Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Любовь моя – ШотландияСоздан: 18.02.2013Статей: 97Автор: AllegraПодписатьсяw

Белтайн - весёлый костёр

Обновлено: 01.05.14 11:41 Убрать стили оформления

 

 Beltaine весёлый костёр, начало лета 1 мая

 

 

Значение праздника

 

Среди всех кельтских праздников, ведущих свою историю из глубины столетий, есть два величайших. Это Самайн - начало зимы и Белтайн - начало лета. Период от Белтайна до Самайна назывался an ghiran mor, «большое солнце», а период от Самайна до Белтайна - an ghiran beag, «малое солнце».

 

Оба праздника указывают на торжество света над темнотой, положительного над негативным и жизни над смертью. Они одинаковы по значению, но различны по наполнению. Торжество весеннего обновления природы, ее полный расцвет определяют эмоциональную окрашенность Белтайна. Праздник отмечает возвращение жизни, страсти и надежды на совершенство. В этот день люди празднуют плодородие земли и людей. Это праздник костров, привлекающих небесное благословение. Он знаменует собой возрождение растраченных жизненных сил, утраченных надежд и страстных желаний.

 

Белтайн знаменует конец темной половины года, начало светлой, открытие пастбищного сезона. У ирландцев Белтайн был еще и началом нового года (у галлов и бриттов начало года связано с Самайном).

 

Белтайн - половина пути между Весенним Равноденствием и Летним Солнцестоянием, возвещал приход лета и должен был умиротворить богов, чтобы они сохранили хорошую погоду и хороший урожай. Наряду с Самайном - это день, когда двери «Другого Мира» открывались и что-нибудь могло случиться.

 

Для скотоводов-кельтов даты Самайна (1 ноября) и Белтайна (1 мая) были связаны с важнейшими вехами скотоводческого календаря — выгоном скота на летние пастбища в первые числа мая и возвращение его в стойла на зимний период — к 1 ноября.

 

Белтайн («Огонь бога Беля») был связан с возжиганием жертвенного огня и соответствующими подношениями великому богу Солнца - Светлому Дагде. Изначально этот праздник приходился на полнолуние второго месяца после весеннего равноденствия (приблизительно 7-9 мая).

 

Ирландский писатель 17-го века Джеффри Китинг так описывает Белтайн: «Ассамблея проводилась в день 1 Мая, где существовал обычай обмениваться товарами, изделиями и драгоценностями. Также они приносили жертвоприношения своему главному богу, которому поклонялись, последнего звали Бель и именно здесь зародился обычай зажигать два огня в честь Беля в каждой части Ирландии, и проводить самых слабых животных между огнями с целью предохранения их от заразы в течение года, и именно от этого огня, который разводился в честь Беля, имя Bealltaine было дано благородному собранию: Bealtaine, т.е. Beiltene или огонь Беля (no teine Bheil)».

 

Королевские собрание

 

Холм, на котором, возможно, находилось легендарное святилище Бела и происходило королевское «Великое собрание» на Белтайн, называется Usnech (Ушнех).

Джеффри Китинг писал: «Туатал Техмар (традиционно считается победителем четырех главных королевств и королем, утвердившим их подчинение Таре) взял от каждого королевства по наделу земли, из которых была составлена Миде, как резиденция его наследников - верховных королей Ирландии. На той доле, которую он урезал у Коннахтов, он построил крепость Ушнех, где обычно собирались мужи Ирландии, собрание называлось Mordhail Uisnigh... и проводилось на 1 мая».

В тексте «Табу королей Ирландии» сказано, что «за свое место в Ушнехе каждый король должен нести выкуп: золотой браслет воина, который носил на руке правитель каждой части Ирландии».

Король Коннахта получает дары от этого собрания. «Коня со сбруей впридачу должны были давать те, кто приезжал на праздник в качестве платы королю Коннахта».

После собрания здесь происходит большая ярмарка: на ней можно было купить и обменять все, что угодно, от съестного до драгоценностей. Заканчивалось все традиционными пиршествами и народными гуляньями, а также устраивались турниры стрельбы из лука и танцы с мечами.

 

Огни Белтайна

 

Название праздника Белтайн переводится с кельтского как «огонь бога света Беля» или просто «яркий огонь».

Обряды Белтайна и Самайна имели большое сходство между собой, обрядовыми действиями люди стремились обеспечить благополучие своей семьи, всей общины, сохранить основу их благосостояния — скот и посевы. Как и на Самайн, центральным ритуалом праздника Белтайн было разжигание больших костров на вершинах гор или расположенных вблизи селения высоких холмов.

 

Вот как описывался этот ритуал в средневековых источниках:

В течение нескольких дней перед 1 мая жители общины собирали топливо для костров Белтайна. Только определенные породы деревьев можно было класть в священный огонь. На вершине горы готовили место и топливо для двух костров, а вокруг обоих костров рыли круглый ров, достаточно просторный, чтобы вместить всех собравшихся.

В канун Белтайна во всех домах селения гасили огни. Задолго до рассвета жители выходили из домов и начинали подниматься вверх, по склону, гоня перед собой весь свой домашний скот. Процессию возглавляли друиды, облаченные в белые плащи. Достигнув подготовленного для костра места, все становились в ров вокруг костра и молча ждали рассвета. Когда восток начинал алеть, особо уважаемые в селении люди добывали огонь для костра (путем трения друг о друга двух сухих кусков дерева).

 

Огонь разжигался следующим образом: 9 мужчин выворачивали карманы, чтобы убедиться в том, что ни у кого из присутствующих нет какого бы то ни было железного предмета. Разжигателям костров запрещалось иметь с собой железные предметы. «Примитивный огонь» - чары его должны были уничтожать болезни и отогнать злые силы...

 

Костер зажигался с появлением первых лучей солнца. Пели торжественный гимн солнцу, после чего собравшиеся трижды обходили по рву костер, три раза также прогоняли через огонь скотину (по узкому проходу между кострами), с зажженными факелами в руках обходили животных, вокруг своих земельных участков и домов. Этими же факелами зажигали и новый огонь в очаге.

 

Нельзя было разжигать огонь в своих домах, пока его не выкупали у друидов Беля. Из Ушнеха бегуны доставляли огонь в другие пятины Ирландии. Каждая семья должна получить головешку от священного огня, чтобы разжечь домашний очаг.

Но те, кто арендовал землю и не мог заплатить текущие долги, был виновен в краже или подлых злодеяниях, или за ним было известно совершение определенных преступлений против доброй морали, лишались этой привилегии.

 

У всех кельтских народов наблюдаются сходные ритуалы, связанные с разжиганием огня, изготовлением вручную хлеба и жребием. Повсюду соблюдалось и требование к одеянию - на себе можно было иметь только одежду природного происхождения. Разжигателям огня запрещалось иметь при себе железо, обувь, украшения, выделанную кожу. Требовалось так же воздержание в еде. Огонь можно было добывать только "чистым" способом, т.е. высеченный щепками или камнем.

 

Ритуалы несколько различались в разных кельтских странах.

Так в Шотландии огонь разводили семь молодых мужчин, которые готовили глубокую яму для костра, затем шли в семь разных сторон и должны были принести деревья или ветки семи разных пород. Эти ветки складывались высоким шалашом. Огонь разжигался вручную, путем высечения искры из камня.

В Уэльсе огонь разжигали девять мужчин, обязанные принести хворост девяти различных деревьев. Место огораживалось кругом, а ветки устанавливались крест-накрест. Искра высекалась двумя дубовыми щепками.

 

Обычай всеобщего гашения огня в поздние времена уже не соблюдался, однако каждая семья старалась получить головешку или уголек от большого праздничного костра для своего очага.

 

Очищение огнем и жертвоприношения

В Белтайн выпускали из хлевов скотину, чтобы она, наконец, отведала свежей весенней травы. Стада и отары прогоняли между двух огней, чтобы очистить их от любых болезней, которые могли развиться за время долгого заточения. Овцу (или барана) приносили в жертву на поле с целью обеспечить себе и остальным удачу в течение надвигающегося года. Раньше жертву сжигали целиком, а теперь съедают.

Жертвоприношения преследовали три цели: увеличение плодородия, защита от злых сил и поддержание мироустройства.

