Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Творческие страницыСоздан: 15.02.2011Статей: 125Автор: НатаниэллаПодписатьсяw

Артюр Рембо - поэт, который променял поэзию на путешествия

Обновлено: 11.03.11 11:42 Убрать стили оформления

 

                                                                                   

 

                                                             из цикла "Неизвестная история в лицах"

 


Что значит – быть поэтом? И можно ли быть поэтом – а потом взять и перестать им быть?

Если вы считаете, что талант, вдохновение, чувство прекрасного, особый взгляд на мир – все это дается вам навсегда, то странная биография французского поэта Артюра Рембо опровергнет ваши убеждения. Он писал стихи – причем, потрясающе талантливые стихи – всего  в течение трех лет.  Он совершил революцию в теории французского стихосложения. Его имя включено в энциклопедию мирового  культурного наследия. Им восхищались, ему подражали, о нем спорили до хрипоты. Но, повторяю, все свои произведения – от неумело юношеских до настоящих шедевров, этот человек создал всего лишь за 3 года. А после не написал ни строчки. И даже презирал то, чем когда-то занимался. О том, кем был этот загадочный человек и что с ним произошло, мы и поговорим сегодня.

Рембо был вторым сыном пехотного капитана и зажиточной крестьянки. После того, как отец покинул семью в 1860 году (мальчику было 4 года), воспитанием четверых детей занималась мать - женщина властная и непомерно строгая: за малейшее нарушение порядка детям полагалось домашнее заточение на хлебе и воде. Артюр учился блистательно, и его поразительная одаренность проявилась очень рано. Но школу он, увы, та и не заончил. Потому что столь же рано обнаружились и его бунтарские наклонности: мальчик ненавидел свой провинциальный городок, ханжеский семейный уклад и добропорядочных обывателей.

29 августа 1870 году он впервые ушел из дома, добравшись на поезде до Парижа, где был арестован за недоплату железнодорожной компании тринадцати франков и отправлен в тюрьму. Его  учитель  случайно узнал о судьбе своего любимого ученика, приехал за ним и увез  к матери в Шарлевиль. Второй побег Рембо совершил 7 октября 1870 года - через десять дней после возвращения. На этот раз он направился в Бельгию и сделал безуспешную попытку стать газетным репортером в Шарлеруа. Мать объявила его в розыск, и 1 ноября он был доставлен домой  уже полицией. В третий раз Рембо бежал из дома 25 февраля 1871 года и, проведя около двенадцати дней в Париже, сам вернулся пешком в Шарлевиль.

Где-то в эти дни скитаний Рембо и  начинает писать действительно необыкновенные стихи. Это уже не проба пера. Я процитирую одно стихотворение в переводе на русский язык называющееся

                                                                        «Мое бродяжество»

                                                                      В карманах продранных я руки грел свои;
                                                                      Наряд мой был убог, пальто — одно названье;
                                                                     Твоим попутчиком я, Муза, был в скитанье
                                                                     И — о-ля-ля! - мечтал о сказочной любви.

                                                                    Зияли дырами протертые штаны.

                                                                    Я — мальчик с пальчик — брел, за рифмой поспешая.
                                                                    Сулила мне ночлег Медведица Большая,
                                                                   Чьи звезды ласково шептали с вышины;

                                                                    Сентябрьским вечером, присев у придорожья,

                                                                   Я слушал лепет звезд; чела касалась дрожью
                                                                   Роса, пьянящая, как старых вин букет;

                                                                   Витал я в облаках, рифмуя в исступленье,

                                                                   Как лиру, обнимал озябшие колени,
                                                                   Как струны, дергая резинки от штиблет.

 

Будучи пылким юношей, Рембо откликался на социально значимые события в истории Франции. На годы его  юности пришлась 
Франко-прусская война 1870-1871 годов. А 18 марта 1871 года в Париже была провозглашена Коммуна, которую юный поэт
(ему было 16 лет) встретил с радостью: он устремился в Париж с целью записаться в народную гвардию, но очень быстро
 вернулся в Шарлевиль, где написал несколько стихотворений, пронизанных революционным духом.

 Стремительность и краткость литературной карьеры Рембо делают значимым чуть ли не каждый месяц ее развития.

В 1869 году (ему было 15 лет) он получил первую премию за латинскую поэму "Югурта" и в том же году написал первое,еще во многом подражательное стихотворение на родном языке "Новогодние подарки сирот", которое в январе 1870 года появилось на страницах журнала "Ревю пур тус". В мае 1871 года Рембо создал так называемые "Письма ясновидца", в которых изложил свою жизненную и эстетическую программу. Теория "ясновидения" была открытым бунтом против религии, морали и всех общественных установлений. К лику "ясновидцев" Рембо причислил французских поэтов: Верлена,  Лиля, Банвиля, но прежде всего Бодлера - "первого ясновидца, царя поэтов, истинного Бога". А в июне 1871 года Рембо сочинил последние свои стихи  и  послал их в письме Полю Верлену. Потрясенный красотой этой необычной поэзии Верлен ответил немедленно и пригласил Рембо приехать в Париж. Перед отъездом Рембо в порыве энтузиазма за пару дней написал "Пьяный корабль" - самую "фантасмагорическую" и самую последнюю из своих поэм.. В ней чувствуется безудержная ярость мятежника, но вместе с тем автор пытался экзотически преобразовать омерзительный мир,  представив себя  кораблем, странствующим по незнакомым водам без руля, экипажа, без цели.  ( "Bateau ivre")   

                                                                                                                             "Пьяный корабль"

                 
 В то время как я плыл вниз по речным потокам,
                  Остались навсегда мои матросы там,
                  Где краснокожие напали ненароком
                  И пригвоздили их к раскрашенным столбам.
 
                  Мне дела не было до всяких экипажей
                  С английским хлопком их, с фламандским их зерном.
                  О криках и резне не вспоминая даже,
                  Я плыл, куда хотел, теченьями влеком.
 
                  Мой пробужденья час благословляли грозы,
                  Я легче пробки в пляс пускался на волнах,
                  С чьей влагою навек слились людские слезы,
                  И не было во мне тоски о маяках...
 
                  С тех пор купался я в Поэме океана,
                  Средь млечности ее, средь отблесков светил
                  И пожирающих синь неба неустанно
                  Глубин, где мысль свою утопленник сокрыл;
 
                  Я знаю рвущееся небо, и глубины,
                  И смерчи, и бурун, я знаю ночи тьму,
                  И зори трепетнее стаи голубиной,
                  И то, что не дано увидеть никому.
 
                  Я видел, как всплывал в мистическом дурмане
                  Диск солнца, озарив застывших скал черты.
                  Как, уподобившись актерам в древней драме,
                  Метались толпы волн и разевали рты. 
 
                  Я направлял свой бег к немыслимым Флоридам,
                  Где перемешаны цветы, глаза пантер,
                  Поводья радуги, и чуждые обидам
                  Подводные стада, и блеск небесных сфер.
 
                  Болот раскинувшихся видел я броженье,,
                  Где в вершах тростника Левиафан гниет;
                  Средь штиля мертвого могучих волн движенье,
                  Потоком падающий в бездну небосвод.
 
                  Ртуть солнца, ледники, костров небесных пламя!
                  Заливы, чья вода становится темней,
                  Когда, изъеденный свирепыми клопами,
                  В них погружается клубок гигантских змей.
 
                  Архипелаги звезд я видел, видел земли,
                  Чей небосвод открыт пред тем, кто вдаль уплыл...
                  Не в этих ли ночах бездонных, тихо дремля,
                  Ты укрываешься, Расцвет грядущих сил?
 
                  Но слишком много слез я пролил! Скорбны зори,
                  Свет солнца всюду слеп, везде страшна луна.
                  Пусть мой взорвется киль! Пусть погружусь я в море!
                  Любовью терпкою душа моя пьяна.
 
                  Я больше не могу, о воды океана,
                  Вслед за торговыми судами плыть опять,
                  Со спесью вымпелов встречаться постоянно
                  Иль мимо каторжных баркасов проплывать.

  И это было последнее, что он сумел создать.

Далее он либо переписывал-переделывал уже написанное, либо начинал писать – и бросал.

Возможно, он просто сильно разочаровался в жизни. И главную роль в этом сыграл его друг, покровитель, коллега поремеслу скандальный французский поэт Поль Верлен, которого Рембо сначала боготворил, а потом возненавидел.Верлен и Рембо   Рембо  встретил  Верлена в 1871 году. Верлен был алкоголиком, заядлым любителем абсента, единственный сборник  его стихов  "Les Amies"(1967) был запрещен к печати судом.  В 1872 году он бросил семью - молодую беременную жену Матильду Моте, и укатил с Рембо в Лондон. Там они нищенствовали и злоупотребляли спиртным и наркотиками уже на пару. Рембо ходил запущенный, вши донимали его. Их отношениям настал конец в Брюсселе, когда Рембо решил разорвать эту связь. После ссоры Верлен в состоянии опьянения прострелил Рембо запястье. Верлена судили за попытку убийства. Рембо вернулся домой, на ферму в Роше, где он закончил цикл UNE SAISON EN ENFER . Это было  несколько рассказов в прозе -  другое название цикла "Языческая книга".Он опубликовал ее осенью 1873 года  в Бельгии. Это единственное прижизненное издание, за которым наблюдал сам поэт. В 1874 году Рембо либо создал, либо дописал (в этом вопросе мнения литературоведов расходятся) стихотворения в прозе "Озарения". Они  были опубликованы лишь в 1886 году. Первое собрание сочинений Рембо вышло посмертно, в 1898 году. Заканчивался сборник символично- стихотворением

                       «Предчувствие»:

                    Глухими тропами, среди густой травы,
                    Уйду бродить я голубыми вечерами;
                    Коснется ветер непокрытой головы,
                    И свежесть чувствовать я буду под ногами.
 
                    Мне бесконечная любовь наполнит грудь.
                    Но буду я молчать и все слова забуду.
                    Я, как цыган, уйду - все дальше, дальше в путь!
                    И словно с женщиной с  природой счастлив буду.

Рембо перестал быть поэтом в двадцать лет.

В 1874-1879 годах он странствовал по Европе, занимался изучением иностранных языков - английского, немецкого, испанского, итальянского, русского, арабского и греческого - и пытался найти применение своим способностям: преподавал французский, работал переводчиком при бродячем цирке, занимал должность строительного подрядчика и даже записался добровольцем в голландскую армию, но на о. Суматре дезертировал спустя несколько месяцев . В 1876 году в Вене Рембо даже ограбил извозчика. Последние десять лет жизни он работал для французских экспортеров-импортеров, перепродавая все, начиная с фарфора и оружия – возможно он торговал и людьми.

Его все больше притягивал Восток, и в 1880 году он поступил на службу в фирму, которая торговала кожей и кофе. Хозяева направили его в свой филиал в  Зимбабве. Рембо совершал деловые поездки по землям современного Йемена, Эфиопии и Египта, прошагал не одну милю во главе торговых караванов с риском для жизни. Он стал первым европейцем, проникнувшим в провинцию Эфиопии Огаден. Его знания в области культуры, религии и владение языком местных народов стали известны Французскому Географическому обществу, которое посчитало его географический и экономический отчет по восточной Африке достойным публикации.

. В 1888-1890 годах он возглавлял факторию в Хараре.

К этому времени совершенно кардинально изменились все его убеждения и вкусы. Рембо принялся копить деньги, чтобы со временем начать "солидную" жизнь. Но как раз в эту пору началась его поэтическая слава на родине. Давние друзья издали его стихи, Верлен написал о нем яркую статью. Вести об этом доходили к Рембо, но, покончив с химерами, он о своем литературном прошлом отзывался пренебрежительно. В феврале 1891, упав с лошади,  он сильно заболел и был вынужден ехать в Европу  для лечения. Усиливающиеся  боли в левом колене не давали ему даже спать. Рембо обратился к известному  врачу в Марселе, но неожиданно услышал свой приговор: медицина в его случае бессильно. Ногу пришлось ампутировать из-за огромной раковой опухоли. Однако даже эта крайняя мера не помогла. Там, в Марселе, в госпитале Рембо и умер на руках своей сестры Изабель. В больничной книге госпиталя об этом имеется следующая запись: "10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет скончался негоциант Артюр  Рембо"..    Изабель при его жизни даже не знала, что ее брат  был известным поэтом.

Поэзия Рембо, частично написанная белым стихом, характерна своей образностью и драматизмом. Его творения - в числе самых оригинальных созданий французских символистов. Поэтическая техника Рембо нарушает привычные традиции. Он считал, что разрушение привычных форм ведет к созданию новой, небывалой действительности - поэт становится творцом, равным Богу, и ему открывается скрытый смысл бытия. Рембо одним из первых доказал возможность появления "темной" поэзии, которая отказывается от описаний и рассуждений, стремясь явить образы, вызванные к жизни экстатическим видением и воображением..

Закончить я хочу стихами. Знаменитый сонет Рембо                   «Гласные»

А — черный; белый — Е; И — красный; У — зелёный.
О — синий: тайну их скажу я в свой черёд.
А — бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е — белизна холмов, палаток и тумана,
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И — пУрпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.

У — трепетная рябь зелёных волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О — звонкий рёв трубы, пронзительный и странный,
Полёты ангелов в тиши небес пространной -
О — дивных глаз её лиловые лучи.

Учёные-лингвисты, вдохновленные данным стихотворением,  провели эксперимент, который легко повторить и самостоятельно.

«На доске в строчку пишутся шесть гласных: А, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик названия шести цветов: красный, чёрный, синий, жёлтый, зелёный, белый. Задание участникам эксперимента: "Написать, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить — пишите наугад". Экспериментатор не должен ничего объяснять. Нельзя приводить никаких примеров либо соображений в пользу тех или иных решений. Ответы анонимны и самостоятельны.

Результат: против А почти все написали: "красный", у И — "синий"; О — жёлтый " или "белый "; Ы — "чёрный".

Если добавить сюда оттенки — "светлый-тёмный" и "яркий-тусклый", то в среднем получается:

А — ярко-красный;
О — яркий светло-жёлтый или белый;
И — светло-синий;
Е — светлый жёлто-зелёный;
У — тёмный сине — зелёный;
Ы — тусклый тёмно-коричневый или чёрный.

Эксперимент проводился много раз. Результаты всякий раз подтвержались.

Выводы: гласные звуки в нашем восприятии окрашены вполне определённо — и в основном для всех одинаково! — хотя мы этого и не осознаём».



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 9 в т.ч. с оценками: 3 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Ленця [18.04.2016 13:56] Ленця 5 5
Понравилось об окраске букв разными цветами, что они воспринимаются разными людьми одинаково)))

натаниэлла [18.04.2016 14:02] натаниэлла
Я со своими учениками проводила тесты, больше 70% говорили, что буквы у них ассоциируются с этими цветами. так что, в этом что-то есть...
Спасибо, Лена

Tannit [27.04.2016 18:01] Tannit
Замечательно!
Солидный материал.
Статьи о "проклятых поэтах" - огромная редкость. О "Цветах зла" и французском Декадансе сейчас знают и помнят только литературоведы и большие любители поэзии.
Об ассоциативной стороне поэзии Рембо не знала. Это очень интересно.

натаниэлла [27.04.2016 20:26] натаниэлла
Спасибо, Таня. Это перевод одной из моих лекций по истории французской цивилизации. В сокращенном виде, конечно ))

Элен-ка [27.04.2016 21:05] Элен-ка 5 5
Забежала по ссылке. Как говорится: век живи - век учись. Очень интересная информация.Надо попробовать - поэкспериментировать на себе с буквами и цветами. А поэты вообще странные люди Потомки инопланетяне - это мои ощущения Спасибо!

натаниэлла [27.04.2016 21:07] натаниэлла
И тебе, Лена, спасибо за отзыв, моя дорогая!

Tannit [27.04.2016 23:01] Tannit
В стихах Бодлера, Верлена и Рембо - слишком тяжелый реализм. Русские символисты, если сравнивать, более лиричны, описывали быт и трагедии "высоким штилем".
Отличная статья, да еще с "изюминкой".

Настёна СПб [04.10.2016 14:58] Настёна СПб 5 5
Нат, благодарю за интереснейшую статью . Да, мало я знаю о "проклятых поэтах" вообще и о Артюре Рембо в частности .

натаниэлла [04.10.2016 15:01] натаниэлла
Настя, и тебе спасибо за интерес! рада быть в чем-то полезной

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Натаниэлла: Поездка по святым местам Тверской области Натаниэлла: Мистика тверских легенд-2 Натаниэлла: Мистика тверских легенд Allegra: Из колокольцев вереска в давние времена…

Список статей:
ДатаНазваниеОтзывыОписание
19.10.20 14:44 Друзья Поездка по святым местам Тверской области15
Фоторепортаж (из личного альбома)



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение