Любовь и честь как семейные ценности
Изучая эмоциональные аспекты семейных взаимоотношений в русской дворянской среде XIX века, можно увидеть, что такая общечеловеческая ценность как любовь, а так же понятие о чести, присутствуют в отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами вопреки сложившейся патриархальной традиции. Хочется отметить, что патриархальный семейный строй хоть и подразумевал иерархию в отношениях, отнюдь не отличался суровым деспотизмом и холодностью. Многие дворянские семьи строились на любви и взаимопонимании. Просто любовь имела разные формы в семейном представлении. Одними она воспринималась как проявление заботы друг о друге, другими как сердечное, либо страстное влечение, а иногда и просто дружеское чувство. Отношение к дружбе в семье было очень серьезным.
Уважающий себя дворянин должен был иметь круг приличных друзей, и помимо этого, участвовать в формировании круга друзей своей семьи. В вопросах дружбы родительское слово играло ключевую роль и, если юноша мог обойти его, находясь на службе или учебе, за пределами отчего дома, то девушка, находящаяся под постоянным присмотром, в вопросах дружбы полностью зависела от родительской воли. Супруга имела относительную свободу в отношениях с друзьями, но опять же, круг ее знакомых должен был быть одобрен супругом.
С середины XIX века, благодаря новым идейным течениям, взгляды на любовь и дружбу у нового поколения дворян, несколько изменились. В отношениях появилась свобода выбора и свобода чувств, на которую родители теперь уже не влияли[1].
Проблематика изучения эмоционального фона внутрисемейных отношений в контексте истории социального развития дворянского сословия на протяжении XIX века, сопряжена с постановкой ряда важных вопросов.
Как прививались представления об отношениях в семье? Почему так высоко ценилась фамильная честь, состоявшая из совокупности репутаций всех членов семьи?
Не секрет, что дворянская ментальность формировалась благодаря строго регламентированному образу жизни. Поэтому отношения и чувства, каким либо образом отходящие от общепринятых норм, в светском обществе не поощрялись.
Интересно, что большинство мемуаров содержат довольно сдержанное описание чувств. Но факт того, что чувства эти все же присутствуют, неоспоримо доказывает - дворянская семья в своих отношениях руководствовалась и эмоциональными мотивами.
Довольно часто любовь как лейтмотив для вступления в брак, характерна для мужчины, а для женщины таковым является уважение к будущему супругу и воля родных.
А.Я. Бутковская пишет в воспоминаниях о своем супруге и развитии их предсвадебных отношений:
«Н.Я. Бутковский был, бесспорно, умный человек и приятный собеседник, он нравился моим родным и, не смотря на свои сорок лет, мог понравиться всякой девушке...
Он заинтересовался мною и, желая завязать покороче знакомство с ученой дикаркой, свел разговор на любимую мною тему...
...разговор вышел самый оживленный...
Этот пролог, однако, скоро привел нас к дружбе, а затем и к сватовству»[2]
М.Ф. Каменская пишет о том, что будущий муж также через дружеские беседы завоевал ее сердце. Однако, помимо супруга, у нее были чувства к его другу, с которым судьбе неугодно было их соединить: «И хоть я всю жизнь мою сохранила теплое чувство к Нестору Васильевичу, но уже главное место в сердце моем занял Каменский»[3]
В дворянской среде первой половины XIXвека господствовало два взгляда на любовь. Любовь – добродетель и любовь - чувство. Представления о любви идеальной во многом черпались из книг того времени.[4]
Литература показывала красивую платоническую любовь, тайные свидания, пылкие признания, мечты о совместном будущем. «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, «Евгений Онегин», «Дубровский» А.С. Пушкина, «Ася» И.С.Тургенева и многие другие произведения рисуют образ жертвенной любви, любви бескорыстной, но наталкивающийся на преграды в виде сословных условностей и от того гибнущей.
Дворянское общество не отрицало любовь, а, наоборот, восхищалось этим чувством, но как неким абстрактным, идеализированным явлением.
А.Х. Бенкендорф в своих воспоминаниях пишет о том счастье, которое ему даровала взаимная любовь с супругой, и что доверие, поддержка в их отношениях есть наивысшая ценность семьи.[5]
Дворянин и известный публицист А.И. Кошелев в своих записках, так описывал отношения и разрыв с Александрой Осиповной Россет (Смирнова-Россет):
«На вечерах у Е.А.Карамзиной познакомился я с девицею Россет и страстно в нее влюбился. Мы виделись с нею почти ежедневно, переписывались и наконец, почти решились соединиться браком. Меня тревожила ее привязанность к большому свету, и я решился написать к ней с изъяснением страстной моей к ней любви, но и с изложением моих предположений насчет будущего. Я все изложил откровенно; и она ответила мне точно так же; и наши отношения разом и навсегда были порваны. Несколько дней после того я был совершенно неспособен ни к каким занятиям; ходил по улицам как сумасшедший, и болезнь печени, прежде меня мучившая, усилилась до того, что я слег в постель»[6]
Хотелось бы отметить, что для первой половины XIX века мужские мемуары гораздо насыщеннее описанием чувств, нежели женские.
Любви как таковой в семье не учили, о том, как «правильно» себя вести и выражать свои чувства заботилась воспитательная наука. Любовь вытекала из уважения, либо виделась в самопожертвовании и заботе.
Именно в заботе выражалась любовь между родителями и детьми. О любви говорить детям, было не принято. Родительская любовь выражалась в их поступках, направленных на обеспечение достойного будущего их детей.
М.С. Николева в своих воспоминаниях пишет о том, что родители заботились о ее чести и благосостоянии, не баловали ее, но и не давили. Общались душевно, но не без уважения.[7]
М.Ф. Каменская в своих воспоминаниях описывает, с какой любовью и добротой относился к ней отец после смерти маменьки и старшей дочери. Он посвятил себя ей, не женился, часто гулял с ней и выделял вечера для общения, заботился о ее выходе в свет и даже не стал неволить ее с замужеством, желая ей лишь счастья.[8]
Не все родители, однако, понимали значение слова «забота».
А.П. Керн в своих воспоминаниях писала об ужасном «самодурстве» отца, который обращался с ней, словно с вещью, постоянно наказывал и проявлял недовольство.[9]
М.С. Николева так же писала о том, как некая вдова по фамилии Кутузова, невзлюбила одну из собственных дочерей, всячески это демонстрируя (переселила девочку жить в переднюю, к слугам).[10]
Можно прийти к выводу, что понимание любви в дворянской семье первой половины XIX века, а так же проявление этой любви, зависело от родительского мировоззрения, от личных качеств каждого из членов семьи и атмосферы, царящей внутри домашнего пространства. Любовь, сообщенная родителями детям, привносилась теми в созданные ими семьи.
По оттенкам и смыслам, любовь в дворянском понимании разделялась на женскую, материнскую, мужскую и отцовскую. Женская любовь подразумевала под собой жертвенность во имя интересов будущей семьи, материнская – жертвенность во имя интересов детей. Именно женская любовь несет заботу о семье. Мужская любовь подразумевает под собой чувство. Мужчина может позволить себе брак по любви, может позволить себе сердечные мечтания, страстные ухаживания и романтические подвиги во имя дамы сердца. Отцовская любовь строится и на чувстве сердечном и на чувстве долга. Отличие от женской любви состояло в том, что в своих чувствах мужчина сам себе хозяин.
Во второй половине XIXвека ситуация меняется. Теперь и женщина может быть хозяйкой своих чувств.
На портале интернет сайта Самарского литературного музея, в 2014 году открылась виртуальная выставка «Неугомонное сердце: Кровь и любовь в письмах одного дворянского семейства»[11], в которой рассказана история
любви матери писателя Алексея Толстого - Александры Леонтьевны и мелкопоместного дворянина Алексея Аполлоновича Бострома.
Известно, что после 8 лет брака с графом Николаем Александровичем Толстым и рождения 4 детей, Александра Леонтьевна принимает решение оставить семью и начать новую жизнь с человеком, который близок ей по духу и стремлениям[12].
Ее законный супруг – граф Толстой, любил ее, но не понимал ее интересов и, жил в соответствии с кодексом чести дворянина. На лицо типичный патриархальный брак, в котором Александра Леонтьевна была несчастна.
А.А. Бостром относился к типу «нового человека»: либерал, увлеченный идеями социального переустройства, прогрессивного ведения хозяйства, земской деятельностью.[13]
Именно с ним Александра Леонтьевна хочет построить семью, основанную не только на любви, но и на совместном труде на благо общества, семью, которая могла бы стать примером отношений нового типа.[14]
Но окончательное решение пожертвовать детьми, общественным положением, уважением родственников и друзей, ради настоящей любви и подлинного женского счастья, было принято после двух лет метаний, нелегких размышлений, попыток идти на компромиссы.[15]
Историю Александры Леонтьевны можно охарактеризовать как символ эпохи, когда женщина и ее чувства выходят на первый план, по сравнению с традициями. Жертвенность в женской любви присутствует, но теперь она жертвует ни личным счастьем ради сословных предписаний, а честью и положением в обществе, ради личного счастья.
Желание счастья себе, своим детям и близким – характерная черта семейных отношений второй половины XIX века, отличающая новое дворянское поколение. Любовь становится более открытым чувством в семье.
Если любовь как семейная ценность претерпела изменения в мировоззрении общества, то дворянская честь – как семейное достояние оставалась наивысшей сословной добродетелью вплоть до крушения Российской империи.
Дворянская честь - это индивидуальные или официальные взгляды дворян на свой служебный и общественный долг, на свое положение в государстве и на социальной лестнице, на незыблемость своих привилегий и прав.
Честь - комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.[16]
Словарь В. И. Даля, определяет честь как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое»[17].
Долгом любого дворянина было не только сохранить свою честь и честь семьи, но и защитить ее в случае посягательств извне. Отсюда появляется институт дуэли в дворянской среде.
Интересно, что дуэли в первой половине XIX века были запрещены законом, но, как и в брачном законодательстве, дворяне решительно этот запрет обходили.
Русский дворянин жил и действовал под влиянием двух противоположных регуляторов общественного поведения. Как подданный государя, он подчинялся законам, но как человек дворянского сословия, которое одновременно было и социально господствующей корпорацией, и культурной элитой, он подчинялся законам чести.
Что включала в себя честь? Прежде всего, репутацию - создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо, господствующее в обществе. Запятнать свою репутацию для представителя дворянства означало нарушить моральные устои, установленные своим сословием, выставить на всеобщее обозрение свои недостатки и аморальное поведение.[18]
Однако репутации могли угрожать и извне. Сплетни, слухи, оскорбления, обман, дружба с ненадлежащими людьми, неприличные намеки и ухаживания в любовной сфере, заигрывания и флирт с людьми, состоящими в браке, все это бросало тень на доброе имя дворянина. Причем, ни того, кто является зачинщиком, а того, против чьего имени направлен злой умысел[19]. Очиститься в глазах общества, можно было только лишь при помощи честного поединка, т.е. дуэли, с обидчиком.
Дуэль была условием для постоянного поддержания чувства чести в дворянстве, позволяла дворянину ощутить свою честь, проявить себя как личность, продемонстрировать свое благородство, смелость, свои умения и т.д.
Институт дуэли поддерживал у дворян чувство ответственности за собственные поступки и вместе с тем, служил напоминанием дворянам о конечности их карьеры, семейного счастья и жизни; вместе с парой дуэльных пистолетов дворянин готовил письма к близким и завещание.[20]
Разобрав понятие дворянской чести и дуэли, можно перейти к рассмотрению чести семейной.
Семейная честь являла собой общее представление о благородном дворянском семействе в обществе, которое формировалось на основе поведения членов семьи, а также, основываясь на их заслугах перед отечеством. Можно добавить, что семейная честь это и представления, сформировавшиеся у членов семьи о своем роде и фамилии.
Неуважение к семье, родовому клану, любому его члену расценивалась как личное оскорбление. Особенно остро, естественно воспринималась обида, нанесенная родственнику, который сам не мог потребовать удовлетворения, - покойному предку, старику, ребенку, женщине.[21]
Честь незамужней женщины защищалась ее братьями, отцом или женихом.
Настоящая драма разразилась между дворянскими семьями Новосельцевых и Черновых в 1824 году. Ее описывает в «Рассказах бабушки» Е.П. Янькова:
«Сын Новосельцевой, по имени Владимир, был прекрасный молодой человек, которого мать любила и лелеяла...
Познакомился он с какими-то Черновыми (будучи на службе в Петербурге). У этих Черновых была дочь, особенно хороша собою, и молодому человеку очень приглянулась; он завлекся, и, должно быть, зашел так далеко, что должен был обещать на ней жениться...
Стал он просить благословения у матери, та и слышать не хочет...
Молодой человек возвратился в Петербург, объявил брату Черновой что мать не дает согласия. Чернов вызвал его на дуэль...
На самом деле, оба участника дуэли нанесли друг другу смертельные ранения.[23]
Следует заметить, что подобные истории были редкими. Отказ от женитьбы наносил урон семейной чести, но не столь угрожающий, чтобы драться из-за этого на дуэли.
Гораздо чаще дуэли возникали для того, чтобы защитить честь супруги, так как любые отношения мужчины с замужней женщиной, выходившие за рамки приличия, потенциально представляли угрозу для ее чести и чести мужа. К угрозе могли отнести как неловко сказанную фразу, легкий флирт, так и попытки уединиться с дамой, увезти ее, компрометировать письмами и подарками, оскорблять ее, разглашая интимные тайны, либо распуская пикантные сплетни. Причем, если сплетни распускает дама, то ответственность за это будет нести ее супруг.[24]
В этом состояла еще одна особенность семейной чести - ответственность членов семьи за поведение друг друга.
В том случае, если причиной дуэли становилась доказанная супружеская неверность жены, оскорбителем считался любовник жены, его и надлежало вызвать. В случае неверности мужа за честь жены мог вступиться любой из её ближайших родственников.
Однако в дуэльных кодексах содержался прямой запрет вызывать на дуэль близких родственников, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Двоюродный брат уже мог быть вызван. Также категорически запрещались дуэли между кредитором и должником[25].
В центре дуэльной жизни всегда были бретеры. Это скандалисты, забияки, цель которых была спровоцировать дуэли. В России, где на протяжении почти двух веков царил культ поединков, но не было дуэльного кодекса, бретеры считались носителями этих норм поведения[26].
Бретерами слыли известные личности А. Якубович, К.Рылеев, А. Бестужев, граф Ф. Толстой (Американец), князь Ф. Гагарин. Черты «бретерного» поведения, несомненно, заметны в некоторых дуэльных историях А. Пушкина.
Среди гвардейской молодежи Михаил Лунин считался одним из самых отчаянных бретеров и опасных дуэлянтов. Он беспрерывно «школьничал», дразнил начальство, дерзил императору и цесаревичу, вызывался драться с ними на дуэли за честь своего полка[27].
Бретеры негласно считались серьезной угрозой семейной чести.
Во второй половине XIX века дуэльная практика пошла на спад. Защита семейной добродетели по-прежнему находилась в руках мужчин, но нравы больше не требовали кровавого поединка, за оскорбление семейной чести, ограничиваясь лишь общественным осуждением.[28] Однако в случае с А. Л. Толстой дело могло окончиться трагически:
«Через месяц Толстой (граф Н.А., законный супруг) приехал в Николаевск и передал Бострому (любовнику жены) вызов на дуэль, от которой тот отказался. 20 августа (1 сентября) 1882 г. на станции Безенчук, Толстой, ехавший в поезде Самара-Санкт-Петербург, увидел, как его жена и Бостром садятся в поезд. Он нашёл их в купе 2 класса и выстрелил в соперника, ранив его»[29]
После этого случая брак супругов, был официально расторгнут. Каждый из них получил возможность соединить свои судьбы с более подходящими им людьми. Николай Александрович в 1888 году женился на вдове штабс-ротмистра, Вере Львовне Городецкой, а Александра Леонтьевна воссоединилась со своим возлюбленным А.А.Бостромом.
Помимо института дуэли, щепетильный характер носило отношение семьи к тем своим родственникам, которые запятнали фамильную честь в ситуации, не подразумевающей дуэльного разбирательства. Например – участие в заговоре, ссылка, лишение дворянского достоинства и т.п.
Для подобных случаев существовал обычай «отреченья» родных и общества от человека, опозорившего свою семью и свое сословие.
« ...следуя за своими мужьями (речь идет о женах декабристов) и продолжая супружескую с ними связь, они естественно сделаются причастными к их судьбе и потеряют прежнее звание, то есть будут уже признаваемы не иначе, как женами ссыльно-каторжных...»[30]
Не редко описывают в своих воспоминаниях дворяне случаи, когда родители отрекались от детей, пошедших против их воли, лишали их наследства.
И.В.Кретчмер, чья мать вышла замуж против родительской воли, и тем самым навлекла на себя гнев семьи, долгие годы не могла вернуться к родителям, упорно отвергавшим ее письма с просьбой о прощении.[31]
Оставшись без мужа (тот умер вскоре после женитьбы), с маленьким ребенком на руках, она едва сводила концы с концами.
На протяжении XIX века семейная честь свято оберегалась. Отвергнутые семьей и обществом, пребывали в плачевном положении, особенно женщины.
Знаменитая «Анна Каренина» Л.Н. Толстого как нельзя лучше рисует картину понятий о семейной чести второй половины XIX века.
Анна Аркадьевна своим уходом от мужа к молодому любовнику, подрывает не только свою честь, но и честь семьи. Разумеется, строгий, воспитанный в лучших дворянских традициях супруг, не только ей этого не прощает, но и не соглашается отдать сына, даже не соглашается на развод. Светское общество перестает принимать Анну, и прежняя, насыщенная жизнь, пусть и без любви, канет в прошлое, а в настоящем останется суровая реальность.
Дворяне, в особенности женщины-дворянки, опорочившие честь семьи, или не сумевшие найти в жизни счастье, либо боролись за свое положение в этом мире до конца, либо погибали.
Журнал «Гражданин» за 1874 год опубликовал неутешительные истории о дворянах, лишивших себя жизни:
«Началась эпидемия самоубийств, и самое страшное - не только среди дворян и интеллигенции; стрелялись, топились и вешались купцы, крестьяне, рабочие. Это особенно тревожило.
8 апреля 1874 годя стало известно, что покончил самоубийством камер-паж пажеского корпуса. Он вел буйный образ жизни, кутил, и его из корпуса исключили. Отец прислал ему из Москвы «сердитое письмо», после этого юноша застрелился. В Тифлисе покончила самоубийством дочь полковника, богатая, образованная, любимица семьи. В Шавлях умертвила себя любимая жена заседателя Тельшевской полиции. В Петербурге девушка покончила самоубийством от безнадежной любви к человеку, с которым не была даже знакома»[32]
Не менее трагичны истории, описанные в журнале «Голос», так же за 1874 год:
« 1 октября застрелился какой-то поручик, по фамилии Моровой, сорока лет. Осталась записка: причина моей смерти — азартная игра...
10-го октября, вечером, был найден повесившимся в своей комнате сын тайного советника Сергей Фанстель 15 лет...
Отставной унтер-офицер Васильев женился на вдове, у которой была дочь шестнадцати лет. Он влюбился в падчерицу, но та не ответила ему взаимностью. В ночь на 11 октября Васильев выстрелил в нее из револьвера и сам застрелился»[33]
Боязнь быть отвергнутым, неважно кем, обществом, родными, возлюбленными – одна из самых навязчивых фобий у дворян. Оттого, семейные ценности были тщательно регламентированы, а семейная честь яростно оберегалась. Дворянское сословие редко прощало предательство своих интересов и норм, поэтому дворянская семья выступала гарантом «приличного поведения» всех своих членов, от мала, до велика.
Можно сделать вывод, о том, что чувства в дворянском сословии играли далеко не главную роль. На первом месте всегда оставались долг и честь. В этом дворяне видели особенность своего сословия.
Мельчайшие детали безупречного поведения и правильных мыслей, прививались дворянам с самого детства и по традиции, родители и многочисленный штат гувернеров, нянек, учителей, должны были зорко за этим следить.
[1] Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. Сб. статей / Под ред. Яна Плампера, Шаммы Шахадат и Марка Эли. М, 2010 - С.245
[3] Каменская М.Ф. Воспоминания М.Ф. Каменской // Исторический вестник, 1894. - Т. 58. – № 10. – С. 56
[4] Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций. Сб. статей / Под ред. Яна Плампера, Шаммы Шахадат и Марка Эли. М, 2010 - С.264
[7] Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. – Кн. 3. – Вып. 9. – С. 107-120
[8] Каменская М.Ф. Воспоминания М.Ф. Каменской // Исторический вестник, 1894. - Т. 58. – № 10. – С. 37-56.
[9] Керн А.П. Воспоминания Анны Петровны Керн. Три встречи с императором Александром Павловичем. 1817-1820 гг. // Русская старина, 1870. - Т. 1. – Изд. 3-е. – Спб., 1875 – С. 230-233.
[10] Николева М.С. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой // Русский архив, 1893. – Кн. 3. – Вып. 9. – С. 115-118
[11] Самарский литературный музей. Виртуальная выставка «Неугомонное сердце: Кровь и любовь в письмах одного дворянского семейства. Дата публикации 04.02.2014 [электронный ресурс]: http://www.samlitmus.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=443&Itemid=435
[13] Самарский литературный музей. Виртуальная выставка «Неугомонное сердце: Кровь и любовь в письмах одного дворянского семейства. Дата публикации 04.02.2014 [электронный ресурс]: http://www.samlitmus.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=443&Itemid=435
[17] Сл. Даля 1880, 1.//интернет портал словарей [электронный ресурс]: http://www.gramota.ru/slovari/online/
[22] Янькова Е. П. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные её внуком Д. Благово. М, 2011 – С.314
[23] Ловатов С.А. Русские дуэлянты: Документы, свидетельства очевидцев, исповеди, судьбы М,2003 – С. 137
[27] Ловатов С.А. Русские дуэлянты: Документы, свидетельства очевидцев, исповеди, судьбы М,2003 – С. 216
[30] Из предписания иркутскому гражданскому губернатору// Жены декабристов [электронный ресурс]: http://www.rosimperija.info/post/731
[31] Кретчмер М.А. Воспоминания М.А. Кретчмера // Исторический вестник, 1888. – Т. 31. - № 3. – С. 633-635