Для того чтобы понять, что такое - Самара,
нужно иметь счастье в ней родиться
и несчастье покинуть её навсегда.
Ах, Самара, милый сердцу город!
Не желал родиться бы в другом.
Много разных городов, но дорог
Лишь один, где мой заветный дом!
Самару называют жемчужиной волжских городов, волжской красавицей. Она расположена на левом берегу Волги напротив Самарской Луки, при впадении в Волгу реки Самара.
О происхождении названия города Самара существует несколько версий. По одной из них свое имя город получил по названию реки Самара, впадающей в Волгу у города. Само название реки Самара очень древнее, но не славянского происхождения. Уже в 922 году нашей эры река под именем Самур упоминается в дорожных записках секретаря арабского посольства Ибн-Фадлана, чей караван переправлялся через нее на пути из Багдада к булгарскому царю Алмушу. По преданию, в далеком прошлом из Средней Азии через песчаные степи к берегам Волги ходили караваны купцов. Их нелегкая дорога тянулась по безводным и знойным степям Заволжья. В конце дороги путников встречали появляющиеся как оазис большая вода двух рек и обильная зелень лесов, что доставляло людям огромную радость, и они восклицали «сурра мин раа", что значит "обрадуется тот, кто увидит". Отсюда и пошло название реки.
По другой версии, название происходит от греческого слова «SAMAR» - купец, торговец и «RA» - древнего названия Волги.
Еще одна гипотеза основана на более научных фактах - топонимическом и лингвистическом анализах. Корень "сам", или "шам", является составной частью слов и топонимических названий, смысл которых отражает климатическо-природные явления в жизни людей знойно-ветреных пустынь, засушливых степей и пастбищ. Географические объекты и их топонимы как бы связывают заволжские степи с азиатскими пустынями и схожими в климатическом отношении областями. Корень "ар" также входит в словарь народов Востока, Средней Азии и Европы со значением "река". Таким образом, Самар, или в более позднем варианте Самара, означает "река знойных степей" или просто "степная река".
Статуя Святителя Алексия |
По преданию, в августе 1357 года на месте будущего города по дороге в Орду остановился святитель Алексий - наставник и друг преподобного Сергия Радонежского, воспитатель Великого князя Дмитрия Донского. Он предрек на этом месте основание города, в котором "просияет благочестие, и который никогда разрушен не будет". С тех пор святитель Алексий, считается небесным покровителем Самары. | Часовня Святителя Алексия |
Официально датой основания Самары считается 1586 год, когда был издан указ царя Федора Иоановича об основании на реке Волге при впадении в нее Самарской перебоины (широкого рукава реки Самары) крепости Самара. Она должна была обеспечивать прикрытие Руси от набегов кочевников, а также водный путь от Казани до Астрахани.
Между тем, Самара намного древнее этой даты: известно, что населенный пункт с названием Самара существовал на данном месте и ранее - по крайней мере, за два века до указа Федора Иоанновича. Самар, или Самарский городок - впервые упоминается в русских летописях еще в XIV веке (1361 год) и известен по карте Волги венецианских купцов Франческо и Доминико Пицигано от 1367 года, а также отмечено на карте итальянского космографа Фра Мауро в 1459 году.
Да и в самом указе царя говорится: "Того же году великий государь и великий князь Фёдор Иванович всея Руси... приказывает боярину своему и слуге и конюшему Борису Фёдоровичу Годунову да дьяку ближнему своему Андрею Щелканову городы ставить на Поле и в сивере и к Астрахани, которыя за много лет запустеша от безбожных агорян и от междуусобныя брани: Елецких князей вотчина Ливны, Койса, Оскол, Валуйка, Белгария, Самара, Кромы, Монастырёв и иныя многия польския и северская". В тексте явно сказано - "запустеша", т.е. эти города, в том числе и Самара, уже существовали "много лет", но "запустели".
Отстраивалась крепость Самара под управлением воеводы Григория Осиповича Засекина и под руководством знаменитого фортификатора того времени Фёдора Елтчанинова. Поэтому основателем Самары считается князь Г. О. Засекин. К сожалению какого-либо изображения князя не сохранилось.
В начале Самара была небольшой деревянной крепостью со стенами из остро заточенных к верху деревянных бревен, с 11 башнями и бойницами. Волга протекала в трех километрах от стен крепости, а река Самара омывала их. Внутри ограждения располагался деревянный кремль, церковь, приказная изба, дом воеводы, шесть жилых кварталов и тюрьма. Население Самары состояло в основном из стрельцов и казаков и их семей. В 1636 году длина города составляла 1,7 км, а ширина 350 метров. Из всех путевых волжских записок XVII-XVIII веков наиболее содержательное описание Самары содержится в книге Адама Олеария, секретаря посольства германского герцогства Голштинии. Голштинское посольство выехало из Москвы вниз по Волге в июне 1636 года, а 28 августа суда подошли к крепости Самара. «До восхода солнца дошли до города Самары, который считается в 350-ти верстах от Казани, - пишет А. Олеарий. - Этот город лежит по левую руку, в 2-х верстах от берега, построен в виде четырехугольника, имеет небольшое количество каменных церквей и монастырей и получил свое название от реки Самары, которая в трех верстах над городом дает рукав (его называют сын Самары) в Волгу, но главным течением своим вливается в нее лишь тридцатью верстами ниже...»
В Смутное время Самара оставалась последней крупной крепостью на юго-востоке, не занятой и не разрушенной интервентами. Именно через нее, как перевалочный пункт, проходили русские войска, отсюда шли приказы.
31 мая 1670 года под Самарой появился Степан Разин со своим войском. В Самаре находился небольшой гарнизон во главе с воеводой Иваном Алфимовым - около 100 конных и 200 пеших стрельцов, нескольких пушкарей. Под стенами крепости находились посадские и крестьянские дворы, торговые лавки, базар. Захватив эту слободу, мятежники начали штурм крепости. Были сожжены две сторожевые башни, но прорваться внутрь повстанцы не смогли, и вынуждены были встать лагерем в трех верстах от крепости, поджидая подкрепления.
В конце августа к Самаре подошли новые отряды Разина. Жители крепости, боясь полного разорения, подняли восстание, открыли ворота и встретили разинцев как дорогих гостей хлебом-солью и колокольным звоном. Воевода Алфимов, несколько дворян и подьячих были схвачены и утоплены. Крепостью стал управлять выборный атаман Иван Константинов, который объявил всем вольную и освободил население от податей. А Разин отправился дальше, но потерпел поражение и осенью он снова подходит к Самаре. Он надеялся здесь пополнить свои отряды и вновь двинуться вверх по Волге. Однако самарская беднота не пожелала вступать в армию битого атамана, и ему с сотней приближенных людей пришлось уйти за пополнением на Дон. Память о Стеньке Разине до сих пор жива. В Жигулевских горах есть утес, носящий его имя, существует множество легенд о сокровищах Стеньки, якобы спрятанных около этого утеса.
В 1688 году указом Петра I самарской крепости был присвоен статус города. Самара стала не только военным форпостом, но торговым центром. Именно через Самару осуществлялась торговля России с Востоком. Постепенно, благодаря необычайно выгодному географическому положению, Самара превратилась в один из крупнейших торговых городов на Волге.
В 1773 г. армия Емельяна Пугачева появилась у самарских стен. Самарский комендант (к которому перешла власть воеводы), памятуя, видимо, о судьбе своего предшественника Алфимова, бежал из города. Когда силы царской армии отбили у пугачевцев Самару, комендант был разжалован. Емельяна Пугачева Самара встречала колокольным звоном как освободителя. Самара стала первым городом, открыто поддержавшим Пугачева.
1851 год стал поворотным для Самары, она становилась главным городом новой Самарской губернии. В первый день 1851 г. Назначенный первым Самарским губернатором С.Г. Волховский зачитал собравшимся гостям указ императора Николая I об «открытии» Самарской губернии, а епископ Феодотий отслужил молебен с крещением святой водой и благословил город иконой Митрополита Алексия. В городе, расположенном на 10 тысячах, проживает 19753 человека. Для них открыты и действуют епархия, почта, врачебная управа, судебные учреждения, типография, статистический комитет, представлены первые театральные спектакли. Через год начали создаваться газета «Самарские губернские ведомости», затем открылись духовное и приходские училища (мужское и женское), установлено уличное освещение - 100 фонарей на двух центральных улицах, построен театр на 550 мест, создан фонд первой публичной библиотеки.
У Самары, как губернского города, появился новый герб. На нем изображена белая дикая коза, стоящая на траве в голубом поле в овале золотого картуша, увенчанного серебряной короной. Почему именно белая коза? В России не было традиций герботворчества, поэтому многие гербы пришлось создавать искусственно. Для этой цели Петр I учредил Герольдмейстерскую контору. Исполнителем работ был назначен итальянский граф Франциск Санти. Он, имея в штате всего двух художников, провел колоссальную подготовительную работу по собранию материалов для полноценных городских, губернских гербов, отвечающих своему главному предназначению - быть символом определенной территории. Для этого разослал по губерниям анкету из восьми пунктов, где требовал указать историю возникновения города, особенности окружающей природы, быт и национальность жителей, памятные события. Но в 1727 году граф был арестован по обвинению в заговоре против Анны Иоанновны и дело по созданию гербов пришло в упадок. Поэтому, когда Военной Коллегии Сената потребовалось выпустить «Знаменный гербовник», второй по счету справочник, по образцам которого изготавливались полковые знамена и печати, она была вынуждена передать работу неспециалистам - в Ведомство фортификации, в Контору инженерного правления, где и рассматривались варианты-«мнения». Первоначально Самаре предлагалась «Могила зеленая, знак золотой», что означало: «Месторождения серы в горах». Но остановились на копытном животном: «Дикая коза, белая стоящая на траве поле голубое». Это потому, что при ответе на второй вопрос анкеты графа Санти «о партикулярных» (представительных) животных у самарцев затруднений не было: огромными стадами в окрестностях г. Самары с весны до середины зимы паслись антилопы - степные козы, которых местные кочевники называли сайгаками. Но, видимо, в нашей канцелярии справедливо предположили, что для Санкт-Петербурга это животное в диковинку и прислали обстоятельное доморощенное описательное название, отражающее и цвет зимней шкуры, и половую структуру стада: дикая коза, белая.
«Новый русский Орлеан» ( как назвал Самару путешествующий по Волге Тарас Шевченко) бурно разрастался - раздвигал свои границы, обзаводился промышленностью. Появились крупные заводчики, «отцы города», которые радели не только о развитии своих производств, но по мере сил помогали народному образованию и культуре.
XIX век, особенно вторая его половина - это социально-экономический расцвет города. В то время в Самарской губернии собиралось пшеницы больше, чем где бы то ни было в России. В Самаре были крупнейшие мукомольные предприятия России, через Самарскую хлебную биржу российский хлеб имел выход на европейские рынки. Богатейшими купеческими семьями были Аржановы, Субботины, Шихобаловы, Головкины, Мясниковы, Журавлевы, Курлины.
В городе активно развивались пароходство и рыбная ловля. На всю страну известен самарский пивной король фон Вакано и его Жигулевский пивоваренный завод. В 1877 году через Самару была проложена Оренбургская железная дорога, что также способствовало бурному экономическому развитию края. Самару тех лет называли Русским Чикаго, потому что, как и в Чикаго, здесь был центр торговли зерном, салом, шерстью, лошадьми, кожами, скотом, и даже верблюжьим сукном. К концу 19 века в Самаре было 46 заводов и фабрик, а к 1917 - 90.
С Самарой конца XIX - начала XX веков связаны имена Льва Толстого, Алексея Толстого, Ильи Репина, Василия Сурикова, Ивана Айвазовского, Максима Горького, который именно в Самаре опубликовал свои знаменитые "Сказки старухи Изергиль" и "Песню о Соколе". В Самаре был дописан и впервые прозвучал знаменитый вальс "На сопках Маньчжурии", написанный И. А. Шатровым, капельмейстером Мокшанского полка.
В архитектуре того времени в Самаре преобладал классицизм. Первая треть ХIХ века - это блестящий и завершающий этап русского классицизма, создавшего градостроительную систему, не имеющую аналогов. На перекрёстках улиц, на углах, ставились более крупные здания. Выходящие на улицы дома, построенные приблизительно в одно время, имели равную высоту, соответствующую ширине улицы. После реформы 1861 года, отменившей крепостное право, в Самару резко усилился приток крестьян, активно заявил о себе новый класс - буржуазия, начался период расцвета самарского купечества. Торговый люд, вчерашние крестьяне, во многом определяли жизнь и быт города. Относительная дешевизна земли, изобилие, доступность и простота обработки дерева - всё это способствовало возникновению крупного массива деревянной застройки соответственно крестьянскому укладу жизни.
Купеческий дом выглядел своеобразнее, чем дворянский. Он состоял преимущественно из двух этажей. Первый - кирпичный, второй - деревянный. Комнаты хозяев помещались на втором этаже. Первые этажи занимали функциональные помещения: кладовая, лавка, комната для прислуги, конторка. Дом в русском стиле стал самым распространённым. Резная орнаментация изб, мотивы крестьянских уборов, узоры тканей, резьба на прялках, сундуках, лодках - словом, народное деревянное искусство, веками хранившее древние традиции, изжившее себя в городах, вышло на новый, весьма своеобразный уровень. |
Но самарские купцы строили не только деревянные дома. Очень интересным и необычным, словно сказочный пряничный домик, выглядит особняк купца Ивана Клодта. Дом с флюгерами, башнями и балконами затмил все особняки старой Самары. Надо отметить, что городская Управа дозволяла строить такие оригинальные особняки в центре города лишь за особые заслуги. За что же И.А. Клодт получил такое право? Он вместе со своим братом Карлом создал электрическую компанию, обеспечивавшую горожан Эдисоновскими лампочками, динамомашинами, проводами и другими приборами. Кроме того, братья снабжали Самару водопроводными трубами и сантехнической утварью. Сейчас в особняке расположилась детская картинная галерея. |
В Самаре очень много различный интересных памятников архитектуры и деревянного зодчества: особняки, лавки, красивейшие церкви и храмы. Все они характерны для архитектуры России, а вот готический стиль - это довольно редкое явление в архитектуре нашей страны. Но в Самаре есть здание, как будто сошедшее с полотен средневековых художников, величественный замок сказочных королей. Это католический костел, в настоящее время - Католический Храм Пресвятого Сердца Иисуса. В начале 1890-х годов самарская католическая община, состоявшая, главным образом, из поляков, собрала средства для покупки участка земли и построила на нем деревянную церковь. В 1902 году началось возведение каменного здания храма. Стрельчатые башни костела, взметнувшиеся на 47 метров и выдержанные в готическом стиле, были построены в период с 1902 по 1906 годы по проекту петербургского архитектора Ф.Богдановича, который был признан одним из лучших в России. Строительство продолжалось по 1906 год и обошлось примерно в 80 тысяч рублей.
Противоположность костелу, с его готическими башенками и стрельчатыми окнами - Самарский академический театр драмы имени Горького. Он был построен в 1881 году по проекту московского архитектора Михаила Чичагова в стиле московского зодчества XVII века. Вот описание самарского театра одним из современников: "В условно-русском стиле, темно-красная кирпичная кладка, с небольшими как бы мозаичными, разноцветными панно во впадинах и крышей в красно-зеленую клетку, здание эффектно высилось над пышными купами городского сада и - за ним - над неоглядным раздольем Волги - акварельною неясной панорамой Жигулевских ворот». Здание театра почти не изменилось, самарчане называют его «теремком» или «пряничным домиком». |
Еще один театр в Самаре был построен в 1907 году. Театр-цирк «Олимп» открыл свои двери для широкой публики 1 декабря. Здание «Олимпа» смело можно было назвать шедевром русского провинциального модерна. Архитектор П. В. Шаманский остроумно и вдохновенно обыграл угловое положение дома. Он срезал угол здания перпендикулярно диагонали перекрестка и расположил на этой оси вход. Таким образом, перед глазами входящего оказывался трехгранный разворот фасада. Центральную грань во всю высоту занимала архитектурная арабеска, замыкавшая в единую форму двери и два яруса окон. Сверху, над выступающей плоской аркой козырька, возвышалась аллегорическая скульптурная группа - бог музыки и искусств Аполлон и муза Эрато, покровительница любовной поэзии. Слева и справа от входа располагались рельефы, изображающие пегасов. Здание венчал восьмигранный купол, оканчивающийся ротондой. Это было, безусловно, самое элегантное здание в городе. Ныне это здание полностью перестроено, однако его исторический фасад был сохранен, в нем располагается Самарская филармония. |
Самара - очень красивый город. В ней переплелись милая прелесть старины с ажурной резьбой, вычурной лепниной на домах и громоздкой, чуть наглой, но не лишенной привлекательности современной архитектурой. Маленькие уютные деревянные домики дружелюбно соседствуют с громадными зданиями из стекла и бетона. Историческое прошлое города соседствует с настоящим, ненавязчиво предлагая заглянуть в прошедшие века... |
продолжение следует...
Спасибо Лисе за текст статьи