 

Бескровные жертвы. Древний ритуал требовал изготовления так называемого первомайского пирога. Замешивали лепешку из овса, без использования посуды, на руках. Пекли хлеб на огне, уложив тесто на камень. Готовый хлеб нельзя было класть ни в посуду, ни на стол, он должен был все время оставаться на руках. Если его положить в другое место, то он будет просто обыкновенной лепешкой. Этот обычай объясняют верой, что любой искусственный предмет может оттянуть священную силу огня и первой пищи.

Разделяли лепешку на столько частей, сколько можно. Одну из таких частей размалевывали углем, пока она не становилась совершенно черной. Эта часть называлась Cailleach beal-teine (первомайская старуха). Каждый из присутствующих вслепую выбирал себе долю. Кто вытягивал черный кусок, считался «посвященным», и должен был быть принесен в жертву.

Разыгрывалось целое представление, как одна сторона бросала в огонь того человека, которому выпал этот незавидный жребий, но благодаря вмешательству другой он оказывался спасен. Считалось, что год будет плодородным, если жертвоприношение будет осуществлено, хотя теперь «посвященного» просто заставляют прыгать 3 раза через пламя.

 

Кровавые жертвы. В день Белтайна в жертву Белю приносили по первенцу от каждого рода. Жертвы сжигали на огне Беля. В саге «Сватовство к Эммер» говорится: «Отдавали новорожденных всех животных во владения Белю». Описанный Тацитом ритуал сжигания плетеного чучела, наполненного людьми, тоже происходил в Белтайн.

В более поздний период, когда произошла замена человеческих жертвоприношений различными ритуалами, «жертву» определяли с помощью жребия. Тот, кому выпадал жребий (кусок в золе), в глазах общины считался принесенным в жертву, в течение года с ним никто не разговаривал, он считался «мертвым» (обычай графства Перт, Шотландия).

Еще в начале двадцатого века встречались жертвоприношения животного (овцу, ягненка), сжигаемого живьем на костре. Они зафиксированы в Шотландии, на островах Мэн и Льюис.

 

Майское дерево

 

Для упрочнения связи между оплодотворяющим Небом - «верх» - и оплодотворяемой Землей - «низ» - использовался символ Мирового Древа.

Наиболее традиционное Майское дерево - ель, у которой срублены все ветви, кроме самых верхних. Как правило, Майское дерево срубали молодые мужчины села накануне первого дня мая и устанавливали на сельской площади; в Майский день вокруг этого дерева устраивались танцы. Затем, когда Майское дерево воздвигнуто, зажигают огни Белтайна и начинают празднование.

 

Длинные белые и красные ленты, привязанные к вершине столба, развевались на весеннем ветру, танцующие брали их и заплетали вокруг столба под звуки веселой музыки, погремушек и барабанов. Красные ленты вплетались по часовой стрелке, а белые - против часовой стрелки; таким образом участники празднества вплетали стабильность и процветание в свою личную жизнь в предстоящие летние месяцы. Когда оставалось вплести последние несколько футов ленты, танцующие начинали двигаться против часовой стрелки, скрепляя пожелание роста и благополучия.

Священное бракосочетание могло символически обозначаться и таким способом: на верхушку Майского дерева надевали венок из цветов. По мере того как ленты натягивались и обвивали дерево, венок медленно опускался, так что дерево - символ повелителя - медленно проходило сквозь цветочный венок - символ повелительницы.

 

В Шотландии майским деревом служил ясень. Его ветками украшали дом; юноши водили хороводы вокруг костров с ветками ясеня в руках, украшенными побегами вереска... По поверьям ясень защищал от колдовства, его ветки укрепляли над входом в жилище и хлев. Иногда это была одна ветка ясеня, покрытая зарубками. Существует известная поговорка: «Ясень в закромах, ведьмы - вон».

В Уэльсе майское дерево изготовляли из шеста и веток дуба и устанавливали его на вершине холма или самом высоком месте. Там же делалась насыпь или возвышение для барда, вокруг которого шло празднество.

 

Майский Король и Королева. Браки зеленого леса

 

Раньше на Белтайн был обычай выбирать Королеву Мая в этот день. Ею обычно назначалась самая красивая девушка селения.

Для Майской Королевы выбирали Майского Короля, он символизировал древнего бога диких лесов. Майским Королем выбирался победитель ритуальных состязаний, которыми могли быть кулачные бои, бег, охота, скачки.

 Король и Королева наряжались в зелень, цветы и ветки. Далее праздновалась символическая Майская Свадьба, на которой Майская Королева олицетворяла природу или богиню плодородия, а Майский Король - правящий природный дух.

Их ввозили в деревню в повозке, украшенной цветами, как божественную пару, чей союз символизировал свадьбу Земли и Солнца. Они были единственными, кто мог носить зеленую одежду в этот день, в честь дружбы людей с феями и эльфами. Носить зеленое или красную шапочку обычным людям в этот день нельзя, иначе маленький народец прогневается (ведь такую одежку носят они сами). В этот день народ фейри появляется между людей, и именно к этому дню относятся рассказы о волшебных возлюбленных, исчезающих внезапно и не по-человечески.

 

Бракосочетание майских персонажей имитировало соединение духа растительности с весной. Древние люди персонифицировали силы растительного мира в виде существ мужского и женского пола. По их мнению, растения воспроизводились путем соединения полов, а брак мужчины и женщины способствует этому воспроизведению. Это был магический акт, призванный помочь природе, заставить поля плодоносить, деревья расти. Половые акты, которыми эти ритуалы сопровождались, были не следствием распущенности, а необходимой составляющей этого ритуала.

 

Этот явный эротический код возводится к культу богини Земли и Плодородия, оплодотворению которой способствовал ритуал. Очевидно, в более древней форме этого празднества присутствовал и третий персонаж - старый Майский Король, который олицетворял некое природное божество, приносимое в жертву. В плане календарного кода это означает «смерть» старого года и «рождение» нового. В средневековых мистериях эта жертва приносилась символически, исполняющего эту роль купали в воде, заставляли прыгать через костер и т.д. Иногда им становился худший участник состязаний за звание Майского Короля или победитель прошлого года.

 

Белтайн и последующие дни и ночи были временем любовных игр и внебрачных связей. По обычаю в канун этого праздника большие группы молодежи обоего пола уходили вечером в лес и проводили всю ночь за играми, возвращаясь лишь наутро, с ворохом цветов и веток березы и других деревьев.

Говорят, что браки, заключенные в мае, длятся всего одно лето, что согласуется с ирландскими законами, в которых Белтайн именуется обычным временем разводов. В связи с таким пониманием Белтайна существовало поверье, что не к добру играть свадьбу в мае и надевать на свадьбу зеленое.

 

В любовных стихах, исполнявшихся, в частности, на Белтайн, нередко встречается упоминание о березе как символе любви. Так называемые «шалаши любви» принято было устраивать под березой или в березовой роще, венки из березовых ветвей дарили в знак любви, а майские шесты иногда тоже делали из ствола березы.

 

Каждый мог заниматься любовью

С милой своей, не чувствуя вины.

Когда май строил дома из листьев,

И никто не входил в те дома под деревьями,

Кроме двух влюбленных.

 

А вот в других источниках утверждается, что этот день был самым благоприятным для совершения брака, т.к. Белтайн - время духовного роста и физического совершенства, а также баланса естественных и сверхъестественных сил. Так как Белтайн считался праздником наивысшей человеческой сексуальности и плодородия, то во время его заключались так называемые greenwоod браки, которые были запрещены и преследовались с 1644 года. После этого «браки зеленого леса» заменила христианская форма брака, более формальная по своей природе.

 

Феи, чары и заклинания

 

Как и другие кельтские праздники, Белтайн - это «разлом» во времени и пространстве, это время, когда потусторонний мир соприкасается с миром людей, равно как и на Самайн.

Считалось, что в это время настежь открыты двери в Иной мир, и тем, кто встанет рано утром, нередко достаются дары сидов. В полдень и в полночь, равно как на восходе и на закате, завеса между этим и незримым миром становилась особенно тонкой.

 

Существует легенда, согласно которой в ночь на Белтайн, когда завеса между мирами очень тонкая, Королева Фей выходит на прогулку на своем белоснежном коне и заманивает людей с собой, в страну Фей. Если сидеть под деревом в эту ночь, то можно ее увидеть или услышать звон колокольчика ее коня. Если закрыть глаза, то она проскачет мимо, а если посмотреть на нее, то она может выбрать этого человека.

 

Принесите в жертву сладости для духов и фей. Попросите их присоединиться к вашему торжеству, показать свои обычаи, поделиться своими знаниями и мудростью, научить искусству целительства, гадания и тайных ритуалов. Но отнеситесь к ним с уважением, дайте им знать, что их помнят, и что не все люди разрушают природу и мешают их существованию.

 

Вот один из обрядов: в канун Майского дня собирают листья бузины и вешают их над дверью, приговаривая:

 

Бузина над дверью –

Счастье на порог.

 

Хотя этот амулет служил для защиты от фей, бузина - это дерево, к которому феи благосклонны, и оно привлекает их благословение и защиту.

 

На Белтайн особую силу обретают чары и заклинания. Именно в этот день можно было призвать сидов. В этот день феи могут нанести человеку вред, а ведьмы безнаказанно украсть молодняк и будущий урожай, поэтому нужно принять действенные меры, чтобы отвести беду. Разрешено следить за тем, чтобы колдуны не украли молоко и не зачерпнули воды из колодца на заре Майского дня.

 

Ветки рябины, укрепленные над входом в дом и хлев, отгонят колдунов и фей.

 

Ритуалы и народные поверья

 

Нельзя на 1 мая никому давать в долг и отдавать свое имущество.

 

Если кто-нибудь придет попросить посуду на Белтайн для приготовления праздничных блюд, ни под каким видом нельзя ему ничего давать, ибо это будет использовано для вынесения из дома дающего будущей прибыли. Считалось большим несчастьем поделиться молоком или еще какой-либо пищей на Белтайн.

 

Никому не следовало выносить огонь или воду из дому.

 

Огнем в этот день не делились. Он давал тому, кто его занимал, силу отобрать молоко у коров заимодавца.

 

В Белтайн возрастает целебная сила боярышника, клевера, ландыша. Ветки деревьев, зелень, первые цветы несут в себе магическую силу плодородия. Ими украшали жилище. Во многих странах люди надевают на головы венки, в Ирландии - из рябины и болотной калужницы.

 

Нельзя рвать боярышник в этот день, иначе накликаешь беду или потеряешь любовь. А в некоторых странах наоборот, боярышником украшают вход в дом. Например, в Корнуолле двери и крыльцо украшали ветками сикомора и боярышника.

 

Роса, выпавшая в ночь на 1 мая, считается благотворной, по ней полезно ходить босиком и использовать для умывания. Считалось, что если под утро девица умоет свое личико в майской росе, она целый год будет хранить ее юную красоту.

 

Еще в этот день прыгали через костры для удачи и очищения.

 

Яйцо, воплощающее в себе идею плодородия, занимало особое место в земледельческой обрядности. Его клали под колеса плуга, зарывали в центре пашни, пахарь должен был съесть яйцо перед первой распашкой поля. Яйцо служило ритуальным символом и обязательно присутствовало в ритуальной трапезе. Сейчас обычаи обмениваться крашеными яйцами, изготовлять ритуальный хлеб и другую еду отошли к Пасхе.

 

Принято посыпать пороги и подоконники лепестками и листьями примулы для защиты от жителей Сида.

 

Этот праздник желательно отметить в лесу или под сенью зеленого дерева. Если не получается, то поставьте в комнате живое деревце – лучше в горшке или кадке – любой породы.

 

Можно изготовить некий маленький знак или подвеску в подарок Богу и Богине ко дню их свадьбы, чтобы украсить им дерево. При желании подобных праздничных амулетов можно сделать несколько. Это могут быть маленькие мешочки с душистыми соцветиями, нитки бус, резные сувениры, цветочные гирлянды – все, что подскажет ваша фантазия и на что хватит умения.

 

Вязание и плетение макраме – обычные занятия в этот период года, так как соединение вместе двух начал с образованием чего-то нового, третьего, как раз и составляет дух Белтайна.

 

Перед празднованием было бы неплохо принять ванну, очищающую, во всех смыслах, с травками, цветами, свечами вокруг и благовониями. Тем более, что, в большинстве своем, Белтайн празднуют ночью.

 

Романтические чувства и ухаживание играют важную роль в праздновании Белтайна, поскольку в эти дни люди становятся воплощением высшей любви между властелином и владычицей. Белтайн не такой серьезный и торжественный, как Самайн; он славится своим весельем, песнями и плясками.

 

Раньше девушки прыгали через костер, чтобы получить хороших мужей, беременные женщины переступали через угасающий костер для легких родов. Когда костер догорал, угли разбрасывали среди посевов, чтобы защитить их. Каждая семья уносила домой огонь, зажженный от главного костра, чтобы растопить им камин.

 

Вальпургиева ночь

 

Хотя Белтайн не был специально привязан ни к одному из христианских праздников, он близок к Пасхе и совпадет с днем святой Вальпургии.

Еще в раннем средневековье германцы называли эту ночь Вальпургиевой в честь святой Вальпургии, уимбурнской монахини (Англия), основавшей новый монастырь в Германии в 748 году. Считалось, что в эту ночь разгул нечистой силы достигал апогея. В позднем средневековье этот праздник сопровождался обрядами «изгнания ведьм».

 

В эту ночь происходит знаменитый ведьминский шабаш на горе Броккен и в других столь же замечательных местах, где ведьмы и колдуны собираются в обществе всякой нечисти, пляшут, жгут костры перед своим Повелителем.

 

Источники:

1,   2,   3,   4,   5,

 

 

 

 

 

 

 

На увитые зеленью нежной молодой листвы лесные поляны и сверкающие жемчугом цветущего боярышника берега рек, в лентах и бусах, танцуя в свете вечерних костров, спускается сияющий солнечный бог Беленос. Рука об руку с ним идет его майская невеста — богиня рек Белесама. Со смехом и песнями войдут они в шальной майский хоровод, и закружит их радостный кельтский праздник весны и тепла, праздник новой жизни и чувственной любви — Белтане.

 

Не за горами начало летних полевых работ и земля уже подарила своим трудолюбивым жителям первые весенние всходы. Вслед за стадами овец уйдут на все лето на верхние пастбища молодые девушки и одинокие женщины. А пока — еще не разъединенные семьи празднуют приход светлой половины года, один из двух величайших сакральных праздников кельтского друидского календаря, день начала лета.

 

Само имя Майского Короля Белена означает «сияющий, белый» и праздник его — огненный фестиваль Белтане — зовется «огнем Беля» или «сияющим огнем». На закате солнца в канун Белтане собираются друиды на  холме Ушнех, что в центре земли Ирландской, чтобы торжественно разжечь два священных костра, посвященных Белену — огни возрожденного весеннего солнца, в которых сгорает последний холод зимы и все темное, злое и разрушительное, что сопутствовало периоду смерти природы, длившемуся от Самайна до Белтане. Вслед за ними запылают костры на холмах во всех уголках Ирландии и от их благословенного пламени станут зажигать потушенные очаги в домах, словно принося вместе с ними новую молодую жизнь на смену старой угасшей.

 

Майские огни — огни солнца — оберегают людей и животных, отгоняют хворь и даруют плодородие земле. Сквозь клубы их дыма проводят стада, чтобы защитить их от зла и недугов, через их очищающее пламя любят прыгать молодые люди, которые желают обзавестись семьей и детьми в ближайшем году, а пепел от их кострищ развеивают над пашней, благословляя ее на хороший урожай.

 

Белтане, или, как его еще называют, Белтайн, подобно своему темному собрату Самайну — пороговый рубеж времен и миров. Перешагнув его, бессмертные Дану и их волшебные потомки Ши легко попадают в мир людей, а смельчаки и герои, а то и попросту особо приглянувшиеся феям счастливчики из мира смертных забредают в край вечной молодости — чудесный Эльфлэнд.

И хотя майский рубеж влечет к пылающим огням Беля скорей светлые и доброжелательные сущности, люди все же опасаются их бездумных эльфийских проделок и потому украшают одежду и дома всевозможными оберегами — ветвями рябины и терна, венками цветов и зелеными лентами, стремясь если не отпугнуть, так хотя бы задобрить Потаенный Народец.

 

«Собирать май» — первоцвет, боярышник и прочие лесные цветы — молодежь уходит в ночь на Белтане. Уходят поодиночке и парами, попутно свершая другой ритуал великого празднества Беля — свадьбу зеленого леса. На Белтане расторгаются временные союзы, что были заключены на Луннасу, и даже старейшим супружеским парам дозволено на одну ночь снять обручальные кольца и вместе с ними — все супружеские обязательства. В ночь на Белтане каждый волен выбирать возлюбленного по сердцу и предаваться утехам любви всласть, ибо это время, когда солнце оплодотворяет землю и, следуя его примеру, люди творят особую магию, которая призвана принести им богатство, плодовитость и обильный урожай.

 

Возвращаются «маёвничавшие» из лесу на утро, растрепанные и взъерошенные, с цветами в руках, цветами в волосах, цветами на всей одежде. Они несут цветы всем тем, кто был слишком слаб, слишком стар или болен, чтобы пойти «собирать май» самому и оставляют их в корзинках у порога. Они дарят цветы тем, кто остался дома готовиться к праздничной пирушке, и получают взамен свежее молоко или пиво. Они украшают гирляндами цветов свои дома или дома своих любимых, дарят венки приглянувшимся девушкам и прежде всего — наряжают короной цветов Майское Дерево.

 

Танец вокруг украшенного разноцветными лентами Майского Шеста, именуемого также Майским Деревцом — еще один священный обряд Белтане. Само деревцо, сооруженное из высохшего ствола березы или ели с обрезанными ветвями и прикрепленным наверху колесом или просто огромным венком из живых цветов, символизирует одновременно Мировое Древо, связующее мир земной и мир небесный, а также является символом мужской силы, фаллическим символом Бога, совокупляющегося с Богиней. Держась за концы лент, прикрепленных к верхушке шеста, юноши и девушки танцуют навстречу друг другу, переплетая ленты вокруг ствола Майского Дерева, и тем самым как бы помогая единению извечного Мужского и Женского Начала.

 

Есть у майского торжества Белтане и своя полноправная хозяйка — Майская Королева, во всем подобная чудесной Королеве Фей. Выбирают Королевой Мая самую красивую молодую девицу из всех присутствующих на празднике и коронуют на майское царствие роскошным венком из весенних цветов и молодой листвы. Со своей зеленой свитой из танцоров-«мавританцев» с вычерненными золой лицами, человеко-лошадок, Зеленого Джека, Майского Конюха и прочих диковинных персонажей шествует она из дома в дом, одаривая односельчан своим шутливым благословением.

 

Благословенен огонь на Белтане, ибо в нем сгорает все дурное и отжившее, благословенна земля на Белтане, ибо она дарует плодовитость женщинам, благословенна и вода на Белтане, а в особенности — первая утренняя роса. Тот, кто проснется на заре и выпьет воды из колодца раньше всех других — будет весь год здоров и счастлив. А девица, что соберет утреннюю росу и умоется ею, станет хорошеть день ото дня и цвести точно майская роза.

 

Белтане — праздник нового начала, новой жизни, новых свершений. Говорят, в давние времена, когда Ирландия еще не звалась Ирландией, именно на Белтане пришли из-за моря на ее берега волшебные корабли могучего народа Туата Де Дананн, на долгие века ставшего хранителем острова. И именно на Белтане пришли сюда предки нынешних людей, чтобы одержать победу над племенем бессмертных Дану.

 

Кружись, кружись, майское колесо!

Заплетайтесь, цветные ленты!

Пылай, жаркое пламя костров!

Танцуй, Майская Королева!

Радуйтесь! Лето на пороге!

 

Источник

 

 



Комментарии: Автор данного блога Allegra разрешил добавление комментариев только пользователям со званием не ниже Леди/Man.

Всего отзывов: 0

Список статей:



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение