Приветствую всех, кто заглянул сюда!
Продолжаем наш цикл мифов и легенд, посвящённых народам коми. Вторая часть является продолжением и посвящена некоторым героям финно-угорской мифологии.
*все картинки взяты из интернета*
Пера-богатырь

Пера - коми-пермяцкий богатырь.
Есть несколько вариантов того, кем были его родители. По одной из версий, Пера появился на свет, от союза Кудым-Оша (богатырь, вождь и жрец, наделённый волшебной силой) и мансийской княжны Костэ. В другой, говорится, что матерью Перы была Мать-Парма (Тайга).
Сюжет об этом герое является одним из самых известных и хорошо сохранившихся, как в эпосе коми-зырян, так и в эпосе коми-пермяков. Сказаний о богатыре множество, но сюжеты большинства из них, характеризуются следующими особенностями:
I) Ратный подвиг Перы является центральным эпизодом, которому предшествует картины мирного труда. Пера занимается охотничьим промыслом, земледелием. Его характер дружелюбный и миролюбивый. Он вспыльчив, но отходчив, не терпит несправедливость, насмешек и жестоко мстит пересмешникам. Брат Перы служит московскому царю.
Неожиданно на царя нападают иноземцы, владеющие чудовищным колесом. По зову царя, коми-богатырь бьётся с чудовищем и побеждает его. Царь желает наградить героя золотом и серебром, но тот от награды отказывается и принимает лишь грамоту на лесные угодья и шёлковые сети.

II) Поединок Перы с Лешим-Ворса.
После принятия грамоты на свободный промысел дичи в родных лесах, Пере приходится утверждаться с Ворсой, который не признаёт дарованных царём прав и хочет убить Перу, когда тот уснёт.
Вначале Леший проигрывает в перетягивании на палках: предварительно, богатырь привязывает себя к смолистому пню, а когда тот начинает трещать, Пера пугает Ворсу, утверждая, что это в него, с треском, входят новые силы. Затем нечисть пытается узнать, как Пера спит во сне. "Сплю, как берёзовый кряж", - отвечает ему тот, догадавшись о замыслах Лешего.
Ночью, Пера подкладывает берёзовый кряж, вместо себя, накрыв плащом. Ворса, пронзает дерево копьём, думая, что убил Перу.
В ответ Пера, затаившийся на дереве, пускает в противника стрелу и добивает того на пороге жилища. После чего становится мужем жены Ворсы. Однако обнаружив, что новая жена - колдунья, Пера убивает её.

III) Поединок Перы с графом Строгановым и его приближёнными.
В этот раз, Строганов и его слуги желают "замежить" железной цепью земли Перы и его народа, присоединив их к усадьбе Строгановых, а также обратить людей в крепостных. Пера разрывает цепь руками, а клинцы цепи прячет в кустах. Так он освобождает и себя, и людей от неволи. В большинстве вариантов Пера вынужден скрываться от графа и его прихвостней.
Наиболее распространёнными, является текст, в котором объединены два сюжета: Пера - защитник Родины, победитель вражеского войска и Пера - победитель лешего.
Остальные деяния Перы не имеют мифологической подтекста и свидетельствуют лишь о его богатырской силе.
С охоты герой приносил по два-три лося, вытаскивал воз, который не могла осилить лошадь. Метая камни, Пера мог бросить на версту камень в сто пудов. Приносил на плечах по двенадцать дубовых стволов и раздавал их соседям, для изготовления санных полозьев. Лыжи, сделанные богатырём, были настолько быстрыми, что обгоняли упряжку с лошадьми.
Как-то Пера обиделся на одного из сельчан и сложил внутрь сруба все брёвна, заготовленные для строительства дома.
Аппетит у Перы был поистине богатырским: за раз он мог съесть десять блюд пельменей и выпить бадью вина.
Относительно смерти богатыря, есть так же несколько версий.
По одной из них, он жил долго и умер естественной смертью. По другой, ушёл стариком вместе с одним из своих братьев в Парму и там они превратились в камни. По третьей, Пера надорвался, когда натягивал ловчие сети между берёзой на правом берегу реки и сосной - на левом. Придя домой, он лёг в заранее приготовленный кедровый гроб и умер.

Оригинальный сюжет о Пере-богатыре был зафиксированн сподвижником Ломоносова, русским учёным и писателем, Иваном Лепехиным. После путешествия в края коми, по заданию Российской Академии наук, он писал в "Дневных записках":
"Между пермяками хранится старинная грамота, жалованная во время царствования государя царя Иоанна Васильевича, которая нынче истреблена, потому что пермяки, стоя за праотцовские свои дачи и часто ссылаясь в присутственных местах на свои древние грамоты, праведным судьям ею наскучили.
Грамота сия дана была одному из чюди, жившему на Каме, в верстах 50-ти от того места, где ныне стоит село Гайны. Сей чюденин, по их уверениям, был отменный силач, который узнан был по случаю заблудившегося русского торгаша, которому он указал дорогу и снабдил всем нужным.
Торгаш, возвратясь в Москву, многим рассказал об отменной силе чюденина, и слух дошел до самого царя. Сказуемая отменная сила возбудила любопытство государево, и он призван был в Москву, где в награждение ему дана была грамота за государевою рукою на известный земли округ, в котором бы он мог беспрепятственно промышлять.
К сему прибавляют, что в знак государевой милости даны были ему и шелковые сети.
Сей батырек назывался Перя, из чего кажется заключить можно, что по крайней мере его семейство называлось Перяки, и после оно перешло и к его соседям, а во времени для удобнейшего выговора из Перяков произошли Пермяки".
Зарань

Дочь Солнца (Шонди) и бога Ена.
Происхождение имени "Зарань" имеет несколько вариантов: в первом, означает "золотая", в другом воспринимается, как "заря-женщина".
В коми-пермяцких сказках, Зарань является прародительницей коми-зырян, женой Перы.
Однажды, спустившись к реке, Пера увидел радугу, которая пила из нё воду. За разрешение напиться, Пера попросил поднять его за облака. Поднявшись наверх, богатырь увидел множество огней, среди которых было самое большое - Солнце (Шонди).
Пера решил взять немного огня и отнести его на Землю, но приблизившись к Шонди, был отброшен грянувшим громом и молнией. После этого, Пера оказался рядом с красивой девушкой, в золотых санях, запряжённых серебряным конём. Красавицей оказалась Зарань, дочь Шодни. Девушка вставала раньше Шонди, а вечером ложилась позже его и следила, чтобы огонь Шонди никого не сжёг.

Молодые полюбили друг друга и решили жить на Земле. Когда об этом узнало Шонди, то оно рассердилось и ушло прочь из этих мест на целых семь лет. За это время, на земле стало темно и холодно, беспрерывно шёл снег, замёрзли реки. Пере и Зарани удалось спастись благодаря Матери-Парме. За всё это время, у них родилось семь сыновей и семь дочерей.
Наконец Шонди вернулось и тепло вновь вернулось в тайгу. Однако вскоре Шонди начало сжигать землю, началась страшная жара от которой высыхали реки и трескалась земля. Чтобы спасти своих детей, Зарань вернулась на небеса.
Тогда Пера, вместе с сыновьями, поднялись на высокую гору, натянули луки и выстрелили в Шонди. Большой кусок огня оторвался от Шонди и упал на землю, в Парму, где зажглось множество огней. Шонди и сейчас убегает из тайги, поэтому и бывает зима, но насовсем уйти не может: его большой кусок греет землю.
Так же, есть другая вариация сказки, которая мне понравилась больше, чем первая. Отличий немного, но всё равно интересно: Пера и Зарань

В селе Объячево находится озеро Дунайчи. По легенде, именно здесь повстречались Пера и Зарань. В 2012 году, здесь была установлена скульптурная композиция "Сотворение Земли Прилузской". Сделана из сосны, высотой в 3 метра. На ней вырезаны Пера и Зарань, а над ними кружат лебеди, символизирующие вечную любовь и устремляются к солнцу (которое завершает скульптуру). Рядом стоит деревянная фигура лешего.
Войпель

Древнее божество коми-пермян. Единственный, кроме богов-демиургов Ен и Омоля, кто сохранил своё наименование, как божества верхнего уровня.
Наиболее распространённая версия прочтения имени божества - "северный ветер". Соответственно, к его функциям относили власть над непогодой, пургой, северным ветром, а также покровительство животным. В легендах говорится, что это было могущественное божество, которое благосклонно относится к людям. К нему обращались с просьбой беречь людей от порчи, болезни, отводить от них оружие врагов.
В некоторых источниках, Войпель описывается, как идол женщины с четырьмя ликами. Однако есть вариант, где словосочетание "вор польо" (над буквой "о" везде две точки"), переводится, как "лесной дед", "дедушка".
Идол Войпеля самый высокий и находится на священном месте, на вершине холма под могучей берёзой, в окружении других богов. Около него стоял котёл для подношений, в который складывали меха и выменянное у соседей, серебро. Со всех сторон, идол обложен раковинами, камешками, принесённых с берегов рек и водоёмов. В праздники жертвовали скот.
Войпель упоминается в послании митрополита Симона, от 1501 г., в Пермь. В ней он призывает Войпелю-болвану не молиться и тризн ему не творить.
Золотая баба (Зарни Ань)

Легендарный идол, которому поклонялось население северно-восточной европейской части Руси и северо-западной Сибири.
Первое упоминание содержится в скандинавской "Саге об Олаве Святом". В 1026 году, норвежские викинги совершили поход в Биармию (предположительно, Северная Карелия, Мурманская и Астраханская области). На реке Виной (которую отождествляют с Северной Двиной) они проникли в святилище местного божества. Викинги увидели большую, деревянную статую с серебряной чащей на коленях и ожерельем на шее. Голова была украшена золотой короной с двенадцатью изображениями. Чаша была наполнена серебряными монетами, а за ограждавшим статую частоколом находился курган, в котором золото и серебро были перемешаны с землёй. Разграбив святилище и похитив драгоценности, скандинавы отплыли на родину.
Золотая баба упоминается и в текстах западно-европейских путешественников, писателей XVI в. о Русском государстве. Есть упоминания в Патриаршей или Никоновской русской летописи, сообщающей о смерти Стефана Пермского, что крестил коми-зырян. Ведь до этого, они поклонялись различным идолам, в том числе Золотой бабе.
В устных описаниях иностранных дипломатов идола говорится:
- статуя, в виде старухи, в утробе которой виднеется сын и ещё один ребёнок - внук (Герберштейн);
- каменный истукан, в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок - внук (Гваньини);
- скала, имеющий вид женщины в лохмотьях, с ребёнком в руках (Флетчер);
- позолоченное, выдолбленное изнутри, изваяние старухи, способное издавать трубные звуки и предсказывать будущее, словно "Дельфийский оракул" (Ерлезунда)
В настоящем времени, в коми-зырянском фольклоре не обнаружено ни одного, даже косвенного упоминания, о существовании женского божества Зарни Ань. Тем не менее, её часто приводят, как верховное божество, символ плодородия и благополучия, ссылаясь к единственному первоисточнику - Никоновской летописи.

Пывсянса

Дух, хозяин бани.
Представления и функции Пывсянса, в основном совпадали, с Банником у восточных славян.
Пывсянса считался наиболее грозным, среди всех домашних духов. С его происками связывали угар или смерть, после помывки в плохо проветренной, "чёрной" бане.
Выполнялся специальный регламент, в общении с Пывсянсой: входя в баню, нужно было попросить разрешения помыться. В случае нарушения первого правила, дух изгонял людей из бани, не давая им мыться. За нарушение второго - смерть. Дух очень строго следил за тем, чтобы правила выполнялись в точности.
Дабы задобрить Пывсянсу, ставили угощение - печённый лук и воду.
Посещение бани в ночное время, считалось опасным для жизни. Спасти его мог только дух, хозяин овина (Рыныш Айка), который враждовал с Пывсянсой. Исключением могли быть младенцы, у которых ещё не прорезались зубки. Безнадзорных детей, Пывсянса похищал и оставлял вместо него подмену - вежом (над буквой "о" точки).
(Нашла интересное словосочетание: вежом кодь омолик - худой, как тень (букв., как оборотень)).

В определённой ситуации, из общения с Пывсянса можно было извлечь пользу.
Так существовало поверье: чтобы хорошо научиться играть на гармонике, вечером на Святки, следовало прийти в баню, взяв с собой невыделанную коровью шкуру, петуха, нож, иголку без ушка и гармонику. Расстелив на полу бани шкуру, смельчак садился на неё, очерчивал ножом вокруг себя замкнутый круг, втыкал в одежду иголку (все эти атрибуты - оберег против нечисти) и вызывал Пывсянсу.
Появившийся дух вначале разбивал гармонику, затем заново собирал её и начинал играть различные мелодии. "Концерт" продолжался до первых петухов, после чего Пывсянса падал оземь и исчезал, а храбрец запоминал все мелодии. Такие "методы обучения" существовали и у русского банника.
У коми-пермян и коми-зырян, Пывсянса появлялся в виде маленького старичка в красной шапочке. У коми-зырян так же есть представления и о хозяйке - пожилая женщина, маленького роста в красной шапочке.
Дорогие Леди, это была вторая часть о мифах и легендах коми.
Буду рада ваших отзывам!
До новых встреч!

Мне понравилось!