Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Любовь моя – ШотландияСоздан: 18.02.2013Статей: 94Автор: AllegraПодписатьсяw

История и легенды Норвегии. Петер Арбо

Обновлено: 10.02.16 18:51 Убрать стили оформления

 

 

 

Автопортрет

Петер Николай Арбо (норв. Peter Nicolai Arbo; 18 июня 1831 – 14 октября 1892) – норвежский художник, в основном известный своими работами на темы скандинавской мифологии.

Будущий художник вырос в усадьбе Гюльскуген около реки Драмменсэльва (ныне это – район г. Драммена). Его отец, Кристиан Фредерик Арбо, был директором народной школы. Предки Арбо по отцовской линии происходили из Дании, а фамилия предположительно пошла от названия местечка Arоbo.

Художественное образование Арбо сперва получил в Копенгагене, где учился в Helsteds Tegneskole в 1851-52 гг. В 1852 году он отправился в Дюссельдорф, где поступил в Академию искусств. Его учителями были Кард Фердинад Зон, специализировавшийся на изображении человеческих фигур, и Эмиль Хюнтен, известный батальный живописец и анималист. Также в Дюссельдорфе Арбо брал частные уроки у К.Менгельберга, работавшего в жанре исторического полотна. Художник поддерживал контакт с известными земляками и коллегами Хансом Гюде и Адольфом Тидеманном, также преподававшим в дюссельдорфской Академии.

В 1861 году Арбо возвращается в Норвегию. Год спустя вместе с Гюде и Фредериком Коллеттом он отправился в учебную поездку по родной стране. В 1863 году Арбо создаёт первую версию «Табуна лошадей на горе» – мотив, который он впоследствии неоднократно использовал и перерабатывал. С 1863 по 1871 год он жил в основном в Париже. В 1882 году он женился на Элизе Томас (1854-1921).

Ещё в конце 1850-х гг. Арбо начал работать как иллюстратор. В результате сотрудничества с издателем Кристианом Тёнсбергом рождается «Альбом из Аксваллы». Исторической основой для создания альбома послужили крупные военные учения шведско-норвежских войск в 1858 году. В книгу вошли 10 литографий с сопровождающим текстом.

В 1860 году выходит книга «Картины норвежской истории», созданная на основе монументального труда Петера Андреаса Мунка «История норвежского народа». В силу материальных затруднений, издание получилось более сокращённым, чем первоначально планировал Тёнсберг. В результате оно вышло в виде брошюры, в которую вошли три иллюстрации Арбо, посвящённые средневековой истории.

В 1879 году вышло новое издание «Норвежских народных и волшебных сказок», в которое вошли иллюстрации Ханса Гюде, Адольфа Тидеманна, Отто Синдинга, Эрика Вереншёлля и две иллюстрации Арбо, одна из которых посвящена Перу Гюнту. В последующее издание (1939 года) были включены ещё несколько рисунков Арбо. Также он иллюстрировал научно-популярную историю Норвегии, куда вошли ряд иллюстраций, не включённые в издание Тёнсберга.

Несмотря на то, что Арбо на протяжении всей жизни интересовался «национальными» темами, связанными со сказками, мифами и историей, исследователи отмечают некую «чужеродность» его творчества в контексте современной ему норвежской живописи. Манера изображения его жанровых работ во многом отмечена влиянием французского реализма. Вершиной творчества художника традиционно считается «Дикая охота», где национально-романтический мотив выполнен в рамках реалистического канона. В этой картине Арбо добивается чёткого и наглядного представления как отдельных фигур, так и общего драматизма ситуации.

Еще одно масштабное батальное полотно – «Битва при Стамфорд-бридж».

Интересно, что в новейшее время творчество Арбо оказалось востребованным в контексте «контр-культуры» – начиная с конца 1980-х, ряд скандинавских (и не только) рок-групп, играющих в стиле «блэк-метал» и «викинг-метал», использовали его картины в качестве иллюстраций для своих альбомов (в частности, это касается Bathory, Doomsword и Windir).

 

Дикая охота

 

Первый вариант – 1868 г, второй – 1872 г, Национальная галерея, Осло

Зимняя Йольская Ночь, королева среди ночей...

...Тьма сгущается. Все плотнее Сумерки кутают своим занавесом Мать-Землю. Ночь поедает День, звенящая Тишина лежит в полях и седой Ветер гонит серебро небес по пустынным улицам.

21 декабря с Запада громыхнет рог, и над спящими городами понесется в бешеной скачке Дикая Охота, возглавляемая Одином.

Истошно лают в ночных небесах свирепые псы одноглазого Одина, мчит, обгоняя снежную бурю, его восьминогий конь Слейпнир, и следует за ним толпа безумных призрачных всадников, что зовется у смертных Дикой Охотой.

Не отстает от Одина в бешеной скачке грозная жена его, богиня Фригг, которой ведомы судьбы всех людей и богов.

Размахивает молотом Тор, погоняя черных козлов, запряженных в его колесницу.

В слепой ярости несутся через хмурое зимнее небо сумрачные охотники, загоняя гончими псами свою диковинную добычу: призрачного ли кабана, белогрудую ли деву, или же древесную фею – Деву Мхов, точно пронизывающий зимний ветер гонит, сорвав с ветвей, остатки омертвелой осенней листвы. Горе тому, кто встретит Дикую Охоту на своем пути, ибо он последует за ней и более никогда не найдет пути обратно в мир живых. А ночи длинны в середине зимы, и только тепло очага защитит жителя земли от свирепых небесных ловчих.

 

Valkyrien

Валькирия

 

  1864 г, Национальный музей, Стокгольм            1869 г, Национальная галерея, Осло

     

Валькирия (др.-исл. Valkyrja – выбирающая убитых) – в скандинавской мифологии дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и подбирает павших воинов.

Валькирий, по различным источникам, насчитывается либо девять, либо тринадцать. Они вооружены копьями и увенчаны шлемами. Их задача – сопровождать погибших героев в Вальхаллу. Иногда им даруется право решать исход битвы, а иногда они лишь выполняют веления Одина. В мифах валькирии предстают дочерьми Одина.

Непосредственно с битвой ассоциируются имена валькирий Гунн (битва), Скёгуль (свирепствующая), Рандгрид (разбивающая щиты), Регинлейв (всадница бури) или Хильд (воительница).

Иногда они выполняли и другие функции. Одна из валькирий носит имя Мист (туман), и её задача действительно состояла в том, чтобы при необходимости окутывать поле битвы туманом. Валькирию Херфьетур (оковы войны) можно было призывать на помощь, чтобы пленить врага.

 

Картина «Валькирия» существует в двух версиях. Первая картина была написана в 1864 (либо в 1865) году в Париже. Впервые выставлена в 1866 году в Стокгольме и была куплена шведским королём Карлом XV. Сейчас находится в Национальном музее (Стокгольм). Другая картина создана в 1869 году и находится в Национальной галерее (Осло).

 

 

Nоtt                                     Dagr

Ночь                                    День

 

1874                                             1874

     

Богиня ночи Нотт (Nott) – из великого рода йотунов. Эдда описывает ее как «от рождения черную и сумрачную».

Её дед был первым вождем всех йотунов, а отец – лучшим архитектором всех Девяти Миров, именно по его чертежам был построен Асгард, Трюмхейм и залы Утгарда.

Сама Нотт была замужем трижды, и каждый муж оставил ей по ребенку. От первого брака с йотуном Нагльфари родился сын Ауд. Второй муж, водный великан Аннар, подарил Нотт дочь Йорд, которая станет матерью Тора. Последним мужем был рыжий ас Деллинг (Dellingr, рассвет), от которого у Нотт родился Дагр (Dagr), бог дня.

Нотт считается одна из первых йотунов, которая родилась ещё до Великого Потопа. В былые времена она жила с богом ванов Фроди, от которого родила Ньорда, великого бога всех мореходов.

Хотя у Нотт было много детей, она была никудышной матерью и редко занималась их воспитанием, оставляя все заботы отцам. Но Нотт отнюдь не глупа, она очень мудра, хотя и не любит делиться своими знаниями, и лишь в редких случаях она может поведать тайны прошлого. Единственная слабость богини ночи, это молодые красивые мужчины.

По велению Одина Нотт и ее сын Дагр раз в сутки объезжают по небу всю землю на своих конях.

Скинфакси (Skinfaxi, сияющая грива) везет по небу бога дня Дарга, и его грива освещает небо и землю. Днем он силён, а с наступлением ночи слабеет. Зато ночью возрастают силы Хримфакси (Hrimfaxi, покрытая инеем грива) – коня богини ночи Нотт, и к утру пена с его удил превращается в росу.

 

Ingeborg, Frithjofs elskede

Ингеборг, возлюбленная Фритьофа

 

1868

Фритьоф (Frithjof, древнесканд. Fridhthjofr) – норвежский герой исландской саги того же имени (Fridhthjofs saga), в которой описываются подвиги Фритьофа и его любовь к прекрасной дочери короля Согна близ Согнефьорда.

 

Сага о Фритьофе Смелом

 

Ингеборг была хороша собой и разумна. Она была лучшее дитя конунга.

Сын бонда Фритьоф был из всех мужей самый рослый и сильный и был хорошо подготовлен к доблестным делам уже в юности.

Хильдингом звали доброго бонда (землевладельца) в Согне. Он вызвался взять на воспитание дочь конунга. Ее прозвали Ингеборг Прекрасной.

Фритьоф был также на воспитании у бонда Хильдинга, и казалось сыновьям конунга, что Ингеборг, сестра их, и Фритьоф имели склонность друг к другу.

Тут следует уточнить, что богатые и знатные скандинавы нередко отдавали своих детей на воспитание родным или друзьям, обычно стоявшим ниже по своему социальному положению, чем сами родители.

После смерти отца Ингеборг Фритьоф попросил у ее братьев Хельге и Хальфдана ее руки. Последние, однако, выдали сестру за старого конунга Ринга из Южной Норвегии.

После того, как по вине Фритьофа сгорела роща Бальдра, где влюбленные когда-то встречались, он вынужден был бежать из страны. Став викингом, он четыре года плавал по морям, а затем отправился к Рингу, чтобы повидать Ингеборг.

Ринг конунг был болен, и, когда он скончался, был великий плач по нем в государстве.

Фритьоф справил тризну Ринга и вместе с нею и свою свадьбу с Ингеборг, после чего начал править Рингерике в качестве опекуна его сыновей, еще раньше получив от него звание ярла.

Хельге и Хальфдан, разгневанные тем, что Фритьоф стал мужем их сестры, пошли на него войной. Фритьоф и Хельге встретились друг с другом в бою, и Фритьоф убил конунга. Тогда Хальфдан согласился подчиниться Фритьофу и стал платить ему дань.

Когда же сыновья Ринга подросли, Фритьоф передал им правление их страною, а сам стал конунгом в Согне, после чего покорил еще Хордаланд. Два сына Фритьофа и Ингеборг стали великими мужами.

И здесь заканчивают ныне сагу о Фритьофе Смелом.

 

Вопрос о том, имеет ли исландская сага о Фритьофе какую-либо историческую основу или нет, не вполне ясен; скорее всего, ее содержание является чистым вымыслом. Однако место действия обозначено в ней вполне конкретно – область Согн в Норвегии, Оркнейские острова, Рингерике.

Забавно, что имя Фритьоф по своему происхождению – сложное. Древнескандинавское (исландск.) Fridhthjfr состоит из двух частей: fridh – мир (покой) и thjofr – вор, и таким образом, значит «Вор мира».

 

Хакон Добрый и бонды

 

1860

Норвежский король Хакон Добрый (920 - 961) – младший сын Харальда Прекрасноволосого и единокровный брат Эйрика Кровавая Секира.

Хакон вырос при дворе короля Уэссекса Этельстана. что было частью мирного договора, заключённого его отцом. Английский король воспитал Хакона в христианском духе (скорее всего, отдал на обучение в аббатство Гластобери, крестил, а когда пришло известие о смерти его отца, снабдил его кораблями и воинами для похода против Эйрика Кровавой Секиры, провозгласившего себя королём.

По прибытии в Норвегию, Хакон заручился поддержкой многих знатных людей, а свергнутый Эйрик бежал на Британские острова, где и был убит. Его сыновья заключили с датчанами союз против Норвегии, но потерпели ряд поражений от Хакона, который был успешным полководцем.

Неудачными стали попытки введения христианства. Строительство первых в Норвегии церквей вызвало сильное сопротивление у норвежской знати, которому Хакон не смог противостоять. В битве у Фитьяра, в которой была добыта решающая победа над сыновьями Эйрика, Хакон был смертельно ранен. Его ближайшее окружение было настолько далеко от его христианской веры, что его придворный скальд сочинил стихотворение, в котором описал встречу и прощение Хакона богами его предков в Вальхалле.

 

Возможно, на своей картине Петер Арбо изобразил спор Хакона с жрецом древнесеверных богов?

 

Олаф I Трюггвасон

 

Другое название:

Олаф Трюггвасон провозглашается королём Норвегии

Олаф I Трюггвасон (963 - 1000) – король Норвегии с 995 по 1000 год, потомок короля Харальда Прекрасноволосого. Не лучшие это были времена для Норвегии. Все воевали со всеми, и конунги погибали с ужасающей быстротой. Шло насильственное насаждение христианства, что было постоянной причиной восстаний.

 

После гибели мужа Астрид бежала с 3-летним Олафом к брату, который служил в дружине князя новгородского Владимира Святославича. Пока повзрослевший Олаф служил в дружине князя Владимира, очередной норвежский конунг был убит, и Норвегия попала под власть Дании. Да и в самой Дании было неспокойно, конунг Харальд Синезубый воевал с собственным сыном. Норвегией же управлял ярл Хакон Могучий.

Прожив на Руси девять лет, Олаф покидает её. Собственные ли успехи на военном поприще вызвали недовольство завистников, романтические отношения с женой Владимира, либо неугомонный характер. И мотало Олафа по Европе из конца в конец.

Прожив немного в Польше, он вместе с поляками принимал участие в походе войск Священной Римской империи против норвежских и датских язычников.

Побывав в Греции, он принял христианство, и, ненадолго вернувшись на Русь, был свидетелем крещения князя Владимира.

Затем занесло Олафа на Британские острова, где он воевал буквально везде – в Нортумбрии, Уэльсе, Шотландии и Ирландии. Между делом успел жениться и в Польше, и в Ирландии (полька умерла, а ирландку он сам оставил).

Олав Трюггвасон заставляет ярла Сигурда и всех жителей Оркнейских островов принять христианство

Узнав, что в норвежцы недовольны властью ярла Хакона, и хотят видеть королем потомка Харальда Прекрасноволосого, Олаф решил воспользоваться ситуацией и завоевать трон. По пути через Оркнейские острова заставил принять христианство тамошнего ярла Сигурда.

Победив в битве войско Хакона, 33-летний Олаф Трюгггвасон в 995 году был провозглашен на тинге конунгом Норвегии, которая объявлялась самостоятельным государством.

И стал Олаф ревностно насаждать христианство – в норвежских провинциях, в Гренландии, в Исландии. Недовольная норвежская знать подняла восстание уже против Олафа, заручившись поддержкой датского и шведского королей.

В 999 году Олаф успел жениться опять – на Тире, сестре бывшего датского короля Харальда Синезубого, который проиграл своему сыну-язычнику борьбу за трон.

В сентябре 1000 года произошла битва у Свольда.

Битва у Свольда

11 кораблям Олафа Трюгвассона противостояли, по разным источникам, от 70 до 82 вражеских кораблей. В рукопашном бою быстро редевшее войско Олафа отступало все дальше и дальше на корму своего последнего корабля. Когда остались только двое – Олаф и Кольбьёрн, они прыгнули за борт.

Кольбьёрн опустил щит, чтобы защититься от копий, поэтому в воде щит оказался под ним, и он не утонул. Сам Олаф поднял щит над собой, и, как говорится в саге, «потонул в пучине».

Тира же, говорят, покончила с собой.

Существует легенда, что Олаф, якобы, мог спастись, так как никто не видел, как он погиб. Впрочем, эта легенда относится, скорее всего, к числу преданий о вечно живых «спящих» героях. После смерти Олафа I Норвегия вновь перешла под власть Дании.

 

 

Гибель Олафа Святого в битве при Стиклестаде

 

1859

Олаф II (Олаф Святой, 995 - 1030) – король Норвегии с 1015 года по 1028 год.

Ему посвящена «Сага об Олафе Святом». Один из самых почитаемых в Скандинавии общехристианских святых (почитается также на Руси).

Олаф был сыном вестфольдского конунга Харальда Гренландца и праправнуком Харальда Прекрасноволосого. К моменту рождения Олафа его отец уже погиб. Вскоре мать Олафа Аста вышла замуж за конунга Рингерике Сигурда Свинью. Учитывая неимоверное количество детей основателя династии Харальда Прекрасноволосого неудивительно, что отец и отчим Олафа были четвероюродными братьями. Неблагозвучное для русского уха прозвище Сигурда говорит всего лишь о том, что он был хорошим хозяином. В этом браке родилось пятеро детей, и младший из них, будущий норвежский король Харальд Суровый, был на 20 лет младше своего сводного брата Олафа.

С 14 до 20 лет Олаф воевал в Англии, затем побывал в Нормандии, помог вернуться в Англию английскому королю в изгнании Этельреду и сражался на его стороне против датчан.

Нам теперь трудно понять, почему отпрыскам знатных родов не сиделось на месте. В то время молодые скандинавы просто не могли рассчитывать на высокое положение у себя дома, не набравшись опыта в сражениях, не завоевав славы и уважения, приличествующих вождю.

В 1015 году Олаф прибыл в Норвегию, где бонды и провинциальные правители провозгласили его королём.

 

Не могу пройти мимо романтической и трагической истории любви Олафа и шведской принцессы Ингигерды. Через 2 года 22-летний Олаф посватался к 16-летней дочери шведского короля Олафа Скётконунга. Это был хороший способ урегулировать норвежско-шведский конфликт. Можно предположить, что молодые люди были знакомы, т.к. известно, что принцесса хотела этого брака. Но, несмотря на клятву, данную шведским королем, в 1018 году он выдал свою дочь за 40-летнего новгородского «конунга Ярицлейва» (князя Ярослава Мудрого). Поскольку тингом был утвержден брак норвежского короля со шведской принцессой, Олаф женился на сводной сестре Ингигерды – Астрид, которая была внебрачной дочерью шведского короля.

 

Как всегда, проводимая норвежским конунгом борьба с язычеством, сокращение традиционных «свобод» с целью усиления королевской власти, привели к разрыву между ним и большой частью старой знати, а также присоединившимися к знати бондами. Противники Олафа внутри страны встали на сторону претендовавшего на власть в Норвегии короля Англии и Дании Кнуда Великого.

В 1027 году в союзе со Швецией Олаф напал на Данию, но потерпел поражение и в 1028 году был вынужден бежать с 4-летним сыном в Швецию и затем дальше на Русь, в Новгород к Ярославу и Ингигерде. Астрид с дочерью остались в Швеции.

Норвежские саги говорят о продолжении романтических отношений Олафа и Ингигерды, да и генетические исследования вроде бы подтверждают, что один из сыновей Ярослава, Всеволод Ярославич (будущий отец Владимира Мономаха) – на самом деле сын Олафа.

В 1030 году по зову своих сторонников Олаф вернулся в Норвегию, и попытался с шведской помощью вернуть свой трон. Маленького Магнуса Ингигерда оставила у себя.

 

Летом 1030 года состоялась знаменитая битва при Стиклестаде, кульминация которой вдохновила Петера Арбо написать одну из своих картин.

В тот день произошло солнечное затмение, и вознося молитву своему новому богу, Олаф не знал, что оно предвещает – победу или гибель.

 

Войско Олафа насчитывало более 3 тысяч человек, в то время как войско его противников – 10 тысяч.

Вместе с Олафом сражался и 15-летний Харальд, уже тогда отличавшийся очень воинственным нравом.

Потери в ходе сражения были большие, ранен был и Харальд (через год он доберется в Новгород, где Ингигерда поддержит его, помня о его брате).

В сагах подробно рассказывается о ходе битвы.

Олаф получил три раны от трех человек – секирой по ноге, копьем в живот ниже кольчуги, и мечом в шею.

Считается, что после битвы произошло чудо – раны на теле Олафа затянулись сами собой, и со временем Олаф был признан святым. Его мощи хранятся в соборе в Нидаросе, а на месте его гибели возведена церковь, внутри которой и до сих пор находится камень, на который Олаф опирался, получив тяжелый удар копьем.

 

Норвежские бонды, ожидавшие после гибели Олафа, послаблений и каких-либо льгот от Кнуда Великого, жестоко ошибались. Все было как раз наоборот, Кнуд проводил еще более жесткую политику по укреплению королевской власти. Это и заставило бондов вскоре изменить позицию и снова перейти на сторону династии Харальда Прекрасноволосого.

В 1035 году король Кнуд умер. Воспользовавшись случаем, бонды восстали и пригласили на престол сына Олафа Святого, 11-летнего Магнуса Доброго, который воспитывался при дворе Ярослава Мудрого.

И с того времени до 1319 года Норвегия управлялась потомками Харальда Прекрасноволосого.

 

Битва при Стамфорд-бридж

 

1870

Хотя времена викингов практически закончились, норвежский король Харальд Суровый (1015 – 1066) в полной мере обладал всеми присущими викингам качествами – жадностью к славе и богатству, воинственностью и жестокостью. Он был воином до мозга костей, и о его боевых походах до сих пор существуют легенды, где правда смешана с вымыслом. Гораздо меньше известен Харальд в качестве скльда. Ему приписывается авторство немалого количества вис, а знаменитые «Висы радости» и связанная с этим романтическая история женитьбы Харальда на дочери Ярослава Мудрого до сих пор занимает умы историков, литераторов, а уж сентиментальных барышень – и подавно. По этой причине и я не осталась равнодушной, внеся свою скромную дилетантскую лепту.

 

В то время, когда Харальд еще добывал богатство и славу, королем Норвегии был его племянник Магнус, а королем Англии – Хартакнут, сын Кнута Великого. Поскольку оба были не женаты, или по какой-то другой причине, был заключен договор о том, что, если один из них умрет, не оставив прямого наследника, освободившаяся корона должна перейти к тому, кто остался в живых. Хартакнут умер в 1042 г в возрасте 23 лет. Захватить английскую корону Магнусу вначале помешала война с Данией, а затем и собственная смерть в 1047 году в том же несчастливом возрасте 23 лет. Харальд Суровый уже тогда был соправителем Магнуса, и знал, что договор дает ему официальное право претендовать на английский престол. Но пока что ему хватало Норвегии, которой он правил 20 лет твердо и разумно, воевал с Данией и Швецией, и не забывал об Англии.

 

Таким образом, в сентябре 1066 года главные претенденты на английскую корону были готовы сражаться за нее до победы:

Гарольд Годвинсон, 8 месяцев назад избранный английским королем

Вильгельм, герцог Нормандский

Харальд Суровый, король Норвегии

 

Битва при Стамфорд-бридж, 25 сентября 1066 г

 

Пока Вильгельм Нормандский нервничал в ожидании попутного ветра на французском берегу, Харальд Суровый уже высадился на севере Англии и стал наступать на Йорк. 20 сентября у заставы Фулфорд состоялось кровопролитное сражение, в котором обе стороны бились отчаянно и упорно. Но военное счастье было на стороне Харальда. Его армия одержала победу и «на плечах противника» ворвалась в Йорк.

 

Гарольду Годвинсону предстояло решить непростую задачу: возможно ли совершить бросок на север и, разгромив непрошеных гостей из Норвегии, успеть вернуться на южное побережье до того, как ветер переменит направление? Король Гарольд решил рискнуть и со всеми имеющимися под рукой силами он немедленно направился на север. Уже через 5 дней после битвы при Фулфорде возглавляемая им армия миновала Йорк, перерезала дорогу, ведущую к деревушке Стамфорд-бридж, и с ходу его атаковала противника.

 

Самоуверенность Харальда Сурового на этот раз обернулась против него.

Треть войска осталась на кораблях, остальные отдыхали на берегу.

Был погожий день, и очень пригревало. Люди сняли свои кольчуги и пошли на берег, взяв только щиты, шлемы, копья и опоясавшись мечами, но у многих были луки со стрелами. Все были очень веселы.

Подошедшая английская армия застала викингов врасплох. Но скальд и на войне остается скальдом. Готовясь к бою, Харальд сочинил 1-ю вису, но затем сказал: Это было плохо сочинено, нужно мне сочинить другую вису получше, и он сочинил 2-ю вису.

 

1

И встречь ударам

Синей стали

Смело идём

Без доспехов.

Шлемы сияют,

А свой оставил

Я на струге

С кольчугой рядом.

2

Смело в лязг мы лезем

Льдин кровавой давки

Под щитами. Так ведь

Труд велела ленты.

Вдавне Наль мониста

Мне велела шлема

Взлобок взнесть высоко

В звоне грозном дротов.

 Льдины кровавой давки – мечи.

Труд ленты – женщина (Труд – богиня, дочь Тора).

Наль мониста – то же (Наль – богиня).

Звон дротов – битва.

 

По стилю и стихосложению вторая виса – скальдическая, характерной нарочито-изощрённой формы, но с минимальной информацией. А первая виса – эддическая, простой формы, но содержащая реальные подробности. Именно так все и произошло.

Бой был жестоким, и с обеих сторон пало много народа. Тут конунг Харальд пришел в такое неистовство, что вышел из рядов вперед и рубил мечом, держа его обеими руками. Ни шлемы, ни кольчуги не были от него защитой. Все, кто стоял на его пути, отпрядывал.

Англосаксы кружили вокруг строя викингов, не в силах преодолеть стену щитов и копий. Когда, однако, англичанам удалось пробить брешь в стене, там завязалась жестокая сеча, и Харальд поспешил в гущу сражения. Что ж, он действительно «высоко держал голову», как продекламировал в своей последней висе, сочиненной перед боем, и английская стрела пронзила ему горло.

Викинги бились отчаянно, и полегли почти все.

«Тело Харальда Сурового привезли из Англии в Норвегию. Его похоронили на севере, в Нидаросе, в церкви Святой Марии, которую он построил. Когда эта большая голова, густые длинные усы и брови, располагавшиеся на разной высоте, и статное крепкое тело обратились в прах, эпоха викингов закончилась.»

Джонс Гвин. «Викинги. Потомки Одина и Тора»

 

Синим курсивом я отметила строки из саги о Харальде Суровом, из сборника саг «Круг земной», составленного исландским скальдом 13 века Снорри Стурлусоном.

 

 

Переход короля Сверрира через горы в Воссе

 

1861

Сверрир Сигурдссон (1151 - 1202) – король Норвегии, выдававший себя за сына Сигурда Мунна, короля из династии Хорфагеров.

 

Фигура Сверрира Сигурдссона является наиболее спорной фигурой в генеалогии конунгов из рода Харальда Прекрасноволосого. Мнения историков расходятся – одни принимают версию саг и считают Сверрира действительно сыном Сигурда II Мунна, другие считают его самозванцем, т.к. невозможно установить его подлинное происхождение.

 

Одна из версий:

Сверрир – бывший священник, родившийся в 1151 (1145?) году на Фарерских островах. Выдавая себя за незаконнорожденного сына короля Норвегии Сигурда Мунна, возглавил одну из противоборствующих сторон эпохи гражданских войн – биркебейнеров (берёзовоногие, лапотники), состоящую в основном из бедняков и крестьян. Вступив со своим войском в Норвегию в 1184 году, разбил войска противников (короля Норвегии Магнуса V Эрлингссона, поддерживаемого епископатом и богатыми землевладельцами) и захватил престол.

Сверрир Сигурдссон, хотя и был отлучен от католической церкви Римом, сумел не только выжить, но и основать собственную династию. В Советском Союзе историки называли его вождем единственной «крестьянской войны» в Европе, одержавшей победу.

В 1189 году Сверрир Сигурдссон женился на принцессе Маргарете, дочери шведского короля.

Умер своей смертью, передав бразды правления своему сыну – Хокону III.

Важнейшие источники фактов о жизни Сверрира – «Сага о Сверрире», сохранившаяся частично в письменном виде, и переписка между Сверриром и церковью в период их конфликта.

 

 

10.02.2016                                                                                                           Allegra

 

Источники:   1,   2,   3,   4,   5,   6,

Материалы электронных энциклопедий Википедия и Академик

 

 



Комментарии: Автор данного блога Allegra разрешил добавление комментариев только пользователям со званием не ниже Леди/Man.

Всего отзывов: 0

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение