ЛЕДОКОЛЫ РОССИИ
В северных и южных морях, где нередко встречается солидный ледовый покров даже в период летней навигации, мореплаватели рискуют появляться, пожалуй, со дня постройки первых лодок. Однако по-настоящему бороться со льдом стало возможно только после изобретения кораблей специальной конструкции - ледоколов. Они бывают трех типов: паровые, дизельные и атомные. Ледоколы — какие они бывают? Он тоже был коммерческим судном и в состав военного флота не входил, за исключением двух периодов — Первой и Второй мировых войн. Верой и правдой «Ермак» прослужил до 1964 года. В дальнейшем из него хотели сделать корабль-музей, но что-то не срослось, и ледокол ушел на слом. Здесь я предлагаю немного отвлечься от теории и все увидеть своими глазами: совершить небольшую виртуальную экскурсию по ледоколу-музею "Красин" Как уже говорилось выше, при постройке "Красин" носил имя "Святогор". Это был второй ледокол России, построенный в 1916 году с учетом опыта эксплуатации "Ермака". У него была непростая судьба. 1 августа 1918 года новенький "Святогор" было решено затопить на подступах к городу Архангельску, чтобы перекрыть дорогу неприятелю. Это было сделано, но через некоторое время англичане подняли "Святогор", забрали себе в качестве трофея, очистили, отремонтировали, и он стал плавать под английским флагом. В 1921 году "Святогор" был выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР по инициативе полпреда Красина Л. Б. Так корабль вернулся на службу в Российский флот. Через 7 лет он был переименован в "Красина". На фото вверху: на палубе "Красина". Внизу: коридоры и лестницы корабля
После ВОВ "Красин" прошел модернизацию на вервях ГДР и стал похож на более современные дизельные ледоколы. В таком виде служил до конца 1980х, после чего стал кораблем-музеем. Нынешнее место стоянки ледокола - это набережная лейтенанта Шмидта у Горного института в Санкт-Петербурге.
Капитанский люкс: каюта оборудована переговорной трубкой (над кроватью) и личным санузлом. Внизу: комната для совещаний и переговорная. Обратите внимание на подставки для стаканов (фото 2): они крепятся к тумбочке, чтобы при качке ничего не упало
На фото внизу: кают компания на "Красине"
АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ - НОВАЯ ЭПОХА
Самым значащим событием в истории судоходства стало изобретение атомного ледокола. Первый атомный ледокол это «Ленин» (1960 год). Потом последовали и другие. Ниже - фотографии ледокола "Ленин", который сегодня тоже стал музеем в городе Мурманске.
На фото вверху: "Ленин" в работе и на отдыхе (в порту г. Мурманска) Вверху: так выглядят каюта командного состава, кают-комания и музыкальный салон. Внизу - ходовая рубка
Атомный ледокольный флот – уникальное явление. В мире построено лишь 14 гражданских судов с ядерной силовой установкой. Из них 11 ледоколов, и все они у России.
В сутки такое судно расходует всего 45 г ядерного горючего (столько поместится в водочной стопке). Поэтому запас хода от одной загрузки реакторов почти не ограничен, можно десятки раз обогнуть земной шар. Мощность – запредельная, турбины вращают винт весом более 50 тонн. Электрогенераторы, установленные даже на самом слабом российском атомоходе, могут обеспечить энергией полумиллионный город. Ни одна другая страна не строит суда подобного уровня. Этот факт известен не всем, но кроме России атомный ледокольный флот (подчеркиваю: именно флот!) не имеет больше никто. Что касается немногочисленных ядерных конкурентов из других стран, это не ледоколы, а корабли, предназначенные для работы в тёплых морях с маломощным реактором. Если речь именно о ледоколах, то в других странах они не атомные, а дизельные. Например, в США дизельных ледоколов серии «Уинд» (Ветер) 7 кораблей, все принадлежат военному министреству. В Германии — один корабль «Ганзе». В Финляндии – шесть и все предназначены для работы в Балтийском море. У Швеции – четыре. Япония имеет один дизелльный ледокол «Фудзи» для научно-исследовательских работ. Он снабжён тремя вертолётами и рассчитан на 24 пассажира.
Принцип работы ледоколаИз курса физики вы наверняка помните закон Архимеда: на тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая его вверх и равная весу вытесненной жидкости. Однако на корабль, плавающий во льдах, действует дополнительное боковое давление льда, которое способно раздавить корпус, как яичную скорлупу. Поэтому нижнюю часть ледокола надо делать особенно прочной и в форме ореха (то есть - широкой), а ватерлинию – ниже самой широкой части корабля. Тогда силы, действующие на ледокол, будут выталкивать его, не раздавливая.
Весь корпус корабля разделен водонепроницаемыми перегородками на несколько отсеков. По ватерлинии проходит «ледовый пояс» - усиленная полоса, способная противостоять жестким льдам. Конструктивно ледоколы разделяют на собственно ледоколы и ледорезы.
Ледоколы лед колют, то есть судно наезжает на льдину сверху, продавливает его своим нешуточным весом и раскалывает. У него чуть приподнятый нос, чтобы удобнее было наползать на лед. Ледорезы разрезают льдины особо укрепленным острым форшевнем, тараня лед, предпринимая иногда несколько попыток, а затем раздвигают полынью, расталкивая обломанные края льдины. На фото справа: острый нос ледореза Атомные ледоколы — настоящие ледоколы. А дизельные скорей ледорезы. Энергия многократных ударов позволяет ледорезу эффективно разбивать торосы в 2-3 метра толщиной. Но атомные ледоколы имеют преимущество: сегодня им по силам расколоть льдины более 4 метров толщиной с первой же попытки. На фото слева внизу: нос современного атомного ледокола (верхняя часть выдается вперед, чтобы наползать на льдину) Иногда бывает так, что ледокол, вползая на льдину, может не продавить ее (если лед толще 4 метров), а застрять сверху и завалиться на бок. Поэтому в последние годы в России строят суда с уникальным инженерным решением: за счет забора воды и перераспределения ее в цистернах на носу, боку и корме, можно контролировать крен ледокола в нужных направлениях. Поэтому, даже если корабль выползет на лед целиком, он не упадет, а выпрямится и выберется на читую воду без посторонней помощи.
К сожалению, есть в истории и грустная страница. После развала СССР Российское государство потеряло интерес к атомному флоту (и флоту вообще). Уникальные суда ржавели на приколах, останвились заводы, поставлявшие запасные детали для ремонта. Несколько ледоколов, принадлежавших научно-исследовательским институтам, были наскоро перепрофилированы под круизные туристические корабли и катали зарубежных туристов за валюту на Северный и Южный полюса.
На фото вверху: ледокол "Капитан Хлебников" переоборудованный в туристический лайнер Повезло, что суда строили в свое время на совесть, но даже самые надежные из них ветшают и ломаются. Атомный ледокол «Россия» работал с 1985 до 2013. «Советский Союз» был в строю с 1989 по 2010 год. В 1993г. пришлось законсервировать атомоход «Сибирь» выпуска 1977 года. В начале 2010-х подошло время списывать ледоколы проекта «Арктический». В строю оставался только «50 лет Победы» (выпущен в 2007 году, его ресурса хватит максимум до 2027 года), и "Ямал",принадлежащий Росатому.
На фото вверху: "Ямал" - самый зубастый атомный ледокол в мире)) (о том, как устроен быт на борту этого "зубастика" - смотрите фотографии в самом конце статьи) К счастью, в последние годы наше государство одумалось и начало проектирование и закладку новых кораблей. В прошлом году (2016) со стапелей уже сошел атомоход «Арктика» – он трудится сейчас на Ямале. В этом году (2017) на воду был спущен 173-метровый гигант «Сибирь». На подходе «Урал» (ноябрь 2021 года). Хочется верить, что дела у нас в этой области все-таки наладятся. На фото внизу: спуск на воду ледокола "Сибирь", Петербург, 22 сендября 2017 года
Вверху на фото: лестницы, которые моряки называют только "трапами". Внизу: ходовая часть ледокола. Под кожухами - электромоторы, вращающие гребные винты. Помещение находится в 9 метрах ниже ватерлинии. Осадка ледокола - 11 метров
Внизу: радиорубка (фото 1) и командная рубка (фото 2). Перед матросом - шутрвал (довольно маленький для такого большого корабля)
Поскольку, когда корабль плывет вдали от сотоввых вышек, невозможно поддерживать связь с помощью обычного телефона, туристам предлагают купить специальную телефонную и интернет-карточку (космическая связь через спутник), чтобы в дороге спокойно болтать со своими близкими и заходить на сайты. Звонить, бродить по интернету и публиковать фотографии в режиме он-лайн можно из радиорубки в любое время. Правда, такая услуга стоит дорого и оплачивается отдельно. На современном корабле предусмотрено несколько степеней защиты от нештатных ситуаций. Например, от пожара. Тушение производится углекислым газом. Когда звучит сигнал тревоги, люди обязаны покинуть помещение, оно задраивается специальными перегородками-дверьми, и туда запускается газ, подавляющий очаги горения. На фото внизу: предупреждающие индикаторы. Если надпись горит - уходи немедленно, пока дверь не закрылась!
На фото вверху: бар, где можно приятно скоротать время. Внизу: библиотека (книжек не так уж и много)
И под занавес - обещанное описание быта на современном атомном ледоколе. Фотографии сделаны на борту атомохода "Ямал".
Кстати, акулья морда была нарисована специально для экскурсионного "детского" круиза на Северный полюс. Но картинка настолько всем понравилась, что ее было решено оставить. И теперь, при покраске, ее регулярно обновляют.
Однако "Ямал" не только возит туристов, но еще и научные группы. В походе ученые находятся по нескольку месяцев. Чем они занимаются в свободное время? Об этом вам расскажут следующие картины.
На фото внизу: спортзал. Желающие могут поиграть в волейбол, в настольный теннис, заняться на тренажерах, а после искупаться в настоящем бассейне (глубина - 2 метра)
Кроме бассейна, есть сауна. А если испачкалась одежда - прачечная с гладильней (фото ниже - 1 и 2). Библиотека на "Ямале" очень богатая и на любой вкус (фото внизу)
В медицинском отсеке (фото внизу) Внизу: личные каюты (такие есть у каждого члена экипажа и пассажира - больше никаких кубриков), столовая и лекционный зал
На этом все. Спасибо за внимание!
|