Золушка - западноевропейская сказка, наиболее известная по редакциям Шарля Перро и братьев Гримм. Это один из популярнейших сюжетов, который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира. Главным отличием сказки в интерпритации братьев Гримм то, что там нет никакой феи. Вместо нее Золушке помогает попасть на бал ветка орешника, которую Золушка посадила на могиле матери и каждый день поливала её слезами. И вот когда в очередной раз Золушка приходит на могилу матери и рассказывает об очередных ненастьях, птичка, что сидела на ветке орешника сбрасывала ей то, о чем в данный момент Золушка просила. Сказка имеет успех и сегодня. По мотивам сказки были выпущены многочисленные игровые и мультипликационные фильмы, как прямые адаптации, так и полные переосмысления использующие отдельные элементы сюжета. И так, мы плавно подошли к советской экранизации Золушки 1946 года. «Золушка» — советский художественный фильм-сказка, поставленный на Лениградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» в 1947 году режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро. Сценарий к фильму написал замечательный драматург Евгений Шварц по мотивам сказки Шарля Перро. Фильм восстановлен в 1967 г. на киностудии "Мосфильм". Цветная версия фильма создана в 2009 году (студия "Ленфильм-видео", фирма "Крупный план" и американская студия Legends Film) по заказу «Первого канала». До сих пор этот нежный и добрый фильм продолжает радовать и удивлять больших и маленьких. Фильм, который любят и не могут забыть уже три поколения россиян. Иные фильмы имеют свойство эстетически стариться и умирать, иные временно остаются непонятыми, чтобы выйти из забвения через годы и десятилетия. А "Золушка", как сказал один из ее авторов - сказочник и драматург Евгений Шварц, "живет себе да живет". В чем же причина этой удивительной жизнестойкости? 1946 год. Ленинград. Еще свежа в памяти блокада, бомбежки, еще не все вернулись с войны. Кругом разруха, голод и холод. И вот в это время, на киностудии "Ленфильм", где нет не то, что необходимого реквизита, но даже элементарной мебели, возникает идея создать волшебную сказку "Золушка". О рождении замысла одной из лучших советских киносказок Надежда Кошеверова рассказывала: «В сорок четвёртом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная... Я взглянула на неё и неожиданно предложила: „Яничка, вы должны сыграть Золушку...“ Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда Сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: „А кто напишет сценарий?“ И я, не задумываясь, выпалила: „Шварц“. Разумеется, никакой предварительной договорённости с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся и сочинил сценарий в сжатые сроки. 15 мая 1946 года Кошеверова уже получила первый вариант «Золушки». Сценарий писался специально для Жеймо». Шварцу удалось передать кротость и силу духа Золушки, он привнес в сказку добрую иронию. Король чуть что, сразу в сердцах снимает свой парик и корону со словами, которые стали крылатыми: "Всё, ухожу в монастырь". Добрая фея, подшучивает сама над собой, когда делится с Золушкой о том, как феи умеют менять свой облик. И даже в устах Золушки звучит ирония: "Ведь это вредно не ходить на бал, когда ты этого заслуживаешь". Хотя создатели фильма и планировали снять сказку на цветную киноленту, но в связи с нехваткой денежных средств, отказались от этой идеи и фильм вышел на экран черно-белым. Некоторые сцены были сняты в Риге, но в основном фильм снимался в павильонах "Ленфильма" На момент съёмок Янине Жеймо было 38 лет (на ее роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина Мария Мазун, но безуспешно), мать двоих детей, она была старше обеих "сестер" и утром не могла сниматься, потому что лицо "не такое". Очень следила за собой. Рано ложилась спать, чтобы хорошо выспаться, чтобы мешочков под глазами утром не было. Все костюмы были привезены из Берлинского театра. Много предметов, чтобы придать атмосферу дворца были принесены из дома самими актерами. Часть ксотюмов были позаимствованы в Мариинском театре, а часть пошита из тюлей, занавесок и штор. Только туфельки пришлось создавать с нуля и они делались специально для Янины Жеймо, у которой был 31 размер обуви. Они были сделаны из оргстекла и конечно ходить и тем более танцевать Янина не могла. Они одевались только тогда, когда нужно было войти в кадр, а дальше актриса танцевала и ходила в простых, но похожих на хрустальные туфельки. Превосходно воплотила образ мачехи незабываемая Фаина Раневская. Одна из актрис вспоминала: "С Раневской мне выпало счастье сниматься в картине "Золушка". Ее требовательность к себе не имела границ. Съежившись где-нибудь в углу, прячась от посторонних глаз, она часто сердито бормотала: "Не получается... Нет, не получается! Не могу схватить, не знаю, за что ухватиться..." Во время съемок Фаина Георгиевна очень похудела и, гримируясь, безжалостно обращалась со своим лицом. Подтягивала нос при помощи кусочков газа и лака, запихивала за щеки комочки ваты. Все это было неудобно, мешало... "Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли", - говорила она." / Из книги Алексея Щеглова "Фаина Раневская. Вся жизнь". 2007./ По своей привычке, она активно вмешивалась в процесс съемок, изобретая фразы, жесты, аксессуары, способные, по ее мнению, лучше показать ее героиню, усилить ее восприятие зрителями. В своем дневнике она писала: "В сцене, где готовилась к балу, примеряла разные перья - это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой". Раневская не хотела и не могла делать мачеху из «сказки». Этюдно она сымпровизировала и знаменитую сцену, как обычно добавив в неё свой текст. «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде!» И с улыбкой добавила: «Ну ничего, я поссорюсь с соседями, это я умею... Солдаты! Во дворец, за королевской тёщей, босиком, шагом марш!» и решила дополнить песней и бодро заорала: «Эх ты, ворон, эх ты, ворон, пташечка! Канареечка жалобно поет!» Надежда Кошеверова вырезала этот эпизод, а Раневская страшно обиделась: «Можно подумать, что мне часто приходилось петь в кино!» Алексей Консовский стал самым лучшим принцем на экране, в которого были влюблены почти все девушки Советского Союза, а ведь ему на момент съёмок было 35 лет. Он был женат на актрисе Вере Алтайской, сыгравшей Мачеху в «Морозко», Тетушку-Непогодушку в «Марье-искуснице», старушку-веселушку в сказке «Варвара-краса, длинная коса». Принц-мальчик, легкий и пластичный. Восседая на подобающем ему месте, он незаметно пускает в придворных бумажные птички и дрыгает ногами от удовольствия произведенным эффектом. Он безукоризненно сыграл эту роль наивного и влюбленного принца. Игравший родного отца Золушки Василий Меркурьев всего на пять лет старше Жеймо. Невозможно представить себе советское кино 40-50-х годов без этого актера. А фею вы узнали? Варвара Мясникова, пулеметчица Анка из "Чапаева". Самая красивая фея мирового кино! Игорь Клименков- паж из любимой "Золушки". На момент съёмок ему было 12 лет. Все помнят его вот таким вот улыбчивым, добрым мальчиком, какой смотрит на нас с фотографии. "Юный волшебник" впоследствии создал свой кукольный театр марионеток в Крыму.
Короля в фильме играет Эраст Гарин. Многим зрителям запомнились его слова: "Ухожу! Ухожу в монастырь!" И через пару минут: "Ну, так и быть. Остаюсь на троне... Подайте мне корону!" Король в исполнении Эраста Гарина и его охрана послужили прототипами для персонажей «Бременских музыкантов». Впечатляет монолог короля в конце фильма: "Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым". Как здраво на все времена звучат эти слова! В апреле 1947 года съёмки были закончены, а уже 16 мая «Золушка» вышла на экраны страны. Фильм подкупал удивительной, по-детски доверительной интонацией, целомудрием и простотой. «Золушка» имела успех во многих странах Европы и Азии. Повсюду отмечалась своеобразная трактовка сюжета и талант исполнительницы главной роли. Для русского зрителя Золушка – это, прежде всего, крохотная Янина Жеймо с широко распахнутыми глазами, которая, однажды поразив с экрана детскую душу, поселяется в ней уже навсегда. Кто же забудет мачеху – несравненную Фаину Раневскую с ее сакраментальным: «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде!» или искреннего мальчика-пажа: «Я не волшебник, я только учусь, но позвольте вам сказать, что дружба помогает нам делать настоящие чудеса!» или песенку про жука, в исполнении Золушки.
В 1978 году на советские экраны вышел мультфильм Золушка, который моментально завоевал сердца детей и взрослых. Этот мультфильм вошел в золотой фонд советской мультипликаци. И есть за что. Хотя в 17 минут уложилась вся известная история о Золушке, но фильм приковывает внимание зрителей и не позволяет оторваться от экрана. Двадцать минут таинства и волшебства. В 1979 году за воплощение этой сказки на студии «Союзмультфильм» берется маститый режиссер Иван Аксенчук, фронтовик, один из первых послевоенных мультипликаторов, автор нескольких десятков картин. Его Золушка прозрачна и нежна, похожа на ожившую акварель. Это ощущение усиливает нежная музыка Игоря Цветкова и неземной голос Золушки – Татьяны Шабельниковой (она же Забава в «Летучем корабле» и «Синеглазка» в одноименном мультфильме). Получился даже не мультфильм, - музыкальная история, на которой выросли, как минимум, два поколения маленьких зрителей. Мы парили вместе с Золушкой и Принцем в облаках, прыгали с одной звезды на другую, учились мечтать. Аксенчук придал Золушке новые краски и вдохнул в неё новую жизнь. В том же году режиссер получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. А мы все – новую сказку и песню-мечту. Где мы жили, как мы жили, Для меня лично, этот мультфильм что-то необыкновенное. Я буквально зачарована этим мультиком. Божественная музыка с красивыми Золушкой и принцем и волшебство рождается на глазах. Разве это не магия, когда все твое существо приковано к экрану на эти несколько минут, когда слушаешь музыку и впитываешь каждый звук и действо персонажей. Этот мультик из моего далекого детства, но он и сейчас на меня так действует. Спасибо создателям этого фильма и низкий поклон за то, что вызывает во мне он.
И вот наконец, очередь дошла до моего нежно любимого фильма, который пересматриваю его с периодичностью, каждые полгода - "Три орешка для Золушки". Меня завораживает все в этом фильме и Золушка, и принц, и король с королевой, и бескрайние белоснежные просторы, и удивительная музыка вкупе с красивым голосом Карела Готта, и Розарка с Юрашеком.. Разве все это может оставить равнодушным. Фильм снимался в 1972 году на чехословацкой киностудии «Баррандов» и немецкой киностудии «Бабельсберг». Натурные съемки проходили в живописном месте Шумава, находящейся в западной части Чехии на границе с Баварией. Резиденцию короля снимали в известном немецком замке Морицбург, дом мачехи — в небольшом замке чешского населенного пункта Швихов (vihov) в районе Пльзеня. В основу была положена сказка Братьев Гримм, в адаптации Божены Немцовой — «Три сестры», отличающаяся от версии Шарля Перро тем, что у братьев Гримм Золушка обретает своё счастье не с участием феи-крёстной (как у Перро), а при помощи волшебного орешника (в фильме трёх волшебных орешков).
Во многих странах Европы, например в Чехии, Германии и Норвегии эту сказку каждый год, уже более 30 лет, традиционно показывают по телевидению на Рождество. В Чехии был признан лучшим сказочным фильмом двадцатого века. Во время съемок фильма ни один зверь не пострадал. «Убитая» лиса осталась здоровой и невредимой. В конце 2010 года фильм был полностью отреставрирован — был произведён рескан плёнки, устранение дефектов (царапин), осуществлён перевод в формат Full HD, обновлено качество звука. После реставрации фильм был выпущен на Blu-ray Disc Золушка своей добротой и лаской, мальчишеским озорством и неподкупной любовью к животным, своим живым характером и трудолюбием покоряет с первых минут не только принца, но и зрителя. Эта Золушка немного отличается от всех других экранизированных Золушек. Она умеет ездить на коне и метко стрелять из арбалета. Но она, как и все остальные Золушки верит в чудо! И чудо придет к ней, в виде красавчика-принца, который не желает учиться и жениться. Охота и гулянки с друзьями - вот все, что заботит молодого человека. В этом фильме Принц наиболее реалистичный что ли. Но Золушка его побеждает по всем фронтам, даже там, где казалось бы, мужчина должен быть впереди, он уступает Золушке. Но несмотря на все это принц не отталкивает, а наоборот притягивает внимание. Признаться в детстве я была влюблена в него. А как было не влюбиться в эти смешливые карие глаза, в стройную фигуру, особенно в этих белых лосинах, что щеголял на балу, а его постоянные стычки с отцом чего стоили. Как мне нравились эти перепалки! И хотя в нем нет такого же благородства и романтизма, как в принце из советской Золушки, но он внушает доверие. Замок Морицбург (Schloss Moritzburg) — загородная резиденция саксонских курфюрстов дома Веттинов, расположенная в городе Морицбург, в 14 км от Дрездена. Здесь проходили съёмки фильма
Самая прекрасная принцесса мирового кинематографа: Либуше Шафранкова родилась в 1953 году в городе Брно.
Первый успех пришел после фильма «Бабушка», по роману известной чешской писательницы Божены Немцовой. Фильм снял Антонин Москалык. А Либуше сыграла в нем роль самой писательницы в детском возрасте. Фильм очень понравился зрителям, а Либуше Шафранкова сразу всем запомнилась. У Любуши есть младшая сестра Мирослава Шафранкова.Они вместе снимались в сказке "Русалочка"
Актрисе исполнилось 19 лет, когда она снялась в главной роли этой замечательной киносказки. На Либуше обрушилась всенародная любовь и до сих пор Шафранкова — самая яркая звезда чешского кинематографа и одна из лучших (если не лучшая) принцесс мирового кинопроизводства. Режиссер Вацлав Ворличек также вспоминает о работе над фильмом: «Либуше Шафранкова — прекрасная наездница. Она очень хорошо держалась в седле и во всех сценах с конем Юрашеком снималась сама. Лишь в одном эпизоде, где в лесу Юрашек перескакивает через поваленное дерево, актрису подменили каскадером, так как побоялись рисковать здоровьем главной героини. В отличие от Либуше Павел Травничек и его „дружки“ по фильму В.Яндак и Я.Дрбоглав совсем не имели представления о работе с лошадьми и умении держаться в седле. Но благодаря собственной самоотверженности с успехом овладели всеми премудростями наездников» Павел Травничек Родился 26 октября 1950 в городе Кошице, Чехословакия. Благодаря необыкновенной популярности фильма и романтической внешности Травничек сыграл еще несколько подобных ролей в сказках. Тандем актеров Либуше Шафранкова—Павел Травничек настолько полюбился зрителям, что они еще раз сыграли вместе принца и принцессу. Большим успехом стала совместная кинолента «Третий принц». Актер ведет большую общественную деятельность, часто бывает на светских мероприятиях и охотно идет на контакт с поклонниками. Он неоднократно приглашался и присутствовал в замке Морицбург, где снималась сказка "Три орешка для Золушки" и проходят фестивали в честь знаменитого фильма. Травничек большой романтик и оптимист по жизни. На вопрос журналистов о романтизме Павел отвечал: "Романтика - это отличная установка по жизни. В жизни интересно постоянно чего-то хотеть, не останавливаться на достигнутом". Ну вот и все. Всему хорошему когда-нибудь приходит конец. И этой сказке тоже. Грустно прощаться с полюбившимися героями, но самое главное с нами надолго остается волшебство и магия, ощущение чуда. Разве не поэтому мы смотрим эти сказки? Надеюсь, я вас не сильно утомила своим длинным рассказом о трех шедеврах кинематографа, но я не могла пройти мимо ни одного из них.
|