Военная карьера Анатоля Курагина в романе Толстого "Война и мир"
Читая роман, я обратила внимание на то, что из всех мужчин-героев романа, которые были военными, лишь одного Анатоля Курагина писатель ни разу не показал на поле боя. При этом о его военной службе довольно подробно рассказано.
В начале романа, т.е. летом 1805 года, Анатоль Курагин служит в элитном гвардейском Кавалергардском полку или в конной гвардии (кавалергард – это французское название конной гвардии, от фр. cavalier «всадник» + garde «охрана»). В этот полк в основном набирали офицерами представителей самой высшей аристократии России. Но уже к концу 1805 года Анатоль перешел в армию. В обычный негвардейский армейский полк. Это серьезное «понижение», если можно так выразиться. Причем из разговора со старым князем Болконским, к дочери которого Марье именно в конце 1805 года приехал в Лысые Горы Анатоль с отцом свататься, становится ясно, что перешел в обычный полк из элитного гвардейского Анатоль добровольно. Вот как это описывается в романе:
— Нет, я перешел в армию, — отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
— А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
— Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? — обратился Анатоль со смехом к отцу.
— Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха-ха-ха! — засмеялся князь Николай Андреевич» (том 1, часть 3, глава IV).
Дальнейшая служба Анатоля, судя по всему, проходила именно в скромном армейском полку. Но если кавалергарды, как элита гвардии, всегда квартировали в Петербурге, если не находились на театре военных действий, то обычные армейские полки располагались постоем в провинциальных городах. По воспоминаниям Балаги, любимого ямщика Долохова и Курагина, он шесть лет назад возил Анатоля из Твери в Москву на кутежи. Так как эти воспоминания относятся к началу 1812 года, следовательно, шесть лет назад – это 1806 год. Получается, что и в этот год, а возможно, и в последующие, полк Анатоля стоял в Твери:
— Да как выезд — счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? — сказал Балага. — Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.
— Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, — сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. — Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?» (том 2, часть 5, глава XVI).
Далее становится известно, что Анатоль со своим полком побывал в Польше, и там его один польский помещик заставил жениться на своей дочери:
Так как в этом пассаже речь идет о конце 1811 года, следовательно, два года назад – это в 1809 году. Так что Анатоль со своим полком был в Польше в 1809 году. Но в самом конце 1809 года, а именно 31 декабря 1809 года он присутствует на великосветском балу в Петербурге, именно на том балу, на котором Наташа танцевала с князем Андреем. И он снова кавалергард: сопровождавшая на этот бал Ростовых старая фрейлина Перонская так говорит о нем:
Этот перевод Анатоля из простого армейского полка снова в элитный Кавалергардский тоже понятен. Россия вышла из войн с Наполеоном, заключив сначала Тильзитский (в 1807 году), а потом Эрфуртский мир (в 1808 году). Исчезла опасность, что кавалергардов снова кинут в топку войны на убой. Поэтому (думаю, не без помощи отца) Анатоль снова был переведен в кавалергарды и благодаря этому переводу получил возможность жить в веселом Петербурге, а не скучать в какой-то тверской или польской глуши. В Польше, кстати, где он находился со своим полком, он тоже наверняка не бывал на поле боя. После заключения Тильзитского мира в 1807 году военные действия русских войск против Наполеона полностью прекратились, в том числе и в Польше. Россия, правда, в это время продолжала воевать. В 1808-1809 годах была русско-шведская война, но в Финляндии, где в основном был театр военных действий, Анатоль точно не бывал, так как стоял с полком в Польше. А в 1806-1812 годах была русско-турецкая война, и военные действия велись на Кавказе и в Молдавии, где Анатоля тоже точно не было.
И, наконец, в начале 1812 года, Анатоль оказывается в Москве. Туда его сослал отец:
Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его долгов; но только с тем, чтобы он ехал в Москву в должность адъютанта главнокомандующего, которую он ему выхлопотал, и постарался бы там наконец сделать хорошую партию. Он указал ему на княжну Марью и Жюли Карагину» (том 2, часть 5, глава XI).
Там случается история с Наташей Ростовой, которую Анатоль чуть не похитил, и после нее он по настоянию Пьера уезжает из Москвы в Петербург, опасаясь дуэли с вернувшимся из-за границы Андреем Болконским.
В третьем томе Толстой подробно описывает, как очевидно трусоватый Анатоль бегал от князя Андрея всю первую половину 1812 года, понимая, что тот ищет его, чтобы добиться дуэли:
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию» (том 3, часть 1, глава VIII).
Так как Анатоль приехал в Молдавскую армию не раньше весны 1812 года, то, хотя в это время еще шла русско-турецкая война, то и тут Анатолю повоевать не пришлось на поле боя. К весне 1812 года военные действия уже не шли, Турция потерпела поражение, готовилось заключение Бухарестского мирного договора, который и был подписан в середине мая 1812 года.
А потом начинается вторжение Наполеона, начинается Отечественная война 1812 года и случается последняя встреча при Бородино раненого князя Андрея в лазарете с Анатолем, где Курагину ампутируют раненую ногу.
И последнее. На протяжении всего романа Толстой ни разу не упоминает участия Анатоля в боевых действиях. Другие герои романа-военные в боях точно побывали. И князь Андрей, и Николай Ростов, и Василий Денисов, и Долохов, и даже карьеристы Борис Друбецкой и Берг. Правда, Друбецкой после сражения при Аустерлице, в котором он участвовал, сразу же переместился в число штабных офицеров и адъютантов, и судя по дальнейшему описанию его карьеры, в боях больше не бывал. А Берг больше приписывал себе геройства на войне, чем действительно его проявлял, но все же в боях ему приходилось бывать. И при Аустерлице (где он был ранен в руку), и во время русско-шведской войны 1808-1809 годов в Финляндии. Короче, понюхать пороху даже этим двум карьеристам пришлось. И лишь про одного Анатоля в романе ни слова, ни полслова о том, что он участвовал хоть в каком бою или в какой войне. А ведь он как минимум с 1805 года по 1812 годы был военным. Т.е. 7 лет, да еще таких лет, когда Россия постоянно воевала – то с Наполеоном, то со шведами, то с турками, то снова с вторгшимся в Россию Наполеоном. Но Толстой, довольно подробно, хотя и вразбивку, описав все перипетии военной службы Курагина, ни разу не упомянул о том, что ему пришлось участвовать в каких-то сражениях. Так что участие Анатоля в битве при Бородино, судя по всему – это его первый и последний боевой опыт.

Мне понравилось!