Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Творческие страницыСоздан: 15.02.2011Статей: 152Автор: НатаниэллаПодписатьсяw

Артюр Рембо - поэт, который променял поэзию на путешествия

Обновлено: 11.03.11 11:42 Убрать стили оформления

 

                                                                                   

 

                                                             из цикла "Неизвестная история в лицах"

 


Что значит – быть поэтом? И можно ли быть поэтом – а потом взять и перестать им быть?

Если вы считаете, что талант, вдохновение, чувство прекрасного, особый взгляд на мир – все это дается вам навсегда, то странная биография французского поэта Артюра Рембо опровергнет ваши убеждения. Он писал стихи – причем, потрясающе талантливые стихи – всего  в течение трех лет.  Он совершил революцию в теории французского стихосложения. Его имя включено в энциклопедию мирового  культурного наследия. Им восхищались, ему подражали, о нем спорили до хрипоты. Но, повторяю, все свои произведения – от неумело юношеских до настоящих шедевров, этот человек создал всего лишь за 3 года. А после не написал ни строчки. И даже презирал то, чем когда-то занимался. О том, кем был этот загадочный человек и что с ним произошло, мы и поговорим сегодня.

Рембо был вторым сыном пехотного капитана и зажиточной крестьянки. После того, как отец покинул семью в 1860 году (мальчику было 4 года), воспитанием четверых детей занималась мать - женщина властная и непомерно строгая: за малейшее нарушение порядка детям полагалось домашнее заточение на хлебе и воде. Артюр учился блистательно, и его поразительная одаренность проявилась очень рано. Но школу он, увы, та и не заончил. Потому что столь же рано обнаружились и его бунтарские наклонности: мальчик ненавидел свой провинциальный городок, ханжеский семейный уклад и добропорядочных обывателей.

29 августа 1870 году он впервые ушел из дома, добравшись на поезде до Парижа, где был арестован за недоплату железнодорожной компании тринадцати франков и отправлен в тюрьму. Его  учитель  случайно узнал о судьбе своего любимого ученика, приехал за ним и увез  к матери в Шарлевиль. Второй побег Рембо совершил 7 октября 1870 года - через десять дней после возвращения. На этот раз он направился в Бельгию и сделал безуспешную попытку стать газетным репортером в Шарлеруа. Мать объявила его в розыск, и 1 ноября он был доставлен домой  уже полицией. В третий раз Рембо бежал из дома 25 февраля 1871 года и, проведя около двенадцати дней в Париже, сам вернулся пешком в Шарлевиль.

Где-то в эти дни скитаний Рембо и  начинает писать действительно необыкновенные стихи. Это уже не проба пера. Я процитирую одно стихотворение в переводе на русский язык называющееся

                                                                        «Мое бродяжество»

                                                                      В карманах продранных я руки грел свои;
                                                                      Наряд мой был убог, пальто — одно названье;
                                                                     Твоим попутчиком я, Муза, был в скитанье
                                                                     И — о-ля-ля! - мечтал о сказочной любви.

                                                                    Зияли дырами протертые штаны.

                                                                    Я — мальчик с пальчик — брел, за рифмой поспешая.
                                                                    Сулила мне ночлег Медведица Большая,
                                                                   Чьи звезды ласково шептали с вышины;

                                                                    Сентябрьским вечером, присев у придорожья,

                                                                   Я слушал лепет звезд; чела касалась дрожью
                                                                   Роса, пьянящая, как старых вин букет;

                                                                   Витал я в облаках, рифмуя в исступленье,

                                                                   Как лиру, обнимал озябшие колени,
                                                                   Как струны, дергая резинки от штиблет.

 

Будучи пылким юношей, Рембо откликался на социально значимые события в истории Франции. На годы его  юности пришлась 
Франко-прусская война 1870-1871 годов. А 18 марта 1871 года в Париже была провозглашена Коммуна, которую юный поэт
(ему было 16 лет) встретил с радостью: он устремился в Париж с целью записаться в народную гвардию, но очень быстро
 вернулся в Шарлевиль, где написал несколько стихотворений, пронизанных революционным духом.

 Стремительность и краткость литературной карьеры Рембо делают значимым чуть ли не каждый месяц ее развития.

В 1869 году (ему было 15 лет) он получил первую премию за латинскую поэму "Югурта" и в том же году написал первое,еще во многом подражательное стихотворение на родном языке "Новогодние подарки сирот", которое в январе 1870 года появилось на страницах журнала "Ревю пур тус". В мае 1871 года Рембо создал так называемые "Письма ясновидца", в которых изложил свою жизненную и эстетическую программу. Теория "ясновидения" была открытым бунтом против религии, морали и всех общественных установлений. К лику "ясновидцев" Рембо причислил французских поэтов: Верлена,  Лиля, Банвиля, но прежде всего Бодлера - "первого ясновидца, царя поэтов, истинного Бога". А в июне 1871 года Рембо сочинил последние свои стихи  и  послал их в письме Полю Верлену. Потрясенный красотой этой необычной поэзии Верлен ответил немедленно и пригласил Рембо приехать в Париж. Перед отъездом Рембо в порыве энтузиазма за пару дней написал "Пьяный корабль" - самую "фантасмагорическую" и самую последнюю из своих поэм.. В ней чувствуется безудержная ярость мятежника, но вместе с тем автор пытался экзотически преобразовать омерзительный мир,  представив себя  кораблем, странствующим по незнакомым водам без руля, экипажа, без цели.  ( "Bateau ivre")   

                                                                                                                             "Пьяный корабль"

                 
 В то время как я плыл вниз по речным потокам,
                  Остались навсегда мои матросы там,
                  Где краснокожие напали ненароком
                  И пригвоздили их к раскрашенным столбам.
 
                  Мне дела не было до всяких экипажей
                  С английским хлопком их, с фламандским их зерном.
                  О криках и резне не вспоминая даже,
                  Я плыл, куда хотел, теченьями влеком.
 
                  Мой пробужденья час благословляли грозы,
                  Я легче пробки в пляс пускался на волнах,
                  С чьей влагою навек слились людские слезы,
                  И не было во мне тоски о маяках...
 
                  С тех пор купался я в Поэме океана,
                  Средь млечности ее, средь отблесков светил
                  И пожирающих синь неба неустанно
                  Глубин, где мысль свою утопленник сокрыл;
 
                  Я знаю рвущееся небо, и глубины,
                  И смерчи, и бурун, я знаю ночи тьму,
                  И зори трепетнее стаи голубиной,
                  И то, что не дано увидеть никому.
 
                  Я видел, как всплывал в мистическом дурмане
                  Диск солнца, озарив застывших скал черты.
                  Как, уподобившись актерам в древней драме,
                  Метались толпы волн и разевали рты. 
 
                  Я направлял свой бег к немыслимым Флоридам,
                  Где перемешаны цветы, глаза пантер,
                  Поводья радуги, и чуждые обидам
                  Подводные стада, и блеск небесных сфер.
 
                  Болот раскинувшихся видел я броженье,,
                  Где в вершах тростника Левиафан гниет;
                  Средь штиля мертвого могучих волн движенье,
                  Потоком падающий в бездну небосвод.
 
                  Ртуть солнца, ледники, костров небесных пламя!
                  Заливы, чья вода становится темней,
                  Когда, изъеденный свирепыми клопами,
                  В них погружается клубок гигантских змей.
 
                  Архипелаги звезд я видел, видел земли,
                  Чей небосвод открыт пред тем, кто вдаль уплыл...
                  Не в этих ли ночах бездонных, тихо дремля,
                  Ты укрываешься, Расцвет грядущих сил?
 
                  Но слишком много слез я пролил! Скорбны зори,
                  Свет солнца всюду слеп, везде страшна луна.
                  Пусть мой взорвется киль! Пусть погружусь я в море!
                  Любовью терпкою душа моя пьяна.
 
                  Я больше не могу, о воды океана,
                  Вслед за торговыми судами плыть опять,
                  Со спесью вымпелов встречаться постоянно
                  Иль мимо каторжных баркасов проплывать.

  И это было последнее, что он сумел создать.

Далее он либо переписывал-переделывал уже написанное, либо начинал писать – и бросал.

Возможно, он просто сильно разочаровался в жизни. И главную роль в этом сыграл его друг, покровитель, коллега поремеслу скандальный французский поэт Поль Верлен, которого Рембо сначала боготворил, а потом возненавидел.Верлен и Рембо   Рембо  встретил  Верлена в 1871 году. Верлен был алкоголиком, заядлым любителем абсента, единственный сборник  его стихов  "Les Amies"(1967) был запрещен к печати судом.  В 1872 году он бросил семью - молодую беременную жену Матильду Моте, и укатил с Рембо в Лондон. Там они нищенствовали и злоупотребляли спиртным и наркотиками уже на пару. Рембо ходил запущенный, вши донимали его. Их отношениям настал конец в Брюсселе, когда Рембо решил разорвать эту связь. После ссоры Верлен в состоянии опьянения прострелил Рембо запястье. Верлена судили за попытку убийства. Рембо вернулся домой, на ферму в Роше, где он закончил цикл UNE SAISON EN ENFER . Это было  несколько рассказов в прозе -  другое название цикла "Языческая книга".Он опубликовал ее осенью 1873 года  в Бельгии. Это единственное прижизненное издание, за которым наблюдал сам поэт. В 1874 году Рембо либо создал, либо дописал (в этом вопросе мнения литературоведов расходятся) стихотворения в прозе "Озарения". Они  были опубликованы лишь в 1886 году. Первое собрание сочинений Рембо вышло посмертно, в 1898 году. Заканчивался сборник символично- стихотворением

                       «Предчувствие»:

                    Глухими тропами, среди густой травы,
                    Уйду бродить я голубыми вечерами;
                    Коснется ветер непокрытой головы,
                    И свежесть чувствовать я буду под ногами.
 
                    Мне бесконечная любовь наполнит грудь.
                    Но буду я молчать и все слова забуду.
                    Я, как цыган, уйду - все дальше, дальше в путь!
                    И словно с женщиной с  природой счастлив буду.

Рембо перестал быть поэтом в двадцать лет.

В 1874-1879 годах он странствовал по Европе, занимался изучением иностранных языков - английского, немецкого, испанского, итальянского, русского, арабского и греческого - и пытался найти применение своим способностям: преподавал французский, работал переводчиком при бродячем цирке, занимал должность строительного подрядчика и даже записался добровольцем в голландскую армию, но на о. Суматре дезертировал спустя несколько месяцев . В 1876 году в Вене Рембо даже ограбил извозчика. Последние десять лет жизни он работал для французских экспортеров-импортеров, перепродавая все, начиная с фарфора и оружия – возможно он торговал и людьми.

Его все больше притягивал Восток, и в 1880 году он поступил на службу в фирму, которая торговала кожей и кофе. Хозяева направили его в свой филиал в  Зимбабве. Рембо совершал деловые поездки по землям современного Йемена, Эфиопии и Египта, прошагал не одну милю во главе торговых караванов с риском для жизни. Он стал первым европейцем, проникнувшим в провинцию Эфиопии Огаден. Его знания в области культуры, религии и владение языком местных народов стали известны Французскому Географическому обществу, которое посчитало его географический и экономический отчет по восточной Африке достойным публикации.

. В 1888-1890 годах он возглавлял факторию в Хараре.

К этому времени совершенно кардинально изменились все его убеждения и вкусы. Рембо принялся копить деньги, чтобы со временем начать "солидную" жизнь. Но как раз в эту пору началась его поэтическая слава на родине. Давние друзья издали его стихи, Верлен написал о нем яркую статью. Вести об этом доходили к Рембо, но, покончив с химерами, он о своем литературном прошлом отзывался пренебрежительно. В феврале 1891, упав с лошади,  он сильно заболел и был вынужден ехать в Европу  для лечения. Усиливающиеся  боли в левом колене не давали ему даже спать. Рембо обратился к известному  врачу в Марселе, но неожиданно услышал свой приговор: медицина в его случае бессильно. Ногу пришлось ампутировать из-за огромной раковой опухоли. Однако даже эта крайняя мера не помогла. Там, в Марселе, в госпитале Рембо и умер на руках своей сестры Изабель. В больничной книге госпиталя об этом имеется следующая запись: "10 ноября 1891 года в возрасте 37 лет скончался негоциант Артюр  Рембо"..    Изабель при его жизни даже не знала, что ее брат  был известным поэтом.

Поэзия Рембо, частично написанная белым стихом, характерна своей образностью и драматизмом. Его творения - в числе самых оригинальных созданий французских символистов. Поэтическая техника Рембо нарушает привычные традиции. Он считал, что разрушение привычных форм ведет к созданию новой, небывалой действительности - поэт становится творцом, равным Богу, и ему открывается скрытый смысл бытия. Рембо одним из первых доказал возможность появления "темной" поэзии, которая отказывается от описаний и рассуждений, стремясь явить образы, вызванные к жизни экстатическим видением и воображением..

Закончить я хочу стихами. Знаменитый сонет Рембо                   «Гласные»

А — черный; белый — Е; И — красный; У — зелёный.
О — синий: тайну их скажу я в свой черёд.
А — бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е — белизна холмов, палаток и тумана,
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И — пУрпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.

У — трепетная рябь зелёных волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О — звонкий рёв трубы, пронзительный и странный,
Полёты ангелов в тиши небес пространной -
О — дивных глаз её лиловые лучи.

Учёные-лингвисты, вдохновленные данным стихотворением,  провели эксперимент, который легко повторить и самостоятельно.

«На доске в строчку пишутся шесть гласных: А, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик названия шести цветов: красный, чёрный, синий, жёлтый, зелёный, белый. Задание участникам эксперимента: "Написать, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить — пишите наугад". Экспериментатор не должен ничего объяснять. Нельзя приводить никаких примеров либо соображений в пользу тех или иных решений. Ответы анонимны и самостоятельны.

Результат: против А почти все написали: "красный", у И — "синий"; О — жёлтый " или "белый "; Ы — "чёрный".

Если добавить сюда оттенки — "светлый-тёмный" и "яркий-тусклый", то в среднем получается:

А — ярко-красный;
О — яркий светло-жёлтый или белый;
И — светло-синий;
Е — светлый жёлто-зелёный;
У — тёмный сине — зелёный;
Ы — тусклый тёмно-коричневый или чёрный.

Эксперимент проводился много раз. Результаты всякий раз подтвержались.

Выводы: гласные звуки в нашем восприятии окрашены вполне определённо — и в основном для всех одинаково! — хотя мы этого и не осознаём».



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 9 в т.ч. с оценками: 3 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Ленця [18.04.2016 13:56] Ленця 5 5
Понравилось об окраске букв разными цветами, что они воспринимаются разными людьми одинаково)))

натаниэлла [18.04.2016 14:02] натаниэлла
Я со своими учениками проводила тесты, больше 70% говорили, что буквы у них ассоциируются с этими цветами. так что, в этом что-то есть...
Спасибо, Лена

Tannit [27.04.2016 18:01] Tannit
Замечательно!
Солидный материал.
Статьи о "проклятых поэтах" - огромная редкость. О "Цветах зла" и французском Декадансе сейчас знают и помнят только литературоведы и большие любители поэзии.
Об ассоциативной стороне поэзии Рембо не знала. Это очень интересно.

натаниэлла [27.04.2016 20:26] натаниэлла
Спасибо, Таня. Это перевод одной из моих лекций по истории французской цивилизации. В сокращенном виде, конечно ))

Элен-ка [27.04.2016 21:05] Элен-ка 5 5
Забежала по ссылке. Как говорится: век живи - век учись. Очень интересная информация.Надо попробовать - поэкспериментировать на себе с буквами и цветами. А поэты вообще странные люди Потомки инопланетяне - это мои ощущения Спасибо!

натаниэлла [27.04.2016 21:07] натаниэлла
И тебе, Лена, спасибо за отзыв, моя дорогая!

Tannit [27.04.2016 23:01] Tannit
В стихах Бодлера, Верлена и Рембо - слишком тяжелый реализм. Русские символисты, если сравнивать, более лиричны, описывали быт и трагедии "высоким штилем".
Отличная статья, да еще с "изюминкой".

Настёна СПб [04.10.2016 14:58] Настёна СПб 5 5
Нат, благодарю за интереснейшую статью . Да, мало я знаю о "проклятых поэтах" вообще и о Артюре Рембо в частности .

натаниэлла [04.10.2016 15:01] натаниэлла
Настя, и тебе спасибо за интерес! рада быть в чем-то полезной

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Натаниэлла: Самара мистическая Натаниэлла: Можайск мистический и реальный Настёна СПб : Мой «Король и Шут» Настёна СПб : Письмо Анны Ярославны

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение