

Одно из самых частых заблуждений современности — поэзия трубадуров и труверов была исключительно любовной поэзией. То далеко не так! Весьма распространены были строявшиеся по типу канцон сатирические или политические сервенты, обычно ярко полемические по своему характеру.

 

* * *

Мужики, что злы и грубы,

На дворянство точат зубы,

Только нищими мне любы!

Любо видеть мне народ

Голодающим, раздетым,

Страждущим, не обогретым!

                                               (выпад против крестьян Бертрана де Борна)

 

Были распространены и тенсоны — диалог двух потов на какую-либо актуальную тему. Спорящие произносят реплики поочередно, давай высказаться своему сопернику и отвечая ему в стихотворной форме.

Лирика трубадуров развивалась примерно в течение полутораста лет — в XII—XIII веках. Классическим периодом их творчества является последняя четверть XII века, когда трубадуры находились в наиболее благоприятных условиях. Но прокатившаяся серия Крестовых походов, в том числе и Альбигойский поход, уничтожавший на корню целый пласт культуры южан, послужили причиной начала упадка куртуазного восприятия мира. Постепенно переосмысливается и понятие рыцаря, а спустя несколько веков и вообще рыцарство исчезает как сословие. И тем не менее, лирика трубадуров оказала несомненное влияние на дальнейшее развитие поэзии и культуры в целом:

1) Открыли сложный мир человеческих чувств и переживаний и внесли этот мир в свою лирику.

2) Создали и использовали целый арсенал художественных средств для передачи смысла и чувств.

3) Введи в стихотворчество понятие рифмы, стали ее повсеместно использовать.

Поэзия трубадуров до сих пор считается одним из самых ярчайших явлений культуры позднего Средневековья.

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 3 в т.ч. с оценками: 2 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Мисс Ева [02.10.2012 22:59] Мисс Ева 5 5
Интересная статья. Узнала для себя много нового. Спасибо))

Леди Игрэйн [04.10.2012 21:03] Леди Игрэйн 5 5
Конти, спасибо что открыла глаза на многое, в том числе, я слышала о пасторалях, но к своему стыду не знала, что это как-то связано с природой)) вобще эпоха средневековья славится многими открытиями и являтся источником многих направлений в искусстве. Спасибо что открыла завесу на малую толику его. Кстати, читаю про канцону, почему-то в голову возникла сцена с Боярским и Тереховой "Собака на сене"- интересно они там писали канцоны или это только лишь мои измышления)) Хотелось бы услышать твое мнение. Спасибо за статью

La comtesse [05.10.2012 15:04] La comtesse
Леди Игрэйн писал(а):
Кстати, читаю про канцону, почему-то в голову возникла сцена с Боярским и Тереховой "Собака на сене"- интересно они там писали канцоны или это только лишь мои измышления)) Хотелось бы услышать твое мнение.


Конечно, те канцоны (кстати, по-итальянски - не знаю, что насчет испанского - кансона ведь тоже переводится как песня?)от личаются от средневековых, но мне песня из этого фильма "Любовь, зачем ты мучаешь меня" очень напоминает канцоны как таковые - там очень большое совпадение по тематике.
Спасибо, девочки!

Список статей в рубрике:
09.04.16 15:39  Профессия: Клоун   Комментариев: 3
28.04.13 16:07  О школьной форме замолвим слово...   Комментариев: 6
22.04.13 21:53  Старинная Япония   Комментариев: 6
16.09.12 01:58  Немного о куртуазности, трубадурах и средневековой лирике   Комментариев: 3
04.02.12 16:20  Уроки этикета   Комментариев: 12
Добавить статью | Королевство грез | Форум | Клуб | Журналы | Дамский Клуб LADY

Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение