|
И была у Дон-Жуана - шпага, И была у Дон-Жуана - Донна Анна. Вот и все, что люди мне сказали О прекрасном, о несчастном Дон-Жуане
Но сегодня я была умна: Ровно в полночь вышла на дорогу. Кто-то шел со мною в ногу, Называя имена.
И белел в тумане посох странный... - Не было у Дон-Жуана - Донны Анны! |
Что же было у Дон Жуана, что сделало его неотразимым для женщин и обессмертило его образ? Что заставляет возвращаться к нему, писать о нем книги, снимать фильмы? Кто он, тот, кто возрождается сотни лет, иногда под другими именами вроде виконта де Вальмона в «Опасных связях» Шодерло де Лакло, но неизменно неотразимый, притягательный и меняющийся вместе со временем, становясь то задирой и дуэлянтом, то соблазнителем и развратником, то вдруг математиком, шарахающимся от женщин? Это загадка, которую безуспешно пытаются решить историки, литературоведы, психологи, писатели, композиторы, актеры и певцы. И я вместе с ними:
" - Франц, тебе не кажется, что он большее удовольствие получал не от самого соблазнения, а от сознания общественного скандала?
- Почему ты все время подозреваешь его в патологических наклонностях?
- Ну, в пятнадцатом веке в народном романсе ему в вину ставили лишь флирт с красотками и непочтительное отношение к мертвым Это уже через сто пятьдесят лет он вдруг начинает бесчестить женщин с маниакальным упорством. Почему умалчивают о его неудачах?
- У него не было неудач, он неотразим.
- Точка зрения мужчины! - горячилась Анна, - Нет, пусть будет как у Цветаевой: «В этот самый час Дон-Жуан Кастильский повстречал - Кармен». Вот это тема для драмы.
- Это не драма, а фарс.
- Достойная противница - какой же это фарс!
- Две сильные личности оттолкнутся, как кстати, предполагала Цветаева, или взаимоуничтожатся.
- Ты уверен, что это правда? Это страшно, - Анна покачала головой и вздохнула, - Я не верю! Неужели две сильные личности не могут любить друг друга без угрозы потерять себя?
- Анна, мы ведь не говорим о любви! Дон Жуан никого не любил.
- Не знаю... Мне так хочется, чтобы он влюблялся в каждую! Пусть хоть на короткий миг. Более шестисот лет весь мир интересуется мужчиной, если он совершенно необычен, если выходит за общепринятые рамки морали. Я читала «Историю нравов» Фукса. Тебе не кажется, что глупо делать героем мужчину, ведущего себя как любой мужчина Европы, всю жизнь живущего в разврате, который был нормой поведения при всех европейских дворах? Тогда как герой, обладающий волшебной силой любить каждую женщину, которую он видит и желает, поражает воображение, - Анна воодушевлялась все больше, - Дон Жуана придумали мужчины! Они должны были наделить его теми качествами, которые реабилитировали их в глазах женщин, то есть способностью любить. После этого они могли грешить как угодно, женщины им прощали все!
- Анна, ты умная женщина и отлично разбираешься в чувствах, но ты ведь сама переводила мне все тексты, где там хоть одно слово о любви? Как может любить человек, который пробирается ночью к даме и, назвавшись именем ее жениха, проводит с ней одну ночь, они даже не видят друг друга в темноте!
- Но ведь он видел ее при дворе, влюбился, но знает, что она любит своего жениха. Поэтому он и обманывает ее. На этом свидании он создает чудесную иллюзию гармонии: он любит ее, она любит в его лице жениха. Это действительно была ночь любви! Так же он влюбился в рыбачку, которая его спасла. У нее может быть только одна претензия: что он недолго у нее жил и не вернулся, уехав. Остается только эта дурочка-невеста, но если бы она любила своего жениха, она не поддалась бы на соблазн сменить простого мужа на знатного. Он ведь ее не принуждал!
- Дон Жуан получил в твоем лице отличного адвоката !»
(отрывок из повести "Дон Жуан")
А что же в России? Каков Дон Жуан по-русски? Спросим у женщины, она знает:
На заре морозной Под шестой березой За углом у церкви Ждите, Дон Жуан!
Но, увы, клянусь вам Женихом и жизнью, Что в моей отчизне Негде целовать!
Нет у нас фонтанов, И замерз колодец, А у богородиц - Строгие глаза. |
И чтобы не слышать Пустяков - красоткам, Есть у нас презвонкий Колокольный звон.
Так вот и жила бы, Да боюсь - состарюсь, Да и вам, красавец, Край мой не к лицу.
Ах, в дохе медвежьей И узнать вас трудно, Если бы не губы Ваши, Дон Жуан! |
Марина Цветаева. Из цикла «Дон Жуан»
Интересно, что так и есть на самом деле, нет у нас собственного героя, достойного носить это имя. Нет в России своего Дон Жуана, хотя испанец волновал воображение русской женщины, и продолжает до сих пор. Но у нас Дон Жуан претерпел соответствующие изменения, превратившись всего навсего в одного из героев МАЛЕНЬКИХ трагедий у Пушкина, а у славянской поэтессы Леси Украинки вообще отошел на второй план, превратившись в марионетку в руках Донны Анны, затмившей его своим коварством, подавившей сильным, практически мужским характером, которому невозможно было противостоять. Да и у Марины Цветаевой женское начало в цикле «Дон Жуан» превалирует, или - по крайней мере - не уступает мощному мужскому началу, которое всегда олицетворял Дон Жуан.
Долго на заре морозной Плакала метель. Уложили Дон-Жуана В снежную постель.
Ни гремучего фонтана, Ни горячих звезд... На груди у Дон-Жуана Православный крест.
Чтобы ночь тебе светлее Вечная - была, Я тебе севильский веер, Черный, принесла.
Чтобы видел ты воочью Женскую красу, Я тебе сегодня ночью Сердце принесу.
А пока - спокойно спите!.. Из далеких стран - Вы пришли ко мне. Ваш список Полон, Дон-Жуан! |
Марина Цветаева. Из цикла «Дон Жуан»
Так уж получилось, что русская женщина стала апофеозом в карьере Дон-Жуана, после нее - смерть. И от ее милости зависит даже, каким будет его пребывание в вечной ночи. Ни в одной стране Дон-Жуан не был так зависим от женщины.
О Дон Жуане сочиняли романсеро и баллады, пьессы и романы, оперы и - наконец - фильмы. В ХХ веке началось его триумфальное шествие по экранам. Причем, это не только экранизации, как «Каменный гость» Михаила Швейцера по «Маленьким трагедиям» А.С.Пушкина, «Вальмон» Милоша Формана по «Опасным связям» Шодерло де Лакло, но и оригинальные версии бессмертного образа. Самый увлекательный создан Джереми Ливеном, написавшим сценарий и снявшим своего «Дон Жуана де Марко» с Джонни Деппом в главной роли и бесподобным Марлоном Брандо. Женщины, смотрите и трепещите, перед вами восхитительный и непревзойденный любовник. Родилась новая версия бессмертной истории - и есть надежда, что не последняя.
«Каменный гость»
«Вальмон»
Виконт де Вальмон живет, развлекаясь, живет для наслаждений, -
истинный Дон Жуан, если бы не тайна, которую он тщательно хранит.
Общество не поняло бы аристократа, который влюблен как юнец.
Оно подняло бы на смех и знатную даму, которая имеет множество
любовников, но влюблена в одного.
Поэтому Вальмон соблазняет юных дев и чужих жен. Поэтому-то маркиза де Мертей всегда с неизменной улыбкой на губах.
«Дон Жуан де Марко»
Романтическая мелодрама о взаимоотношениях стареющего
врача-психотерапевта и его молодого пациента,
который искренне считает себя Дон Жуаном.
Дружба, возникшая между героями фильма, помогает
врачу вернуть утраченную молодость духа,
свежесть чувств и способность мечтать.
Помешательство его подопечного окажется ни чем иным,
как исключительным отношением к женщинам,
удивительной способностью молодого человека
доставить каждой своей избраннице
несравнимое ни с чем
удовольствие
любви...
Критики писали: «Сентиментальная история дружбы и любви, сомнений и откровений. Неизменный главный герой картины - самый великий любовник всех времен и народов Дон Жуан -ходит по улицам в соответствующем облачении: широкополая шляпа, плащ, шпага еtс. Перед нами хроника взаимоотношений людей, один из которых называл себя Доном Октавио де Флорес (импозантный и ироничный Марлон Брандо), другой же звался Дон Жуаном де Марко (Джонни Депп заслуживает похвал за свою игру). На деле первый был психиатром Джеком Миклером, который, как ему казалось, лечил второго от раздвоения личности, чтобы вернуть обществу «полноценного и нормального» индивидуума. И персонаж Деппа должен был стать последним пациентом в карьере Джека. Погружаясь в мир переживаний и страстей, кипевших в душе его подопечного, доктор Миклер все чаще ловит себя на мысли: «А в самом ли деле этот парень сумасшедший»? Сомнения еще более укрепляются, когда его собственная жена Мэрилин выскажет мужу подозрения в том, что, возможно, артистическая половина Дон Жуана, преобладает над личностью социально зарегистрированной. И, как знать, может ему лучше оставаться Дон Жуаном и дальше...»
Интересно, каким будет следующий Дон Жуан?
Дон Жуан третьего тысячелетия...