Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Творческие страницыСоздан: 15.02.2011Статей: 122Автор: НатаниэллаПодписатьсяw

Ледоколы

Обновлено: 05.11.17 12:10 Убрать стили оформления

 

ледокол

ЛЕДОКОЛЫ РОССИИ

бар

В северных и южных морях, где нередко встречается солидный ледовый покров даже в период летней навигации, мореплаватели рискуют появляться, пожалуй, со дня постройки первых лодок. Однако по-настоящему бороться со льдом стало возможно только после изобретения кораблей специальной конструкции - ледоколов. Они бывают трех типов: паровые, дизельные и атомные.

Ледоколы — какие они бывают?


Первым ледоколом стал «Пайлот» ( 1864 год). Он был построен русским судовладельцем Бритневым. Использовался для перевозки пассажиров и почты до 1890 года между Кронштадтом и Ораниенбаумом в ледовых условиях. Чуть позже по такому же типу были построены ледоколы «Бой», «Луна» и «Заря».

     ледокол       ледоколледокол

В 1897 году по заказу Российского правительства в Англии был построен ледокол «Ермак», который мог ломать лёд двухметровой толщины. ледокол

Он тоже был коммерческим судном и в состав военного флота не входил, за исключением двух периодов — Первой и Второй мировых войн. Верой и правдой «Ермак» прослужил до 1964 года. В дальнейшем из него хотели сделать корабль-музей, но что-то не срослось, и ледокол ушел на слом.

После "Ермака" были паровые ледоколы
«Красин» (бывший "Святогор"), «Сибирь», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Василий Прончищев» и ряд других. Дизельные ледоколы впервые появились в России по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны («Адмирал Макаров» - бывший американский «Южный ветер», «Капитан Белоусов» и др.). Портовые дизельные ледоколы советского производства стали сходить с верфей чуть позже, начиная с 1950х годов («Семен Дежнев», «Юрий Лисянский» и др.)

Здесь я предлагаю немного отвлечься от теории и все увидеть своими глазами: совершить небольшую  виртуальную экскурсию по ледоколу-музею "Красин"

ледокол  ледокол

Как уже говорилось выше, при постройке "Красин" носил имя "Святогор". Это был второй ледокол России, построенный в 1916 году с учетом опыта эксплуатации "Ермака". дверь

У него была непростая судьба. 

1 августа 1918 года новенький "Святогор" было решено затопить на подступах к городу Архангельску, чтобы перекрыть дорогу неприятелю. Это было сделано, но через некоторое время англичане подняли "Святогор", забрали себе в качестве трофея, очистили, отремонтировали, и он стал плавать под английским флагом. В 1921 году "Святогор" был выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР по инициативе полпреда Красина Л. Б.  Так корабль вернулся на службу в Российский флот. Через 7 лет он был переименован в "Красина".

 ледокол  ледокол

На фото вверху: на палубе "Красина". Внизу: коридоры и лестницы корабля

ледокол

  ледокол

После ВОВ "Красин" прошел модернизацию на вервях ГДР и стал похож на более современные дизельные ледоколы. В таком виде служил до конца 1980х, после чего стал кораблем-музеем. Нынешнее место стоянки ледокола - это набережная лейтенанта Шмидта у Горного института в Санкт-Петербурге.

 ледокол   ледокол

Капитанский люкс: каюта оборудована переговорной трубкой (над кроватью) и личным санузлом.

Внизу: комната для совещаний и переговорная. Обратите внимание на подставки для стаканов (фото 2): они крепятся к тумбочке, чтобы при качке ничего не упало

ледокол

 

ледокол

 На фото внизу: кают компания на "Красине"

каюткомп

 

бар

 

АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ - НОВАЯ ЭПОХА

 

Самым значащим событием в истории судоходства стало изобретение атомного ледокола. Первый атомный ледокол это «Ленин» (1960 год). Потом последовали и другие.

Ниже - фотографии ледокола "Ленин", который сегодня тоже стал музеем в городе Мурманске.

    ледокол    ледокол

На фото вверху: "Ленин" в работе и на отдыхе (в порту г. Мурманска)

ледокол

ледокол ледокол

Вверху: так выглядят каюта командного состава, кают-комания и музыкальный салон. Внизу - ходовая рубка

ледокол

бар

Атомный ледокольный флот – уникальное явление. В мире построено лишь 14 гражданских судов с ядерной силовой установкой. Из них 11 ледоколов, и все они у России.

ледокол

В сутки такое судно расходует всего 45 г ядерного горючего (столько поместится в водочной стопке). Поэтому запас хода от одной загрузки реакторов почти не ограничен, можно десятки раз обогнуть земной шар. Мощность – запредельная, турбины вращают винт весом более 50 тонн. Электрогенераторы, установленные даже на самом слабом российском атомоходе, могут обеспечить энергией полумиллионный город.

Ни одна другая страна не строит суда подобного уровня. Этот факт известен не всем, но кроме России атомный ледокольный флот (подчеркиваю: именно флот!) не имеет больше никто. Что касается немногочисленных ядерных конкурентов из других стран, это не ледоколы, а корабли, предназначенные для работы в тёплых морях с маломощным реактором. Если речь именно о ледоколах, то в других странах они не атомные, а дизельные. Например, в США дизельных ледоколов серии «Уинд» (Ветер) 7 кораблей, все принадлежат военному министреству. В Германии — один корабль «Ганзе». В Финляндии – шесть и все предназначены для работы в Балтийском море. У Швеции – четыре. Япония имеет один дизелльный ледокол «Фудзи» для научно-исследовательских работ. Он снабжён тремя вертолётами и рассчитан на 24 пассажира.

 бар

Принцип работы ледокола

Из курса физики вы наверняка помните закон Архимеда: на тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая его вверх и равная весу вытесненной жидкости. Однако на корабль, плавающий во льдах, действует дополнительное боковое давление льда, которое способно раздавить корпус, как яичную скорлупу. Поэтому нижнюю часть ледокола надо делать особенно прочной и в форме ореха (то есть - широкой), а ватерлинию – ниже самой широкой части корабля. Тогда силы, действующие на ледокол, будут выталкивать его, не раздавливая.

 ледокол

Весь корпус корабля разделен водонепроницаемыми перегородками на несколько отсеков. По ватерлинии проходит «ледовый пояс» - усиленная полоса, способная противостоять жестким льдам.
В носовой части имеет скос — он для того, чтобы ледоколу было легко двигаться вперед-назад, преодолевая трение корпуса о льдины.

 устройство ледокола               

Конструктивно ледоколы разделяют на собственно ледоколы и ледорезы.

нос ледокола

Ледоколы лед колют, то есть судно наезжает на льдину сверху, продавливает его своим нешуточным весом и раскалывает. У него чуть приподнятый нос, чтобы удобнее было наползать на лед.

Ледорезы разрезают льдины особо укрепленным острым форшевнем, тараня лед, предпринимая иногда несколько попыток, а затем раздвигают полынью, расталкивая обломанные края льдины.

 На фото справа: острый нос ледореза

Атомные ледоколы — настоящие ледоколы. А дизельные скорей ледорезы. Энергия многократных ударов позволяет ледорезу эффективно разбивать торосы в 2-3 метра толщиной. Но атомные ледоколы имеют преимущество: сегодня им по силам расколоть льдины более 4 метров толщиной с первой же попытки.

 На фото слева внизу: нос современного атомного ледокола (верхняя часть выдается вперед, чтобы наползать на льдину)нос атомного

Иногда бывает так, что ледокол, вползая на льдину, может не продавить ее (если лед толще 4 метров), а застрять сверху и завалиться на бок. Поэтому в последние годы в России строят суда с уникальным инженерным решением: за счет забора воды и перераспределения ее в цистернах на носу, боку и корме, можно контролировать крен ледокола в нужных направлениях. Поэтому, даже если корабль выползет на лед целиком, он не упадет, а выпрямится и выберется на читую воду без посторонней помощи.

 

К сожалению, есть в истории и грустная страница. После развала СССР Российское государство потеряло интерес к атомному флоту (и флоту вообще). Уникальные суда ржавели на приколах, останвились заводы, поставлявшие запасные детали для ремонта. Несколько ледоколов, принадлежавших научно-исследовательским институтам, были наскоро перепрофилированы под круизные туристические корабли и катали зарубежных туристов за валюту на Северный и Южный полюса.

                   капитан хлебников

                                       На фото вверху: ледокол "Капитан Хлебников" переоборудованный в туристический лайнер

Повезло, что суда строили в свое время на совесть, но даже самые надежные из них ветшают и ломаются. Атомный ледокол «Россия» работал с 1985 до 2013. «Советский Союз» был в строю с 1989 по 2010 год. В 1993г. пришлось законсервировать атомоход «Сибирь» выпуска 1977 года. В начале 2010-х подошло время списывать ледоколы проекта «Арктический». В строю оставался только «50 лет Победы» (выпущен в 2007 году, его ресурса хватит максимум до 2027 года), и "Ямал",принадлежащий Росатому.

                  ледокол ямал

                                                                  На фото вверху: "Ямал" - самый зубастый атомный ледокол в мире))

                       (о том, как устроен быт на борту этого "зубастика" - смотрите фотографии в самом конце статьи)

К счастью, в последние годы наше государство одумалось и начало проектирование и закладку новых кораблей. В прошлом году (2016) со стапелей уже сошел атомоход «Арктика» – он трудится сейчас на Ямале. В этом году (2017) на воду был спущен 173-метровый гигант «Сибирь». На подходе «Урал» (ноябрь 2021 года). Хочется верить, что дела у нас в этой области все-таки наладятся.

                                                      На фото внизу: спуск на воду ледокола "Сибирь", Петербург, 22 сендября 2017 года

                                          спуск на воду

бар
Сейчас я предлагаю вам еще одну, уже третью виртуальную экскурсию по действующему атомному ледоколу, который катает туристов к Северному полюсу. Фото вязты из ЖЖ (к сожалению, название ледокола не указано)

 

лестница

 Вверху на фото: лестницы, которые моряки называют только "трапами". Внизу: ходовая часть ледокола. Под кожухами - электромоторы, вращающие гребные винты. Помещение находится в 9 метрах ниже ватерлинии. Осадка ледокола - 11 метров

гребной винт

Внизу: радиорубка (фото 1) и командная рубка (фото 2). Перед матросом - шутрвал (довольно маленький для такого большого корабля)

радио рубка

 штурвал

Поскольку, когда корабль плывет вдали от сотоввых вышек, невозможно поддерживать связь с помощью обычного телефона, туристам предлагают купить специальную телефонную и интернет-карточку (космическая связь через спутник), чтобы в дороге спокойно болтать со своими близкими и заходить на сайты. Звонить, бродить по интернету и публиковать фотографии в режиме он-лайн можно из радиорубки в любое время. Правда, такая услуга стоит дорого и оплачивается отдельно.

На современном корабле предусмотрено несколько степеней защиты от нештатных ситуаций. Например, от пожара. Тушение производится углекислым газом. Когда звучит сигнал тревоги, люди обязаны покинуть помещение, оно задраивается специальными перегородками-дверьми, и туда запускается газ, подавляющий очаги горения.

На фото внизу: предупреждающие индикаторы. Если надпись горит - уходи немедленно, пока дверь не закрылась!

газ

бар ресторан

На фото вверху: бар, где можно приятно скоротать время. Внизу: библиотека (книжек не так уж и много)

библиотека

бар

И под занавес - обещанное описание быта на современном атомном ледоколе. Фотографии сделаны на борту атомохода "Ямал".

ледокол

Кстати, акулья морда была нарисована специально для экскурсионного "детского" круиза на Северный полюс. Но картинка настолько всем понравилась, что ее было решено оставить. И теперь, при покраске, ее регулярно обновляют.

 

Однако "Ямал" не только возит туристов, но еще и научные группы. В походе ученые находятся по нескольку месяцев. Чем они занимаются в свободное время? Об этом вам расскажут следующие картины.

 

На фото внизу: спортзал. Желающие могут поиграть в волейбол, в настольный теннис, заняться на тренажерах, а после искупаться в настоящем бассейне (глубина - 2 метра)

спорт   спорт

 

спорт

 

спорт

 

бассейн

Кроме бассейна, есть сауна. А если испачкалась одежда - прачечная с гладильней (фото ниже - 1 и 2).

сауна              прачечная

Библиотека на "Ямале" очень богатая и на любой вкус (фото внизу)

библиотека

В медицинском отсеке (фото внизу)

мед   мед

Внизу: личные каюты (такие есть у каждого члена экипажа и пассажира - больше никаких кубриков), столовая и лекционный зал

каюта      столовая

 

лекторий

 

На этом все. Спасибо за внимание!

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 25 в т.ч. с оценками: 11 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


натаниэлла [12.11.2017 20:02] натаниэлла
Надя, спасибо, что оценила мои труды.
Приятно, что статья приносит новые знания и пользу.

Настёна СПб [15.11.2017 07:14] Настёна СПб 5 5
Нат, спасибо за как всегда интересную статью .
На "Красине" была давно, ничего не помню .

натаниэлла [15.11.2017 10:11] натаниэлла
Настя, дорогая, большое спасибо , что заглянула! Рада была развлечь слегка на экскурсии

Соня Соня [02.10.2018 00:24] Соня Соня 5 5
Наталья, видно, что вы проделали огромную работу над романом. Спасибо за статью, благодаря вам узнаю много нового!

натаниэлла [03.10.2018 09:48] натаниэлла
Соня Соня писал(а):
видно, что вы проделали огромную работу над романом. Спасибо за статью, благодаря вам узнаю много нового!


Спасибо за визит, Соня!
конечно, я работала с документами))) как еще пишутся романы?
очень приятно, что вы отметили и высоко оценили мои труды.

  Еще комментарии:   « 1 3

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Натаниэлла: Удивительные загадки космоса Библиотекарша: аватарки и комплекты 20 Натаниэлла: Советские плакаты о космосе Margot Valois: Другая история

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение