Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Далекое и близкоеСоздан: 30.01.2012Статей: 74Автор: miroslavaПодписатьсяw

Военная карьера Анатоля Курагина в романе Толстого "Война и мир"

Обновлено: 08.07.24 01:18 Убрать стили оформления

Военная карьера Анатоля Курагина в романе Толстого "Война и мир"

Читая роман, я обратила внимание на то, что из всех мужчин-героев романа, которые были военными, лишь одного Анатоля Курагина писатель ни разу не показал на поле боя. При этом о его военной службе довольно подробно рассказано.

В начале романа, т.е. летом 1805 года, Анатоль Курагин служит в элитном гвардейском Кавалергардском полку или в конной гвардии (кавалергард – это французское название конной гвардии, от фр. cavalier «всадник» + garde «охрана»). В этот полк в основном набирали офицерами представителей самой высшей аристократии России. Но уже к концу 1805 года Анатоль перешел в армию. В обычный негвардейский армейский полк. Это серьезное «понижение», если можно так выразиться. Причем из разговора со старым князем Болконским, к дочери которого Марье именно в конце 1805 года приехал в Лысые Горы Анатоль с отцом свататься, становится ясно, что перешел в обычный полк из элитного гвардейского Анатоль добровольно. Вот как это описывается в романе:

«Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? — спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля.
— Нет, я перешел в армию, — отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
— А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
— Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? — обратился Анатоль со смехом к отцу.
— Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха-ха-ха! — засмеялся князь Николай Андреевич» (том 1, часть 3, глава IV).
 
Толстой не объясняет, зачем Анатоль по доброй воле так «понизил» себя: ведь переход из супер-элитного Кавалергардского гвардейского полка в обычный армейский – это серьезное понижение, даже если воинский чин сохраняется. Но современникам Толстого, которые неплохо знали историю наполеоновских войн и участия в них России, я думаю, это было понятно. Дело было в том, что Кавалергардский полк вместе со всей гвардией в конце лета, в августе 1805 года, выступил в так называемый Австрийский поход. В ходе его русские войска в союзе с войсками Австрии должны были сражаться против Наполеона. Поход обещал быть трудным, сражения кровопролитными – Наполеон был опасным противником. И, понимая это, скорее всего князь Василий, отец Анатоля, похлопотал о своем непутевом отпрыске. В результате Анатоль был переведен из элитариев-кавалергардов в обычные армейские офицеры и оказался подальше от театра военных действий, в российской провинции, а не в Австрии. Как показали последующие события, князь Василий действительно сберег сыночка. Известно, что в сражении при Аустерлице в декабре 1805 года Кавалергардский полк понес чудовищные потери. Именно в то время, в декабре 1805 года, Анатоль в Лысых Горах пытался охмурить княжну Марью, но по природной глупости провалил это дело, тиская компаньонку Марьи мамзель Бурьен. Пока он с такой приятностью проводил время, его товарищи по службе в Кавалергардском полку были наголову разгромлены в одной из атак при Аустерлице и большинство из них, в том числе и офицеры, погибли. Об этой знаменитой атаке и не менее знаменитом разгроме кавалергардов Толстой тоже весьма выразительно написал в романе и показал ее глазами Николая Ростова:
 
«В ту минуту как кавалергарды, миновав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно было. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев-людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей-юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек» (том 1, часть 3, глава XVII).

Дальнейшая служба Анатоля, судя по всему, проходила именно в скромном армейском полку. Но если кавалергарды, как элита гвардии, всегда квартировали в Петербурге, если не находились на театре военных действий, то обычные армейские полки располагались постоем в провинциальных городах. По воспоминаниям Балаги, любимого ямщика Долохова и Курагина, он шесть лет назад возил Анатоля из Твери в Москву на кутежи. Так как эти воспоминания относятся к началу 1812 года, следовательно, шесть лет назад – это 1806 год. Получается, что и в этот год, а возможно, и в последующие, полк Анатоля стоял в Твери:

«Не раз он, когда полк Анатоля стоял в Твери, с вечера увозил его из Твери, к рассвету доставлял в Москву и увозил на другой день ночью...
— Да как выезд — счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? — сказал Балага. — Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.
— Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, — сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. — Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?» (том 2, часть 5, глава XVI).

Далее становится известно, что Анатоль со своим полком побывал в Польше, и там его один польский помещик заставил жениться на своей дочери:

«Анатоль, чего никто не знал, кроме самых близких друзей его, был два года тому назад женат. Два года тому назад, во время стоянки его полка в Польше, один польский небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери» (том 2, часть 5, глава XI).

Так как в этом пассаже речь идет о конце 1811 года, следовательно, два года назад – это в 1809 году. Так что Анатоль со своим полком был в Польше в 1809 году. Но в самом конце 1809 года, а именно 31 декабря 1809 года он присутствует на великосветском балу в Петербурге, именно на том балу, на котором Наташа танцевала с князем Андреем. И он снова кавалергард: сопровождавшая на этот бал Ростовых старая фрейлина Перонская так говорит о нем:

«— Это брат Безуховой — Анатоль Курагин, — сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда-то» (том 2, часть 3, глава XV).

Этот перевод Анатоля из простого армейского полка снова в элитный Кавалергардский тоже понятен. Россия вышла из войн с Наполеоном, заключив сначала Тильзитский (в 1807 году), а потом Эрфуртский мир (в 1808 году). Исчезла опасность, что кавалергардов снова кинут в топку войны на убой. Поэтому (думаю, не без помощи отца) Анатоль снова был переведен в кавалергарды и благодаря этому переводу получил возможность жить в веселом Петербурге, а не скучать в какой-то тверской или польской глуши. В Польше, кстати, где он находился со своим полком, он тоже наверняка не бывал на поле боя. После заключения Тильзитского мира в 1807 году военные действия русских войск против Наполеона полностью прекратились, в том числе и в Польше. Россия, правда, в это время продолжала воевать. В 1808-1809 годах была русско-шведская война, но в Финляндии, где в основном был театр военных действий, Анатоль точно не бывал, так как стоял с полком в Польше. А в 1806-1812 годах была русско-турецкая война, и военные действия велись на Кавказе и в Молдавии, где Анатоля тоже точно не было.

И, наконец, в начале 1812 года, Анатоль оказывается в Москве. Туда его сослал отец:

«Анатоль Курагин жил в Москве, потому что отец отослал его из Петербурга, где он проживал больше двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которые кредиторы требовали с отца.
Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его долгов; но только с тем, чтобы он ехал в Москву в должность адъютанта главнокомандующего, которую он ему выхлопотал, и постарался бы там наконец сделать хорошую партию. Он указал ему на княжну Марью и Жюли Карагину» (том 2, часть 5, глава XI).

Там случается история с Наташей Ростовой, которую Анатоль чуть не похитил, и после нее он по настоянию Пьера уезжает из Москвы в Петербург, опасаясь дуэли с вернувшимся из-за границы Андреем Болконским.

В третьем томе Толстой подробно описывает, как очевидно трусоватый Анатоль бегал от князя Андрея всю первую половину 1812 года, понимая, что тот ищет его, чтобы добиться дуэли:

«После своего свидания в Москве с Пьером князь Андрей уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию» (том 3, часть 1, глава VIII).

Так как Анатоль приехал в Молдавскую армию не раньше весны 1812 года, то, хотя в это время еще шла русско-турецкая война, то и тут Анатолю повоевать не пришлось на поле боя. К весне 1812 года военные действия уже не шли, Турция потерпела поражение, готовилось заключение Бухарестского мирного договора, который и был подписан в середине мая 1812 года.

А потом начинается вторжение Наполеона, начинается Отечественная война 1812 года и случается последняя встреча при Бородино раненого князя Андрея в лазарете с Анатолем, где Курагину ампутируют раненую ногу.

И последнее. На протяжении всего романа Толстой ни разу не упоминает участия Анатоля в боевых действиях. Другие герои романа-военные в боях точно побывали. И князь Андрей, и Николай Ростов, и Василий Денисов, и Долохов, и даже карьеристы Борис Друбецкой и Берг. Правда, Друбецкой после сражения при Аустерлице, в котором он участвовал, сразу же переместился в число штабных офицеров и адъютантов, и судя по дальнейшему описанию его карьеры, в боях больше не бывал. А Берг больше приписывал себе геройства на войне, чем действительно его проявлял, но все же в боях ему приходилось бывать. И при Аустерлице (где он был ранен в руку), и во время русско-шведской войны 1808-1809 годов в Финляндии. Короче, понюхать пороху даже этим двум карьеристам пришлось. И лишь про одного Анатоля в романе ни слова, ни полслова о том, что он участвовал хоть в каком бою или в какой войне. А ведь он как минимум с 1805 года по 1812 годы был военным. Т.е. 7 лет, да еще таких лет, когда Россия постоянно воевала – то с Наполеоном, то со шведами, то с турками, то снова с вторгшимся в Россию Наполеоном. Но Толстой, довольно подробно, хотя и вразбивку, описав все перипетии военной службы Курагина, ни разу не упомянул о том, что ему пришлось участвовать в каких-то сражениях. Так что участие Анатоля в битве при Бородино, судя по всему – это его первый и последний боевой опыт.



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 0

Список статей:
ДатаНазваниеОтзывыОписание
11.11.25 13:07 Как женщина начинает тянуть на себе всю домашнюю работу в одиночку 
Как случается так, что в некоторых семьях (к счастью, не во всех) женщина, работающая на своей работе не меньше мужа, начинает везти на себе воз домашних-семейных хлопот и забот о детях в одиночку? То есть делает то, что называется «второй сменой» женщин.



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение