Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Заходите - посмотрите)))Создан: 18.09.2009Статей: 21Автор: LapunyaПодписатьсяw

Милая сердцу Ливадия

Обновлено: 24.04.13 17:10 Убрать стили оформления

 Российский «ливадион», или Дворец надежд и разочарований

Еще в античные времена живописный склон Магоби, омываемый водами Черного моря, стал домом для греков-переселенцев с Эгейских островов. Некогда вместо густых лесов здесь простирались большие поляны, которые объясняют происхождение названия «Ливадия».

 

По-гречески основательно...

Ливадия (от греч. «ливадион» - «лужайка») - это одно из немногих мест в бывшем СССР, которое хранит свидетельства эпохи меди, Средневековья, византийского влияния. На территории Ливадии сохранились остатки античного поселения и византийского монастыря Святого Иоанна.

После присоединения Крыма к России в результате Русско-турецкой войны 1768 - 1774 годов коренные жители Ливадии по распоряжению правительства переселились в Азовскую губернию, освободив территории для новых хозяев - греческого батальона. Именно отважным грекам, во главе с Ламбросом Кацонисом, сражавшимся во флотилии Алексея Орлова против турецких судов, Екатерина II доверила патрулировать побережье от Севастополя до Феодосии. За заслуги перед Россией Кацонис был представлен в чин армейского капитана и пожалован в российское дворянство, Он стал первым частным владельцем ливадийских земель.

Удивительным образом название местности, которую Кацонис получил за ратные подвиги, совпадает с названием его родного греческого городка. После участия в двух русско-турецких кампаниях он начинает новую мирную жизнь в русской Ливадии - жизнь промышленника, строителя, виноторговца, закладывает в Ливадии виноградники и начинает производить на продажу виноградную водку. Спустя 100 лет виноградники Кацониса станут одной из визитных карточек этого уголка Крыма - винами с ливадийских земель будут сервироваться столы российских самодержцев и царских вельмож.

... В 1805 году первый владелец Ливадии трагически погиб при невыясненных обстоятель­ствах. До сих пор не найдены документы, которые могли бы удостоверить, сам ли Кацонис продал имение или продажей занимались его потомки. Так или иначе, Ливадия отошла преемнику Кацониса по греческому батальону - командиру Феодосию Ревелиотису. И история помнит этого человека не как отважного генерала, а как крупнейшего землевладельца с коммерческой жилой. Именно ему ливадийское имение обязано столь обширными территориями. В течение 30 лет он скупал по низким ценам у своих подчиненных земли и расширял виноградники, заложенные Кацонисом.

Французский путешественник XIX века К. Монтандон, посетивший Крым, описывал имение в Ливадии так:

«Оно состоит из 209 десятин земли (228 га. – авт.) и виноградников, которые, занимая его часть, имеют уже 44 тысячи кустов; посадки маслин насчитывают 400 деревьев.

Если г-н Ревелиотис осуществит свои намерения, в несколько лет это имение, откуда открываются великолепные пейзажи, превратится в одно из самых красивых и самых доходных мест на берегу».

Однако не виноградники и не пейзажи сделали место доходным. В 30-е годы XIX столетия началось строительство дороги, связавшей Ялту с Симферополем и Севастополем. Благодаря ее строительству популярность Крыма как курорта стала неуклонно расти, а стоимость земли в Ливадии, как и предсказывал Ревелиотис, резко подскочила. В 1834 году землевладелец выгодно продал свой тогда еще небольшой дачный дом с виноградниками польскому дипломату, состоявшему на службе у российской короны, - графу Льву Потоцкому.

...и по-польски изящно

Если для Ревелиотиса развитие Ливадии заключалось в расширении территории имения, то Потоцкий принялся за благоустройство этих земель. Сам он принадлежал к аристократическому польскому роду, пользовавшемуся широким влиянием не только в Польше, но и в России, и в Австрийской империи. Род Потоцких внес большой вклад в мировое архитектурное наследие: пять их красивейших замков в Европе и на Украине считаются жемчужинами строительного искусства своих эпох.

Недолгое пребывание в Неаполе и эллинская атмосфера Ливадии вдохновили Потоцкого на коллекционирование античного искусства. Наделенный врожденным чувством вкуса, он вместе с архитектором из Ялты Карлом Эшлиманом принялся за разработку концепции имения, которое впоследствии современники назовут маленьким античным музеем с подлинными античными статуями и коллекцией древностей из Помпеи.

Потоцкий затеял грандиозное строительство. За 20 лет имение в Ливадии из небольшого «дачного домика с цветником», как отзывались о нем современники, превратилось в крупный архитектурно-ландшафтный комплекс из 35 зданий с огромным парком. Сюда входили новый барский дом с зимним садом, гостиница, больница, казармы, дома для виноделов, садовников, винокурня и многое другое. Надо отметить, что архитектура построек Ливадии в те времена совершенно отличалась от ныне известного Белого дворца. Тогда взору гостей представали скорее большие особняки с балконами, богато украшенные резьбой по дереву. Для создания парка в 40 гектаров вокруг барского дома был приглашен известный тогда в Крыму садовник Деллингер. Он сумел при незначительных вмешательствах в естественный ландшафт создать экзотический сад, сочетающий крымские и завезенные из стран Азии и Америки растения. Особенностью парка стали замысловатые тропинки, которые были проложены с таким расчетом, чтобы при каждом повороте открывался новый вид.

Увы, ни одна из построек времен Потоцкого до наших дней не сохранилась. Но зато парк имеет свой первоначальный вид и поныне считается памятником садово-паркового искусства.

Его планировка оказалась настолько удачной, что впоследствии, если и вносились изменения следующими хозяевами, то незначительные и касались они только расширения парковой зоны.

Потоцкий любил проводить время в своем ливадийском поместье вдали от царского дворца. Однако жена и две дочери, светские львицы Санкт-Петербурга, не разделяли его тяги к уединению, После смерти Потоцкого в 1860 году родные графа немедленно начали поиски покупателей для имения, желая избавиться от хозяйственных хлопот.

Имение, в котором Потоцкий отдыхал от придворной жизни, по иронии судьбы, привлекло внимание царственных особ, У супруги Александра II императрицы Марии Александровны прогрессировала чахотка, и в 1861 году Удельное ведомство выкупило Ливадию для монаршей семьи.

Начиная с Александра II, история Ливадии перестает быть историей частного владения и становится неотъемлемой частью истории государства Российского. Ливадийское имение превратилось в резиденцию трех российских монархов.

Монаршее пристанище от душевных невзгод

Барский дом Потоцких оказался тесен для царской семьи. Не хватало помещений и для обслуживающего персонала. На перестройку ушло четыре года (с 1862-го по 1866-й) и всего 260 тысяч рублей - императрица намеренно хотела сделать все «как можно проще».

Над реконструкцией работал придворный архитектор Ипполит Монигетти. Он обратился к богатому наследию русского зодчества и архитектуры Крыма. Будучи поклонником художест­венных деталей, Монигетти украсил дом Потоцких парадным крыльцом и витыми лестницами. Теперь строение стали называть Большим дворцом, хотя по сути оно оставалось большим сельским домом. Но появился еще один дворец - Малый, предназначенный для великих князей. Его Монигетти построил в традиционном для Южного берега стиле «a la Бахчисарайский дворец». Ни первый, ни второй также не просуществовал до наших дней: Большой был полностью перестроен в начале XX века, а Малый взорван немцами перед тем, как оккупационные войска Гитлера покинули Ялту. Сохранились лишь турецкая беседка и дворцовая церковь. Последняя была перестроена из католической часовни Потоцких. Поскольку источником вдохновения Монигетти являлась архитектура грузинских храмов и византийский стиль, то получилась небольшая, но очень изящная церквушка, украшенная цветными витражами и резьбой по дереву, одновременно уютная и величавая.

Через 20 лет после постройки стены Малого дворца дали трещины - от фундамента до карниза, а проведенная экспертиза подтвердила, что дворец находится в аварийном состоянии из-за высокого уровня грунтовых вод. Оценив серьезность повреждений, эксперты рекомендовали снести здание. Однако царской семье была дорога каждая постройка, а Ливадия являлась их любимым уголком и пристанищем во времена душевных потрясений.

Александр III, который на тот момент правил империей, принял решение разобрать аварийные строения и собрать их на новом месте в прежнем виде. В «переехавшем» Малом дворце все, до самых мелких деталей, повторяет вид любимого государем «нашего Дома».

Дворец несбывшихся надежд

Вскоре и Большой дворец потребовал реконструкции: в 1904 году комиссия специалистов рекомендовала сделать в нем капитальный ремонт. Николай II с супругой, к которым перешел Ливадийский дворец, решили его снести и построить новый, ныне известный как Белый дворец. Возведение поручили русскому архитектору Николаю Петровичу Краснову.

Впервые на строительство не жалели средств. Объяснялось это тем, что Ливадия стала центром внешнеполитических сношений России. Здесь принимали и зарубежных дипломатов, и многочисленную родню династии Романовых: германского императора, членов британского королевского двора, греческих и румынских королей...

Грандиозное строительство началось в 1910 году. Днем и ночью тут трудились две с половиной тысячи рабочих. За удивительно короткий срок (17 месяцев) по мотивам памятников Флоренции был выстроен дворец в духе итальянского ренессанса ХV - ХVI веков. Стены были сложены из белого инкерманского камня, который затем покрыли особым химическим составом для предотвращения выветривания и загрязнения. Специалисты-современники высоко оценили сочетание красоты и практичности дворца. Федор Беренштам, член Совета Императорского общества архитекторов, так отзывался о дворце в журнале «Зодчий»:

«Надо было, сохраняя строгую красоту дворцовой архитектуры, дать уют и интимность дачи, соединить величавое впечатление дворца с мягким покоем загородного дома, расположить здание так, чтобы некоторые части его были особенно открыты солнцу и воздуху, а крыши использовались для террас, бельведеров и вышек».

Новый Ливадийский дворец царская семья посетила всего четыре раза. 12 июня 1914 года она в последний раз покинула летнюю резиденцию, не подозревая, что навсегда прощается с ней. «А мы так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии», - записал Николай II 28 июля 1917 года в дневнике после того, как Временное правительство отказало ему в просьбе поселиться после отречения от престола в Ливадии и отправило в тобольскую ссылку.

Первый в мире крестьянский санаторий

В 1920 году к власти в Крыму пришла советская власть, и В.И. Ленин подписал декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся», в котором говорилось: «...дворцы бывших царей и великих князей должны быть использованы под санатории и здравницы рабочих и крестьян».

Преобразование Ливадии в курорт для крестьян имело большой политический смысл. Знакомство международных делегаций с молодой советской республикой часто начиналось с посещения Ливадии. Для поддержания во дворце «правильного» контингента советское правительство издало постановление, которое регламентировало строгий отбор крестьян для лечения в санатории: «исключительно крестьян от сохи, и никто из сельских властей на койки эти не мог быть отправлен», - говорилось в документе.

Максим Горький, побывавший в Ливадии в 1928 году, писал:

«Там, понимаете ли, в царском дворце крестьяне отдыхают, вот это зрелище! За границей сочиняют по старой привычке новых царей для России, а прежней России в помине нет, а в бывших царских дворцах сидят бывшие мужики посконные, поглядывают в окошко!»

Под работу санатория были отданы Большой и Малый дворцы, бывшие Свитские и Министерские корпуса. Санаторий «Ливадия» мог единовременно принять 300 отдыхающих.

Профсоюзная здравница просуществовала до самой Великой Отечественной войны, а к ее окончанию в 1945-м это место представляло собой огромную разоренную территорию - руины вместо корпусов санатория, сожженный фашистами Малый дворец и Свитский корпус... Каким-то чудом уцелел лишь Белый дворец, которому предстояло вновь стать дипломатической ареной.

Не жалея средств

В начале XX века при строительстве Белого дворца имение было значительно модернизировано: проведено центральное отопление, построена автономная электростанция, проведена телефонная связь, проложены новые дорогие. Все это обошлось в два миллиона рублей и по затратам было эквивалентно строительству Белого дворца. Работа, проведенная архитектором Н.П. Красновым в летней резиденции монархов, обеспечила ему должность академика при Санкт-Петербургской академии художеств и целый ряд крупных заказов от придворных вельмож.

 

Дворец, где поделили мир

За три месяца до окончания войны, когда ее исход в Европе уже был ясен, с 4 по 11 февраля 1945 года в Белом дворце состоялась всемирно известная Ялтинская конференция - встреча лидеров трех государств (СССР, Англии и США), на которой решался вопрос послевоенного устройства мира. На конференции родилась идея создания Организации Объединенных Наций.

Лидеры трех государств собирались за столом переговоров в самом большом и красивом помещении дворца - Белом зале. А в самом дворце разместилась американская делегация во главе с президентом США Рузвельтом.

После Ялтинской конференции Ливадийский дворец восемь лет использовался как государственная дача. Сталин дважды, следуя на Кавказ, останавливался в Белом дворце. По воспоминаниям очевидцев, незадолго до смерти Сталин поинтересовался судьбой Ливадии и был огорчен, услышав, что партийные работники используют дворец как государственную дачу. Он распорядился вернуть его санаторию.

Осенью 1953 года санаторий «Ливадия» на 400 мест вновь открылся. Почти 20 лет спустя Белый дворец переоборудовали в музей, посвященный Ялтинской конференции. А в 1994 году фонды музея пополнились экспозицией «Романовы в Ливадии», она расположилась на втором, этаже дворца. Остальные постройки сегодня по-прежнему принадлежат санаторию общетерапевтиче­ского и кардиологического профиля.           

Строители южного берега

Трудно себе представить, что в середине XIX века Ялта была маленькой рыбацкой деревенькой. С переездом летней столицы России в Ливадию деревня стремительно застраивалась великолепными усадьбами аристократов, которые, казалось, соревновались в изысканности проектов загородных резиденций. Своей архитектурной уникальностью Ялта обязана трем зодчим. Их гений проявил себя при строительстве не только Ливадии, но и южнобережных усадеб царских вельмож.

Швейцарец, который спланировал Ялту

Первый архитектор ливадийского имения Карл Эшлиман родился в Швейцарии в 1808 году. После окончания Пражской академии художеств двадцатилетний Эшлиман отправился в Крым, чтобы сопровождать больного испанского графа в усадьбу Анны Сергеевны Голицыной. Узнав об образовании Карла, княгиня познакомила его с графом М.С. Воронцовым, который предложил ему должность казенного архитектора в Крыму. Через несколько лет в благодарность за эту должность Эшлиман возведет для графа несколько домов в Алупке.

Первой ялтинской постройкой молодого архитектора Эшлимана стала временная деревянная карантинная застава. По его проектам были построены Байдарские ворота в Форосе и церковь в Кореизе. Он был участником проекта собора Александра Невского в Ялте, а также работ по реконструкции храма Иоанна Златоуста на Поликуровском холме. Эшлиман выполнял и частные заказы, среди которых дом О.С. Нарышкиной в Мисхоре и ливадийская дача графа Потоцкого.

Однако главной работой Эшлимана стало руководство застройкой Ялты как российского курорта. Он был автором первого плана города.

В 25 лет Эшлиман становится владельцем дома в Ялте (ныне это ул. Свердлова, 39), но мечтает жить ближе к морю в дачном доме. Долгое время он и его семья снимали дачу, которую впоследствии сдавали выдающемуся русскому ученому Владимиру Ивановичу Вернадскому. Дача располагалась в двух километрах от Ялты, между шоссе Ялта-Массандра и деревушкой Ай-Василь. Позже недалеко от этого места Эшлиман купил участок земли у графа Сухтелена. Здесь он наконец получил возможность построить дом, о котором мечтал. Он назвал его «Планжи-Сарай», что означает «Дом архитектора».

Эшлиман посвятил свою жизнь крымской земле и мечтал быть похороненным в ней. Сегодня в обзорные экскурсии по Ялте включено посещение мемориального кладбища, на котором похоронены К. Эшлиман, художник Ф. Васильев, основатель российского кинематографа А. Ханжонков и другие знаменитости.

Мастер художественной детали

Через несколько лет после покупки ливадийского имения у графа Потоцкого царская семья решает пригласить для постройки нового более просторного дома Ипполита Монигетти, который состоял на службе при Министерстве императорского двора. Как говорится в одном из документов, архитектору был «известен вкус Их Величеств».

Ипполит Монигетти родился в 1819 году. Его талант снискал признание буквально с отроческих лет. Полукровка, сын итальянца и француженки, Ипполит блестяще окончил курс Московского Строгановского училища технического рисования. А начиная со второго курса Академии художеств ежегодно отмечался медалями. Благодаря серии рисунков, сделанных в Риме и Греции, Ученый совет Академии художеств выделил стипендию на «довершение его полезного и любопытного труда» и отправил учиться в Париж, затем в Константинополь, Каир, Италию.

Николай I на удивление знатоков и ценителей искусства отметил талант молодого Монигетти. После изучения рисунков монастыря Святого Луки в Фокиде (Италия), сделанных рукой юного Ипполита, самодержец приказал зачислить тогда еще пансионера Академии художеств архитектором при Царскосельском придворном ведомстве. В этой должности в Царском Селе художник проектирует «турецкие купальни» на большом пруде, отделывает дворцовые цветочные оранжереи и строит мостики в парке. Им были спроектированы дома для графа Новосильцева, графини Апраксиной, князя Воронцова (на Мойке в Санкт-Петербурге), графа П.С. Строганова (на Сергиевской улице там же), г-жи Ниротморцевой и других высокопоставленных жителей города на Неве.

Членов царской семьи нескольких поколений восхищало творчество Монигетти. Архитектурное решение новой парадной лестницы в Екатерининском дворце произвело настолько сильное впечатление на Александра II, что царь в 1860 году пожаловал ему должность архитектора Высочайшего двора.

Вслед за должностью он получает и новое задание - подготовить проект императорского имения в Ливадии. Из уст императрицы звучало пожелание сделать все «как можно проще». Однако Монигетти понимал, что Мария Александровна лукавит. Опыт ему подсказывал - Романовы очень внимательно относятся к художественному оформлению своих дворцов. Они не могли пригласить человека, не знавшего толк в изысках. В результате, по отзывам современников, перестроенный дом Потоцкого был «великолепен и изобиловал всевозможными художественными украшениями - всем, что только может ласкать взор и поддерживать бодрость духа. Сразу было видно - это в полном смысле царское жилище».

Неповторимо выделялся своей «воздушной, чисто южной архитектурой построенный Малый дворец», - писал в «Очерках Крыма» Е. Марков. Изысканность проявлялась во многих деталях галерей, веранд, балконов и террас.

В своих отчетах архитектор часто подчеркивал, что большинство построек им произведено «в татарском вкусе» или «во вкусе татарской избы», то есть в стилевых приемах, присущих крымскому романтизму с восточными мотивами.

Царское поместье в Ялте оказалось не единственной «Ливадией», с которой довелось поработать Монигетти. Несколько лет спустя, в 1869 году, от царской четы поступил новый заказ - оформить внутреннее убранство императорских яхт: «Ливадии» и «Державы». Как и ожидали заказчики, по окончании работ яхты стали образцом комфорта и роскоши.

В последующие годы Монигетти работал с заказами придворных вельмож до тех пор, пока позволяло здоровье.

Поклонник мелких деталей в архитектуре, он с особенной любовью перерабатывал увиденное в любопытные рисунки. Еще при жизни он стал классиком орнамента, а его работы использовались на архитектурном факультете Российской академии художеств в качестве драгоценного материала для студентов, изучающих стили.

«Удивительный молодец...» ...

Так отзывался о Н.П. Краснове Николай II в письме к семье, делясь радостью от пребывания в новом ливадийском Белом дворце. Краснов действительно постарался и за два года в сложных условиях, в непогоду и неожиданно вспыхнувшую в Ялте эпидемию холеры, сдал дворец, ставший впоследствии символом Ливадии.

Архитектор, удивлявший царей своим безукоризненным вкусом и работоспособностью, родился в крестьянской семье в 1864 году в селе Хонятино, неподалеку от Коломны. В 12 лет проявил недюжинные способности в рисовании и с согласия родителей отправился в Москву поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Во время учебы он принял участие в конкурсе молодых архитекторов и получил Малую серебряную медаль за свой первый проект «Несгораемый театр». Для полунищего студента победа в конкурсе была ценна тем, что освобожда­ла его от уплаты за обучение, которое продлилось в училище еще четыре года. Поняв, какие возможности открывает участие в конкурсах, Краснов испытывал судьбу и свой талант вновь и вновь. Следующее удачное выступление состоялось два года спустя - он был награжден Большой серебряной медалью за проект «Гимназия», которая позволяла получить звание «классного художника 3-й степени» и право самостоятельно работать над проектированием и строительством зданий.

И все же в отличие от Монигетти, общественное признание давалось Краснову сложнее. Курьезая история случилась за три десятилетия до того, как царская семья пригласила архитектора для строительства своей летней резиденции. На жеребьевке проектных тем Краснову выпал «великокняжеский загородный дворец». Крестьянский сын не смог почувствовать специфику задания, и конкурсная комиссия проект не приняла по причине «мелких неясностей».

Окончив училище, Краснов переехал в Ялту и через некоторое время стал городским архитектором с правом государственной службы, Тогда ему было лишь 24 года, и на его плечи легла серьезная задача архитектурного благоустройства развивающегося курорта. Та Ялта, в которой чувствуешь гармоничный ритм города, построена именно Красновым. Город обязан ему широкой набережной, ставшей впоследствии главной улицей Ялты, Пушкинским бульваром, храмами и даже мечетями... Краснов был талантливым и неистовым художником - кроме государственных проектов он успевал заниматься и частными заказами. Во время работы над Белым дворцом архитектор проявил себя в том стилистико-художественном жанре, который ему был наиболее близок. Несмотря на то, что здание выдержано в стиле итальянского ренессанса, в него включены мотивы византийской, арабской и готической архитектуры. Подобная эклектика - оригинальная дань моде начала XX века.

Краснов очень бережно подошел к наследию Большого дворца, на месте которого воздвигал Белый. Например, разбирая старые стены, он многое использовал для строительства новых. В дело пошли и старинные итальянские мраморные вазы с карнизного парапета, их архитектор разместили на подпорной стене против южного фасада нового царского дворца. Этот шаг продлил уникальным вазам жизнь на 90 лет. Но, увы, они были похищены в 2001 году.

После Октябрьской революции Краснов эмигрировал с семьей на остров Мальту. С 1922 года он много проектировал и строил в Югославии.

Николай Петрович Краснов похоронен на Белградском кладбище в русском секторе в 1939 году. Его заслугой перед Отечеством искусствоведы считают организацию нового жизненного пространства ялтинцев, эмоциональную насыщенность архитектурного наследия, функциональность и тонкость архитектурных решений.

Историческая справка 

Возрождение Ялты

Годом возрождения Ялты стал 1861 год, когда царская семья стала посещать Ливадию и проводить время в окрестностях города. С тех пор Ялта с каждым годом все более оживала: вырастали роскошные виллы, увитые зеленью плющей и ползучими розами, открывались новые отели, витрины богатых магазинов украшали набережную и улицы Русская аристократия дружно устремлялась в Ялту в то время, когда в Ливадию на отдых приезжала царская семья.

Милый сердцу дом

 

Ливадийский дворец является ярким примером художественной эклектики. Здесь архитектор соединил элементы различных стилей: вестибюль эпохи Рима I века (точная копия «Совета пятисот» в венецианском Дворце дожей) и Белый зал в стиле Возрождения; кабинет в классическом стиле жакоб и бильярдную в духе тюдоровских интерьеров... Несмотря на подобные фантазии архитектора, убранство дворца оставляет впечатление целостности и гармонии.

Итальянский дворик

 

Рубеж XIX - XX веков характеризуется новыми требованиями к архитектуре: проектирование жилых зданий стало проходить в последовательности «изнутри наружу». То есть проектировался прежде фасад, а затем внутренняя планировка здания, а теперь комфорт внутренних помещений доминировал и диктовал конфигурацию фасада. Этим принципом руководствовался и Краснов, когда проектировал Белый дворец.

 

Придерживаясь правил стиля эпохи Возрождения, Краснов делает композиционным центром здания внутренний - Итальянский - дворик, или патио, - а дальше как бы добавляет к нему различные по высоте и объему функциональные помещения: приемную, столовую, кабинеты, будуары, классные комнаты - в общей сложности 116 комнат. В результате дворец выглядит несимметрично, но гармонично вписывается в окружающий пейзаж крымских гор.

 

Эклектика (от греч. «eklektikos» - «способный выбирать») - соединение разнородных художественных элементов. В архитектуре эклектизм получил популярность во второй половине XIX века. Архитекторы легко совмещали в своих работах элементы готики, ренессанса, барокко, рококо... Эклектизм с его «свободой выбора» оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности стиля модерн.

 

Итальянский дворик открывается взору через ажурные кованые ворота мастеров из Вероны. Замысловатый растительный орнамент ворот выгодно контрастирует с белым цветом фасада. С четырех сторон дворик окружен аркадой из арок, восемь радиальных дорожек, выложенных мозаикой из плит диорита, сходятся в центре, где некогда стоял античный колодец. В послевоенные годы его заменили мраморным фонтаном работы итальянского мастера Рампини. Ансамбль дворика дополняют мраморные скамьи с высокими спинками и фантастическими грифонами в качестве подлокотников.

 

На территории Ливадийского дворца есть еще один внутренний дворик - арабский. Он является световым колодцем, с помощью которого освещаются те помещения, в которых нет выхода на улицу.

 ПЕРВЫЙ ЭТАЖ 

Парадная ожидательная 

Краснов выстраивает оформление комнат на зрительных контрастах. Главному помещению во дворце, Белому залу, предшествует Парадная ожидательная, в которой архитектор использовал темный орех и темную драпировочную ткань. Залы контрастируют в цветовой гамме, но не стилистически: Парадная ожидательная также выдержана в духе ренессанса, для которого характерны крупные орнаментальные декоративные детали. Ярким примером стиля ренессанс в этой комнате являются розетты в украшении деревянного потолка, обрамление дверей и выступающие карнизы для выставки детских поделок и картин семьи. Другие полочки являются частью оформления камина. 

Все камины во дворце - это, прежде всего, декоративный предмет интерьера, созвучный стилистике каждой комнаты. Подбору цвета и материала для облицовки каминов Краснов уделял особое внимание. 

Камин в Парадной ожидательной оформлен темно-зеленым мрамором и блестящей бронзовой обкладкой. Как и было задумано архитектором, их сочетание гармонировало с темными филенчатыми панелями и драпировкой стен.

На фоне комнаты, выдержанной в теплых темных тонах, особенно изящно выглядит ажурная люстра из муранского стекла, специально заказанная в Италии.

 Во время Ялтинской конференции Парадная ожидательная была рабочим кабинетом Франклина Рузвельта, президента США. В зале экспонируется фотография Сталина и Рузвельта, сделанная 8 февраля 1945 года.

 Белый зал 

Парадная столовая обязана своим названием - Белый зал - не только цвету стен, но и обилию света, который льется через большие окна, выходящие в Итальянский дворик. Здесь представ­лен один из лучших по художественной отделке интерьеров дворца. Торжественность помещению придают такие детали, как оригинальный по форме камин итальянского стиля, украшенный резьбой и гербом Романовых, и четыре большие колонны с капителями коринфского ордера, высеченные из цельного каррарского мрамора. Под потолком Белого зала проходит широкий орнаментальный пояс, на котором изображены гербы крупнейших губерний России. Чтобы выделить рельефы стен и потолка, Краснов отказался от люстр и настенных светильников и за орнаментальным поясом разместил электролампы. В восточной части столовой, которая примыкает к вестибюлю, в специально созданной для нее нише расположена скульптура «Пенелопы» Брюгера, которая некогда украшала интерьер старого дворца. Архитектор знал ценность этой скульптуры для царской семьи - в 1863 году граждане Одессы подарили ее Марии Александровне на новоселье в ливадийском имении. Краснов перевез ее в новый дворец как символ новой жизни и установил в главном помещении дворца. 

Интерьер, подчиняясь правилам модерна, создает особый мир «возвышенного, далекого от обыденности, пребывание в котором превращается в праздник». Ощущение гармонии создается благодаря просчитанным до мелочей деталям. Краснов не только учел сочетаемость архитектурных форм, но и выбрал такой объем помещения (высота, ширина, длина), который соразмерен человеческому росту и вызывает у посетителя чувство комфорта. 

В ноябре 1911 года в Белом зале был организован бал по случаю 16-летия старшей царской дочери Ольги. 

Крымская конференция 1945 года проходила в Белом зале за круглым столом, который потом вынесли в вестибюль. С 1999 года в Белом зале проходят крупные международные политические мероприятия. 

Парадный кабинет императора 

Строгие и стройные формы комнаты обращены к античности. В отделке кабинета применен стиль жакоб - разновидность позднего классицизма. Красное дерево, которое использовалось для отделки дверей, дивана и зеркала, оттенено бронзой и прекрасно сочетается с золотом шелковой ткани, которой затянут верх стен. Потолок украшен рельефным орнаментом, который завершается выполненной русскими мастерами люстрой из хрусталя и позолоченной бронзы. 

Для каждой комнаты Краснов самостоятельно спроектировал некоторые элементы интерьера. Для Парадного кабинета он специально создал кресло с пюпитром, чтобы было удобно читать. 

Еще один предмет интерьера, который Краснов перевез из старого дворца, - беломраморный камин. Его верхняя плита с изящным растительным орнаментом опирается на четырехгранную колонну, увенчанную скульптурным изображением головы. Возможно, этой архитектурной деталью архитектор желал подчеркнуть стилистическое отличие кабинета от других помещений. 

В период Крымской конференции Парадный кабинет императора служил спальней для Ф. Рузвельта. Американскому президенту очень понравилось в Ливадии, и в одной из бесед со Сталиным он выразил шутливое пожелание приобрести имение. 

В специальной витрине представлены архивные фотографии обстановки 1945 года, текст инаугурационной речи американского президента, его фотографии разных лет, в том числе и одна из последних прижизненных. 

Бильярдная 

Бильярдные комнаты в русских дворцах ХVIII - ХIХ веков часто оформлялись в английском стиле. Ливадийский не стал исключением. Здесь использовалась отделка в духе тюдоровских интерьеров, когда стены обшивались резным деревом, в данном случае каштаном. Потолок кажется деревянным, но это искусная имитация, выполненная из прессованного картона и расписанная масляными красками. 

Именно здесь, в дворцовой Бильярдной, за длинным столом во время официального завтрака Сталин, Черчилль и Рузвельт подписали главный документ конференции - итоговый текст коммюнике. Его заключительная страница «Единство в организации мира, как и в ведении войны» представлена в экспозиции зала. Здесь же - знаменитая фотография «Большая тройка», сделанная в Итальянском дворике, и фотография «Официальный завтрак в английской бильярдной участников Крымской конференции». 

Кабинет-лаборатория Ф. Рузвельта 

Наибольший интерес в Кабинете Рузвельта представляет секретная переписка американского президента с британским премьер-министром Черчиллем во время Второй мировой войны. Сегодня архив, в который кроме переписки входят сборники статей, выступления и мемуары Рузвельта, является уникальным источником информации для людей, изучающих историю, политику и дипломатию. 

ВТОРОЙ ЭТАЖ 

Верхний кабинет императора 

Кабинет полностью соответствовал своему назначению, вкусам эпохи модерна и представлениям императора о стиле мужского кабинета. Не удивительно, что при первом визите в новый дворец Николай II воскликнул: «Я в восторге от своего верхнего кабинета!» Архитектор решает интерьер в бледном серо-зеленом цвете и добавляет детали теплых оттенков: тон мореного кленового дерева, темная бронза в оформлении камина и серая обивочная ткань мебели.

Набор предметов мебели был продуман особым образом: светлый и просторный кабинет как бы разделялся на рабочую зону и место для отдыха перед большим камином из светло-зеленого диорита.

В Верхнем кабинете императора обращает на себя внимание ковер ручной работы. Это подарок персидского шаха на 300-летний юбилей дома Романовых, На нем вытканы портреты императора Николая II, его супруги Александры Федоровны и цесаревича Алексея.

В кабинете вниманию гостей представлен альбом, который собран из ежемесячного фотоотчета Краснова о ходе строительных работ: «Сооружение нового Большого дворца в имении Его Императорского Величества "Ливадия" 1910 – 1911 гг.».

Рабочий кабинет императрицы

Кабинет императрицы расположен в восточной части дворца. Отсюда можно спуститься в парк по внешней лестнице, искусно замаскированной легкой аркадой.

В отделке Кабинета использовали светлые породы дерева, чтобы сделать комнату более светлой и нарядной. С филенчатыми панелями контрастирует камин, который облицован белой плиткой и как бы заключен в рамку из этажерки ясеневого дерева. Зеркало в стиле модерн вмонтировано в верхнюю часть этажерки. Императрица уделяла много времени рисованию. Специально под это хобби Краснов спроектировал письменный стол, в который была встроена доска для рисования.

Особой частью интерьера Кабинета являются картины, которые Романовы покупали на вернисажах. Александра Федоровна отдавала предпочтение лирическим пейзажам Альберта Бенуа. Комнату также украшают нежные акварели Ф. Волкова, картина И. Крачковского «Ливадия. 1898 г.», полотно художницы Е. Самокиш-Судковской «Императрица с детьми в Ливадии».

Вместе с модерном пришла мода и на литографии, Сюжеты картин, отпечатанных на камне, художники часто заимствовали из Святого Евангелия. «Мадонна с ангелами», «Мадонна-Утешительница» работы В. Бугро, «Мадонна» Е. Вейта и другие литографии украшают Кабинет императрицы. И конечно - профильный портрет Николая II работы одесского фотографа Иоффе.

В экспозиции Кабинета представлена серия фотографий с благотворительных базаров, которые устраивались в Ялте во время пребывания царской семьи в Крыму.

Опочивальня Их Величеств

Особое место в Ливадийском дворце занимает Опочивальня Их Величеств

 Она хорошо освещается светом, льющимся из трех больших окон. Еще больше света добавляют мебель из выбеленного клена и стены, обтянутые пастельной хлопчатобумажной тканью с набивным рисунком. Две смежные кровати располагаются под шелковым балдахином. В Опочивальне, как и во многих комнатах дворца, камин является украшением и цветовым акцентом - он выполнен из зеленых майоликовых изразцов и подчеркивает белизну помещения, обрамлен этажеркой и шкаф­чиками из кленового дерева. В комнате экспонируется часть изготовленного в начале XX века Драконовского гарнитура.

В то время дворец уже имел электрическое снабжение, В Опочивальне находилась «тревожная кнопка», соединенная с помещением охраны.

Сегодня на стенах комнаты можно увидеть множество фотографий, рассказывающих о жизни императорской семьи и их родственников.

Рядом с Опочивальней располагается будуар императрицы, где она любила собирать самых близких людей.

Будуар императрицы

Будуар императрицы - гостиная хозяйки дома. Семейные вечера - тихие и шумные - проходили здесь. Со светлой отделкой комнаты из клена перекликается белый рояль немецкой фирмы «Беккер». Александра Федоровна была прекрасной пианисткой и часто музицировала в четыре руки с кем-нибудь из дочерей.

Большие окна комнаты, через которые она хорошо освещалась, открывали прекрасный вид на местные красоты. Продуманная организация пространства делала Будуар императрицы любимейшим местом семейных встреч. Теплый тон кленового дерева, изысканные детали в декоре создавали уютную и радостную атмосферу. Одним из таких элементов декора является ваза с пейзажной росписью в стиле модерн, которая была изготовлена на императорском фарфоровом заводе в 1904 году.

О том, что комната была наполнена материнской любовью и лаской, свидетельствуют сохранившиеся предметы интерьера, фотографии членов царской семьи. Будуар императрицы также украшают картины «Ливадийская глициния» и «Ливадийские розы» работы М. Шнейдера.

Малая семейная столовая

Царская семейная столовая - особое место, которое не утратило атмосферы уюта даже сейчас, столетие спустя. В оформлении использовано тисовое дерево, которое обрабатывалось в Ялте в мастерской А. Шиллинга. Камин в столовой облицован керамической плиткой и обрамлен темной металлической обшивкой. Напротив камина расположен буфет с оригинальными резными элементами.

Но не только в столовой проходили семейные праздники. Богатая природа Ливадии располагала к пикникам на открытом воздухе.

ПАРК

Парковая химера

Снаружи дворец украшают скамейки, колодцы, вазы и... мифическое существо химера. Есть поверье, что химеры с пастью льва, телом козы и хвостом змеи отгоняют злых духов. Подобные существа можно увидеть на порталах собора Парижской Богоматери. Ливадийская химера расположена на углу восточного фасада - она склоняется над живописным каменным колодцем.

Колонна из серого мрамора

Недалеко от звонницы расположена небольшая колонна с арабскими надписями. Очень долго ее считали подарком персидского шаха. Но во второй половине XX века выяснилось, что на колонне из серого мрамора написаны стихи. Арабисты из Института востоковедения определили, что один из 14 стихов написан на арабском, а остальные - на турецком языке. В стихах воспет не российский царь, а «его величество шах, султан, победитель». Вероятно, речь идет о Махмуде II, турецком султане. Предположительно, эта колонна попала в Россию, а затем в Ливадию как трофей Русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов.

Турецкая (серебряная) беседка

Турецкая беседка - одно из немногих строений ливадийского имения, которое сохранилось до наших дней как архитектурное наследие Ипполита Монигетти. Беседка выполнена в восточном стиле, имеет серебристый купол, отчего получила другое название - Серебряная. Изящная беседка расположена в восточной части парка на отвесной скале, на высоте 840 метров над уровнем моря. Из нее открывается панорама на море и величественные крымские горы. По преданию в этой беседке царица потеряла свое кольцо.

Особняк министра Фредерикса

В дворцовый ансамбль ливадийского имения кроме Белого дворца и Крестовоздвиженской церкви входят свитский корпус и трех­этажный особняк в стиле модерн, построенный специально для министра императорского двора барона Фредерикса. Дом был построен одновременно с Белым дворцом, чтобы министр мог всегда следовать за царем и даже во время летнего отдыха августейшей семьи являться к монарху с ежедневными докладами. Фредерике пользовался доверием Николая II. «Моральное одиночество, наложенное на себя царем с юного возраста, было тем более опасным, что он относился недоверчиво даже к лицам ближайшего окружения. Один граф Фредерике являлся исключением», - вспоминал генерал А.А. Мосолов.

И воин, и миротворец

Имение в Ливадии хранит не только историю трех российских монархов, но и память о событиях, изменивших послевоенное устройство мира. Оно помнит подробности жизни своих хозяев, двух антиподов: неистового борца за свободу Греции, отважного воина Ламброса Кацониса и царя-миротворца Александра III, всей душой ненавидевшего войну и избегавшего политических конфликтов.

Гроза Османской империи

Истинный патриот Греции и гроза Османской империи, прототип Дон Жуана из байроновского «Корсара» - все это характеристики одного человека, первого хозяина ливадийского имения Ламброса Кацониса.

Его биография полна тайн и загадок. Известно, что Кацонис родился в греческой Ливадии неподалеку от Афин в 1752 году. В 17 лет он поступил волонтером в русскую эскадру, которая сражалась против осман в очередной русско-турецкой войне. Причина союзничества греков с русскими была очевидна - Греция находилась под гнетом Турции, и страстным желанием юного Кацониса было освобождение родины.

Примечательно, что отважный воин Кацонис снискал уважение не только русских друзей, но и турецких врагов. Султан Абдул Гамид даже обещал ему полное прощение за пролитую «османскую кровь», а вдобавок острова в подарок и 200 тысяч золотых монет за клятву верности султану. Но Кацонис с презрением отверг предложение и продолжал топить турецкие суда.

Увы, в 1792 году Кацонис узнает, что в Ясском мирном договоре между Россией и Турцией ни словом не упоминается Гре­ция, освобождение которой обещала российская сторона. Тогда он отказывается подчиниться приказу Екатерины II разоружить эскадру, которой он командовал, и объявляет личную войну Османской империи под собственным флагом.  

Но в одиночку прежде непобедимый Кацонис терпит поражение. Ему удается спастись, но вот основная часть его моряков погибла в турецких застенках. Тех, кого не казнили и не посадили в тюрьму, держали в ужасающих условиях на боевых галерах в качестве гребцов. Ненависть турок к Кацонису была столь велика, что они не остановились на своей победе в море и разграбили его родное имение в Греции, убили сына и забрали в плен жену. Спустя год она была освобождена русскими дипломатами.

После поражения эскадры и разорения имения Кацонис долго скитался по Европе. Однако несомненные боевые заслуги перед Россией обеспечили ему прощение Екатерины за самовольство - ему было позволено вернуться в Россию. Кацониса даже пригласили на бал по случаю дня рождения Павла Петровича, чем публично подчеркнули официальное прощение императрицы.

Кацонис продолжил военную службу в греческом батальоне, переименованном позже в Балаклавский. Греческий герой был произведен в полковники и награжден орденом Святого Георгия IV степени. Обласканный императрицей, он многократно приглашался к ее столу - факт удивительный, учитывая, что Кацонис не имел адмиральского звания. Смерть Екатерины II он воспринял как личную трагедию.

Преемник Екатерины, Павел I, из-за сильной неприязни к матери часто отменял ее приказы и проводил собственную политику. Однако возведение Кацониса в чин полковника Павел не стал оспаривать. Напротив, в 1797 году подарил ему перстень, приложив к драгоценности небольшую записку: «Мы признаем выказаное вами рвение на службе государству. В знак нашего уважения и благосклонности мы посылаем вам этот царский перстень. Прибываю вам доброжелательным».

После побед, поражений и скитаний страсть Кацониса к освобождению своего Отечества не угасла, Он попросил у Павла I позволения вооружить на свои собственные средства судно и с ним присоединиться к вице-адмиралу Ф.Ф. Ушакову, сражавшемуся против французских сил в Средиземном море. Император оценил его патриотический пыл и дал добро, Между тем обстоятельства вскоре изменились, и предполагаемая экспедиция потеряла всякий практический смысл.

Подавленный и разочарованный. Кацонис прибыл в Ливадию в начале 1799 года и обосновался со своей семьей на участке, который ему подарила Екатерина ІІ. Здесь он начал мирную жизнь промышленника, строителя, виноторговца. Он заложил в Ливадии виноград­ники и начал производить на продажу вино и виноградную водку.

Историками не установлена точная дата и обстоятельства смерти Кацониса. Предположительно, он умер в 1805 году в результате коварного отравления.

Царь-миротворец

Любимая Романовыми Ливадия для семьи Александра III стала местом не только счастливых, но и трагических событий.

В октябре 1894 года в ливадийском имении скончался этот царь-миротворец. Он умирал, сидя в кресле, в окружении членов своей семьи. Тут же находились и послы ведущих мировых держав. На месте в старом дворце, где стояло кресло умирающего императора, по просьбе его супруги в паркете был вырезан кленовый крест.

Похороны Александра III оказались последними похоронами царской особы, на которых были соблюдены вековые традиции. Заупокойная панихида проходила в Крестовоздвиженской церкви в Ялте. Прямо на набережной был дан поминальный обед. За два дня в городе была раскуплена вся черная ткань - жители облачались в черное, чтобы выразить свою скорбь в связи с кончиной императора.

Александр III родился в 1845 году. Юношу не готовили к престолу, поскольку занять его должен был старший брат Николай. Но в 1865 году Николай скоропостижно скончался в Ницце. Последние дни умирающий провел в обществе приехавшего брата Александра и невесты Дагмары. При этих трагических обстоятельствах познакомилась одна из самых любящих пар царской семьи.

Вместе с престолом Александр III получил от старшего брата и невесту: через год после смерти Николая Александр обвенчался с датской принцессой Луизой Софией Фредерикой Дагмарой, которая приняла православие в Крестовоздвиженской церкви в Ливадии, получив имя Марии Федоровны. В этом браке родились Николай (будущий император Николай II), Александр, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга.

То, что Александра изначально не готовили к престолу, отражалось на качестве его правления. Недостаток знаний не позволял ему без чуткого участия советников ориентироваться во множестве разноплановых вопросов, которые ежедневно преподносила жизнь. Министр финансов С.Ю. Витте однажды откровенно признал: «...У императора Александра III был небольшой ум рассудка. Но у него был громадный, выдающийся ум сердца».

Увидев своими глазами ужасы болгарской бойни, цесаревич на всю жизнь возненавидел войну, В течение всего тринадцатилетнего царствования Александра Россия не вступала в крупные военные столкновения. Мирная политика и принесла русскому царю титул миротворца.

Император, в отличие от своих предшественников, был прекрасным семьянином. В его семье дети рождались один за другим: «Рождение детей есть самая радостная минута жизни, и описать ее невозможно, потому что это совершенно особое чувство, которое не похоже ни на какое другое», - писал Александр.

Александр III взошел на российский престол в 1881 году в результате трагических событий - его отец Александр II погиб от рук террориста-народовольца. Убийство это произвело на сына сильнейшее впечатление, и страх перед покушением преследовал его всю жизнь. Тайное общество «Священная дружина», которое было создано министрами специально для охраны государя, в течение 13 лет бдительно несло службу. Например, чтобы предупредить возможность отравления императора, каждый день менялись поставщики продуктов питания и повара на кухне.

Конвой, который охранял железнодорожные пути во время следования царского поезда, часто ставился в другом месте, дабы запутать возможных террористов. Для этих же целей по одному маршруту с небольшими промежутками пускали три одинаковых поезда. В каком из них находился царь - держалось под строжайшим секретом.

 

Но и эти превентивные меры не отвратили катастрофы. В 1888 году близ станции Борки в 50 км от Харькова царский поезд был взорван, погибло несколько человек. По рассказам очевидцев, после взрыва провалилась крыша вагона, и Александр III удерживал ее на своих плечах, давая возможность попутчикам покинуть загоревшийся вагон. Сейчас на этом месте рядом с участком Южной железной дороги построен небольшой собор, названный в честь событий Спасов скит. 

Александр III не очень внимательно относился к собственному здоровью и долго скрывал даже от самых близких болезнь почек. Но после этого происшествия болезнь начала прогрессировать.

С каждым днем государь чувствовал себя хуже и хуже. Он похудел, стал бледен, участились сердечные приступы. В 1894 году простуда усугубила его состояние. Из Берлина для осмотра императора был срочно вызван профессор Эрнст Лейден, который поставил диагноз: острое воспаление почек - нефрит. Лейден настаивал, чтобы Александра отправили на отдых в Ливадию. Чудесная погода, ласковое море и живительный воздух приободрили государя. Но ненадолго. 20 октября 1894 года он скончался.

Историческая справка

В советские годы живописное ливадийское имение стало съемочной площадкой для многих популярных фильмов: «Всадник без головы», «Собака на сене», «Анна Каренина», «Овод», «Отелло», «Двенадцатая ночь», «Десять негритят».

 

«И жизнь, и слезы, и любовь...»

Ливадийское имение существует почти два с половиной века. И всегда оно было окутано любовью. Нежной, трагической, возвышенной, тревожной, счастливой, а порой и ...грешной.  

Влюбленный монарх

Высокая личная нравственность Александра III давала ему право требовать от окружающих такого же достойного поведения. Сильным душевным потрясением стало для него известие о романе его отца Александра ІІ с Екатериной Долгоруковой. Для тайных встреч тот купил неподалеку от ливадийской резиденции имение Биюк-Сарай. Даже после смерти отца наследник проявлял откровенную неприязнь к Екатерине Михайловне. В своем дневнике он так вспоминал встречу с Долгоруковой в Крыму: «В комнатах Мама я встретил княгиню Долгорукову с детьми! Вообще, все наше пребывание в Ливадии нельзя назвать веселым и приятным; были разные столкновения, недоразумения и щекотливые объяснения». После этого инцидента княгиня больше не появлялась в Ливадийском дворце, а в 1892 году продала свое крымское имение.

Впервые Александр II встретил Катеньку Долгорукову в императорском имении под Полтавой - в Тепловке. Княжне тогда было 13, а императору 41 год. Он был поражен ее красотой, сообразительностью и легкостью общения с царственной особой. Вскоре Александр стал покровителем этого разорившегося дворянского рода, определив братьев Кати в петербургские военные заведения, а ее саму и сестер - в Смольный институт.

Следующая их встреча состоялась три года спустя в Смольном, когда император приехал в институт на Вербное воскресенье. Он не смог не заметить расцветшую красоту Екатерины и в тот же вечер признался ей в любви.

Жизнь Марии Александровны эта связь превратила в кошмар. Ей сочувствовали великие князья и весь двор. Чтобы уберечь свою любовницу от гнева близких, Александр II был вынужден прятать ее за границей и как можно чаще выезжать на дипломатические переговоры в Европу.

Император страстно любил юную Долгорукову и страдал от комплекса вины перед девицей, которая, как он считал, потеряла честь ради его эгоизма. Он намеревался очистить ее от грязных наветов придворных. Когда в мае 1880 года умерла Мария Александровна, он почти сразу же заговорил о венчании с Долгоруковой.

Спустя 14 лет, наполненных тайными встречами, Александр II обвенчался с Екатериной Михайловной и официально признал троих ее детей. Вместе со своей матерью они получили титул князей Юрьевских.

Все женщины дома Романовых демонстративно игнорировали Екатерину Михайловну. Дошло до того, что детям цесаревича Александра Александровича запретили играть со сводными братом и сестрами.

Незадолго до своей трагической гибели Александр II, находясь в Ливадии, написал письмо-завещание к цесаревичу. В нем он просил сына позаботиться о Юрьевской в случае его смерти и передавал особый капитал в Государственный банк на имя княгини.

После смерти императора Екатерина Юрьевская вместе с детьми эмигрировала во Францию. Она больше не вышла замуж и прожила до 75 лет в окружении писем и фотографий своего возлюбленного монарха. За четырнадцать лет влюбленные написали друг другу более четырех с половиной тысяч писем. В 1999 году эта переписка была продана за 250 тысяч долларов на аукционе «Кристи».

Американские «простаки» в Ливадии

В конце 60-х годов XIX века в Америке под псевдонимом Марк Твен вышла книга «Простаки за границей, или Путь новых паломников», несколько глав которой были посвящены Крыму и встрече обычных американских туристов с Александром II. Более всего автора путевых заметок поразила демократичность российского монарха. Из Ливадийского дворца к прибывшим американским туристам он вышел со своей семьей. Гостей удивило то, как скромно, не по-царски, был одет российский монарх и как он был прост в обхождении: «На императоре была фуражка, сюртук, панталоны - все из какой-то гладкой материи, бумажной или полотняной, без всяких драгоценностей, без орденов и регалий. Трудно представить себе костюм, менее бросающийся в глаза».

Гости, не смевшие ожидать особого внимания и чистосердечной расположенности царя, были удивлены, когда тот пригласил их прогуляться по аллеям парка, показывал достопримечательности и экзотические растения. Очарованные императором американцы присвоили августейшему гиду титул «Украшение рода человеческого».

О самой Ялте Марк Твен отзывался в свойственной ему художественной манере:

«Деревушка Ялта гнездится внизу амфитеатра, который, отступая от моря, понемногу поднимается, и, кажется, что деревушка эта тихо соскользнула сюда откуда-то сверху. В низине раскинулись парки и сады знати, в густой зелени то там, то тут вдруг сверкнет, словно яркий цветок, какой-нибудь дворец. Очень красивое место».

«Белые цветки» Ялты

В начале XX века набирают невиданный размах благотворительные движения, ярким примером которых становятся «Белые цветки». Традицией этих праздников Россия обязана Красному Кресту и Европейской Лиге по борьбе с чахоткой. Участники акций на улицах города раздавали листовки, рассказывающие о профилактике заболевания. К листовке прилагался букетик белых цветов.

Так ромашка стала символом борьбы с туберкулезом.

В Европе акция была весьма успешной, и Россия, где туберкулез был одним из самых распространенных заболеваний, подхватила ее.

В те времена Ялта была курортом, куда на лечение съезжались со всей страны больные чахоткой. Поэтому проведение праздника «Белого цветка» было там как нельзя кстати. Императорская семья, некогда купившая ливадийское имение для лечения царицы, страдавшей от туберкулеза, с особым участием относилась к празднику. Это способствовало успеху благотворительных мероприятий. Праздник проводился весной, когда Ялта утопала в цветах. Но в тот день главным цветком была маленькая ромашка. На длинных шестах закрепляли щитки с цветком, красным крестом и подписью: «На борьбу с чахоткой». Для сбора денег использовались кружки, которые висели на длинных лентах, переброшенных через плечи. Дети и женщины - участники акции - свободно входили в дома, кофейни, магазины и везде встречали доброжелательность и понимание. Размер пожертвования за подаренные ромашки был на усмотрение платившего - от копейки до десятков рублей.

Цесаревич Алексей и великие княжны с разрешения матери Александры Федоровны также принимали участие в празднике. Они, как и другие дети, ходили по всему побережью, продавая собственноручно изготовленные букеты. К вечеру белые цветки украшали одежду многих гуляющих, а выручка передавалась в Лигу по борьбе с чахоткой. «Этот маленький цветочек, - писала в те дни одна из южных газет, - объединил такой скупой, такой расчетливый город, создал весеннюю сказку любви к больному человеку...»

В Ялте по сей день в парке Ливадийского дворца проходят благотворительные праздники, стилизованные под ярмарку 1912 года, когда в ней принимала участие императорская семья Николая II.

Вторая ценность Ливадии

Все, кто знал Николая II лично, отмечали, что вино он пил редко и мало. А если он отдавал предпочтение каким-либо винам, то непременно произведенным в Ливадии. Одна из самых популярных сегодня марок объединения «Массандра» - портвейн «Ливадия» - всегда подавался к царскому обеденному столу.

Завод «Массандра» был основан в 1894 году для поставок вина в Ливадийский дворец царской семье. Во главе винодельни стоял князь Лев Голицын, который сам разрабатывал рецепты вин и имел особый талант купажирования, Правда, он редко записывал рецепты, поэтому многие оригинальные способы производства вина теперь забыты.

Во времена гражданской войны, когда Крым был в руках белых, входы в винные погреба «Массандры» были тщательно замаскированы. Несмотря на это, коллекция императорских вин все же была обнаружена большевиками, когда те захватили власть в регионе. К счастью, коллекция не была разграблена. Сталин, которому довелось попробовать ливадийского вина, был настолько впечатлен его вкусом, что отдал распоряжение о возобновлении работы завода «Массандра» и перевозе всех вин, найденных в императорских дворцах Москвы. Санкт-Петербурга и Ливадии, в массандровскую коллекцию.

В 1941 году императорская коллекция вновь оказалась под угрозой уничтожения - в Крым вошли немецкие войска. Ее удалось спрятать в тайники Ялты, где она хранилась до 1944 года. Молодое вино прятать не стали, и чтобы оно не стало трофеем фашистов, виноделы вылили его в Черное море.

В 2007 году прошли два аукциона дома Bonhams в Великобритании и США, где были выставлены на продажу около 600 бутылок из императорской коллекции. Среди них был и известный красный портвейн «Ливадия» 1891 года в бутылке с личной печатью последнего российского императора Николая II. Ее оценили в три тысячи фунтов стерлингов.

Гений места. Царская тропа

Во время одной из совместных прогулок великий князь Александр Михайлович показал Николаю II специально проложенную от своего имения «Ай-Тодор» в направлении к Ливадии тропу. Николаю, любившему пешие прогулки, идея искусственной тропы очень понравилась, и при отбытии в Петербург он велел Л.Д. Евреинову, управляющему ливадийским имением, проложить дорожку от «Розовых ворот» и соединить ее с тропой великокняжеского имения «Ай-Тодор». В 1901 году работа была полностью завершена.

Тропа начинается сразу за Ливадийским дворцом, проходит через Ореанду мимо горных вершин Ай-Никола и Крестовая, скал Хачла-Каяксы, Пирожок, Ласточкиного гнезда. Особенностью является то, что, несмотря на сложный горный рельеф, она не имеет резких подъемов и спусков. Дополнительный комфорт создает и почти полная закрытость ее от солнечных лучей. В сочетании с местным климатом она имеет еще прекрасные лечебные свойства. На всем пути тропа благоустроена, украшена скульптурами и редкими экзотическими деревьями и кустарниками, оригинальными скамейками для отдыха. После каждого поворота открывается новый уникальный вид на крымские горы и море.  

 

Первые вестники революции

После того как в 1866 году Ливадия официально стала летней резиденцией российских монархов, был закрыт проезд по всем дорогам, ведущим в Ливадию, кроме почтового шоссе Ялта-Севастополь. Контроль безопасности имения ещё больше усилился после убийства Александра II. Его наследник, перепуганный террором народовольцев, издал распоряжение о строгом запрете въезда в Ливадию всех посторонних.

Для «лучшего надзора за проживающими и работающими в имении лицами» содержались пехотная рота, три городовых и два унтер-офицера. Но, несмотря на принятые меры усиления охраны, в Ливадии в 1901 году произошла первая забастовка местных рабочих. Газета «Искра» сообщала тогда, что причиной стачки стало грубое обращение с рабочими и нерегулярная выплата зарплаты. Николай II, который принял престол от Александра III, не дал забастовке разрастись и поспешил удовлетворить предъявленные требования.

Через полгода начали бастовать маляры. Накануне очередного приезда царской семьи, когда подходил к завершению косметический ремонт имения, маляры приостановили работу, требуя повысить оплату. «Стачечники держались стойко целую неделю», - писала «Искра».

Революционные события 1905 года вынудили еще больше усилить охрану имения. Один за другим в Ливадию прибывают полуэскадрон кавалерии, эскадрон Крымского дивизиона, две роты Брестского полка. Но уже ничто не могло остановить нарастающее недовольство трудящихся.

В имении назревала новая забастовка - поденщики требовали сокращения рабочего дня. В этот раз император опередил начало стачки и сократил рабочий день с 12 до 10 часов.

В 1906 году в Ливадии разместились штаб и три роты 16-го стрелкового полка под руководством полковника Ивана Думбадзе. Генерал-майор быстро навел порядок: выслал из города неблагонадежных и приказал «мальчишей, шатающихся на улицах с красными тряпками, наподобие флагов, драть за уши и под расписку передавать родителям, при повторении брать под стражу».

Согласно заметкам местной прессы того времени, «его приказы торговцам и полиции, извозчикам и обывателям всегда были кратки и выразительны».

Предпринятые меры безопасности и удовлетворение требований рабочих уже не могли остановить грядущую революцию. После Февральского переворота 1917 года Временное правительство долго не находило смелости войти в имение Романовых в качестве хозяев. Только через полгода на Ливадийском дворце появилась вывеска - «национальный».

Крестьяне во дворце

Первые сотрудники санатория «Ливадия» с любопытством наблюдали за необычными курортниками «в армяках и полушубках, в косоворотках и пиджаках, бородатых и стриженных в скобку».

В свою очередь, были шокированы и крестьяне - красотой и богатством дворца. Их изумляла необычность южной природы, море, изящные постройки. Потрясение довершал обед, накрытый в парадной столовой дворца. Отдыхающие «были робки в движениях, несмело садились на краешки стульев и диванов, удивлялись всему увиденному». До приезда в санаторий крестьянам не верилось, что лечение будет бесплатным. Они продавали свои скромные пожитки, сушили сухари. Иным, не понимающим значения слова «курорт», приглашение в санаторий представлялось призывом на фронт.

Все прибывшие в Ливадийский дворец проходили санобработку. Для этого были оборудованы две ванны и пять душевых. Минимальный срок, на который санаторий принимал крестьян, составлял шесть недель. Часто сроки увеличивались для закрепления результатов лечения. Это могло произойти по предписанию врача, а иной раз и по просьбе больного.

Курильский вопрос

Спор между Россией и Японией за Курильские острова берет начало на Ялтинской конференции 1945 года в Ливадийском дворце. Тогда, устанавливая новые границы мира, СССР, США и Великобритания делили не только Европу, но и восточные земли.

К тому времени, когда проходила конференция, Россия не владела Сахалином и Курильскими островами - они были проиграны в Русско-японской войне 1905 года. В Ялте среди прочих условий Сталин выдвинул возвращение России Южного Сахалина и Курильских островов. Рузвельт легко согласилась с его требованием. Дело в том, что основная тяжесть военных действий против Японии легла на США, и они были заинтересованы в скорейшем выступлении СССР на Дальнем Востоке.

Однако в документе не было оговорено, какие именно острова на Курилах переходят России. В 1951 году в Сан-Франциско Япония подписала мирный договор и отказалась от претензий на Сахалин и острова, которые были отвоеваны у России в 1905 году. Но четыре острова - Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан - обшей площадью вполовину всех Курил японцы по-прежнему считают своими. По договору 1905 года они их не завоевывали - острова принадлежали им и раньше. Если анализировать проблему предельно формально, то Южные Курилы сегодня не принадлежат никому.

Единство противоположностей

Царский и советский периоды удивительным образом примирились в архитектурном шедевре Н.П. Краснова - Белом ливадийском дворце. В его стенах представлены две крупные экспозиции, одна из которых повествует о южном отдыхе семьи последнего императора Николая II, а другая о днях Ялтинской конференции лидеров антигитлеровской коалиции.

Судьбоносный дворец

Ливадийский дворец является самым посещаемым музеем Украины. Здесь ежегодно бывает около 200 тысяч гостей.

Экспозиция первого этажа посвящена Ялтинской конференции. Наибольшее впечатление производит круглый стол, за которым были приняты судьбоносные для всего мира решения. Здесь же представлена знаменитая фотография большой тройки - Черчилля, Рузвельта и Сталина, сидящих во внутреннем Итальянском дворике.

Экспозиция «Крымская конференция» регулярно пополняется, В 1984 и 2007 годах Ливадийский дворец посетила младшая дочь Уинстона Черчилля Мэри Соумс. В свой последний визит она передала в дар музею тома для пополнения фонда библиотеки Черчилля. Библиотека расположена на первом этаже. Она хранит книги бывшего британского премьера, документальные фильмы, радиозаписи важнейших выступлений,

С недавнего времени посетители выставки могут познакомиться с фотографиями и документами событий, предварявших Ялтинскую конференцию. В их числе - снимки встречи лидеров США и Великобритании, проходившей с 30 января по 2 февраля 1945 года на острове Мальта, за несколько дней до встречи в Ливадии.

Второй этаж посвящен Романовым в Ливадии. Члены царской семьи любили повторять: «В Ливадии - жизнь, а Петербурге - служба». Благодаря экспозиции, в которой представлены фотографии, письма, книги, картины, мебель семьи, у гостей музея есть возможность понять, что собой представляла их ливадийская жизнь. Экспозиция помогает ближе познакомиться с августейшей семьей, узнать о вкусах, об отношениях между собой и близкими родственниками. Не так давно дворцу из частной коллекции передали на временное хранение 200 царских вещей.

Музей старается расширять экспозицию, Дополнением к «Крымской конференции» и «Романовым в Ливадии» можно назвать новые коллекции «Страницы истории», «Ливадия. 1908 год», «Южнобережные шедевры Краснова», «Воспоминания о Крыме».  Новейшая история дворца В Белом дворце часто проводятся выставки художников Крыма. За последние годы дворец стал площадкой для экспозиций более полусотни известных художников. Музыкальный салон дворца также открыт и современным музыкантам - здесь выступают солисты Крымской филармонии.

Ялтинская конференция 1945 года способствовала появлению традиции проведения во дворце международных встреч, саммитов, конференций. В связи с этим его иногда закрывают для посещения, и следует заранее планировать поездку.

Ливадийский дворец сегодня также является центром культурной жизни не только Украины и России, здесь проходят международные музыкальные конкурсы «Звезды планеты», концертные программы «Новые имена», конкурс солистов вокального искусства «Императорский салон». Во дворце регулярно проходят вечера кинофорума «Вместе».

В состав Ливадийского дворцово-паркового ансамбля, помимо Большого дворца, входит и Крестовоздвиженская церковь, в которой молились три поколения российских императоров: Александр II, Александр III, Николай ІІ. Этот небольшой действующий храм, который изначально был рассчитан на императорскую семью и на ближайшее окружение, сегодня открыт для посещения туристов и прихожан.

В завершении экскурсии полезно прогуляться по живописной Солнечной тропе - любимому царскому маршруту от Ливадийского дворца до великокняжеского имения «Ай-Тодор». На протяжении шести с половиной километров гостей ожидают прекрасные виды на море, парк, крымские горы. Тропа проходит мимо особняка санатория «Ореанда», прежде принадлежавшего великим князьям, скал Крестовая и Пирожок, горы Ай-Никола.

Ливадийской дворец - чарующее место, которое не оставляет равнодушным никого. И дело не только в красоте дворца и исторических событиях, имевших здесь место, но в удивительной гармонии поместья с природой Ялты. Правильный выбор в пользу Ливадии, сделанный Александром II в 1862 году, только подтверждает слова Николая II, который всегда с теплотой вспоминал летнюю резиденцию: «Милая сердцу Ливадия»...

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 3 в т.ч. с оценками: 3 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


elenna [03.10.2011 17:41] elenna 5 5
вот и мой любимый дворец! Спасибо!!!

Die Herzogin [03.10.2011 20:06] Die Herzogin 5 5
парковая территория очень красивая.

Минни [04.10.2011 01:33] Минни 5 5
Интерестная статья

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Библиотекарша: аватарки и комплекты 20 Esmerald: Комплекты 2019-2021 Зоя: Коллажи 1 Natali-B: Мыло ручной работы

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение