В скромности Наташу Ростову упрекнуть тоже нельзя:
"Это удивительно, как я умна и как... она мила", - продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой-то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина... "Всё, всё в ней есть, - продолжал этот мужчина, - умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, - плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!"
Для избалованной девушки, привыкшей, что весь мир крутится вокруг нее и для нее, жестоким разочарованием оказалось начало знаменитого первого бала, когда ее никто не приглашал танцевать.
Как следствие эгоцентризма ей не чуждо и тщеславие. Поэтому она легко поддается на любую лесть. Стоило Элен ей улыбнуться и сказать комплимент, как:
Очень логично, поэтому уже можно не удивляться ее дальнейшим рассуждениям:
Трясущимися руками Наташа держала это страстное, любовное письмо, сочиненное для Анатоля Долоховым, и, читая его, находила в нем отголоски всего того, что ей казалось, она сама чувствовала."
Во всяком случае так пишет Лев Толстой, выражая мысли Пьера, когда тот узнал, что Наташа променяла его друга умного, благородного и серьезного князя Андрея на глупого и подлого мота и распутника Анатоля.
Конечно, он пожалел и простил Наташу, увидев ее раскаяние. Замечу, раскаяние произошло уже после того, как побег не состоялся (вопреки ее воле) и Наташа узнала, что Анатоль женат.
Еще бытует мнение, что Наташа Ростова (будучи "идеалом") - очень добрый и отзывчивый человек. Эти качества - по утверждению многих - вкупе, с "любовью к народу и родине" особенно проявляются в сцене с ранеными, когда, как все знают, Наташа настояла на том, чтобы разгрузить вещи и отдать подводы солдатам.
"Любовь к народу и родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых: она добивается того, что подводы отдают им и потом искренне радуется их спасению". Это цитата из школьного сочинения.
Все так: и добивается, и радуется. Вот только небольшая деталь, о которой почему-то мало кто вспоминает (или знает?): перед этим старый граф именно из-за раненых поссорился со своей женой, которая не хотела оставлять вещи и отдавать подводы солдатам. Наташа слышит этот разговор родителей. По идее, она должна сразу выступить в защиту раненых – но нет:
К счастью для раненых, в это время к Ростовым приехал Берг и стал сбивчиво (с чужих слов) рассказывать о героизме русских солдат.
И тут на свою беду практичный Берг попросил у Ростовых мужика – чтобы купить "шифоньерочку" для Веры.
- У графини просите, а я не распоряжаюсь.
- Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, - сказал Берг. - Мне для Верушки только очень бы хотелось.
- Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. - закричал старый граф. - Голова кругом идет. - И он вышел из комнаты...
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз."
После этого последовали бурная сцена объяснения Наташи с матерью и приказание освободить подводы для раненых. Спасибо графу и Бергу! Особенно Бергу, который своей неуместной практичностью вызвал раздражение Наташи и желание сделать что-то наперекор этой практичности.
"В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно". Это тоже цитата из школьного сочинения. Как будто роман не читали – и, судя по всему, – не читали. Вот как это выглядит не в учебнике, а у Толстого, когда семья Ростовых в спешке собирается к отъезду из Москвы:
А ведь идет война, Наполеон стоит под Москвой, огромная часть территории России уже занята врагами, только что отгремело кровопролитнейшее Бородинское сражение. Потери русских исчисляются не десятками – сотнями тысяч убитых, родной брат Наташи воюет, подвергаясь ежеминутной опасности быть убитым.
Кстати, Наташе уже давно не тринадцать лет, как в начале романа – а все двадцать. По меркам тех времен – взрослая женщина. А ведет себя как маленький мальчик из одного старого советского фильма. Там мальчонка лет 6-7, не понимающий еще трагизма войны, для которого слово «война» - это просто такая дворовая игра сверстников с убитыми и ранеными «понарошку», радуется, когда 22 июня 1941 года объявляют начало Великой Отечественной войны. Он радостно кричит: «Ура, война началась!» Поведение Наташи (и Пети, кстати) перед отъездом из Москвы напоминает мне поведение этого шестилетнего мальчонки. Но что можно простить глупышу, не имеющему понятия об ужасах войны, то простить уже двадцатилетней девушке невозможно. Пусть даже это не слишком умная барышня начала 19 века.
Говоря о доброте любимой героини, можно вспомнить еще сцену охоты и следующий диалог Наташи и Николая:
- Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, - сказала Наташа."
Мне же трудно представить добрую, нежную и чувствительную барышню, получающую удовольствие от травли животного – пусть даже волка. Кроме того, после травли волка началась самая оголтелая травля других животных – описывается, как травили лису и зайца. Они были растерзаны собаками. Неужели Наташу не покоробило это массовое убийство животных и ради чего? Ведь не ради еды. Я могу понять, когда в прошлом люди охотились, чтобы добыть себе пищу, но в начале 19 века для сытой дворянской среды охота превратилась не в способ прокормиться, а в жестокое развлечение. Тем более, что лис не едят, а кушать зайчатину далеко не все любят. И вообще охота описана у Толстого хоть и с увлечением (он сам в годы написания «Войны и мира» был завзятым охотником), но у меня эти сцены вызвали только отвращение. А Наташа – ничего. И кстати, Сони на этом массовом убийстве животных не было. А ведь псовая охота – жестокое зрелище. Стаи собак охотники напускают на животное – волка, лису или зайца, собаки догоняют его и начинают в буквальном смысле терзать. Задача охотников – поспеть вовремя, чтобы добыча оказалась более-менее целой и не растерзанной на кусочки. Это всегда страшные картины. Но у Наташи зрелище того, как собаки загоняют и терзают животное, вызывает восторг:
Очень жестокие слова, особенно в устах благополучно устроенной графини, имеющей любящего (и богатого!) мужа, детей, и не знающей, что такое зависимость от других. После этого говорить о «доброте и чуткости» любимой героини Толстого как-то не хочется. (Наташа, правда, упоминает о своей жалости к кузине, которую, на мой взгляд, вовсе не испытывает). Действительно, куда бедной приживалке Соне чувствовать так, как может чувствовать нежная и трепетная душа избалованной аристократки.
А ее удивительная "любовь к русскому народу" - так всегда пишут в сочинениях - обычно сопровождается цитатой из романа:
И после этого вспоминается сцена охоты и танец под гитару у дядюшки после принятия грибков, меда и наливки.
Я же вспоминаю другой эпизод:
В Отрадном старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни.
Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.
Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть...
Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда-нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. "Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?" думала Наташа, медленно идя по коридору."
Трудно представить крепостных, рассердившихся на приказания хозяйки - это так, к слову.
И тут же можно поговорить о трудолюбии. Мы знаем, что Наташа серьезно занималась только музыкой, вернее, пением. О других занятиях не упоминается. Обычно она или беспричинно веселилась, страдала или изнывала от тоски, не зная, куда себя девать. Вот и теперь:
Все время чем-то занятая Соня вызывает у нее раздражение:
- Воду в рюмке переменить. Я сейчас дорисую узор.
- Ты всегда занята, а я вот не умею, - сказала Наташа. - А Николай где?
- Спит, кажется.
- Соня, ты поди разбуди его, - сказала Наташа. - Скажи, что я его зову петь."
Можно цитировать еще много и по разным поводам. Можно поговорить о "диалектике души", не только о заблуждениях и разочарованиях, но и о становлении характера и совершенствовании личности.
Но я не ставила такую цель. Мне лишь хотелось обратить внимание на те моменты, которые, повторю - на мой взгляд, - представляют Наташу Ростову несколько с другой стороны, отличной от общепринятой. Не хочу сказать, что в ней все так уж плохо: она ухаживает за умирающим князем Андреем (за которым, кстати, также ходила и Соня), за своей матерью, переживающей смерть сына. Да и сцена, когда она пристыжает мать и заставляет ее согласиться с тем, что нужно на подводы забрать раненых, а не вещи Ростовых, тоже показывает Наташу в хорошем свете.
Речь о другом – мне кажется, что Лев Толстой описал в образе Наташи Ростовой свое представление о женщине. Слабая, капризная, недалекая, непоследовательная. Не случайно в эпилоге романа она предстает женщиной, полностью поглощенной мужем и детьми – по словам Льва Толстого – "сильная, красивая и плодовитая самка". Ее неряшливый, запущенный вид, поведение ("ни мила, ни любезна"), безудержная ревность (даже «к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине»), чтение писем мужа, скупость и пр. - выглядят уж как-то совсем непривлекательно в глазах читателя. Возможно, писатель этого и добивался. И в подобном изображении своей героини выразилось его презрительное отношение к женщинам вообще или к своей семейной жизни. А может, напротив, он считал это нормой и не видел ничего отталкивающего в своей любимице. Мне кажется, скорее всего было последнее.
Мне непонятно следующее: почему нас учат, что Наташа Ростова – пример, достойный подражания, "идеал русской женщины"? Столь странное прочтение романа, когда не замечаются, кажется, очевидные вещи, вызывает у меня реакцию "от противного". И, думаю, не только у меня.
Фальшь, как известно, всегда чувствуется. Может быть, именно поэтому - как своеобразный ответ на навязанный идеал женщины, которая столь далека от идеала – ни о каком другом литературном женском персонаже не ходит столько анекдотов, как о любимой народной героине. Что называется, не в бровь, а в глаз.

Мне понравилось!