Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Любовь моя – ШотландияСоздан: 18.02.2013Статей: 92Автор: AllegraПодписатьсяw

Любовные романы – с чем их едят?

Обновлено: 18.02.13 22:57 Убрать стили оформления

Дело было в 2012 году. Мои знакомые с сайта, совершенно не связанного с литературой, узнав, что я увлеклась любовными романами, предложили мне написать обзорную статью об этом жанре. Ну я и оторвалась от всей души. Выложу здесь, в расширенном и дополненном варианте, чтобы не затерялась в просторах интернета, хотя рискую схлопотать помидоры и тапки.

Так получилось, что до тех пор я не имела понятия о таком жанре литературы, как «любовный роман» (ЛР). Что только не читала – и классику, и детективы, и фантастику, и фэнтези, теперь решила познакомиться с новым жанром. И сразу же столкнулась с путаницей в определении этого жанра. Некоторые читатели причисляют к любовным романам все произведения с любовной линией: и «Птичку певчую», и «Унесенные ветром», и «Анжелику», и «Джен Эйр».

Для себя я разделила так: «романы о любви» - это всё выше перечисленное, т.е. романы о жизни, но с любовной линией. Вот только «Джен Эйр» я бы отнесла к классическим произведениям, никакая Анжелика этому роману и в подметки не годится. «Унесенные ветром» - также сложное многоплановое произведение, как бы я не относилась к главной героине.

Ну а «любовный роман» - это простенькое произведение на тему «они ненавидели друг друга, затем полюбили, затем злодеи им строили козни, затем они поженились». Этакий ширпотреб, попса литературы. Впрочем, не все так просто. Есть авторы, способные хорошо прорисовать исторический фон, отклониться от штампованных ситуаций, и тогда это произведение вполне читабельно.

За пару лет я прочитала около 300 романов и, надеюсь, изучила основные приемы их создания. Все нижесказанное будет лично моим Humble Opinion. Часто оно прямо противоположно мнению большинства любительниц ЛР.

 

Во-первых, как бы ни началась знакомство главных героев: осенила ли их любовь с первого взгляда, или они жутко ненавидели друг друга, финал все равно один – хэппи-энд.

Во-вторых, в большинстве ЛР есть интимные сцены, иногда они нежные, иногда очень откровенные. У каждого автора своя манера описания этих сцен, поэтому у каждого же автора своя аудитория читателей.

В-третьих, все ЛР пишутся с использованием специфических шаблонных приёмов. Одни более-менее терпимые, другие – верх идиотизма. Интересно наблюдать, как автор применяет эти шаблоны, в каком количестве и насколько пропорционально. Искусство автора ЛР как раз и состоит в том, чтобы соблюсти правильную пропорцию этих шаблонов и не скатиться в розовые сопли или наоборот, в жестокость и брутальность. А высший пилотаж – изобрести какую-то не шаблонную ситуацию или черту характера героев.

Вначале меня возмущало, что различными авторами разыгрываются одни и те же сюжеты, затем привыкла. Ведь сюжетов ЛР не так уж много, и все они жеваны-пережеваны. Бывает, что авторы запросто тырят друг у друга сюжеты. Тут уж кто лучше и проникновеннее описал чувства – тот и прав.

 

Иногда авторы пытаются разнообразить сюжет детективной или производственной составляющей. В этом случае мне всегда хочется сказать: «Аффтар, ты уж не старайся объять необъятное и впихнуть невпихуемое! Мне, пожалуйста, котлеты отдельно и мух отдельно!» Ну не умеют авторы ЛР писать детективы, а их рассуждения о чем-нибудь техническом просто смехотворны! Вот немного (или даже много) мистики или фантастики можно добавить. Ведь ЛР – это в сущности сказка для взрослых, так что с мистикой/фантастикой сочетается. Но сборная солянка из ЛР и детектива/производства совершенно несъедобна.

 

Все вышенаписанное относится к стандартным ЛР. Но есть такие специфические ответвления как любовно-фантастические (ЛФР) и короткие любовные романы (КЛР).

ЛФР – это перемещения во времени. Обычно героиня попадает в прошлое, и там уже развивается любовная история. Или же герой – чародей, колдун, оборотень, инопланетянин. Это дает автору большой простор для фантазии, и часто эти романы очень интересны и нешаблонны.

КЛР – это, очевидно, для читательниц, которым влом читать «многабукаф». Буквально на 30-40 страницах герои успевают познакомиться, пройти через какое-то приключение, покувыркаться в койке и пожениться. Неожиданно милый и трогательный рассказ этого жанра - «Гленлионская невеста» Карен Рэнни.

 

Теперь я понимаю, почему мужчины не считают ЛР литературой. Действительно, этот жанр рисует нам совершенно неправдоподобные ситуации и героев, которые не могут существовать в силу наличия у них взаимоисключающих черт характера. Мужчины – обычно грубияны и брутальные типы, в конце романа становятся белыми, пушистыми и ручными. Женщины – строптивые гордячки (читай – истерички), или наоборот, всепрощающие овечки.

Но я также понимаю пристрастие женщин к ЛР. Ничего не поделаешь, женщинам хочется романтики и сказки. Хотя иногда такое увлечение читательниц этим жанром приводит к неожиданным выводам. Уже не раз я встречала такое мнение: «После героев ЛР не хочу смотреть на реальных мужчин». Так что всё хорошо в меру.

 

Отдельный разговор – про обложки. Обычно на обложках изображаются полуголые парочки, сладострастно изогнувшиеся (повторять не советую – травмоопасно).

 

 

Частенько девица игриво оголяет ножку, а то и вовсе тычется парнишке куда-то в пупок. А кустик задницу ему не царапает?

 

 

Иногда одетые парочки скромненько сидят рядом. Вот только «Уроки обольщения» - почти порнушный роман, а ему прилепили такую целомудренную обложку. «Пламя невинности» - где же там невинность? «Твоя, только твоя» - да чего ты на мужика так накинулась?


 

Обычно одну и ту же картинку лепят на 2-3-4 обложки различных романов, совершенно не задумываясь, что в произведении век не тот, что цвет волос героев не тот; ну а то, что рыцарь носил меч на левом боку, а не на правом – и вовсе страшная тайна для художников.

 

Иногда даже законы тяготения не берутся в расчет. Герой вроде бы сидит на коне, а героиня? Парит в воздухе на крыльях любви?

 

Когда оформителям приходит в голову подредактировать обложку, это может привести к появлению монстров. Вот вам задачка: подсчитайте количество рук у дамочки на обложке слева (даже увеличу, чтобы лучше было видно), и количество ног у девицы не обложке справа. Последствия Чернобыля?

 

А как вам эти Пушкины?   А Жерар Депардье с бронзовой статуей?

  

 

А если такое во сне приснится?


 

А теперь – шутки в сторону. Мы посетим святая святых – кухню, где готовится блюдо под названием «любовный роман». Составляющих не так уж много, но из их различных сочетаний можно приготовить достаточно разнообразные угощения.

 

Шаблоны внешности

Герои должны быть обязательно красавцами! При этом герою можно иметь физические недостатки (обычно шрам на лице или хромота). А вот глаза часто бывают несуразного цвета – серебристые или фиалковые.

Попытки авторов отойти от шаблона красивости героев не всегда удачны. В романе Мэри Бэлоу «Невеста лорда Кэрью» автор придумала своему герою настолько серенькую внешность (плюс обязательная хромота и покалеченная рука), что даже обидно за героя – за что его так?

В романе Элизабет Бэйли «Таинственный граф» у бедняжки-героини родимое пятно на всю грудь, а также одна нога короче другой. Но красавец-герой по законам жанра все равно влюбляется.

 

Шаблоны характера

Авторы ЛР очень любят шаблон, который я классифицирую как «ослиное упрямство», причем чаще всего им наделяют именно героинь. Дамочка сопротивляется всему – попыткам героя ее спасти или хоть просто помочь (Лиза Клейпас «Моя до полуночи», Анита Миллз «Опасная игра»). Здравый смысл и инстинкт самосохранения у таких героинь отсутствуют напрочь!

Очень часто средневековая девица ведет себя как наша современница, причем весьма безбашенная. Скачет на коне, размахивая мечами и кинжалами, прыгает в постель к главному герою (Сара Маккериган «Награда рыцаря»). Понятно, что тихие и забитые средневековые девушки не прокатят на страницах романов, но и чувство меры должно присутствовать.

Либо героиня бывает действительно сама скромность и невинность, но как ни странно, не в средневековых романах, а в регентских (Регентство – первая треть 19-го века). Причем такие героини настолько дремучие в вопросах интима, ну просто до идиотизма! (Джудит Макнот «Раз и навсегда»)

Герои романов либо повесы/распутники/обольстители, либо туповатые и циничные грубияны. Причем, совсем по Фрейду, таковыми они стали из-за тяжелого детства или из-за трагедии в личной жизни. Мужику за 30, а бедняжка-героиня должна с ним нянчиться, проливать бальзам на его израненную душу, а он будет упиваться своими несчастьями и всячески ее отталкивать (Рут Оуэн «Дочь игрока»).

Или герой, по уши влюбленный в героиню, считает, что он ее недостоин, и всячески занимается самобичеванием (Дина Маккол «Запретная страсть», Элизабет Стюарт «Великодушные враги»).

 

Шаблоны ситуаций

Ох как же я не выношу очень распространенную ситуацию, когда героиня-истеричка ненавидит и оскорбляет героя, вариант – оба друг друга ненавидят (Джудит Макнот «Королевство грез»). При этом герой начинает постепенно восхищаться героиней – какая она храбрая, в итоге – неземная любофф, а у меня вопрос – откуда она взялась?

Самый затасканный шаблон средневековых романов - вынужденный брак по приказу короля. Однако, он же и самый выигрышный. В процессе «притирки» героев друг к другу чего только с ними не происходит!

Героиня часто бывает народным целителем, но из-за этого у нее только прибавляется проблем (Элизабет Лоуэлл «Неукрощенная»).

А как вам наличие такой героини как куртизанка-девственница или вдова-девственница (Джулиана Гарнетт «Клятва рыцаря»)? Когда у автора туго с фантазией, то хотя бы такие идиотские ситуации как-то подталкивают повествование.

Бывает, что герои расстаются и встречаются через много лет. Или герой вдруг вспомнил, что у него есть жена (Сильвия Дэй «Муж-незнакомец»), или захотел отомстить за что-то героине (Шерри Томас «Идеальная пара»).

Еще один шаблон, который я не терплю и нещадно троллю: героиня вкалывает на героя по хозяйству, но жениться он не хочет (вариант – она жена, но он любить её не хочет). Бедняжка надрывается на кухне, в поле, ну и в постели ее используют, но ни в грош не ставят (Мэри Спенсер «Поверь в любовь», Линда Миллер «Любовь на плахе», Кэтрин Сатклифф «Жар мечты»). А эта овца все ему прощает.

Очень распространенный шаблон – побеги героини (от мужа, от нежеланного брака), и конечно же, по самым идиотским причинам (Элизабет Эллиот «Рыцарь»).

Не могу обойти вниманием такую пикантную ситуацию, как бурный оргазм героини в момент потери девственности, ибо этот шаблон присутствует в 99,9% романов. Физиология у героинь ЛР явно отличается от обычных женщин. И здоровье у них железное: бывает, что беременная героиня долго скачет на лошади, и хоть бы что.

 У современных американских авторов появился новый типаж героинь – 27-32-летние девственницы (Сандра Браун «Мужские капризы», Сьюзен Филлипс «Мое непослушное сердце»). Америка устала от сексуальной революции и вспомнила о патриархальных ценностях?

Иногда авторы любят громоздить непреодолимые препятствия между героями, и сами себя загоняют в тупик, не зная, как же выбраться из этой ситуации. Для этого существует простое решение – попросту прикончить лишних персонажей (Пенелопа Уильямсон «Под голубой луной»).

Но самая жесть – это насилие над героиней или же над героем (Джоанна Линдсей «Узник моего желания»). Вы хэппи-энд представляете после этого? А он есть!

Авторы ЛР тяготеют к сериям (Ханна Хауэлл, Мэри Бэлоу, Лиза Клейпас). Скажем, придумывается семья из 4-5-6 братьев и сестер, и каждый награждается душещипательной любовной историей. А что, очень удобно, не надо придумывать второстепенных персонажей, ведь главные герои одной книги становятся второстепенными героями другой. У той же Лизы Клейпас есть еще одна серия про 4-х подруг. Сьюзен Филлипс придумала целую футбольную команду, и наградила несколько спортивных и околоспортивных персонажей ну ооочень своеобразными девицами.

Пиратская (и вообще морская) тематика – отдельный разговор. Во-первых, рассуждения о снастях и такелаже явно за гранью понимания авторов (Джулия Гарвуд «Дар»). Во-вторых, поскольку жизненное пространство героев ограничивается каютой, а героиня к тому же изнывает от безделья, то все сводится к банальной постели (Кэтрин Коултер «Объятия дьявола»).

 

Но вот наше блюдо готово. Каким же оно будет? Ведь вкусы у всех разные.

 

Для любителей погорячее – Бертрис Смолл и Розмари Роджерс. А Робин Шоун – это просто пособие по камасутре при отсутствии сюжета как такового.

Для любителей сладенького (с обязательным десертом под названием «розовые сопли») – Лиза Клейпас и Мэри Бэлоу. Там герцоги влюбляются в простолюдинок, а чопорные англичане – в безбашенных американок.

Для желающих почитать наивные  сказки - Ханна Хауэлл. Если бы не интимные сцены – вполне можно было бы читать на ночь детям.

Для желающих урыдаться над супер-трагической судьбой главного героя (обычно тупого и циничного хама) – Джудит Макнот. Не волнуйтесь, тупой хам под руководством героини быстро превратится в ручного котенка.

Для любителей мистики – Шеррилин Кеньон, Кресли Коул и Карен Монинг. Страсти там кипят нешуточные, но временами тяжело рассортировать расы мистических существ.

Для тех, кто не любит мексиканские страсти, а предпочитает спокойное повествование, подойдут средневековые и регентские серии Джулии Гарвуд и Джоанны Линдсей (но с Линдсей всё же осторожней, встречается и жесть жестокая).

Для любителей веселых приключений оболтусов-миллионеров – Сандра Мэй.

Для «странных» читательниц, которые хотят увидеть спокойных разумных героев, не испытывающих дурацкой ненависти друг к другу, есть прекрасный автор – Джейн Энн Кренц (она же Аманда Квик). Уже завязав с «чистыми» ЛР, я иногда возвращаюсь к этому автору, когда посетит желание почитать что-нибудь «про любофф».

 

Лирическое отступление:

И я ещё считала, что слишком уж злобно прошлась по жанру ЛР!

А вот почитайте-ка это:

Как написать любовный роман по канонам жанра

Ухохоталась и подписываюсь под каждым словом, несмотря на ненормативную лексику.

 

А сейчас – о высшем пилотаже в море любовных романов. Есть, есть такие авторы, которые пишут качественные книги, предварительно тщательно изучив изображаемую эпоху. Лав стори имеется (как же без неё), но она идёт приятным бонусом. Главное же – правдивое описание исторических событий, нравов и обычаев.

Вот, например, тот самый автор, который «заразил» меня Шотландией – Диана Гэблдон и ее серия «Outlander». Произведения Гэблдон выходят далеко за рамки термина «любовный роман». Исторический фон прописан подробнейшим образом; именно здесь я узнала о Красавчике принце Чарли, Каллоденской битве и якобитах. Начинается книга как любовно-фантастический роман. Главная героиня проходит сквозь кольцо мегалитов и оказывается в 18 веке. Но это и вся фантастика. Дальше – суровая правда жизни. Множество персонажей нарисованы такими правдоподобными, что слезы прошибают, когда они погибают. Изображена обстановка в Шотландии 18-го века: война за независимость, интриги и предательства; но также взаимовыручка, дружба и любовь.

Элизабет Чедвик – автор великолепных исторических книг. Если её ранние романы больше похожи на ЛР (но в правдоподобном историческом антураже), то более поздние («Зимняя мантия», серия «Вильгельм Маршал») – бесподобные истории из английского средневековья. Никаких слюней и соплей, а суровая реальность средневековья с грязью, кровью и потом. Правдоподобная обстановка и психология людей того времени (по крайней мере, полностью совпадает с моим представлением о средневековье).

Не нравится зарубежка? Хотите почитать, как жили наши далёкие предки? Для вас – жанр славянского фэнтези (и не менее интересного – скандинавского). Королевами этого жанра я считаю Марию Семенову и Елизавету Дворецкую. При чтении книг этих авторов невольно закрадывается мысль, что именно так жили древние славяне и скандинавы, настолько полно происходит погружение в эпоху. Плюс к этому, Мария Семенова так стилизует язык под древнеславянский, что ещё какое-то время думаешь на этом языке.

А если уж вам и женское фэнтези не нравится, то есть и мужское с типичными атрибутами (побоища, кровь-кишки наружу). Юрий Никитин мастер на такие описания. Однако и у него есть один роман, который можно отнести к любовным в антураже славянского фэнтези – «Ингвар и Ольха».

 

Резюмируя всю вышеизложенную писанину, хочется сказать:

В огромном море любовных, любовно-исторических и фэнтезийных книг есть произведения на любой вкус – от «отдохнуть вечерок» до «узнать много нового».

 

Приятного аппетита чтения!

 

Приложение

 

Типичный рецепт ЛФР на примере книги Дарьи Кузнецовой "Абордажная доля"

1. Герой – 1 штука, подвид – мутантус бруталус. Нашпигуем черепушку микрочипами, а тушку вымочим в генномодифицированном бульоне.

2. Героиня – 1 штука, подвид – ромашкус нецелованус. Смешаем в равных пропорциях наивность, робость и доверчивость, нафаршируем.

3. Мелко нашинкуем команду звездолёта, посыплем перчиком из пиратов (подвид – дубинус ужастус), взболтаем.

4. Поместим в соус героя с героиней, прокрутим через мясорубку опасностей, зальём сиропом нежной заботы и горячей благодарности, процедим.

5. Посыплем стандартной лыровской приправой из трагического прошлого героя и кошмаров в снах при отсутствии героини под боком.

6. Разделим составляющие. Героиню потомим в соусе отчаяния, затем быстро соединим с размякшим героем, повторно зальём сиропом сладких признаний.

7. Капнем одну каплю родительского недовольства и добавим молодую поросль.



Комментарии: Автор данного блога Allegra разрешил добавление комментариев только пользователям со званием не ниже Леди/Man.

Всего отзывов: 20 в т.ч. с оценками: 8 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Allegra [16.03.2015 13:19] Allegra
Эх, никик не дойдут руки отредактировать. За прошедшие годы я обнаружила несколько прекрасных авторов, надо их добавить. Это же такая редкость - адекватные авторы женских романов )))

Allegra [09.01.2016 13:26] Allegra
Отредактировано, дополнено.

Tannit [14.03.2017 00:35] Tannit
Чудесно!
Спасибо за труд. Статья глубоко аналитическая.
Полностью согласна с замечаниями, но все равно люблю ИЛР, со всеми их несуразностями, наивностью и сказочностью.
Просто начиная читать любовный роман, надо принимать условия игры его создателя. И обложки обожаю с оголенными, в разной степени, красавцами , несмотря на то, что это китч, потому что это фишка жанра.
Семенову только первую книгу прочитала, остальные не осилила. Но она, безусловно, классик жанра. Очень своевременно "Волкодав" был написан, на пике интереса к фольк-фэнтези народных масс, еще не охладевших к чтению.

Allegra [14.03.2017 07:03] Allegra
Tannit писал(а):
но все равно люблю ИЛР, со всеми их несуразностями, наивностью и сказочностью.

Да все мы их любим (и я в том числе, несмотря на бурчаье), только любимые авторы у всех разные.
Tannit писал(а):
Семенову только первую книгу прочитала, остальные не осилила.

А вот "Волкодава" я как раз и не читала, никак не соберусь с духом взяться за серию. Но "Валькирия" и "Викинги" - это любимое до слёз.

uljascha [10.08.2019 01:48] uljascha 5 5
Хорошая статья, над обложками похохотала и про первую ночь - этим и в СТ грешат. Жаль, качественных ИЛР на русской ниве практически нет, или это очень развесистая клюква.

Allegra [10.08.2019 09:39] Allegra
Шаблоны рулят, и ничего с этим не сделаешь, как ни высмеивай их. Поэтому я уже давно перестала читать чистые ЛР, переключилась на фэнтези. Правда, и там их не меньше.

Нефер Митанни [10.08.2019 14:25] Нефер Митанни 5 5
Отличная статья!
Огромное за неё спасибо!
Я согласна с мнением автора.
"Некоторые читатели причисляют к любовным романам все произведения с любовной линией: и «Птичку певчую», и «Унесенные ветром», и «Анжелику», и «Джен Эйр».

Для себя я разделила так: «романы о любви» - это всё выше перечисленное, т.е. романы о жизни, но с любовной линией. Вот только «Джен Эйр» я бы отнесла к классическим произведениям, никакая Анжелика этому роману и в подметки не годится. «Унесенные ветром» - также сложное многоплановое произведение, как бы я не относилась к главной героине". Готова вам аплодировать за эти слова!
Меня бесит, когда в числе ЛР называют "Джейн Эйр", "Унесённые ветром" и "Поющие в терновнике". И вот я никак не могу понять, почему это происходит. Ведь ясно же, что эти книги отличаются от этого жанра, как небо от земли! Это действительно глубокие и многоплановые произведения, где любовная история - лишь способ сказать об очень важных вещах.
И да, несмотря на все эти шаблоны, я обожаю жанр ЛР какие-то авторы нравятся больше, какие-то меньше, но люблю и очень этому рада Потому что убери эти книги из моей жизни, и станет как-то скучнее. Наверное, это как вернуться в детство, где можно было поиграть в принцессу.

Allegra [10.08.2019 15:37] Allegra
Нефер Митанни писал(а):
Меня бесит, когда в числе ЛР называют "Джейн Эйр", "Унесённые ветром" и "Поющие в терновнике". И вот я никак не могу понять, почему это происходит.


А я так и вижу скучных дяденек из какой-нибудь редколлегии, которых плющит от понятия "любовная линия", и которые все книги с этой линией записывают в любовные романы. Эдак можно и "Анну Каренину" причислить к ЛР. А что - любовная линия есть, трагедия есть и - о боже! - измена тоже есть.

Нефер Митанни писал(а):
И да, несмотря на все эти шаблоны, я обожаю жанр ЛР какие-то авторы нравятся больше, какие-то меньше, но люблю и очень этому рада


И я с умилением помню самые любимые ЛР, которые в своё время чуть не довели до слёз. Причём, прекрасно понимаю все несуразности и шаблоны их сюжетов. Но то, что когда-то тронуло душу, не забывается, вопреки логике.

Нефер Митанни [10.08.2019 15:48] Нефер Митанни
Allegra писал(а):
Эдак можно и "Анну Каренину" причислить к ЛР. А что - любовная линия есть, трагедия есть и - о боже! - измена тоже есть.


Кстати, я встречала такое на каком-то сайте - в списке ЛР - "Анна Каренина"

Allegra [10.08.2019 15:55] Allegra
Нефер Митанни писал(а):
Кстати, я встречала такое на каком-то сайте - в списке ЛР - "Анна Каренина"


Да уж... идиотизм безграничен.
"Есть только две бесконечные вещи: вселенная и человеческая глупость. Впрочем, насчёт вселенной я не уверен." (Эйнштейн)

  Еще комментарии:   « 1 2

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Dara Altmayer: О читательском восприятии Нефер Митанни: Моя графика по текстам других авторов Багира: Безумный день, или Женится надо на сироте. Настёна СПб : Выгрызать врагов и выметать измену

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение