Мария Шарикова Нелюбимый. Мой единственный
Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Consuelo de mi almaСоздан: 07.07.2015Статей: 47Автор: ConsueloПодписатьсяw

К 200-му юбилею Великой Французской Революции

Обновлено: 06.03.17 14:52 Убрать стили оформления

Оригинальное название: La rvolution franaise 
Страна: Франция, Италия, ФРГ, Канада, Великобритания 
Год: 1989 
Жанр: история, военный, драма 
Режиссер: Робер Энрико, Ричард Т. Хеффрон 
Сценарий: Дэвид Эмброуз, Даниэль Буланже, Робер Энрико 
Композитор: Жорж Делерю 
В ролях: Клаус Мария Брандауэр, Джейн Сеймур, Франсуа Клюзе, Жан-Франсуа Бальмер, Анджей Северин, Марианн Басле, Питер Устинов, Клаудия Кардинале, Сэм Нил, Витторио Меццоджорно и др. 
Описание: Постановка истории Французской революции. Первая серия «Годы света» охватывает события 1789-1792 годов (когда король Людовик XVI находился на престоле). Вторая серия «Годы ужаса» завершается событиями 1794 года. В ней отображены перипетии истории, связанные со смертью на гильотине Людовика XVI, Марии-Антуанетты, Дантона и других революционеров. 

«Allons enfants de la Patrie, 
Le jour de gloire est arriv ! 
Contre nous de la tyrannie 
L'tendard sanglant est lev...» 


12 июля 1789 года прохожие в Пале-Рояле были привлечены яркой речью молодого человека, взобравшегося на возвышение. Его пламенный взор, казалось, устремлялся куда-то выше толпы, выше города на берегах Сены. Речь же его наполнена смыслом, отзывающим к мыслям, давно уже повисшим в воздухе. И тогда молодой человек в порыве вдохновения сорвал зеленый листок и прикрепил его к своей шляпе. Этот зеленый листок, окрещенный «цветом надежды», подал сигнал к началу события, великого и ужасного, давшего старт для пересмотра мировых устоев...Молодого человека с ораторским талантом звали Камилл Демулен, и именно ему удалось зажечь толпу...и разразилась Великая Французская Революция... 

«Это бунт?» - «Нет, сир, это не бунт, это – революция».


14 июля 1789 года почти обезумевшая голодная толпа с оружием и факелами добралась до печально известной крепости-тюрьмы Бастилии. Взятие Бастилии имеет скорее символический символ. Ведь на момент ее разрушения в ней содержались всего семь узников. Однако для французов Бастилия – оплот абсолютной власти и безграничной вседозволенности монархии. Ее уничтожением народ давал знать власть имущим, что многовековое терпение кончилось... 

Франция давно уверенно приближалась к пропасти. За фасадом великолепия королевской власти, пышности Версаля, красоты и изысканности придворного бытия, скрывалась ужасающая бедность простого народа. При этом только третье сословие облагалось налогом. Те, кто порой не имел куска хлеба на обед, кормили и одевали дворянство и духовенство. Надо сказать, терпели долго, но когда на твоих глазах заболевают и гибнуть ненакормленные дети, волей-неволей просыпается не просто чувство неудовлетворенной справедливости, но и жажда что-либо изменить... 

Прислушаться бы королю к ропоту своего народа. Но Луи XVI, при том, что человеком он не был ни злым, ни порочным, однако, правителем оказался крайне слабым. Он умудрялся слушать советы не тех, кого стоило бы слушать, он отдалил от себя тех, кто мог еще спасти ситуацию. А многовековая неограниченная власть монархии и вовсе застила глаза королю, так, что он не просто не понимал, что происходит вокруг, но и не мог и не желал. Тем более, что рядом находилась любимая жена Мария-Антуаннета, влияние которой на порядочного мужа-семьянина только лишь усугубило дело. И можно утверждать, что в трагедии не виновата королева, всего лишь супруга, не отдававшая прямых приказов, только в случае с Луи XVI, не слишком умная жена, сыграла роковую роль. Потому что он прислушивался к ней. Она же, имея на него большое влияние, протаскивала своих фаворитов и ставленников, которые далеко не отличались государственным умом....Так или иначе, но произошло то, что назревало долгое время... 

Фильм «Французская революция» снят в аккурат к 200-ой годовщине знаменитого события. И с точки зрения художественной, это очень и очень замечательный фильм. При этом картина разделена на две части (опять-таки символичные): «Годы света» и «Годы ужаса». Первая часть – это последние годы перед революцией, вторая же охватывает первые годы молодой республики, охваченной внутренними противоречиями противоборствующих политических сил. 

Историческая часть тоже довольно хороша. Конечно, уложить все события Великой Французской революции в два фильма, пусть и каждый по почти три часа, дело объективно невозможное. Но, тем не менее, охвачены некоторые важные события. При этом никаких особых искажений в плане исторической достоверности замечено не было. 

Картина носит нейтральный оттенок, т.е. создатели не становятся на позицию той или иной противостоящей стороны. И роялисты и республиканцы показаны с набором человеческих красок. Актеры – это безусловное достояние фильма, ибо глаза разбегаются от таких талантов! Каждый отыграл безупречно! Король Луи XVI показан человеком добрым, но слабым. Это непростительно монарху. Но швейцарский актер Жан-Франсуа Балмер изобразил такого короля, что ему сопереживаешь, ему сочувствуешь, его благородство и достоинство, с которыми он принимает удары судьбы, не могут не тронуть. Он действительно не желает страданий своему народу, но все его попытки спасти хоть как-то ситуацию, не приводят к успеху. 

Его королевой в фильме предстала Джейн Сеймур. Признаться, поначалу совершенно неожиданный выбор режиссера. Но как же здорово она сыграла! Мария-Антуанетта показана не пустоголовой кокеткой и любительницей пирожных и увеселений, нет, в ней есть разная гамма чувств, но недалекой ее точно не назвать. Она, наоборот, тонко чувствующая, растерянная, но достойно принимает свою участь. 

Две личности умеренные: Лафайет и Мирабо. Маркиз де Ла Файет (Сэм Нил) – знаменитый участник Американской войны за независимость, военный и политик, занимал умеренную позицию, выступая за ограничение, а не уничтожение монархии. Граф де Мирабо (Питер Устинов) – вот это самый настоящий хитрец, любитель жизни во всех смыслах, и готовый пойти на сделку с монархией за спиной у революционеров. Устинов есть Устинов: Мирабо прочувствован тонко и точно. 

От целой яркой палитры революционеров, представленных в картине, аж дух захватывает. Начать стоит с двух «вишенок на торте» - Дантон и Робеспьер. Оба эти товарища не нуждаются в представлении. Это две противоположные мысли, два подхода, два образа жизни. Из них двоих, конечно, Дантон выглядит более человечным, более земным. До «Французской революции» я успела посмотреть великолепную картину Анджея Вайды «Дантон» с блистательным Жераром Депардье в главной роли, и не менее выдающийся Войцех Пшоняк в роли Робеспьера. Вообще, Депардье и Пшоняк – великолепно сыграли, просто безупречно, даже не знаю, можно ли их перепрыгнуть и сделать лучше. Но, тем не менее, австрийцу Клаусу Мария Брандауэру и поляку Анджею Северину (кстати, интересно, оба великолепно сыгранных Робеспьреа – поляки) удалось показать свою версию, и тоже убедительно. Дантон получился, каким он и был, громогласным, заметным, жизнелюбом. Это романтик и прагматик революции в одном лице. Он стоял у ее истоков, но глядя на то, во что все эти благородные начинания вылились, Дантон начинает разочаровываться и отходить от руля власти, предпочитая интеллектуальные баталии на трибуне Национального конвента рыбалке и отдыху с семьей. Робеспьер же оправдывает свое звание «Неподкупный», четко и методично продвигая свои идеи. Думаю, он действительно стремился к лучшему, но террор и гильотина оказались не самым лучшими помощниками в достижении светлого будущего... 

Нельзя не упомянуть о неистовом Марате и революционере-романтике Демулене. Жан-Поль Марат (Витторио Меццоджорно), который, наверное, вообще не испытывал ни к кому жалости, готов был отправлять за «правое» дело тысячи жизней на смерть. А Камилл Демулен, которого прекрасно сыграл Франсуа Клюзе, кажется, правда верил, что лучшее не за горизонтом. Он был с детства близким другом Робеспьера, они вместе учились и вместе взрослели, вместе танцевали на свадьбе Демулена, Робеспьер даже стал крестным отцом сына Демулена. Но постепенно бывшие друзья расходятся во взглядах. Демулен сближается с Дантоном, а у Робеспьера появляется Сен-Жюст. Но все же до самого конца Робеспьер боролся за Демулена, до последнего старался уберечь его от гильотины. Но для «правого» дела и такой жертвы не много... 

Отдельной строчкой Луи Антуан де Сент-Жюст, ибо я к нему вообще неровно дышу (почему-то). Американец Кристофер Томпсон просто прекрасно представил «Архангела смерти». У Сен-Жюста две яркие особенности: характер и внешность. Характер: безжалостный, принципиальный, суровый, энергичный. Он первым осмелился, хотя в его случае осмелился не слишком верное слово, скорее, просто взял и провозгласил с трибуны, что король – враг государства, преступник, и он должен либо править, либо умереть. Вообще же, несмотря на всю холодность и непреклонность, документы, оставшиеся после этого человека сложившего свою голову под ножом гильотины месяца не дожив до своего 27-го дня рождения, свидетельствует о его недюжинном интеллекте. Внешность: как замечали все его друзья и недруги – красавцем был невероятным (и красоту свою, несмотря на всю суровость характера, подавал правильно, хоть и не намеренно). Так вот Томпсон порадовал во всем: и взгляд у его голубых глаз холодный и стойкий, и внешне он красив (ой, и даже сережку в ушке не забыли) с этими длинными волосами. Но, поскольку мне его всегда мало, то и тут, мне не хватило, правда, это отсылает к тому, что я уже выше упоминала – не все события уместились в картине. 

Все остальные герои и актера переданы замечательно! Интернациональный состав подобран филигранно. Эпизоды наполнены символизмом, многие из них действительно пронзительны: например, после термидорианского переворота Сен-Жюст смотрит на раненого Робеспьера, а потом на Декларацию прав и свобод человека и гражданина; или танцы и цветы при казни Робеспьера; или сильная речь Дантона во время суда над ним и его сподвижниками, и Марсельеза, которую внезапно запели присутствующие, когда обвиняемых уводили из зала. Таких моментов-символов в фильме много, что его обогащает, безусловно. И, конечно, музыка. Музыка – эпична, и она очень точно меняется в зависимости от того или иного эпизода. 

«Мы уничтожили тиранию и привилегии. Мы покончили с древним злом – существование прав, недоступных для простых людей. Мы покончили с привилегией богатых и знатных от рождения получать важные должности в государственных учреждениях, в церкви, в армии, - во всех органах этого огромного тела, французского государства. Мы провозгласили самого скромного человека равным самым великим людям этой страны. Мы завоевали свободу для себя и дали ее нашим рабам. И мы оставляем ее миру, чтобы он строил будущее на фундаменте надежды, которую мы ему дали. Это больше, чем победа в сражении. Это сильнее, чем все мечи и пушки. Это чаяние и надежды всех людей во всем мире. Это стремление к свободе, с которым всегда придется считаться. Наши жизни, посвященные этому, отданы не зря...». 

Таким образом, очень хороший фильм, как для тех, кто знаком с ВФР, так и для тех, кто только приобщается)) 

P.S. По каким-то непонятным причинам кинематограф не слишком доброжелателен к ВФР. А жаль, ведь редко когда случаются такие грандиозные события с участием такого огромного количества примечательных характеров. 

Видео: отрывок из фильма + саундтрек




 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 0

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение