Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Записки занудной совыСоздан: 16.10.2016Статей: 12Автор: AriStaПодписатьсяw

Мифы и легенды народов коми (часть первая)

Обновлено: 29.11.24 22:48 Убрать стили оформления

 

Приветствую всех, кто заглянул сюда!

Начало

 Сегодня мне хотелось бы поведать Вам о мифах и легендах народов коми, которые населяют северные регионы нашей страны (Республика Коми, Пермском край, Мурманская  область, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ). Сами коми - это финно-угорский народ, который можно подразделить на три народа - зыряне, пермяки и язьвинцы. В процессе христианизации населения, большая часть мифологии коми, в значительной мере, утрачена. Основной древнейший источник, который сохранился - это "Житие Стефана Пермского" (XV век), а также труды учённых, опубликованных в XIX-XX веках. Он повествует о многобожии (боги ветра, охоты, воды, леса), о поклонении деревьям или животным и т.д. 

*все картинки взяты из интернета*

Рождение мира

 В легендах о сотворении мироздания, говорится о двух братьях. Это были боги-демиурги - Ен и Омоль Омоля, правильное написание, будет в виде двух точек над второй буквой "о", но система не даёт мне возможности сохранить правильный вариант).

 I) По одной из версий, первоначальным материалом для рождения богов был безграничный хаос, что представлен в виде безбрежной, водной стихии (первозданный океан, мировой океан). Вода, в представлениях древних коми, является началом всего сущего, даёт жизнь и среду обитания для множества разных живых субстанций. По мнению Н. Д. Конакова: «Вода – это основа жизни. Человек как биологический вид не может существовать без воды. Человек рождается из воды (околоплодные воды). Но вода – это и смерть. Человек не может существовать в воде. Поэтому в символике антиномии «жизнь и смерть» вода не имеет жесткого знакового (плюс и минус) значения. Но его не имеет и хаос».

 «Безбрежная» водная стихия константна и статична. И возможно, что в этих первобытных просторах ничего бы не изменилось, если бы в ней не появились элементы динамики, души, жизни, представленных в виде водоплавающих птиц. В большинстве дошедших до нас мифах, фигурируют орнитоморфные образы. По одной из версий, Ен представлен в образе лебедя (юсь), в то время как Омль - гагары (токты). Причём вначале плавал только один лебедь: «Решил Ен сотворить себе товарища, плюнул – из плевка его возник Омоль, в виде гагары. Захотел Ен создать землю, заставил гагару – Омоля нырнуть – тот нырнул и принес землю. Положил Ен принесенный кусочек на поверхность вод – и выросла суша».

 II) Вторая версия гласит о том, что братья были рождены матерью-уткой, вылупивших из двух яиц. Другие четыре яйца жизнерождения упали в воды мирового океана. Когда Ен и Омоль выросли и возмужали, они достают со дна "моря-океана" упавшие яйца и разбивают о спину матери-утки. 

 - От первого яйца тело матери-утки разрастается в длину и ширину, покрывается зеленью и лесом, а в небе загорается солнце;

 - Из второго разбитого яйца Ен делает себе помощников;

 - Омоль разбивает третье яйцо: из него появляются озёра, болота, зыбуны и луна;

 - Из четвертого яйца появляются помощники Омоля.

 Потом Ен и Омоль принимают человеческий вид и переходят на землю. Эта версия в традиционном мировоззрении коми является доминирующей. С появлением братьев-демиургов происходит процесс дальнейшего становления мира, как результат введения противоположных начал: добро и зло, жизнь и смерть, небо и земля, солнце и луна, день и ночь. 

 

Два брата - две противоположности

 Итак, в чём же было различие между Еном и Омолем?

 Ен - отожествлялся со светлым началом, небом, богом, что дарует жизнь. Обращаясь к лингвистике, слово "ен" означает "сильный, крепкий, здоровый"

 В результате опроса, сделанных в ходе научных экспедиции в 2011 году, была выявлена антропоморфизация и ассоциация Ена с солнцем: "Енмй, Енмй Шондiбанй" (Ен, Ен Солнцеликий). Слово "Шондiбан" состоит из двух частей "Шондi" – солнце и "бан" – лик, от "чужмбан" – лицо.

