«Несколько веков назад, под этими же самыми звездами дамы и трубадуры поднимались на галереи крепостных стен, окружавших замки, и там беседовали о любви». Так говорил главный герой серии романов Анн Голон «Анжелика» своей молодой жене, рассказывая о жизни далеких предков из Лангедока. Он имел полное право так сказать — именно Аквитания и Лангедок считаются колыбелью куртуазной культуры, прославляющей восхваление и почитание дамы своего сердца, выбранной в качестве идеала.
Куртуазная литература — литература придворная, что можно понять уже из названия (cour – двор, courtivis — вежливый, учтивый). К XII веку уже четко сформировалось сильное организованное рыцарское сословие, стремившееся к господству во всех сферах жизни. Отличавшиеся благородным происхождением и воспитанием, именно рыцари постепенно, помимо своего военного предназначения, стали носителями культуры. Поэтому куртуазная литература начала формироваться вокруг замков и крепостей, а героиней лирических посвящений трубадуров чаще всего становилась хозяйка этого замка, жена или же дочь феодала.
Ценнейшая заслуга лирики трубадуров в том, что в ней впервые был поставлен вопрос о самодостаточности любви как чувства. При этом любовь никогда не путалась с браком (учитывая и то, что в Средние века также часты были свадьбы по расчету и никакого отношения к чувствам не имели), поэтому слова, сказанные Фридрихом Энгельсом по отношению к куртуазной литературе, хоть и кажутся нам сегодня невозможными в рамках средневековой морали (несмотря на более свободные нравы юга Франции, куртуазная лирика тем не менее не имела исключительно светский характер, религиозное начало в ней было очень сильным и заметным), во многом правдивы: «Любовь устремилась на всех парусах к нарушению супружеской верности, и ее поэты воспевали это». И то, что часто, учитывая супружеский статус Прекрасной Дамы и обычно тут же различное социальное положение влюбленных, между ними возникало множество преград на пути их любви, только разжигало огонь страсти. И если в поэзии о неразделенной любви часто присутствуют сравнения возлюбленной с холодной луной, которая отворачивается равнодушно от столь любящего ее рыцаря, то в лирике о взаимной любви достаточно мощно выражено плотское начало, но «выражено столь тонко, что его нужно угадывать между строк». Любовь всегда торжествовала над сословными преградами, она облагораживала и возвышала влюбленных, даже если при этом жена изменяла собственному мужу.
* * *
Мне любовь дарит отраду,
Чтобы звонче пела я.
Я заботу и досаду
Прочь гоню, мои друзья.
И от всех наветов злых
Ненавистников моих
Становлюсь еще смелее —
Вдесятеро веселее!
Строит мне во всем преграду
Их лукавая семья, —
Добиваться с ними ладу
Не позволит честь моя!
Я сравню людей таких
С пеленою туч густых,
От которых день темнее, —
Я лукавить не умею.
Злобный ропот ваш не стих,
Но глушить мой смелый стих
Лишь напрасная затея:
О своей пою весне я!
(графиня Беатрис де Диа)
Кстати, частое заблуждение — считать авторами куртуазной лирики только мужчин: женщины знатного сословия, умные и образованные (а в просвещенной Аквитании таких женщин было немало — вспомним только знаменитую Элеонору Аквитанскую), тоже пробовали писать стихи, и довольно успешно. Графиня де Диа — одна из представительниц женского пола среди авторов канцон.
Канцона — один из самых распространенных жанров куртуазной лирики. Говоря сегодня о поэзии трубадуров, мы в первую очередь имеем в виду именно канцону, песню рыцаря своей возлюбленной даме, наполненную выражением своих чувств.
* * *
Боже, взвиться бы нежданно
Ласточкой летучей —
Да и к Донне утром рано.
Обгоняя тучи!
А она лежит, румяна,
Всех на свете лучше.
— Сжальтесь, Донна! В сердце рана.
Словно пламень жгучий!
Ах, как любовь страшна!
Коль Донна холодна,
То любовь напоена
Скорбью неминучей.
(Бернарт де Вентадор)
Канцона довольно часто завершалась посылкой прекрасной даме, в котором тот обращался к своему адресату, но называл его условным именем — сеньялем. Последнее было необходимо для того, чтобы случайно воспетая дама не оказалась скомпрометированной.
Но не только пламенные канцоны посвящали своим дамам влюбленные юноши и мужчины. Особую роль здесь можно отвести диалогическим жанрам, которые исполнялись двумя трубадурами. К таким жанрам относится, например, альба.
Альба (alba значит «рассвет») - рыцарь в сопровождении друга или оруженосца едет с вечера на тайное свидание с возлюбленной, женой другого. Проникнув в башню, где она спит, он блаженствует в ее объятиях, в то время как друг всю ночь сторожит коней. При первых лучах зари друг запевает «песнь рассвета», чтобы разбудить ею рыцаря и предотвратить его встречу с мужем дамы.
* * *
- Дорогая, в небесах
Рдеет свет на облаках!
Ах!
Страж кричит нетерпеливо:
- Живо
Уходите! Настает
Час рассвета!
(Ук де ла Баккалариа)
К диалогическим жанрам относится также пасторела или пасторель — разговор на лоне природы рыцаря со встретившейся и приглянувшейся ему пастушкой. Может заканчиваться уступчивостью юной девушки, очарованной словами ухаживания молодого рыцаря, и тогда он быстро забывает о ней после соблазнения, или же пастушка, бывает, дает ему отпор, а если рыцарь проявляет настойчивость, то тогда обращается за помощью к своему милому дружку или односельчанам. Те прибегают с вилами и дубинами, заставляя рыцаря позорно отступить.
* * *
Встретил пастушку вчера я,
Здесь, у ограды, блуждая,
Бойкая, хоть и простая
Мне повстречалась девица...
- Милочка, вы загляденье!
Полно же без сожаленья
Так над любовью глумиться!
- Дон! Нам велит Провиденье:
Глупым — ловить наслаждение,
Мудрым — к блаженству стремиться.
(Маркабрюн)
Одно из самых частых заблуждений современности — поэзия трубадуров и труверов была исключительно любовной поэзией. То далеко не так! Весьма распространены были строявшиеся по типу канцон сатирические или политические сервенты, обычно ярко полемические по своему характеру.
* * *
Мужики, что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!
Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, не обогретым!
(выпад против крестьян Бертрана де Борна)
Были распространены и тенсоны — диалог двух потов на какую-либо актуальную тему. Спорящие произносят реплики поочередно, давай высказаться своему сопернику и отвечая ему в стихотворной форме.
Лирика трубадуров развивалась примерно в течение полутораста лет — в XII—XIII веках. Классическим периодом их творчества является последняя четверть XII века, когда трубадуры находились в наиболее благоприятных условиях. Но прокатившаяся серия Крестовых походов, в том числе и Альбигойский поход, уничтожавший на корню целый пласт культуры южан, послужили причиной начала упадка куртуазного восприятия мира. Постепенно переосмысливается и понятие рыцаря, а спустя несколько веков и вообще рыцарство исчезает как сословие. И тем не менее, лирика трубадуров оказала несомненное влияние на дальнейшее развитие поэзии и культуры в целом:
1) Открыли сложный мир человеческих чувств и переживаний и внесли этот мир в свою лирику.
2) Создали и использовали целый арсенал художественных средств для передачи смысла и чувств.
3) Введи в стихотворчество понятие рифмы, стали ее повсеместно использовать.
Поэзия трубадуров до сих пор считается одним из самых ярчайших явлений культуры позднего Средневековья.