Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Любовь моя – ШотландияСоздан: 18.02.2013Статей: 97Автор: AllegraПодписатьсяw

Здравствуй, ёлка, Новый год, Дед Мороз и хоровод !

Обновлено: 29.12.20 09:54 Убрать стили оформления

 

 

  

 

История Нового года

Считается, что празднование Нового года отмечали ещё 25 веков назад в Месопотамии. Практически все древние цивилизации начинали отсчёт следующего года примерно в марте. Это было естественно для земледельцев – с началом весны возрождалась природа и начинались полевые работы.

Кстати, само слово «март» возникло в Римской империи – месяц назвали в честь Марса. Да и сам календарь подвергся кардинальным изменениям там же, потому что Юлию Цезарю пришла здравая мысль его упорядочить. В 45 году до н.э. под руководством александрийских астрономов был разработан календарь, который остался в истории под названием юлианского. Год начинался с 1 января, состоял из 12 месяцев, а один из месяцев был назван в честь Цезаря июлем. Правда, позже император Октавиан Август обиделся, и назвал следующий месяц августом, в честь себя. А также уравнял количество дней с июлем, оторвав от февраля, поэтому февраль до сих пор такой куцый.

В прочей Европе Новый год перекочевал на 1 января гораздо позже: в Германии в 16-м веке, во Франции в 17-м, в Англии в 18-м.

В России с 1492 года (7000 от Сотворения мира) следующий год начинался 1 сентября, а летосчисление велось от Сотворения мира. Но в 7208 году по указу Петра I страна перешла на юлианский календарь, и новый 1700 год начался 1 января.

Более точный григорианский календарь был введён 14 февраля 1918 года. Кстати, с того времени появилось экзотическое понятие «старый Новый год», которое ставит в тупик иностранцев. А это всего лишь 1 января по отменённому юлианскому календарю.

Примечание:

Русская православная церковь не перешла на григорианский календарь, и даты праздников по-прежнему определяются по юлианскому календарю. Поэтому Рождество отмечается на 13 дней позже – 7 января по новому стилю (25 декабря по-старому).

 

Да... в общем, можно начинать праздновать с католического Рождества 25 декабря, плавно переходя к Новому году, затем к православному Рождеству, и заканчивая старым Новым годом 14 января.

История новогодней (рождественской) ёлки

Деревья использовали в качестве праздничных атрибутов ещё с языческих времён: Майское дерево, Йольское дерево, Йольское полено. Но когда ель появилась в роли символа Рождества – неизвестно до сих пор. Существуют единичные записи 15 - 16 веков об установке рождественской ели то там, то сям в Европе. Уже в 18 веке Гёте упоминает о наряженной ёлке в «Страданиях молодого Вертера».

В Россию первым попытался «протащить» ёлку через прорубленное «окно в Европу» Пётр I. Перенеся начало года на 1 января, он тем же указом повелел к празднику украсить дома еловыми и сосновыми ветвями. После Петра о нововведении забыли.

Только через сотню с лишним лет рождественские ёлки появились в императорской российской семье: будущий император Николай I, женившийся в 1817 году, устроил настоящую ёлку на Рождество для молодой жены-немки. И хоть последующие императоры тоже устраивали рождественские ёлки в своих резиденциях, но эта забава оставалась исключительно прерогативой правящей фамилии.

Из этого следует такой забавный факт, что, например, ни А.С.Пушкин, ни М.Ю.Лермонтов никогда в жизни не видели рождественской ёлки: в их дворянском окружении поддерживались только русские святочные традиции – святочные маскарады и балы. Лермонтов описал такой праздник в драме «Маскарад», а Пушкин – святочное гаданье девушек в поэме «Евгений Онегин».

Но уже в 1840-х годах новый обычай постепенно проник в жизнь аристократии, чему немало способствовала мода на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, сказка которого «Щелкун орехов» была опубликована на русском языке в 1839 году.

Мультфильм «Щелкунчик», 1973 г.
Кадр из мультфильма «Щелкунчик», 1973 г.

Со второй половины 19 века ёлка уже становится модным и статусным атрибутом, а в продаже появляются специальные ёлочные украшения.

24 января 1918 года на территории страны был введён григорианский календарь, и после 31 января наступило сразу 14 февраля. Так как православная церковь продолжила использовать юлианский календарь, это переставило Рождество и Новый год местами. Но ёлка пока ещё не попала в разряд вредных атрибутов. Это произойдёт в 1929 году, когда отменят Рождество, а вместе с ним и ёлку как «поповский обычай».

Человеком, который вернул народу ёлку, был Павел Постышев – партийный деятель и публицист. В 1935 году, в рамках создания праздника Новый год взамен Рождества, он опубликовал заметку в «Правде», где предложил восстановить развлечение для детей.

Ёлка теперь выступала в новом качестве – праздник был массовым и сопровождался воспитательной работой.

 

Сейчас на постсоветском пространстве вновь стали открыто праздновать Рождество, и вернулась прекращённая на время традиция рождественской ёлки.

В столицах «главная ёлка страны» устанавливается на центральной площади города. В России – на Соборной площади в Московском Кремле.

В Великобритании 20-метровая ёлка устанавливается в Лондоне на Трафальгарской площади. Дерево присылает королевская семья Норвегии в знак признательности за освобождение страны от немецкой оккупации английскими войсками во время Второй мировой войны. Традиционно, ёлку на Трафальгарской площади украшают только вертикальные гирлянды из лампочек.

В Риме ёлку устанавливают на площади Святого Петра. Согласно сложившемуся обычаю, каждый год ёлку Ватикану приносит в дар одно из европейских государств.

В Нью-Йорке ёлка устанавливается перед Рокфеллер-центром.

Одна из самых оригинальных – искусственная плавучая ёлка в Рио-де-Жанейро на озере Лагоа. Её высота – 85 метров, и она вошла в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая в мире плавучая ёлка. В неё вмонтирован механический колокол, исполняющий рождественские мелодии. В гирлянде более 3 миллионов лампочек, которыми управляет компьютер, а по выходным из ёлки бьёт салют.

Плавучая ёлка в Рио-де Жанейро

История Деда Мороза

Карачун. Картина современного художника Виктора Королькова
Карачун. Картина современного художника Виктора Королькова

В сказаниях и легендах восточных славян с языческих времён существовал дух зимы – повелитель мороза, снега и ветра. Его представляли как могучего старика с белой бородой, с посохом в руках, и с очень суровым характером. У него было много образов и имён.

Позвизд – дух бурь и непогод. Он носится по небесам, сопровождаемый ураганами, а с его одежд на землю сыплется снег.

Зимник – повелитель стужи.

Карачун – подземный бог, отнимающий жизнь и повелевающий морозами.

Дед Трескун – хозяин земли с ноября по март, суровый повелитель зимы и мороза.

Морозко – олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, осыпающий зимнюю природу снежным серебром, дарящий радость зимнего праздника.

 

Писатели, увлекающиеся славянским фольклором, создали различные образы Зимнего Деда – от доброго до лютого.

В.Ф.Одоевский. Сказка «Мороз Иванович», 1840 г. Добрый, но справедливый старик Мороз Иванович щедро вознаграждает трудолюбивую девочку Рукодельницу и наказывает Ленивицу.

Н.А.Некрасов. Поэма «Мороз-Красный нос», 1863 г. Жестокий Мороз-воевода насмерть замораживает в лесу крестьянскую вдову Дарью, оставляя сиротами её малолетних детишек. Кстати, в школьных хрестоматиях поэма печаталась в сокращённом варианте. Помните, мы учили наизусть?

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

А через несколько строф, оказывается, следует вот что:

Люблю я в глубоких могилах

Покойников в иней рядить,

И кровь вымораживать в жилах,

И мозг в голове ледянить.

Бррр! Это уж точно не следовало читать пятиклассникам. Хотя... детские страшилки ещё и не такое могут выдать.

А.Н.Островский. Пьеса-сказка «Снегурочка», 1873 г. Языческое божество Мороз – отец Снегурочки. С тех пор, как она родилась, Ярило-солнце разгневался и даёт мало света и тепла; лето стало коротким, а зима – долгой и суровой. Сочувствуя людям, Мороз обещает Весне покинуть страну берендеев.

Композитор Н.А.Римский-Корсаков написал по пьесе оперу «Снегурочка», премьера которой состоялась в 1882 году. Это событие окончательно сформировало знакомый нам образ Деда Мороза.

Но с новогодней (уже не рождественской) ёлкой дедушка с подарками встретился ещё не скоро. Когда в 1935 году «реабилитировали» ёлку и появилась традиция массовых детских новогодних мероприятий, то в праздничных сценариях нашлось место и Деду Морозу, который появлялся с мешком подарков.

Морозко – персонаж одноимённого фильма (реж. Александр Роу), 1965 г.

В роли Морозко – Александр Хвыля

Как выглядит Дед Мороз

Дед Мороз – седой старик с бородой, в длинной шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он может заморозить всё, до чего дотронется.

Шуба Деда Мороза белая или синяя. Она длинная и обязательно расшита узорами из серебряных нитей. Правда, в советское время в гардеробе Деда появилась и шуба красного революционного цвета.

Шапка боярская, с меховой опушкой, также расшитая серебром.

К сожалению, театральные костюмы Деда Мороза сейчас трансформируются под влиянием заполонивших прилавки и экраны Санта Клаусов. У Деда Мороза не может быть колпака с помпоном, или короткой куртёнки, подпоясанной кушаком! И он никогда не ездит на оленях.

Передвигается Дед на санях, запряженных тройкой лошадей, или просто появляется волшебным способом.