 Омоль - является противоположностью своему брату, тёмное начало, противник светлого и доброго. Омоль отождествляется с тёмными подводными и подземными силами. В обыденной речи, слово "омоль" имеет значение «плохой, слабый, худой, больной». Более ранний аналог наименования "омоль" можно найти в терминах "омла", "омлд", "омлг", что означает "омут", "заводь", "яма на дне реки", "глубокое место в реке"

 На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что противостояние Ена и Омоля это действие двух противоположных точек "верха и низа".

 Подчёркивают это и сохранившиеся мифы, в которых братья наделены разным обликом: лебедь и гагара или утка и гагара. Если лебеди и утка - это птицы "верхнего мира" (точнее живёт между верхним и средним миром), то ныряльщица гагара - "птица нижнего мира"(живёт между средним и нижним миром). Орнитоморфные образы в мифологии коми играют роль символов, связывающих трёхуровневую мировую структура: верхний мир - средний мир - нижний мир.

 Придя на землю, Ен и Омоль стали совершенствовать её путём творения новых элементов мироздания. Но здесь принимают участие не только они. Когда Ен разбивает первое яйцо о свою мать, земля выявила способность к росту. Вначале она разрасталась до размеров небольшого острова, и постепенно приобрела истинный размер. После этого земля начала самостоятельно покрываться лесами и травами. Ен создает реки, а Омоль – болота и озера. На основе этого выделяется их противостояние: "вода текущая - вода стоячая". Ен создает камни, которые обретают способность к росту и тянутся до тех пор, пока Ен их не останавливает. Так появились горы. По другой версии реки возникли на месте троп, по которым ходили мамонты. Или же на плоскую (пока) землю приходит медведь и всю её расцарапывает, после чего появляются горы и водоёмы. 

 В виду того, что земля достаётся Ену, Омоль просит для себя места, куда он может воткнуть кол в землю. Из этого отверстия выходят злые духи, гады, вредные животные. 

 Ен творит небо, солнце и звёзды. Тогда Омоль строит себе второе небо, Ен третье и так до семи небес, которые имеют цвета радуги. Однако Ен низвергает Омоля и злых духов на землю с помощью грома. Поверженные рассеиваются по лесам, болотам и рекам. 

 Таким образом, создав элементы мирового порядка, демиурги определили и сферы своих влияний. Это прослеживается и в последующих мифах. 

 

Рождение животных

   Оба демиурга принимали участие в создании животных. Данный процесс сопровождался соперничеством между братьями. «Так, Ен создал белку, чтобы человек мог на неё охотиться; тогда Омоль сотворил куницу, чтобы она ела белку; в ответ на это Ен создал собаку, чтобы она помогала человеку охотиться на куницу и стерегла его дом. Ен сотворил петуха и курицу, тетерева, куропатку, рябчика и утку-широконоску. Тогда Омоль создал в противовес ястреба, филина и ворону, а также хищных зверей: лисиц, рысей, росомах и др. Кроме того, Омоль сотворил лося, оленя, зайца, кошку, крыс и мышей, ящерицу, всех рыб и вредных насекомых».

 

Версия сотворения мира

 Наиболее распространённой версией происхождения человека был миф, где Ен создаёт первого человека из глины или земли. Ен делал человека и оживлял его, в то время как Омоль пытался напакостить и испортить творение Ена. Есть версии, что человек появился из дерева и травы.

 По просьбе брата, Ен разделяет земные богатства между людьми и духами - лешими (ворса), водяными (вакуль) и т.д. 

 Есть ещё один, интересный миф, в котором рассказывается о женщине, что родилась из крови Омоля и стала его женой. После неудачной попытки похитить женщину, Ен решает отгородится от Омоля и обосноваться на небесах со своими голубями. Голуби погибают от когтей воронов Омоля и лишь один из них возвращается с тиной в клюве. Когда ворон пытается вырвать тину, Ен удушает его. Из тины возникла земля, а вода, что пролилась из глотки ворона, стала морями и океанами. Омоль пробирается на небо, но Ен скидывает его вниз и оставляет женщину себе. Та рожает ему близнецов: Войпеля (бог северного ветра) и Йому (злая колдунья, имеет схожесть с нашей Бабой-Ягой). Однако Омоль сбрасывает семью Ена вниз, на землю. В результате чего, все народы имеют своих прародителей, в лице Войпеля и Йомы

 После создания неба и установления трёхуровневой структуры вертикали космоса завершается процесс становления мира. Ен удаляется жить на небо, но оставляет небольшое отверстие, чтобы спускаться по лестнице на землю, исправить свои недостатки или укрощать бесчинства. В качестве лестницы выступает "мировое дерево". Это дерево, что поднимается из первоначального холма, связывает и в то же время разделяет небо и землю (верхний и нижний мир).

 В попытках завоевать верхний мир Омоль оказывается повержен и заточён в глиняные горшки, которые Ен закапывает в землю. После чего борьба за космический верх завершается победой светлого демиурга и удалением тёмного демиурга под землю.

 

Светлые и тёмные персонажи 

 Итак, мы узнали какие есть высшие боги в мифологии коми и как был создан мир в их представлении. Но что же с героями и злодеями? Они тоже есть, но расскажу я не сразу и не обо всех. Но с самыми главными, мы обязательно познакомимся. 

    Вакуль (Васа) 

 Водяной, дух-хозяин воды. Мог предстать перед людьми в различном облике (антропоморфном, зооморфном и антропо-зооморфном). В человеческом обличии был рослым мужчиной, с длинными тёмно-зелёными волосами, одетый в зелёный кафтан, что появлялся на берегу. Когда он обратно бросался в воду, то поднималась буря, а по поверхности воды прокатывались огромные волны. Иногда мог появится в виде могучего старика с седой бородой. 

 Северные коми-зыряне считали, что внешний облик Вакуля зависит от погоды: в ненастные дни он появлялся с мрачным взором и измождённым лицом, а в солнечную, с голубыми весёлыми глазами и белым лицом. Считается что кровь у водяного синего цвета.

 В мифах, чаще всего имеет неприязнь с лешим (Ворса), который часто бросает в воду коряги. 

 Чаще всего предстаёт в виде очень крупных щук, которые стояли в воде головой по течению, а не против (как обычно стоят рыбы). Таких щук надо остерегаться и бить острогой, поскольку Вакуль способен обратить острогу против самого рыбака. 

 В облике мужчины, с рыбьим хвостом, предстал перед одинокой женщиной, что жила на берегу реки. Однажды водяной обратился к ней и посетовал, что всячески помогает ей: выращивает рыбу, а потом загоняет ту к ней в сети. А женщина его ни разу не угостила. Видя, что у водяного вместо ног был рыбий хвост, женщина устроила ему угощение на берегу, после чего они провели вместе некоторое время и у неё родилось два сына. 

 Считалось, что Вакуль живёт с семьёй в подводном мире, в крестьянских избах, и разводят коров и лошадей. Свой скот они иногда пасут и на поверхности земли, по берегам рек и озёр.

 Как и всякий хозяин лесных угодий, Вакуль строг к тем, кто плюётся на берегу водоёма, ругается, ссорятся и бросает мусор. Нарушителям, вместо рыбы, попадался конский навоз, сети рвались на части, а лодка погружалась в воду. А чтобы задобрить водяного, перед ловлей, ему делали подношение в виде яиц, хлеба, масла, рыбного пирога или лоскутка ситца. 

 

   Ворса

 Ворса (такое же написание, как и у Омоля, т.е. две точки над буквой "о") - леший, лесной дух, хозяин леса.

 Живым воплощением считается медведь. Иногда Ворса летает над деревьями в лесу, появляется и исчезает, как птица с шумным полётом. Крик филинов приписывается его голосу. Обычно остаётся невидимым, или появляется в виде ветрового смерча, который свидетельствовал о совершаемом путешествии целой группой леших (как свадебный поезд). Если кто-то смотрел на вихрь между ног, сквозь растопыренные пальцы рук, то мог увидеть воочию хозяина леса. 

 Довольно часто представал и в людском обличии, однако сведения противоречивы. Отличительной чертой является гигантский рост (с сосну), отсутствие одежды, бородатость, вывернутые пятки ног, прозрачность костей, отсутствие бровей и ресниц, отсутствие тени. Мог появится в облике рослого человека, в чёрном суконном кафтане или молодцом в синем или белом шабуре (верхняя крестьянская одежда в виде лёгкого кафтана из домотканой материи). 

 Жили лешие в глухих, лесных чащах, в треугольных домах и вели своё хозяйство. В обходе своих угодий, Ворса обычно сопровождала собака, отличавшаяся тем, что от её лая не было эха. Если охотник встретит собаку Ворса и накормит её куском хлеба, то она станет его собственностью. Такие собаки очень добычливые. 

 Образ лесного духа-хозяина строг, но справедлив, и отнюдь не кровожаден. Он хорошо относится к тем, кто соблюдает в лесу правила поведения. За мелкие нарушения предупреждает без особых последствий, а вот за серьёзные проступки может полностью лишить удачи в охоте. За оказанную помощь - наградит богатым промыслом. 

 Одной из популярных сюжетов, является борьба Ворса с Вакулем, в котором охотник оказывает Ворса помощь. Охотник Йиркап спас Ворса от Вакуля, который проигрывал в жестокой схватке, выстрелив в водяного стрелой из лука. За спасение, Ворса подсказал охотнику о существовании волшебного дерева (Ас Пу - "своё дерево"), из которого Йиркап сделал себе волшебные лыжи-самоходы, защищающие от сглаза. 

 Про охотников, что нарушают наказы Ворса, тоже есть сказки.

 В одной из них идёт речь о двух братьях, что снимали в охотничьей избушке шкурки с добытых белок. Один из них начал много хвастаться, говоря, что мог бы снять шкурки с любого количества белок. Тотчас из дымоволока посыпались, непрерывным потомком, белки. Груда тушек погребла под собой хвастуна и тот едва не задохнулся. 

 Другая повествует об охотнике, который был недоволен охотой и стал страшно сквернословить. Неведомая сила тотчас развернула и вышвырнула его из леса. С тех пор удача отвернулась от него навсегда и он был вынужден бросить охоту. 

 Однако Ворса мог и пошутить над людьми, заведя их глубоко в лес и не дав выйти обратно. В таком случае, заблудившемуся было необходимо перевернуть стельки в обуви. Если не помогало, нужно было ждать, пока Ворса не натешится и сам не появится перед человеком, задав ему вопрос: "Кому ты веришь, богу или Ворса?". Если следовал ответ, что "Ворса", он выводил заблудившегося из леса.

 Более серьёзным проступком приписываемых лесному духу, было похищение людей (в частности воров и мошенников). Ворса уводил людей к себе, поселял у себя дома и загружал тяжёлыми, хозяйственными работами. Считалось, что если в доме лешего ничего не есть и не пить, то от отпустит узника через некоторое время.

 К похищенным детям был более мягок. В одной из быличек, рассказывается о том, как Ворса украл мальчика, взятого родителями на покос. Его искали две недели, но не нашли. Наконец мальчик вновь появился на родительском покосе, целый и невредимый. Ребёнок рассказал, что всё это время находился в доме Ворса, где его жена качала в колыбели, кормила хлебом, молоком и ягодами. В другой быличке, говорилось о похищенной девочке. Она находилась в доме лешего три дня: подметала пол и нянчила ребёнка. Тяжёлой работы ей не давали, отчего даже рассказчик подчеркнул, мол "соображает поди: ребёнка поймал и отпустил потом".

 Некоторых похищенных женщин Ворса содержал вместо жены. В одной из сказок, рассказывается о Марье, по прозвищу Валенок. Она жила одна и занималась охотой. Однажды ей встретился Ворса и сказал: "Много я тебе, Марья, добра сделал: глухарей растил, дичь гнал на твои тропы, а ты меня еще ничем не угостила!". Марья устроила ему богатое угощение, и угостила не только едой-питьем. После чего у нее через положенный срок родились сын и дочь.

 Кознями Ворса объясняли и пропажу скота, находящегося в лесу на вольном выпасе. Ворса мог просто задержать коров в лесу, и они упорно не хотели идти домой. 

 Для удачи полагалось приносить дары лесному духу. Коми-пермяцкие охотники, перед тем как оставить на пне угощение для Ворса, обращались к нему с речью: "Слушай меня, большой. Я тебе табак, ты мне - белок. Я тебе пироги с грибами, ты мне - зайцев и дичь."

 

   Чудь белоглазая

 Чудь - древний, мифический народ, персонажи русского и финно-угорского фольклора. 

 Легенды и рассказы, что дошли до нас, довольно противоречивы, а постоянных характеристик не так много. Известно, что чудь славятся как искусные кузнецы, мастера по работе с металлом. Особенно отмечают украшения и предметы тонкой работы. Они не ценят золото, как таковое, и у них нет стремлений к накоплению. 

 Живут под землёй или в горах, зная различные подземные ходы. На каком-то этапе (чаще из-за христианизации населения), чудь решила уйти под землю и больше не выходила на поверхность. По всему северу России - на Урале и в Сибири - сохранились многочисленные чудские названия городов, рек, городищ. Археологи находят различные копи, выработки, артефакты и украшения. 

 Чудь описывается, как язычники, что не желали принимать новую веру, поэтому соседние народы не признают с ними никакого родства. Для них они чужие, непонятные, чаще всего им приписывают магические способности. 

 Одни легенды описывают их как низкорослый народ, другие говорят что это высокие, статные и красивые великаны. Есть описания, которые говорят что у них светлая кожа, волосы и глаза (почти белые), отсюда и пошло их название "чудь белоглазая". Другие источники говорят что чудь смугла, черна и черноглаза. Бытуют рассказы, где чудь белоглаза, но смугла, т.е. белки глаз как бы выделяются на фоне тёмной кожи. 

 Большие разночтения идут и по признаку воинственности. Одни говорят, что чудь - это свирепые и искусные воины, другие, что это миролюбивые и неконфликтные люди, наивны, как дети. 

 Живёт чудь на севере нашей страны: от Урала до Алтая, от Архангельска до Печоры, и на побержье Северного Ледовитого Океана. 

 Так же чудь упоминается в русских летописях, трудах Ломоносова и сказках Бажова. 

 

   Шева

 Шева - мифическое воплощение порчи у народов коми, в виде различных предметов или животных (жук, ящерица, птичка, мышка, чеврячок, соринка, личинка, волос, узел из ниток и т.д.). 

 Шева представляет собой фольклорно выраженный вид истерии в медицине. Чаще всего болезнью заболевают сомнамбулы или кликуши. При её припадке больные обычно кричат с широко раскрытыми глазами, руки хаотично движутся. Налицо бывает функциональное расстройство, повышенная чувствительность и раздражительность. Заражённые Шевой обычно жалуются на боли сердца, головы, вялость состояния. 

 Шева, по повериям коми, существо материальное. Чтобы попасть внутрь организма, она принимает форму червяка, бабочки, нитки, волосинки, соринки и т.д.. Если человек замечал волсинку или соринку у рта, попавшую вместе с пищей, то обязательно предупреждал об этом и помогал вытащить её оттуда. Увидев, или почувствовав шеву на языке, следовало сказать: "Тьфу, Шева заходит!". Хлеб перед употреблением требовалось обдуть и перекрестить. На улице не брали в рот хлеба, пока его тщательно не осмотрят и не сдунут приставших к нему волосинок. То же самое относилось и к напиткам. 

 Поселившись в организме, в виде малозаметного существа, Шева начинает расти. Пермские коми считают, что она может дорасти до велечины обувной колодки. Попадая внутрь Шева начинала вести себя крайне буйно, так как очень любила покушать. Перемещаясь по организму она могла поселиться в животе, подкатывать к сердцу или подняться к глазам. Чаще всего поселялась на диафрагме. Сердечные боли с позывом на рвоту, приписывали Шеве. Когда Шева бросалась в голову, считалось, что возникает головная боль. Также Шева подкатывала к горлу, вызывая смертельный исход. Заразиться ею мог абсолютно каждый.

 Вселением Шевы объяснялись многие хронические заболевания. 

 Со смертью носителя погибала и сама Шева. Однако перед смертью она моггла выскочить изо рта больного. Поэтому ему, при смерти, клали кусочек ладана, чтобы помешать её выходу. 

 Хозяевами Шевы считались колдуны, которые могли изготовить её сами или получали, когда овладевали силами тёмного искусства. 

 По мнению коми, иногда Шева выходила со рвотой. Самая сильная трава, вызывающая обильную рвоту - это белена (отвар из белены). Поили так же табачной водой, костяным дёгтем, олифой. Мужчинам следовало пользоваться дёгтем из костей быка, женщинам - из костей коровы. 

 Фольклорные сказания говорят, будто бы Шева выходила в виде шмеля, червяка из уха, птичьего яйца или половины ящерицы с задней парой ног изо рта. Тогда нужно было уничтожить Шеву. Единственный способ - это огонь. В пламени они сгорают с сильным треском. 

 Ещё одним способом уничтожения была помощь знахаря, которые изгоняли Шеву с помощью специальных трав или магических обрядов. В христианский период считалось, что изгнать Шеву можно в церкви. 

 

   Яг-Морт

 Яг-Морт - великан, лесное чудище, похожий на дикого зверя. На языке коми-зырян "яг" - лесной, лес, "морт" - человек.

 Внешность его была ужасна: огромный, ростом с сосну, с обликом и голосом дикого зверя, он вселял страх и ужас. Носил одежды из шкур диких зверей (чаще из шкуры медведя), в руках держал деревянную дубинку, паллицу или топор. 

 Жил один в неприступных местах, за дремучими лесами и непрходимыми болотами. Появлялся возле селений, с целью грабежа: похищал женщин, детей, уводил скот. Мог жестоко убить случайного прохожего. Люди были бессильны перед его кровожаностью. 

 Обладал сильными, магическими способностями и был колдуном-черокнижником. Иногда повелевал стихиями - не боялся огня и не мог угонуть в воде, управлял погодой. 

 Одна из сказок повествует о красавице Райде, дочери старшины селения и невесте молодца Тугана.

 Злодей крадёт красавицу и уводит её в своё логово. Жених собирает друзей и вооружённые стрелами, вилами и копьями, они отправляются в путь, чтобы освободить девушку и наказать негодяя. Смельчаки затаились в засаде возле тропы, вытоптанной ногами колдуна, в густом лесу, на горе возле реки Ижмы. В назначенный час Яг-Морт переходит Ижму вброд, против того места, где притаились люди. Только великан ступил на берег, как копья, камни, стрели так и посыпались на него. Разбойник увидел противников своим кровавым взглядом, взревел, кинулся в самую гущу, размахивая палицей и началась страшная битва. 

 Много людей было убито и изуродованно, да и сам Яг-Морт устал и обессилил: коми резали его стрелами и копьями без устали. В конце-концов он покорился и повёл победителей в гущу леса, где была выкопана просторная пещера. Рядом с пещерой лежало куча всякого хлама и костей. Здесь лежала и погибшая красавица Райда. В самой пещере было много всякого добра: сложили люди всё найденное в кучу и сожгли, а пещеру замуровали камнями.

 Потом привели Яг-Морта на то место, где они бились и отрубили ему голову. А в спину вогнали осиновый кол, чтобы не мог встать и закопали в глубокую могилу. С тех пор каждый, проходящий мимо этого места, должен бросить на него палку или камень, а потом плюнуть. 

 

 

Дорогие Леди, это была первая часть статьи о мифах и легендах коми.

В скором времени ждите вторую часть, в которой будут другие, не менее увлекательные истории и интересные персонажи.

До встречи!preved



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 4 в т.ч. с оценками: 2 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


bronzza [30.11.2024 17:11] bronzza
Большое спасибо за интересную статью! Нравится тема мифов и язычества. Из представленных выше существ больше всего Шева зашел ("Шева заходит!").

AriSta [30.11.2024 19:48] AriSta
bronzza писал(а):
Большое спасибо за интересную статью!


Оксана, благодарю! Рада, что тебе понравилось!

bronzza писал(а):
про бабочек и мотыльков, которыми заражались люди, те проникали в мозг и сознание


Возможно речь идёт о ханахаки? Это вымышленная болезнь, вследствие которой персонаж из-за неразделённой любви начинает кашлять лепестками/цветами/соцветьями. Помню на фикбуке попадались некотоые работа.
Но Шева это совершенно другое и романтический посыл он, уж точно, не несёт.

bronzza [30.11.2024 22:05] bronzza 5 5
AriSta писал(а):
Возможно речь идёт о ханахаки?

Нет, там точно не про романтику, там именно про контроль тела человека (подселение куколок) захват тела и разума этими мотыльками.

AriSta [01.12.2024 10:59] AriSta 5 5
bronzza писал(а):
там именно про контроль тела человека (подселение куколок)


Тогда это что-то из шаманизма или кукол вуду. В дорамах они часто встречаются, особенно в исторических жанрах.

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Натаниэлла: РУЗА: ИСТОРИЯ ГОРОДА, ЕГО ЛЕГЕНДЫ, ЗАГАДКИ И МИСТИКА Натаниэлла: Самара мистическая AriSta: Без палок по Северной Осетии (часть 4, заключительная) Peony Rose: Конгениальность, или О критике любительских произведений

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение