Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Consuelo de mi almaСоздан: 07.07.2015Статей: 47Автор: ConsueloПодписатьсяw

«Народ и король», «К оружию, граждане!»

Обновлено: 15.12.16 12:28 Убрать стили оформления

Очередная годовщина Великой французской революции, а значит, ежегодные революционные чтения объявляются открытыми. Ровно 227 лет назад под натиском взбунтовавшейся народной толпы пал многовековой оплот и символ абсолютной королевской власти – печально известная Бастилия. Хотя бывшей крепости и тюрьмы уже нет на прежнем месте, ибо разобрали ее по камешкам, но память о кровавом событии, провозгласившего права широких масс без социальной дискриминации, и давшего толчок масштабным изменениям во Франции и за ее пределами, не может стереться в памяти человечества...

Дилогия известного французского историка Макса Галло «Французская революция» включает в себя романы под названием «Народ и король» и «К оружию, граждане!». Первый том относится к периоду, предшествовавшему революции, а именно к приходу к власти молодого Людовика XVI и его супруги Марии-Антуанетты. Второй же повествует о революции и последующих событиях – Директории и государственному перевороту Наполеона Бонапарта.

 

Том I. «Народ и король»

 

«...В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье...» (Декларация независимости США, 4 июля 1776 г.)

 

Такие события, как революция, на пустом месте не возникают, следовательно, необходимо довольно продолжительное время нужды и волнений, чтобы в конце концов народ решился в каком-то неистовом бешенстве рубить головы дворянам (и не только) и устраивать пляски смерти вокруг гильотины, с лезвия которой капает «голубая» и красная кровь. Безусловно, нельзя всю ответственность возлагать на Людовика XVI, его предшественники, включая короля-солнце, передали в наследство потомкам страну на грани банкротства, с тотальной нищетой, экономическим коллапсом и в окружении врагов. Конечно, сложно понять, что творится в городских трущобах, если закрываться за высокой оградой Версаля. Людовик XVI не был злым человеком, не был и распутником, как его деды и прадеды, он даже отличался добродушием и некоторой наивностью. Но именно непонимание реальности, жизнь в вакууме сытой и богатой элиты, воспитание в духе Людовика XIV, отметившегося фразой «государство – это я», укоренившееся в сознании чувство сакральности короны и того, на чьей голове она водружена, - практически полностью оторвали Людовика XVI от его соотечественников, которым не посчастливилось родиться в семье обладателей приставки «de». Кроме того, не отличался король и умением выбирать себе правильное окружение, ведь его окружали те, кого можно назвать интриганами, которые думали только о своих собственных узко эгоистических желаниях. И в жены монарху досталось неумная, легкомысленная, плохо образованная Мария-Антуаннета, которая пеклась лишь о нарядах и увеселениях, которая не сумела стать родной для Франции, так и оставшись «австриячкой». И все бы ничего, если бы Людовик не потакал бы каждой прихоти супруги. К сожалению, она тоже не обладала способностью разглядеть действительно полезных для страны и порядочных людей. Те же, кто мог помочь вытащить эту королевскую барку, очевидно взявшую курс на самое дно, тут же отправлялись в немилость, благодаря наветам тех самых интриганов и легкомысленности правящей четы...

 

Максу Галло удалось показать атмосферу того периода, эти собирающиеся предгрозовые тучи. По всему было понятно, что так дальше продолжаться не может, слишком уж очевидно было расслоение в обществе. На хорошую карьеру, образование, возможность выйти из своей социальной прослойки, простолюдинам не было смысла и надеяться. В верхах же также брались в расчет степень «голубизны» крови и прихоть вышестоящих. И в это же время набирает силу буржуазия, у которой есть деньги, но нет титулов, которая выдает кредиты аристократам, а те при этом строят презрительную мину. И у буржуа при всем финансовом благополучии нет возможности прорваться сквозь укоренившиеся традиции старого режима. И при этом на дворе век XVIII, век Просвещения, узнавший полет высокой мысли Дидро, Вольтера, Монтескье, Жан-Жака Руссо, говоривших о свободе, о равенстве...

 

К 1789 году Людовик XVI оказался в ловушке: хватало лишь вспышки, чтобы взорвать народное терпение. Конечно, нашлись и те, кто подставил зажжённую спичку к этому фитилю. От короля требовалось пойти навстречу третьему сословию, абсолютному большинству населения, но при этом необходимо было урезать привилегии аристократии, которая должна была оставаться опорой монархии. Патовая ситуация. Да еще король решился просить военной помощи извне, т.е. подавлять свой народ иностранными штыками. Тот, кого при восшествии на престол народ встречал с ликованием (ведь после Людовика XV, доконавшего страну, на его внука, похожего на рано умершего отца, возлагались все чаяния на надежды), в очередной раз не услышал гласа своего народа, который и есть настоящая опора...

 

Том II. «К оружию, граждане!»

 

«Революции готовят гении, делают романтики, а пользуются ее плодами — негодяи» (Отто фон Бисмарк)

 

Первыми словами припева «Марсельезы», ныне гимна Франции, назван второй том дилогии. Революция свершилась, король и королева казнены, многие аристократы последовали их примеру или бежали из страны. Лишь малая часть дворян приняла революцию (не все дворяне были довольны королем и королевой). Однако всеобщего благоденствия почему-то не настало. Вместе этого острое лезвие гильотины не успевали отмывать от крови очередного несчастного, а главы революции начали уничтожать друг друга. По сути идеи были у них весьма правильные, но слишком идеалистические, и исполнялись через неимоверную жестокость. Первая кровь полилась и уже сложно было остановить эту бурную реку...

 

По сути, ведь не бездари же были: Робеспьер, Дантон, Сен-Жюст, Демулен, Марат и иже с ними. Но теория не всегда, увы, совпадает с практикой. Прекрасные идеи порой сложно воплотить в жизнь. А уж рьяные попытки могут привести к прямо противоположным результатам. И покатились светлые головы с плеч, так же как и их аристократические предшественники. В это время Франция, конечно, находилась в тяжелейшей ситуации: внутренний хаос вперемешку с гражданской войной, и к этому прибавилась иностранная интервенция. Все что нас не убивает, делает нас сильнее. Это и к странам относится...

 

После такого кровопускания наступило в некотором роде безумное время Директории, с его плясками на «балах жертв». Но Директория тоже не смогла принести всеобщее благоденствие, да и погрязла в коррупции. Тем временем, гражданская война не была усмирена до конца, а перешла на места, например, в Вандее. Нужна была очередная кардинальная встряска. Она и произошла, 9 ноября 1799 года, когда на сцену большой политики выходит молодой генерал Бонапарт. Здесь начинается новая эпоха, без преувеличения изменившая мир. Но это уже другая история...

 

Дилогия не является строгой хронологией событий, она приправлена художественным окрасом, что делает ее живой. Слог у Макса Галло легкий и приятный, стиль изложения мысли так же вызывает интерес. Тема, безусловно, богатейшая. Тут можно писать огромные тома по отдельным эпизодам и личностям. Но автор не пытался охватить все, зато он показал картину целиком, подспудно дав направления для дальнейшего исследования деталей.



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 3

Другие мнения о данной статье:


[26.09.2017 02:24] Amie du Soleil
Consuelo, спасибо за отзыв и на эту книгу. Вам вправду нравится, как писал покойный Галло? Я у него читала только четырехтомник про Наполеона. Категорически и абсолютно не мой автор. Стиль изложения показался простецким и примитивным. Я не могу сказать, что владею в совершенстве французским и поэтому требую изливаться по древу, но настолько примитивный язык меня неприятно удивил. Про саму книгу просто сказать нечего. Автор вроде как залезает постоянно в голову Наполеона и дает читателю доступ к его мыслям, как он их видит. М-да, это явно не мой император французов. Кстати, и это не одна я заметила, если судить по роману о Наполеоне, то Галло явный женоненавистник. От ненависти к Жозефине его корежит настолько, что он и Наполеона её заставляет ненавидеть. Я лично сложно представляю себе Наполеона, называющего про себя свою Жозефину "старухой" и сравнивающего её спящую с трупом разлагающегося солдата. А вот Макс Галло себе это так видит. Нет, категорическое и абсолютное нет!

Consuelo [21.10.2017 20:10] Consuelo
Amie du Soleil писал(а):
Вам вправду нравится, как писал покойный Галло? Я у него читала только четырехтомник про Наполеона. Категорически и абсолютно не мой автор.


На вкус и цвет, как говорится...
Amie du Soleil писал(а):
Стиль изложения показался простецким и примитивным.


А мне как раз и показалось, что в этом "фишка", т.е. позволить любому читателю познакомиться с событиями ВФР. Ориентация на широкие массы, в общем.
Amie du Soleil писал(а):
Про саму книгу просто сказать нечего. Автор вроде как залезает постоянно в голову Наполеона и дает читателю доступ к его мыслям, как он их видит. М-да, это явно не мой император французов.


Вы о романах Галло о Наполеоне?
Если честно, с ними я знакома по диагонали. Планирую читать в оригинале.

[06.11.2017 17:02] Amie du Soleil
Цитата:
Ориентация на широкие массы, в общем.



Безмерно уважаю Ваше мнение, хотя и не могу с ним в этом случае согласиться. Как по мне, Галло писал просто примитивным и невыразительным языком. И такая ориентация на "широкие массы" у него была всегда. Вне зависимости от предмета, о котором он писал. Будь это Наполеон, Людовик XIV, Ришелье, де Голль, Иисус Христос. Он про всех такие книжки-романтизированные биографии написал. Многостаночник.

Цитата:
Вы о романах Галло о Наполеоне?


О них родимых.

Цитата:
Если честно, с ними я знакома по диагонали.



Фееричное чтиво. Галло обожает Наполеона, о чем совершенно открыто говорил в своих интервью. Книга поэтому и написана в таком же духе. От ненависти автора к определенным лицам (Талейрану, Фуше, Меттерниху) его просто корежит. Про ненависть автора к Жозефине я ранее писала. Наполеон её последние два тома постоянно называет "старухой". В общем, приятного (или не совсем ) чтения.

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Настёна СПб : "Плачи" по царевне Ксении Настёна СПб : Малюта Скуратов: судьба палача Ирина Сахарова: Герой её воспоминаний. Часть 2. Глава 19 Ирина Сахарова: Герой её воспоминаний. Часть 2. Глава 12

Список статей:

Новые наряды в Дизайнерском Бутике


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение