Тенью легкой и неслышной
Я замедлил у пути,
Там, где папоротник пышный
Должен будет расцвести.
...Сон придет. Цветок волшебный,
Что блестит однажды в год,
Златоцветный и целебный,
На мгновенье расцветет...
Константин Бальмонт
«Папоротник»
7 июля многие славяне (в том числе русские) отмечают несколько странный праздник – День Ивана Купалы. Странность праздника прежде всего в том, что его и почитают, и порицают одновременно. Равнодушных к нему нет – одни яростно осуждают за «дикий» обычай обливания водой, другие полагают его (справедливо, кстати!) очень древним праздником, несущим нам традиции наших далёких предков, а следовательно, заслуживающим внимания.
СОВПАДЕНИЕ ДВУХ ПРАЗДНИКОВ
Справедливости ради, важно отметить, что православное христианство в этот день отмечает Рождество Иоанна Предтечи. Это один из великих праздников. Великие праздники по значимости идут после 12-ти двунадесятых праздников. Рождество Иоанна Крестителя отмечается 7 июля по новому стилю. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.
Рождество Иоанна Крестителя не имеет никакого отношения к Дню Ивана Купалы! Один праздник христианский, другой – языческий, хотя в днях они совпадают: отмечаются 7 июля (24 июня по старому стилю).
Икона Иоанна Предтечи.ХХ век.
Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11). Название Предтеча он получил потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем Иоанна назвали потому что он крестил Спасителя в Иордане.
Иоанну предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи, отмечается 11 сентября.
ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О ПРАЗДНОВАНИИ ИВАНА КУПАЛЫ
А что же Иван Купала? Первое упоминание об этом празднике встречается в летописных источниках XII века. Празднование Купалы проводится в период полного расцвета плодотворных сил природы, время победы светлых богов над тёмными, почему и называют его макушкою лета и месяцем огня. Процитирую Густынскую летопись. Это южнорусская летопись начала XVII века, составленная в Густынском монастыре (в селе Густыня, Черниговской области). Оригинал Густынской летописи не сохранился. Авторство и время написания достоверно не установлено. Один из исследователей летописи А. Ершов выразил мнение, что летопись составил в 1623 - 1627 годах культурный и церковный деятель Захария Копыстенский. Сохранился список, переписанный в 1670 году иеромонахом Густынского монастыря Михаилом Лосицким. В предисловии к Густынской летописи переписчик подчёркивает значение для человека исторических традиций его народа, призывает распространять исторические знания. Наиболее известны списки XVII века: Густынский, Мгарский и Архивский. Первая часть летописи близка по содержанию к Ипатьевской летописи, вторая (самостоятельная) часть, охватывающая события 1300 -1597 годов, отличается краткостью. Летопись содержит изложение русской истории со времён Киевской Руси до 1597 года включительно и имеет название «Кройники». Автор использовал старорусские, польские, литовские, византийские и другие известные ему летописи и хроники, сделав на полях ссылки на источники, из которых он позаимствовал фактический материал. Летопись написана языком, близким к тогдашнему древнерусскому народному языку.
Итак, вот что говорится в ней об интересующем нас празднике. «Сему Купалу <...> память совершаютъ в навечерие Рождества Иоанна Предтечи <...> сицевымъ образом: съ вечера собираются простая чадь, обоего полу, и соплетаютъ себе венцы из ядомого зелия, или корения, и препоясавшеся былием возгнетают огнь, инде же поставляютъ зеленую ветвь, и емшеся за руце около обращаются окрест оного огня, поюще своя песни <...> потом чрезъ оныи огнь прескакуютъ <...> Купало, его же бога плодов земных быти мняху, и ему прелестию бесовскою омраченныи благодарения и жертвы приношаху, в начале жнив, того ж Купала бога, или истеннее беса, и доселе память держится по странам Российским, наипаче в навечерии, Рождества Иоанна Предтечи <...> чрезъ огнь прескачюще самых себе тому же бесу Купалу в жертву приносятъ <...> И егда нощь мимо ходитъ, тогда отходятъ к реце с великимъ кричаниемъ <...> умываются водой».
Как видно из приведённого отрывка, написанного православным летописцем, христианская церковь осуждает языческий праздник, Купалу – божество «плодов земных» – называет «бесом». Позиция церкви не изменилась до сих пор: зажигание костров, прыжки через них, обливание водой, гадания, венки и т.п. обряды, которые проводятся в День Ивана Купалы, с точки зрения всех христианских конфессий однозначно являются идолопоклонством, а следовательно, тяжелейшим грехом, который по сути своей означает разрыв отношений с Богом. Для православной церкви неприемлемо, когда люди, относящие себя к православным христианам, с энтузиазмом принимают участие в языческих ритуалах в канун Рождества Иоанна Крестителя.
Это очень важно для себя уяснить и разделять два праздника!
Лично для меня, как для человека православного, День Ивана Купалы интересен в историческом контексте, как отголосок далёкого прошлого, как память о древнейшем мировоззрении, изучая которое, мы можем лучше понять своих предков и, в конечном итоге, самих себя. Будучи христианкой, я никогда не приму участия в языческих мероприятиях, но знать о традициях древних предков я обязана (и не только потому что историк по образованию, но прежде всего, как человек, уважающий прошлое).
КУПАЛА
Что означает это слово – «Купала»? Рассмотрим варианты.
1) Название восходит к индоевропейскому корню «-kир-», что означает «кипеть, вскипать, страстно желать». Само же слово Купала может иметь несколько значений: костёр, водоём или место празднования. В литовском языке есть глагол kиpеti, означающий «бурлить, пениться», а в латышском kpеt — «дымиться, чадить».
2) Имя Купала схоже с именем римского бога любви Купидона, которое образовано от латинского глагола cupiо, -ere — «желать, жаждать». Значение этого корня, также связанное с понятием огня, содержится в полесских словах «купало» (костер) и «куп’ец’» (тлеть, плохо гореть), и симбирских местных словах «купальница» и «купаленка», которые означают костёр в поле или огонь на ночёвке. Таким образом, изначально имя «Купала» связано с идеей огня. В пользу этой версии говорит то, что ритуальные игры, подобные прыжкам через костёр, спускание венков на воду и купание нераздельно связаны с огнём и водой. Эти два элемента являются главными атрибутами праздника, символами жаркого летнего солнца и дарующей жизнь влагой. Огонь (солнце) и вода – основа жизни.
3) Имя божества, которому поклонялись в этот день, имеет корень «куп», что означает означает «соединение», так же, как и в словах «совокупить», «купность». Отсюда идёт традиция выбора в этот день брачной пары. Люди соединяются, чтобы продолжить жизнь, дать продолжение роду.
4) У белорусов, галицких поляков и прикарпатских словаков сохранилось древнее название праздника — Соботки, что означало костры, зажигаемые на Купалу, Зелёные святки и Коляду (пение, игрища).
5) И последняя очень интересная версия, выводимая уже из христианской традиции. Название «Иван Купала» имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (греч. ), поскольку эпитет Иоанна — греч. — переводится как «купатель, погружатель». В православии купание обозначало ритуальное омовение, очищение. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.Эта версия как бы соединяет оба таких разных праздника.
Существует множество названий этого Дня — Иванов день, Иван Травник, Иван Колдовщик, Иван Цветной, среди полесских славян есть такие варианты - Иван Ведёмский, Иван Ведъмарский, Иван Колдунский, Иван Злостный, Ведёмска ночь, Иван-Ведьмар, Иван-Ведьмак, Вёдъмин Иван. Колосок, Кресъ (ст.рус.), Ярилин день (яросл., твер.), Сонцекрес (укр.), Купалле (белорус.), Водицы (болг.), Духов-день (болг.), Еньовдень (болг.).
СУТЬ ДНЯ КУПАЛЫ: ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ
По славянским преданиям, Солнце живет на востоке в золотых палатах. На праздник Купалы оно выезжает на небесный свод на трёх конях: серебряном, золотом и бриллиантовом. Красная девица Зоря, по свидетельству заговоров, восседает на золотом стуле, держа в руках серебряное блюдо. Сохранилось множество купальских гаданий, так как они были популярны среди народа. Обряды, сопровождавшие празднество, назывались купалиями, главная роль в них отводилась воде, огню и травам. Особенно важным считался канун Иванова дня — Аграфена Купальница. В ночь с 6 на 7 июля в народе было повсеместно принято собирать росу, которой приписывались магические свойства. Легенда гласила, что тот, кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В некоторых регионах были приняты ночные купания, в других, наоборот, заходить в реки опасались, потому что в колдовскую ночь сам водяной считался именинником.
Вторая важная составляющая праздника – огонь, как символ Солнца (Ярилы, праздник, как я отмечала выше, в некоторых губерниях назывался Ярилин День). Разжигались высокие костры, через которые было принято прыгать, считалось, что купальский огонь очищает и освящает. С кострами была связана народная примета: кто прыгнет через костёр выше всех, у того будет самый счастливый год. Парни и девушки часто прыгали, взявшись за руки.
И.И Соколов "Ночь на Ивана-Купалу". Холст, масло. 105х162. 1856.
В Южнорусских губерниях существовал обычай поджигать колесо и пускать его по наклонной, выражая таким символическим знаком поворот солнца на зиму. То же самое выражалось скатыванием огненного колеса в реку: после своего поворота на осень летнее солнце начинало спускаться с вершины небесной горы, и горячие лучи его точно так же погашались в дождевых потоках наступавшей поры года, как пламя спущенного с горы колеса умирало в волнах реки. Разводимые на Иванову ночь костры нередко возжигаются пламенем, нарочно добываемым чрез трение сухого дерева о старое колесо.
Среди девушек любимым был обряд плетения венков и пускания их по реке. По брошенным в воду венкам гадали на суженного (кто поймает венок, тот и женится) или продолжительность жизни: в одних сёлах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь. Поэтому девушки шли по берегу вслед за венками и наблюдали чей потонет, а чей уплывёт.
С.Кожин Иван Купала. Гадание на венках.2008.Доска,масло150х85 см.
У Константина Паустовского в первой книге «Далекие годы» его автобиографической «Повести о жизни» есть такое описание романтических традиций праздника: "В день Ивана Купала девушки из Пилипчи приходили нарядной стайкой к нам на остров, чтобы пускать по реке венки. Они плели венки из полевых цветов. Внутрь каждого венка они вставляли крестовину из щепочек и прилепляли к ней восковой огарок. В сумерки девушки зажигали огарки и пускали венки по реке. Девушки гадали,- чья свеча заплывет дальше, та девушка будет счастливее всех. Но самыми счастливыми считались те, чей венок попадал в водоворот и медленно кружился над омутом. Омут был под крутояром. Там всегда стояло затишье, свечи горели на таких венках очень ярко, и даже с берега было слышно, как трещат их фитили.И взрослые, и мы, дети, очень любили эти венки на Ивана Купала."
В моё блоге есть статья про Снегурочку, там я рассказала старинную легенду. На древней реке Ра (современная Волга) встретились два божества: богиня ночи, Купальница, и Семаргл, бог огня. Полюбили они друг друга и сыграли свадьбу. А вскоре, в день летнего солнцестояния, на свет появились Купало и Кострома.
Кострома и её брат Купало. Современный арт из Сети.
Купало был спокойным юношей, любил в реке купаться. Кострома же - его противоположность: была энергичной девицей, на огонь смотреть любила. Дети жили сладко. Днем они нежились под солнечными лучами отца. Ночью их ласкала мама Купальница. Она каждое утро на зорьке покидала детей и предупреждала их о коварстве Сирин — птицы смерти, песни которой были и прекрасны, и опасны. Ведь тот, кто слушал, забывал обо всём. В день Купалы Сирин вместе с Алконостом прилетели и запели свои чарующие песни возле реки Ра. Дети, Купало и Кострома, ослушались родительского указа и убежали слушать пение птицы смерти и птицы радости.
Кострома вслушивалась в слова Алконоста, птицы счастья, в то время как Купало — в слова Сирина. И тогда, по приказу Чернобога, забрали Сирин и гуси-лебеди Купалу в царство мёртвых, в Навь.
Много лет прошло. Кострома выросла красавицей. И, однажды, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветру не сорвать его с её головы. По поверью, это означало, что она не выйдет замуж. Эта похвальба не понравилась богам. Ветер усилился, и снёс венок прямо в реку. Там венок подобрал Купало, проплывавший мимо в лодке. По обычаям, тот, кто подобрал венок, обязательно должен был жениться на девушке, которая сплела его. И Купало, и Кострома не возражали — приглянулись друг другу. И тогда, сыграли они свадьбу. И лишь после этого боги сообщили им, что приходятся те друг другу братом и сестрой.
Узнав о позоре, решили возлюбленные покончить с собой. Кострома убежала в лес, нашла в нём тёмное лесное озеро и нырнула в него с головой. Но не умерла она, а стала мавкой (русалкой). Купало же бросился в огонь и погиб. С тех пор, Кострома блуждала в окрестностях своего озера. Когда она видела какого-нибудь юношу, она думала, что это Купало, и затаскивала в омут; лишь под водой Мавка узнавала, что это не её возлюбленный — но было поздно — юноша был уже мёртв.
Раскаялись тогда боги. Слишком жестокой вышла их месть. И решили они вернуть Купалу и Кострому к жизни; подарить им человеческий облик было нельзя, и поэтому те превратили их в красивый цветок — Купало-да-Мавка, где жёлтым цветом, цветом огня, расположился Купало, и синим, как воды лесного озера, Кострома. Лишь во времена христианизации на Руси, когда Купало стал Иваном, а Кострома — Марьей, цветок переименовали во всеми теперь известный Иван-да-Марью.
Цветок этот принято собирать в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. В дни праздника или в ближайшие к нему дни было принято заготавливать веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), защищающие дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».
А теперь вспомним Николая Васильевича Гоголя, есть у него повесть «Вечер накануне Ивана Купала», позволю цитату из неё: «Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай!» Действительно, существовало поверье, что именно в ночь на ИК распускается цветок папоротника (на самом деле папоротник не цветёт), но сорвать его непросто — злые духи неусыпно сторожат его, и как только покажется чудесный цветок, сейчас же захватывают его в свою власть. Этот цветок по преданиям наделяет даром ясновидения и защищает от происков нечисти, кроме того, он приносит счастье и удачу.
А. Пиотровский "Сказка о цветке папоротника". Холст, масло.
В Белоруссии одной из составляющих купальской обрядности было уничтожение антропоморфной куклы, называемой «ведьма». Ведьму делали девушки из тряпок, насаживали на шест, несли по селу, а хлопцы кидали в неё камнями. Несут в озеро и топят. Занесут в ров, палками забьют. В основном купальском напеве, распространенном на большей части Белоруссии, музыковеды прослеживают интонации традиционных похоронных плачей, традиционного голошения и связывают это с тем, что ядром купальского действа являлось сжигание или потопление ритуального символа, что сближает его с похоронными обрядами и соответствующими плачевыми интонациями.
ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Летнее солнцестояние — самый заметный из моментов года и с ним связано множество событий, которые невозможно оставить без внимания. Например, заканчивалась посевная пора, появлялись первые ростки посевов, расцветало множество ярких летних цветов и, наконец, приходил самый длинный день и наступала самая короткая ночь в году. Поэтому летний народный праздник языческого происхождения встречался во многих древних культурах. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе, а не только у славян. Во многих странах это общенациональный и церковный праздник.
Кроме восточнославянских стран, аналогичный праздник дня летнего солнцестояния отмечается в восточной Польше — Sobtki, Литве — Rаsos, Sauls, Латвии — Lgo, Эстонии — Jaanipev.
ПРИМЕТЫ
Существует множество примет, которые связаны с ИК. Вот лишь некоторые из них.
- Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов, ночь звёздная — будет много грибов, гроза — орехи будут пустые и их будет мало.
- С Ивановой ночи появляются светляки.
- Перед дождём цветы сильнее пахнут.
- До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека.
- Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо.
- Травы черны — лошади кормны (сено погибло, а овёс хорош).
- В Иван-день жито выколоситься должно, а не заколосится, так это плохая примета: урожая не будет.
- «Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана», - говорит пчела.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: ВЛИЯНИЕ КУПАЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ НА ИСКУССТВО
Праздник и традиции, верования, связанные с ним, оказали самое непосредственное влияние на искусство, в том числе современное. Я выше приводила цитаты из литературных произведений, показала несколько живописных полотен, посвящённых празднику. Позволю себе показать ещё несколько творений изобразительного искусства, которые мне показались особенно интересными.
Юлия Косцова «Гадание в ночь Ивана Купала», 2016. Источник: yandex.ru
Анна Виноградова «Плетение венков», 2008. Источник: vinogradova-anna.com
И. Левитан «Папоротники у воды», 1895. Источник: yandex.ru
Самакаева М. В. «Ночь Ивана Купалы», 1996. Источник: yandex.ru
В.Куш "За цветком папоротника"Источник: yandex.ru
Иван Жупан "Год Козы или Ночь на Ивана Купалу"картон/граттаж 78см x 89см 2014 г. Источник: artnow.ru
Хочу закончить статью цитатой своего великого земляка, Виктора Петровича Астафьева, из его повести «Последний поклон»: «Но слова, правила игры, музыку песни, ароматы леса, колдовскую тишину летнего вечера я запомню, постараюсь запомнить потом и все то, что скрывается, не может не скрываться в темном настое летней ночи в канун Иваны Купалы, когда цветет в лесу разрыв-трава и волшебно светятся папоротники. Потом, потом я открою, непременно открою свою тихую тайну, постигну смысл волнующей игры, вкушу дурманности такого же тихого и дикого вечера».
Можно оставаться христианином, но знать древние традиции тоже не просто можно, но и должно, потому что это наши корни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995.
Виноградова Л. Н. Мотив «уничтожения — проводов нечистой силы» в восточнославянском купальском обряде. — М., 1990
Васильев М. А. От языческой реформы к крещению Руси. — М., 1994. — 191 с.
Гудкова Е. Как отмечать праздник Ивана Купалы?. Культура.рф. Дата обращения: 30 сентября 2023.
Забылин М. В. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М., 1990. — 345 с.
Мадлевская Е. Л. Русская мифология. Энциклопедия. — М.: Эксмо, Мидгард, 2005.