История Санта Клауса

Дед Мороз – персонаж народных поверий и сказок, изначально языческое всемогущее божество. Его образ складывался столетиями (а возможно и тысячелетиями). В отличие от него, прообраз европейского Санта Клауса был реальной исторической личностью и жил на рубеже 3 - 4 веков.

Николай Мирликийский (он же Николай Чудотворец) родился в Ликии (сейчас территория Турции), в греческой колонии. Посвятив свою жизнь христианской религии, он был архиепископом в городе Мира, поэтому получил имя Мирликийский. Житие св. Николая повествует, что он отдал всё своё наследство в пользу бедных. Всю жизнь он творил добрые дела, например, спас троих бедных девочек от незавидной судьбы, подбросив через окно узелок с монетами. По легенде, узелок упал в чулок, оставленный для просушки перед огнём. Отсюда произошёл обычай вывешивать носки для подарков от Санта Клауса.

После кончины архиепископа 6 декабря (19 – по григорианскому календарю) он был возведён в ранг святого. Позже в этот день появился обычай дарить детям подарки от имени св. Николая. Со временем вокруг его образа возникло множество легенд – например, что Санта Клаус подбрасывает подарки через дымоход. Поэтому в Европе принято рождественские подарки, особенно детям, прятать в сапожки, туфельки, или башмачки.

В разных странах святой Николай стал прообразом новогодних фольклорных персонажей.

Святой Николай       Святой Николай

Святой Николай дарит детям рождественское дерево

Гравюра из немецкой книги

«50 басен с картинками для детей» (1876 г)

Святой Николай. Открытка

 

 

Внешность Санта Клауса со временем изменялась. Сначала его изображали в плаще. К началу 19 века голландцы рисовали его худощавым курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки.

Полёт Санта Клауса на санях по небу впервые описал американский писатель Вашингтон Ирвинг в 1819 году.

В добродушного толстячка Санта Клаус превратился в 1823 году, когда американский профессор греческой и восточной литературы Клемент Кларк Мур написал для своих детей стихотворение «Визит святого Николая». В ней святой появляется в рождественский сочельник и спускается по каминной трубе с мешком, полным подарков. Он разъезжает на упряжке из восьми оленей, а о его приближении можно узнать по скрипу полозьев и мелодичному звону колокольчиков, привязанных к оленьим шеям. Идею образа Санта Клауса Мур позаимствовал у своего друга Вашингтона Ирвинга, но, в отличие от Ирвинга, Мур изобразил своего персонажа как «весёлого старого эльфа», а оленей придумал сам.

Санта Клаус

Если раньше Санта Клаус одевался в зелёный костюм (как и положено уважающему себя эльфу), то в 1931 году он переоделся в красное. Тот образ Санта Клауса, который нам привычен сейчас, появился в результате рекламной кампании «Кока-Колы». Американский художник Хеддон Сандблом выполнил серию рисунков маслом, и это стало прорывом в рекламном бизнесе.

Торговая марка «Кока-Кола» до сих пор эксплуатирует образ Санты авторства Сандблома: Санта-Клаус с бутылкой сладкой шипучки в руках, в красном колпаке с белой опушкой, и такого же цвета шароварчиках и курточке, путешествует на оленьей упряжке, пробирается через каминные трубы в дома к детям, чтобы принести им подарки.

На протяжении последующих десятилетий Санта Клаус, как и подобает фотомодели, менял обстановку и ситуации, в которых он оказывался. Частенько он любил побаловаться в домах: шарил в холодильнике, играл с собакой, попивая при этом кока-колу.

Забавно, что прототипом Санта Клауса был Лу Пентисе (Lou Pentice) – ушедший на пенсию продавец, друг Сандблома. По мнению художника, его внешность полностью соответствовала внешности святого: добряк с морщинками вокруг глаз, придававшими ему вид счастливого человека. Занимательно, что сам художник сделал из Пентисе Санта Клауса после того, как тот уже скончался, а его детей и внуков использовал в качестве натурщиков для изображения детишек, встречающих Санту.

Санта Клаус

Дед Мороз, Санта Клаус и их «двоюродные братья»

В Голландии и Люксембурге подарки детям дарит Синтерклаас (Sinterklaas), то есть святой Николай. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта Клауса (начиная с Нью-Йорка, основанного голландцами).

Ирландский и английский Санта Клаус прячет рождественские подарки в носки, немецкий – оставляет на подоконнике, а испанский – бросает на балкон. Французский Пэр Ноэль (Pere Noёl, Рождественский Дед) подбрасывает подарки через дымоход.

В Чехии, Боснии и Хорватии зимними праздниками заправляет Дед Мороз (Deda Mraz), в Польше – Святой Миколай (Swiety Mikolaj), в Венгрии – Микулаш (Mikulas). Болгарского повелителя морозов зовут Дядо Коледа, литовского – Senelis saltis, латышского – Salatetis (произнести не могу, а дословный перевод – старик Мороз).

В Скандинавии рождественские персонажи ведут свою родословную из глубин мифологии, и сохранили имена, начинающиеся со слова Йоль: в Швеции – Jultomten, в Дании – Julemanden, в Исландии – Jolasveinninn, в Норвегии – Julenisse.

Норвежский Юлениссе когда-то был просто домовым гномом. Жил себе на фермах и помогал по хозяйству. В начале 20 века доброго весёлого Юлениссе «повысили в звании» и он стал раздавать рождественские подарки. 

А к финнам приходит на Рождество строгий Йольский козёл (Joulupukki) (подробнее о празднике Йоль).

Юлениссе     Йолупукки
Норвежский Юлениссе и финский Йолупукки

Отличия Деда Мороза от Санта Клауса

Сейчас традиционный образ Деда Мороза вытесняется Санта Клаусом везде – в телерекламах, на прилавках магазинов, которые завалены Сантами китайского производства. Попросите вашего ребёнка нарисовать Деда Мороза – и он гарантированно нарисует Санта Клауса.

Так каковы же отличительные черты нашего Деда Мороза?

Дед Мороз   Санта Клаус
Дед Мороз   Санта Клаус

Происхождение

Биография Деда Мороза уходит в глубину столетий, беря своё начало от древнеславянских духов зимы и стужи. Позже его образ формировал народный фольклор.

Прототип Санта Клауса – реальная историческая личность, архиепископ Николай Мирликийский, который жил на рубеже 3 - 4 веков. Сейчас уже образ Санта Клауса окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми деталями и коммерциализировался.

Одежда

Дед Мороз носит длинную шубу – белую или синюю, расшитую серебряными узорами. Воротник, рукава и низ шубы оторочены белым мехом. Однако в советский период Деда переодели в шубу идеологически правильного красного цвета, да так надолго, что уже мало кто знает, какая шуба должна быть у хозяина зимы на самом деле.

Свою шубу Дед Мороз не подвязывает ни ремнём, ни кушаком.

Длина шубы – до земли, из-под неё не должно быть видно никаких штанов, это не солидно. Дед Мороз не выставляет на всеобщее обозрение то, что у него под шубой. Это так же сакрально, как и то, что у шотландцев под килтом. 

Руки деда Мороза спрятаны в толстые рукавицы.

Санта Клаус носит одежду ярко-красного кричащего цвета: штаны и короткую куртёнку (иногда чуть ниже пояса, иногда вообще до пояса), перехваченную ремнём. У них там, может, и тепло в таких легкомысленных шмотках, а нашу зиму Санта не выдержит.

Обувь и шапка

Обувь Деда Мороза – только валенки. Это Санта может щеголять в коротких сапожках.

Шапку Дед Мороз носит боярскую, под цвет шубы, и тоже отороченную мехом. Никаких помпонов и кисточек у солидного Деда быть не может.

Санта носит колпак с помпоном, что делает его похожим на мультяшного гнома.

Внешность

Рост Деда Мороза внушителен, и стать у него богатырская. Однако лишним весом он не страдает – со здоровьем у него всё в порядке. И вредных привычек нет, поэтому Деду не нужны очки, и он не курит.

Санта ростом не высок, а из-под ремня у него отчётливо выпирает пивное брюшко. И как он, при такой грузной комплекции, пролезает через дымоход? Частенько Санта щурится сквозь очки и покуривает трубку, подавая дурной пример подопечным детишкам.

Борода Деда Мороза густая и длинная, белая и пушистая. Санта свою бородку коротко подстригает. Наверно затем, чтобы не запачкалась в дымоходе и не зацепилась там за что-нибудь. Ох, бедный Санта – глядя на картинку, так и кажется, что его мучает одышка.

Характер

Дед Мороз строгий, но справедливый и щедрый, как и положено могущественному зимнему божеству. Ни в какие дымоходы лазить Деду ни к чему, он появляется в доме непостижимым божественным образом. Свой подарок он кладёт под ёлку, и уж размер этого подарка не ограничивается размером носочка.

Санта Клаус весёлый и дурашливый, а вот величия в нём не просматривается. Залезает в жилище он через дымоход (уж какое тут величие?) и раскладывает подарки в носки и ботинки, выставленные в ожидании подарков.

Атрибуты

Волшебный посох Деда Мороза – прямой, с круглым или звездообразным набалдашником.

Санта Клауса обычно изображают с епископским посохом, верх которого загнут.

Прочие прибамбасы типа веночков, колокольчиков, песенки «Джингл Беллз» – это атрибуты Санты, не имеющие никакого отношения к Деду Морозу.

Способ передвижения

Дед Мороз путешествует в санях, запряженных лихой тройкой. Но и на лыжах тоже умеет. По небу он не летает, его царство – заснеженные леса и поля; по снегу он и ездит.

Санта Клаус летает по небу в санках, запряженных оленями. Оленей придумал профессор Клемент Кларк Мур, определил их количество и дал им имена.

Внучка

Санта Клаус всегда один. Было бы странно, если бы у него была внучка, учитывая биографию прототипа Санты.

У Деда Мороза есть постоянная спутница – внучка Снегурочка. И не слушайте анекдоты, в которых говорится, что Снегурочка нужна для того, чтобы подгулявшего Деда Мороза притащить домой. Дед, конечно, может выпить в божественных количествах, но на ногах стоит твёрдо, алкоголь его не берёт.

А откуда у новогоднего божества взялась внучка ?

История Снегурочки

 Ни один новогодний утренник не обходится без призыва Снегурочки. Собравшись вокруг ёлки, детишки хором кричат: «Сне-гу-роч-ка!» И она появляется. Но если Дед Мороз и его аналоги существуют уже много столетий в разных странах, то Снегурочки больше нет нигде.

При изучении славянских обрядов снежной девочки зафиксировано не было. Но как сказочный персонаж она всё же существует. Известный фольклорист А.Н.Афанасьев в своей монографии «Поэтические воззрения славян на природу» упоминает сказку о Снежевиночке:

«Вышел старик на улицу, сжал комочек снегу и положил на печку – и стала девочка Снежевиночка.»

Вдохновившись исследованиями Афанасьева, драматург А.Н.Островский написал пьесу «Снегурочка». Кто её не читал, тот обязательно смотрел мультик и знает ход сюжета. Славянские божества Мороз и Весна-Красна прячут свою дочку Снегурочку от гнева Ярилы-Солнца. Но снежная девушка печалится от того, что не умеет любить. Мать Весна дарит ей эту способность, но, полюбив, Снегурочка погибает.

Красивая печальная история быстро приобрела популярность и послужила источником вдохновения не только писателям, но и композиторам, и художникам. События развивались быстро: монография Афанасьева публиковалась в 1865 - 1869 годах, пьеса Островского вышла в свет в 1873-м, а уже в 1881-м композитор Н.А.Римский-Корсаков написал по пьесе оперу. Сказочный персонаж вошёл в моду: девочки надевали карнавальные костюмы Снегурочки, фигурками украшали новогоднюю ёлку.

Когда в СССР вернули новогоднюю ёлку вместе с Дедом Морозом, то рядом с ним появилась помощница-Снегурочка. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые были ведущими на празднике ёлки в Московском Доме Союзов (т.е. на главной ёлке страны). Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка часто изображалась маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.

В 50-е годы сценарии для кремлёвских ёлок писали классики детской литературы Лев Кассиль и Сергей Михалков. В какой-то момент своего пути от фольклорного персонажа до официальной ведущей новогоднего праздника Снегурочка превратилась во внучку Деда Мороза.

У новогодней ёлки в Колонном зале Дома Союзов, 29 декабря 1952 г
У новогодней ёлки в Колонном зале Дома Союзов, 29 декабря 1952 г

Сейчас в сети можно найти всё что угодно, включая и теории о родстве этих сказочных персонажей. Например, есть такое шуточное предположение:

Всем известно, что Снегурочка – внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать?

Итак, у сказочных персонажей Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы однажды появился сын Снеговик. Повзрослев, он взял в жёны Весну-Красну, и у них родилась дочка Снегурочка.

Почему бы и нет?

Портреты Снегурочки

Над образом Снегурочки работали многие знаменитые художники – так полюбилась им трогательная история снежной девушки, которая смогла полюбить, но заплатила за это жизнью.

 

Виктор Васнецов

Знаменательно такое совпадение: в 70 - 80-е годы три выдающихся представителя русского искусства в области театра, музыки и живописи последовательно, один за другим создали на основе народного творчества, исходя из его достижений исключительной силы и убедительности, неувядаемый памятник национальной художественной культуры. Если Островский взял для «Снегурочки» народные мифы и сказания во всей их непосредственной связи с языческими истоками и воплотил в глубоко художественных образах; если Римский-Корсаков, вдохновившись прекраснейшей «весенней сказкой» Островского, сумел написать свою удивительной красоты и свежести русскую оперу, основанную на древних ладах и народных мелодиях, то все это вместе взятое было прочувствовано, понято художником Васнецовым, создавшим уже в живописи полные очарования, непосредственности и красоты глубоко народные образы.

Общее впечатление от цикла эскизов Васнецова к «Снегурочке» – исключительно цельное. Идея «весенней сказки» Островского, нашедшая столь яркое воплощение в опере Римского-Корсакова, не менее своеобразно выражена в замечательных акварелях Васнецова, в их ясных, прозрачных тонах, в нежных, тончайших узорах, в сказочно наивных, порою как бы игрушечных фигурках...

Н.С. Моргунов, Н.Д. Моргунова-Рудницкая. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество, 1962, М.: Искусство, 460 стр. с илл.

Отрывок из книги характеризует постановку «Снегурочки» на сцене частного театра предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова: пьеса была показана в 1882 году, а опера в 1885-м. Акварельные эскизы декораций и костюмов рисовал Виктор Васнецов – это был его первый опыт оформления спектакля. Работая над декорациями к опере, он ввернулся к своим старым эскизам и дополнил их в том же стиле, сохранив идею и гамму красок.

Вдохновлённый мотивами народного фольклора, Васнецов в 1899 году пишет ещё одну «Снегурочку» – картину маслом. Здесь образ Снегурочки совсем другой. Это девочка, только что появившаяся на опушке леса. Луна освещает фигурку в парчовой шубке, а вокруг полный очарования зимний пейзаж. Снегурочка растерянно оглядывается вокруг, но зритель чувствует угрозу в темноте за спиной девочки, где едва светятся огоньки деревушки. Интересная деталь: в сетевых источниках мелькнуло предположение, что полузасыпанные снегом предметы у ног героини – это капканы. Тогда в картине явно зашифровано предостережение – не к добру снежная девочка покинула родной лес.

В.Васнецов. Эскиз к постановке пьесы и оперы «Снегурочка» в частном театре Саввы Мамонтова. 1882 – 1895 г В Васнецов. Снегурочка. 1899 г

В.Васнецов. Эскиз к постановке пьесы и оперы «Снегурочка»

в частном театре Саввы Мамонтова. 1882 - 1895 г

В Васнецов. Снегурочка. 1899 г

 

 

Михаил Врубель

М Врубель. Снегурочка. Эскиз к постановке оперы. 1895 г

Маленькая акварельная картина, размером всего 25х17 см – это эскиз костюма к опере «Снегурочка». Художник тщательно прорисовал шубку, изобразив сказочные узоры. Но не удержался от проработки фона – за спиной героини стеной стоят ели, голубоватые тени от которых ложатся на снег. Снегурочка на эскизе – хозяйка леса. Едва заметно улыбаясь, она без страха смотрит на зрителей большими задумчивыми глазами.

Лицо героини для современников было узнаваемым – это оперная певица Надежда Забела. Он была ведущим сопрано в московской частной опере Саввы Мамонтова, затем солировала в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Певица исполняла главные партии во многих операх Римского-Корсакова, и Снегурочку в том числе, в костюме по эскизу Врубеля.

Забела была музой художника, он изображал её на своих картинах, а в 1896 году женился на ней.

Сама картина в своё время была почти скандальной, ибо написана в стиле символизма и модерна, за что творчество Врубеля любили критиковать современники.

 

Николай Рерих

Н.К.Рерих четырежды иллюстрировал постановки «Снегурочки» на оперных и драматических сценах: в 1908 году (постановка в Париже не состоялась), далее в 1912, 1919 и 1921 годах в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго.

В 1912 году в Петербурге открылся Русский драматический театр. Репертуар был случаен, спектакли и декорации готовили небрежно, и вскоре театр закрылся. В первом его сезоне была поставлена пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» в декорациях и костюмах по эскизам Рериха. Но исполнители декораций исказили замысел художника и не смогли передать оригинальность и выразительность его эскизов.  Художник, увидев эти декорации на генеральной репетиции, попросил убрать его имя с афиши.

Замысел Рериха состоял в том, чтобы показать героиню, явившуюся из совершенно другого мира, не похожего на классические сказки. Лицо девушки неожиданно напоминает старинную икону. Узорная шубка расписана загадочными кругами и завитками.

При внимательном рассмотрении узоров можно увидеть некий таинственный знак – три соприкасающихся круга. Как известно, Н.Рерих был не только художником, но и философом, археологом, путешественником. Он придавал этому символу большое значение, т.к. встречал его в своих экспедициях. Он часто изображал его на картинах, и даже наряд Снегурочки расписал сакральными узорами. Позже с подачи Рериха этот символ был утверждён как Знамя мира (знак договора о защите исторических памятников).

Н.Рерих. Снегурочка. Эскиз к постановке пьесы. Петербург,1912 г     Н.Рерих. Снегурочка. Эскиз к постановке пьесы. Петербург,1912 г     
Н.Рерих. Снегурочка. Эскизы  к постановке пьесы. Петербург,1912 г.              Увеличенная деталь узора 

 

Н.Рерих. Снегурочка и Лель. Эскиз к постановке оперы. Чикаго, 1921 г

Оказавшись в 1916 году за границей, Рерих не смог вернуться на родину после революции.

В 1920 году он принимает предложение оформить оперу Римского-Корсакова «Снегурочка» для чикагского театра.

Если предыдущие сценические версии переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, то работы 1921 года отличались совершенно неожиданным изображением персонажей.

В новой трактовке произведения смешались Византия (царь Берендей), Восток (Мизгирь), Азия (Лель и Снегурочка). Много общего нашел художник у легендарного пастуха Леля и индусского Кришны.

Оформление оперы имело такой успех у американской публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам Рериха вошли в бытовую моду текущего сезона.

 

 

 

 

 

Ещё Снегурочки

Василий Перов. Тающая Снегурочка. Эскиз, 1879 г     Борис Зворыкин. Снегурочка в лесу. 1925 г
Василий Перов. Тающая Снегурочка. Эскиз, 1879 г Борис Зворыкин. Снегурочка в лесу. 1925 г

 

История игрушек

Германия

Одновременно с возникновением такого символа Рождества как ёлка появились и ёлочные украшения. В соответствии с христианской символикой деревцо украшали яблоками, горящими свечами, а на верхушку водружали Вифлеемскую звезду. Для детей на ёлку вешали сладости и орехи в золочёной бумаге.

В 19 веке немецкие иммигранты привезли традицию украшать рождественскую ёлку в Британию и США.

 

Британия

Остролист

На британских островах существовали собственные кельтские обычаи, связанные с вечнозелёными растениями – омелой и остролистом.

Падуб-остролист считался магическим деревом, символом Солнца. Его ветвями украшали жилища для защиты от сил зла. В римской Британии падуб, посвящённый Сатурну, использовали во время празднования сатурналий, которые проходили в конце декабря. С приходом христианства, но до распространения рождественских ёлок, ветви остролиста использовали как рождественское украшение.

Священным растением была и омела. Даже враги, случайно встретившиеся под омелой, должны были сложить оружие. Венок из омелы над дверью означал мир для входящих, а поцелуй под омелой считался невинным.

Смешавшись, немецкие и британские обычаи привели к появлению рождественских венков в качестве праздничного украшения.

 

США

Традиция наряженных ёлок в США стала массовой в 1850-х годах. Пример праздничных украшений задала гравюра, перепечатанная из британского издания 1847 года: королева Виктория с мужем и маленькими детьми на фоне тщательно украшенной ёлки. Гравюра сразу стала популярным руководством к проведению Рождества.

Что касается горящих свечей, укреплённых на ветках, то нередко случались возгорания ёлок, пока в конце 1870-х годов американский телеграфист не изобрёл безопасную электрическую гирлянду. Глядя на сигнальные лампочки телефонных пультов, он догадался, что их можно развесить на ёлке.

«Под венком омелы», английская гравюра, 1873 Королева Виктория и её муж Альберт с детьми у рождественской ёлки. Гравюра из американского альманаха «Godey's Lady's Book», 1850
«Под венком омелы», английская гравюра, 1873 г

 

 

 

Королева Виктория и её муж Альберт с детьми

у рождественской ёлки.

Гравюра из американского альманаха

«Godey's Lady's Book», 1850

Россия и СССР

В Российской империи ёлка вошла в моду во второй половине 19 века, а украшения завозили в основном из Германии. Одно из первых предприятий по производству стеклянных игрушек было организовано в Клинском уезде. Оно существует и до сих пор, а в музее ёлочных украшений хранятся редчайшие экземпляры, например стеклянный самовар. (см. ролик)

На ёлках развешивали бусы, ватных ангелов, картонные флажки, съедобные пряничные фигурки, популярны были хлопушки и бенгальские огни.

Когда в 1929 году Рождество вместе с ёлкой запретили, фабрики по производству стеклянных игрушек стали выпускать лабораторную продукцию. Но маленькие артели продолжали украдкой делать игрушки, и сейчас это самые дорогие коллекционные экземпляры.

В 1935 году ёлку «реабилитировали», тщательно очистив традицию от религиозного оттенка. Теперь это был новогодний праздник. Фабрики ёлочных украшений стали выпускать новый ассортимент: животных, фрукты, овощи, автомобили, самолёты, флажки, фигурки людей – пионеров, красноармейцев. Вместо Вифлеемской звезды верхушку ели украшали пятиконечной красной, или просто навершием (пикой).

В 1937 году на массовом новогоднем детском празднике появился и Дед Мороз. Согласно рекомендациям по воспитанию советских детей, праздник был подчёркнуто отделён от Рождества. Дед Мороз держал в руках «Курс истории ВКП(б)», а ёлку украсили шарами с портретами членов Политбюро. Но этот анекдотичный случай был первым и последним. Вешать руководство страны на ёлку было признано аполитичным.

Во времена освоения Заполярья на ёлках появились полярники, парашютисты, белые медведи. Со временем в ассортимент игрушек добавились герои сказок, посуда. Но фабричных игрушек ещё не хватало, поэтому в семьях их часто делали вручную из ваты, картона, бумаги. Любители до сих пор вырезают причудливые бумажные снежинки.

Даже во время войны игрушки выпускались маленькими партиями – танки, самолёты, пушки.

В 1949 году, в честь 50-летия со дня рождения Пушкина выпустили большую серию игрушек, изображавших героев пушкинских сказок. Позже появились и другие сказочные персонажи – снеговики, Айболиты, Красные шапочки, Коты в сапогах, Коньки-горбунки, звездочёты.

Под ёлку ставили деда Мороза и Снегурочку из прессованной ваты. Поверхность этих фигур была покрыта блёстками и крахмальным клейстером, но обращаться с ними нужно было бережно, чтобы не порвать непрочную «одежду».

Советские ёлочные игрушки

В 50-е годы изготавливали гирлянды из картонных флажков, стеклянные бусы, наборные игрушки из проволоки и стекляруса; они сохранились в семьях до 60-х годов. Тогда же появились игрушки на прищепках – люди и животные. После выхода фильма «Карнавальная ночь» стали популярными часы со стрелками, показывающими без пяти двенадцать.

И, конечно же, початки кукурузы! А также всевозможные овощи и фрукты: лимоны, огурцы, помидоры, морковь, баклажаны, перец, клубника, малина, яблоки, груши, сливы, персики, грибы. На ёлках росло всё!

Полёт человека в космос открыл новую эру в производстве игрушек – на ёлках появились космонавты, спутники и ракеты (помню, у меня была гирлянда из спутников). Даже макушку-пику стали стилизовать под взлетающую ракету.

60-е годы явили огромное разнообразие шаров с выемками и сосулек самых причудливых форм.

Позже появилась мишура, которую чаще называли «дождик» – тонкие блестящие полоски, обтекающие ёлку сверху вниз. И ещё «снежок» из металлический фольги, нанизанный на нитку.

 

До сих пор популярными новогодними игрушками остаются конфетти, серпантин, а также разные виды пиротехнических изделий – от бенгальского огня до петард и ракет.

Пиротехнические изделия появились в Китае. Считалось, что громкий шум и яркий свет отгоняют злых духов. Однако название бенгальского огня образовано от индийской провинции Бенгалии, где похожую смесь применяли для сигнализации. Кстати, искры, сыплющиеся при горении бенгальского огня – это железные опилки.

Ленты серпантина бывают не только бумажные, но и из фольги. Спиральные полоски похожи на змеек, поэтому и получили своё название от serpent (змея и по-английски, и по-французски). Серпантином можно и ёлку украсить, и в празднующих людей им кидаться.

Название конфетти происходит от конфет. В Италии во время карнавала участники бросали друг в друга маленькими конфетами (confetto). Позже конфеты заменили цветными бумажками. Сейчас делают конфетти из шёлковой бумаги или тонкой плёнки, и оно долго не падает на землю.

 

Помню, я очень любила зажигать бенгальский огонь, несмотря на то, что запашок оставался тот ещё...

А также стрелять хлопушками с конфетти и бросаться серпантином.  

 

 



Комментарии: Автор данного блога Allegra разрешил добавление комментариев только пользователям со званием не ниже Леди/Man.

Всего отзывов: 6 в т.ч. с оценками: 4 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Нефер Митанни [29.12.2020 11:01] Нефер Митанни 5 5
Замечательная статья!
А у меня сохранились открытки старые (мама когда-то собирала). Там Дед Мороз очень разный, но всегда в шубе до пят и на тройке.

Allegra [29.12.2020 11:50] Allegra
Нефер Митанни писал(а):
Там Дед Мороз очень разный, но всегда в шубе до пят и на тройке.


И это совершенно правильно! Раньше Деда Мороза изображали верно, как и положено по традиции. Это сейчас его уже "скрестили" с Санта Клаусом.

Настёна СПб [29.12.2020 21:28] Настёна СПб 5 5
Эйлин, спасибо!
У меня даже настроение новогоднее появилось .
Гирлянды из спутников у нас не было, а вот игрушки очень знакомые .

Allegra [30.12.2020 08:19] Allegra
Настёна СПб писал(а):
У меня даже настроение новогоднее появилось

Всегда хочется надеяться на лучшее.
Настёна СПб писал(а):
игрушки очень знакомые

Да, они типовые были. А теперь умилительно встретиться со своим детством.

михайловна [30.12.2020 21:52] михайловна 5 5
Так интересно!!!История и плюс окунулась в детство,смотря на красивого деда мороза и елочные игрушки.Были "огурцы",помню и это так смешно.А вот сосульки есть до сих пор.Спасибо Эйлин!И тебя тоже с Новым Годом!

Стефания [02.01.2021 21:46] Стефания 5 5

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Нефер Митанни: Мои работы для конкурсов - 2 Натаниэлла: Москва мистическая. Прогулки по домам с привидениями Нефер Митанни: Рождественские гадания в России Нефер Митанни: Празднование Рождества в России

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение