Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Любовь моя – ШотландияСоздан: 18.02.2013Статей: 95Автор: AllegraПодписатьсяw

Самайн – время безвременья

Обновлено: 31.10.14 21:49 Убрать стили оформления

 

Samhain – время безвременья – 1 ноября

 

 Land of The Celts (Земля кельтов)

 Автор - Angela Barnett

 

Исполинскими шагами бредет по мелководью Ирландского моря призрак могучего древнего великана – Брана Благословенного, владыки земного царства Британии и потаенного царства мертвых Аннуна.

Это его наследник – последний из повелителей народа ши – Гвин ап Нидд травит красноухими гончими белого оленя в полуночных небесах, вселяя ужас в сердца смертных надрывным воем охотничьих рогов и пронзительными криками загонщиков – пришельцев из мира теней.

Это его отсеченную голову несут на своих плечах семеро оставшихся в живых воителей Острова Могучих, его преданных спутников, чтобы под ее защитой провести семь и четырежды двадцать лет в благодатном краю вечного бессмертия.

Это его Время-Вне-Времени, когда истончается завеса между мирами, когда обитатели курганов – потаенный народец – приходят в мир людей, а люди могут беспрепятственно попадать в мир эльфов, когда духи мертвых возвращаются к родным очагам и стучатся в дома к живым, хищные тени кружат над крышами мирных селений, кровожадный агишки – водяная лошадь – поднимает голову над гладью озер, время, когда боги заключают браки с людьми, а короли принимают подать или прощают долги своим подданным, конец светлого времени года и начало темного – время Самайна.

 

Холодное дыхание зимы уже тронуло побуревшие склоны изумрудных холмов Ирландии и вересковые пустоши Уэльса, посеребрило снежной пылью вершины Шотландских гор. В эти сырые промозглые ночи конца октября всякая живая душа ищет тепла и приюта, бежит прочь от ледяных ветров, что рыщут под покровом непроглядного сумрака, жмется к горячим камням домашнего очага.

Пастухи загоняют овец, вернувшихся с летних пастбищ в хлев, земледельцы собирают последние дары осеннего урожая, забивают на мясо скот, который наверняка не переживет грядущую зиму и, вознося благодарные молитвы к богам, задают щедрый пир Самайна – во славу плодоносящей земли и в поминовение всех тех, кто ушел в мир иной в году прошедшем.

Никто не останется голодным в ночь Самайна – ни случайный прохожий, ни заблудшая тень предка, что прибьется к порогу обители живых: пищу для духов оставят у дверей, для тех же, кто из плоти и крови, накроют стол, подобный тому, за каким пируют души мертвых героев на запредельном Острове Блаженных.

 

Сама священная ночь Самайна наступает с заходом солнца 31-го октября, но празднуют огненный фестиваль начала зимы все три дня до нее и еще три дня после. Все эти семь дней и семь ночей идут безудержные пиршества у кельтов, вино и пиво льются рекой, отважные воины сходятся в игровых поединках, юноши и девушки мчат пестрой вереницей вокруг пылающих костров, звучат арфы и волынки, звенит оружие. Друиды жертвуют богам плоды земли и кости животных, а порой и человеческие жизни.

Но вот и сама ночь священного таинства Самайна, сакральная ночь на грани времен, когда Великая Госпожа Ворон, могучая ирландская богиня-воительница Морриган возлегла с Верховным королем племени Дану, Всеотцом богов Дагдой, дабы даровать ему победу в предстоящей битве с фоморами.

В эту ночь никто не зажигает огней раньше, чем зажгут их друиды на Сторожевом Холме в двенадцати милях от Тары – Холма Королей, древней столицы Ирландии и резиденции верховных правителей. Гаснут и умирают огни лета в домах, с трепетом ожидая рождения огня нового, точно грядущего пробуждения новой жизни из пучины смерти. Возрожденный живой огонь высекают из кремня и, осветив его безудержным пламенем вершину священного холма, несут по языку его во дворцы и лачуги, от величественной Тары до самой дальней окраины земли ирландской.

 

Неспокойна ночь Самайна, не одни лишь смертные празднуют ее. Древние предвечные силы потустороннего мира прорываются сквозь завесу, неся с собой хаос, смерть и разрушение в подлунный мир людей. Это пытаясь скрыться от них, быть принятыми за «своего», надевают люди маски в ночь Самайна, кутаются в белые покрывала, подобно призракам из иного мира, подобно мертвецам в саванах. Это чтобы отпугнуть их и оградиться от их чар и их злобной силы, насаживают друиды людские черепа на ворота и частокол, ибо, подобно священной голове Брана, голова человеческая – место средоточения духовных сил человека и лучшая защита от всего враждебного и потустороннего. И именно потому, столетия спустя, когда человеческие головы в качестве оберегов уже выйдут из всеобщего употребления, заменят их люди выдолбленной репой и тыквой с прорезанными в ней глазами и ртом, символически изображающими все ту же отсеченную голову Брана.

 

Восславьте урожай года прошедшего! Помяните всех, с кем простились и пожелайте им доброй дороги в мир вечного благоденствия! Зажгите полночный огонь в очагах, и да хранит вас Бран Благословенный!

 

Источник

 

 

 

 

 

 

Обряды и ритуалы Самайна

 

Древнеирландское слово «Samhain», предположительно, происходит от санскритского «samana» – «собрание», «сход».

Самайн длится семь дней с 29 октября по 3 ноября. Основной пик праздника приходится на ночь с 31 октября на 1 ноября.

 

Ритуальный смысл Самайна состоит в обретении гарантии неисчерпаемости природного ресурса, повторения, возрождения, обновления календарного года. Это некий вневременной период, замкнутый цикл, в который успевают начать и завершиться все события, это священное время – время, которое может длиться сутки, год или вечность. Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира - Верхний Мир людей и Сид, Иной Мир. Самайн – промежуток времени, не принадлежавший ни будущему, ни прошедшему, это Дни Безвременья.

В дни Самайна истончается граница между мирами, открываются Переходы, раскрываются холмы, Сид и все сверхъестественное устремляется наружу. Потусторонние силы посещают наш мир; мудростью, ростом и красотой обитатели Сида превосходят простых смертных, иногда они вмешиваются в жизнь людей.

В это время нетрудно и обычному человеку попасть Туда, За Тридевять Земель.

Недаром лишь два праздника в году – Белтайн (начало лета) и Самайн (его смерть) – считались «днями духов», наиболее благоприятными для ритуалов, гаданий, магической практики.

Некоторые английские историки утверждают, что Самайн был посвящен союзу бога племени (в Ирландии – Дагда) с богиней верховной власти Морриган.

 

Общественная сторона праздника сводилась к сбору всех людей в традиционном месте – на пиру у вождя или короля, а так же к сопутствующим этому пиру народным гуляньям и играм.

Самайн – срок уплаты долгов, подати, принесения даров. Каждый пришедший на пир должен был принести дар своему господину, чаще всего продовольственный, например, поросенка для того же пира.

В конце октября овец и рогатый скот собирают в одно стадо и возвращают к людским жилищам. Часть скота идет на убой, часть – для размножения. Эта древняя скотоводческая практика в Европе была известна еще в эпоху неолита.

 

В ирландской эпической традиции это день великих деяний. Вот что говорится в старинной уладской (Улад - самая большая область в древнейшей Ирландии) саге про Самайн: «Раз в год собирались все улады вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и славилось празднование Самайна во всей Ирландии.»

 

Ритуальная сторона праздника более сложная. Друиды проводили некую службу, жертвоприношения, обряды, одним из которых было возжигание огня.

Каждый житель участвовал в приготовлениях к празднику. В предыдущую ночь перед началом праздника молодые люди заготавливали хворост. Для увеличения размеров костра использовались стружки и смоляные бочки. Старейшина фактически выстраивал костер на вершине холма.

 

В ночь Самайна повсюду гасились огни, и новый огонь возжигался друидами. Ритуальный огонь непременно должен быть «новый», «живой», «чистый», т.е. только что добытый. Все светильники, очаги в домах, костры во дворах – должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.

 

Добывание нового огня производилось древнейшими способами - высеканием или трением. Считался священным и огонь, зажженный ударом молнии. Не смотря на появление более современных способов добычи огня, возжигание огня трением по-прежнему считается обязательной частью ритуала.

Когда костер зажигался, все брались за руки, и танцевали вокруг холма по часовой и против часовой стрелки.

 

Священный огонь из костра разносился по жилым домам с помощью факелов, где им разжигались очаги. Также горящие факелы обносили вокруг земельных участков и домов. Шествие с факелами вокруг деревни, вокруг полей и поселений – один из самых живучих обрядов.

 

Считалось, что Огонь может уничтожить любое зло, предохранять от колдовства, ведьм, нечистой силы. Огню и дыму ритуального костра придавались целительные свойства. Постройки окуривали дымом для очищения. Больных и детей подносили к огню, к дыму костра. Через дым костра прогоняли скот, чтобы он был здоров. Золу от священного костра ссыпали в воду, которая использовалась как целебная. Головни от костров и угольки считались оберегами от удара молнии.

 

В Шотландии в костер бросали кости домашних животных, клочки их шерсти, а на Шетландских и Оркнейских островах – кости рыб. Обряд этот, кроме как жертвоприношение, имеет и другое толкование - вера в продуцирующую силу огня, магия воспроизводства. Подобные обряды широко зафиксированы в плодородных ритуалах - возвращение земле части ее урожая, чтобы улучшить урожай следующего года.

Когда затухал последний уголек, мальчики соревновались в прыжках вокруг остатков огня. Костер был абсолютным центром внимания до тех пор, пока эта традиция жила.

 

Изначально Друидический праздник, Самайн сопровождался, как указывают Ирландские рукописи, многими примирительными соглашениями и остался самым популярным календарным праздником, праздновавшимся, сохранив многие ритуалы, еще в прошлом столетии. Последний самайнский костер был зажжен на холме в 1924 году.

 

Пища

 

Пища делилась на два вида – обычная праздничная еда, составляющая пир, и обрядовая пища, которая была частью магического ритуала. Такая пища воспринималась не как удовольствие, нередко ее остатки сохранялись с магическими целями (обереги, исцеление, увеличение плодородия, благосостояния) целый год. На угольях обрядовых костров выпекали ритуальный хлеб, который по поверьям, обладал особой целебной силой. Магические свойства обрядового хлеба переходили ко всем, кто получал его кусок. Все члены рода приобщались к нему, хлеб давали даже домашним животным, крошки хлеба разбрасывали по полям.

Месить тесто и готовить обрядовые лепешки нужно было на овечьей шкуре, обладавшей магическими свойствами оберега и плодородия.

Испеченные на золе лепешки из цельных зерен - ритуальное блюдо шотландцев. Такие же рецепты были известны в Древней Галлии. Пекли также хлеб из овсяной муки с отверстием посередине. Такой хлеб пастухи разбрасывали по полям, чтобы оградить скот от хищников.

 

Поедание пищи рассматривалось как способ защиты от нечистой силы и одновременно как путь к контакту с потусторонними сущностями. Пища так же приносилась в дар различным богам, духам, божествам, стихиям, умершим.

Часть жертвенной пищи полностью отдавалась божествам, часть – в форме причастия к божественному и сверхъестественному – поедалась людьми.

 

Как же мог выглядеть королевский пир у древних кельтов? Вот описание, сохранившееся в одной из рукописей. Большое общество во время пира садилось кругом на разостланные по земле шкуры. Пища подавалась на глиняных, бронзовых и деревянных подносах. Самый знатный сидел обычно в середине. Пиршество частенько сопровождалось поединками, где победителю полагался лучший кусок мяса. Обильная еда в древности была уже сама по себе праздничным удовольствием.

Пир состоял из хлеба и большого количества мяса говядины, баранины, свинины. Мясо варили в гигантских котлах или поджаривали на вертеле.

В изобилии присутствовала рыба - печеная, вареная и соленая. В текстах упоминается один из способов приготовления рыбы - варить в соленой воде с уксусом и тмином - простота рецепта, свойственная древним традициям.

Кости, оставшиеся от трапезы, приносились в жертву – через огонь или зарывались в земле.

Кроме того, на столе Самайна обязательно присутствовали молоко, масло, сметана, сыр, яблоки, орехи.

Пир сопровождался пением бардов под аккомпанемент древнего аналога лиры.

 

Самайн в ирландских легендах


Кельты считали время проведения праздника и особенно ночь в канун праздничного дня сакральным временем, наделенным особенной энергией, и относили именно к этому периоду многие великие события своей мифологии.

 

В дни Самайна происходят основные мифологические сражения. Битва при Маг Туиред, центральная битва ирландского эпоса, в которой Племена Богини Дану (Сиды) сражались с Фоморами, приходится на Самайн. В эти же дни заключаются браки людей с обитателями Сида. В Самайн умирают боги и герои. Обитатели Другого Мира, божественные существа и духи умерших приходят в человеческий мир, незримо перемещаясь среди людей и иногда вмешиваясь в их дела. С другой стороны, и Сид в праздник Самайна особенно уязвим и доступен для смертных, осмеливающихся проникнуть в его пределы.

 Riders of the Sidhe (ВсадникиСидов)

 Джон Дункан, шотландский художник XIX в.

 

В ирландских сагах есть множество сюжетов, связанных с Другим Миром. Туда могут попасть и живые. Для этого нужно, чтобы смертного полюбила женщина из Другого Мира. Одна из самых привлекательных и таинственных тем ирландской мифологической литературы – любовь богинь или женщин из Сида к смертным мужчинам, которых они уводят за собой. В то же время этот сюжет имеет трагический оттенок, так как жительница Сида – настоящий ангел смерти, уводящая человека туда, откуда почти невозможно вернуться.

 

Может быть, ярче всего драматический аспект отношений людей с Другим Миром проявляется в архаической саге «Исчезновение Кондлы Прекрасного». К сыну короля Конна является таинственная юная женщина из Сида. Пораженный ужасом король, чувствуя грозную силу нездешних чар, обращается за помощью к своему друиду, однако могущество друида оказалось бессильным против красоты женщины из Сида и очарования Другого Мира. Молодой и прекрасный сын короля навсегда покидает мир людей.

 

Чаще всего женщины Другого Мира являются вестницами богов. Однако счастливцы, которых они уводят на Острова Блаженных, должны быть достойны божественных милостей и не поддаваться тоске по родине. В противном случае их ждет смерть. Об этом говорится в саге о плавании Брана.

За Браном тоже пришла женщина из Сида, и Бран со своими товарищами отправился в Другой Мир. Там они жили счастливо, но все же со временем их одолела тоска по родине. Когда Бран и его спутники собрались в обратный путь, гостеприимные хозяева предупредили, чтобы они не касались ногой родной земли. Подплыв к ирландскому берегу, мореплаватели спросили прибежавших ирландцев, помнят ли они Брана, сына Фебала. Ирландцы ответили: «Мы не знаем такого человека, но в наших старинных повестях рассказывается о плавании Брана».

Один из спутников Брана выпрыгнул на берег, но рассыпался в прах, едва коснувшись ногой земли. Ведь в Сиде время идет по другому, над обитателями Другого Мира и их гостями человеческое время не властно. Поэтому Брану и его спутникам, которые прожили в Другом Мире века, казалось, что минул всего один год. В то мгновение, когда один из них покинул мир, находящийся вне времени, прошедшие века сразу же обрушились на него, и он погиб.

 

Таким образом, хотя в Другой Мир иногда уходили не только мертвые, но и живые, тем не менее непреодолимый барьер отделяет Другой Мир и протекающее в нем мифическое время (вечность) от нашего мира и его времени. Только в сакральные ночи Самайна и Белтайна исчезает невидимая магическая перегородка между мирами.

 

Встреча между мирами отнюдь не всегда опасна для людей. В ирландской мифологии существует целый цикл легенд про Кухулина, сына бога Луга.

В саге «Болезнь Кухулина» посещение Другого Мира в день Самайна исцеляет героя от болезни, длившейся целый год. Кухулин садится в зачарованную бронзовую ладью и приплывает на остров, где расположен Другой Мир. Попав в этот сказочный край, Кухулин исцеляется от своей болезни.

Его полюбила Фанд, Жемчужина Красоты, жена бога моря Мананнана МакЛира. Воспользовавшись разногласиями королевской четы, на их королевство напали демоны, и Кухулину пришлось сразиться с ними. Затем он поселился у Фанд и месяц наслаждался всеми прелестями Волшебной Страны; после чего распрощался и назначил деве место встречи в мире людей.

 

Fand leave her lover Cu Chulainn

Фанд покидает своего возлюбленного Кухулина

Иллюстратор и художник Энн Ивонн Гилберт

(Anne Yvonne Gilbert)

Жена Кухулина, прекрасная Эмер, очень ревновала его к возлюбленной из Другого Мира. Она сказала Кухулину:

– Может быть, дева, к которой ты прилепился, ничем и не лучше меня, но поистине все красное – красиво, все новое – бело, все высоко лежащее – желанно, а все привычное – горько, все недостающее – превосходно, а все изведанное – презренно, – в этом вся человеческая мудрость. Некогда мы жили в чести друг у друга, и так могло бы быть, если бы во взгляде твоем я нашла любовь к себе.

– Ты не утратишь ее, покуда я жив, – отвечал Кухулин.

Раздираемый любовью к обеим женщинам, Кухулин все же решил остаться с земной супругой. Безутешную Фанд увел в Другой Мир ее муж Мананнан, но ее решение было добровольным.

– По правде говоря, – отвечала она, – никто из вас не лучше и не благородней другого, но я пойду с тобой, Мананнан, ибо у тебя нет подруги, которая стоила бы тебя; у Кухулина же есть Эмер.

После ухода Фанд Кухулин очень горевал, долгое время он жил в горах, не принимая пищи и питья. Наконец пришли к нему друиды и дали ему напиток забвения. И, выпив его, он забыл о Фанд и обо всем, что с ним случилось. Затем они дали такой же напиток Эмер, чтобы она забыла о своей ревности. Мананнан же потряс своим плащом между Фанд и Кухулином, чтобы им больше не встретиться во веки веков. Плащ Мананнана символизирует море – его способность разделять и отчуждать.

 

Так кончается Самайн, ночь Хаоса, воссоздающая мифические времена, и мир людей опять прочно закрывается от Другого Мира.

 

Сакральный смысл праздника

 

Самайн - время одиночества, в темные ночи мы пробираемся к скрытому в собственной душе, в своих тайниках. Это возможность разобраться в себе.

В канун Самайна приходит знание о лишнем, мы осознаем, что в нашей жизни – ненужное украшение, досадная помеха. Изжившие себя отношения, старые вещи, любая обуза – все это, бережно хранимое когда-то, теперь нужно отпустить. Мы не просто испытываем потребность расстаться с этим, мы, наконец, можем это сделать – и в Ночь Духов разбрасываем камни без боли и сожалений.

В этот вечер даже обычная уборка приобретет магическое значение – соберите весь хлам, копившийся годами и собиравший на себе пыль и ваше собственное раздражение, и избавьтесь от него. Выметите за ворота ваши обиды, и не позволяйте более никому устраивать мусорные кучи на вашем пути, будь то самые настоящие кучи пыли или же кучи чужих проблем, аккуратно перегружаемые на ваши плечи.

Кроме ритуалов объединения и подведения итогов прошедшего года, в Самайн вспоминают своих родственников, тех, кто встретился на пути в этой и других жизнях. Вспоминают добрым словом, зажигают светильники и свечи в их честь, пьют в их память и память их дел. Духов, почтивших собрание своим присутствием, приглашают к трапезе.

Застолье на Самайн сродни поминальной тризне:

- принято угощать всякого, кто по прихоти судьбы оказался рядом;

- по этой же причине на Самайн не устраивают бурного веселья и фейерверков: это светские удовольствия, оставьте их для общественных мероприятий;

- Самайн – тот праздник, когда не принято отказывать искренне просящему;

- на стол накрывают, ставя приборы для тех, кто покинул вас (семью или общину, компанию) в уходящем году.

Помяните дела друзей и врагов ваших, оцените по заслугам то, что было ими сделано для вас. Если ранее вы хотели возмездия – постарайтесь осознать, что вас – такой или такого – не было бы, не существуй всех, кто так или иначе повлиял на ваше мироощущение. Не просите мести или бед на чьи-то головы. Просите воздаяния, отдайте решения в руки богов или предков и освободитесь: вдохните покой Ночи Самайна.

 

Цвета Самайна – огненно-рыжий, коричневый, черный - цвета огня, цвета факелов. В ночь Самайна огонь на алтаре – не просто дань почтения богам – он охраняет ваш очаг, защищает его своим ясным ровным светом. Пусть свечей будет много.

Можно создать светильники из сосудов оранжевого стекла, или сделать традиционные светильники из тыкв, и поместить в них свечи. Такие светильники ставятся на подоконники и за порогом. Они отгоняют не только незваных гостей из Мира Духов, но и охраняют ваш дом от замыслов ваших врагов, от зависти и злобы, которая может быть направлена на вас.

 

 

Праздник в наши дни

 

В VII веке Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября Днем Всех Святых, желая отвлечь английский народ от языческих обычаев. Позже 2 ноября стало Днем Душ – когда поминали всех умерших. Однако традиции сохранились в народной памяти, и победить их до конце так и не удалось.

Сейчас праздник возвращается в Европу, он также популярен и в некоторых азиатских странах. Дети наряжаются в костюмы чудовищ и ходят по соседским домам, требуя сладостей. Также устраивают маскарады и выставляют в окно полую тыкву с вырезанными глазами и ртом и свечкой внутри, чтобы отпугнуть духов.

Кстати, тыква, которая в наши дни ассоциируется с Хеллоуином, не имеет ничего общего с традициями древних кельтов. Она была завезена из Америки в Европу в XV или XVI веке. А до того в Ирландии и Шотландии страшные рожи, в которые затем вставляли свечки, вырезали из реп и картофелин, в Англии – из свеклы.

 

Сейчас этот древний праздник почти окончательно сошел на нет; и не только потому, что молодежь перестала интересоваться им, и не потому, что люди перестали помнить о нем. Считается, что празднование было отменено неким хранителем, который утверждал, что это великое действо на холме заменилось только игрой и потеряло свой глубинный смысл.

 

Как отмечать

 

К Самайну всегда убирали и чистили дом, уплачивали долги, а для умерших оставляли еду и питье. Не стоит отступать от этой традиции.

Можно украсить дом сухими ветками и осенними листьями – разноцветие создает приятный настрой и привносит уют в дом.

Отдавая дань огню в дни Самайна, расставьте дома свечи (только листья не сожгите!). В эту ночь огонь призван охранять вас, защищать своим магическим светом. Он отгонит не только незваных гостей из Иного Мира, но и охранит дом от зависти, злобы и негативной энергии.

На столе непременно должно быть разнообразное мясо, запеченные яблоки с корицей или медом.

Не забудьте про овощи – сделайте рагу. Согласно традиции, в Самайн на столе должно быть сливочное масло. Другие молочные продукты тоже приветствуются.

В доме обязательно должны быть лесные орехи – они обладают защитными свойствами. Поэтому их можно не только есть, но и использовать в качестве украшения и оберега.

Приготовьте какой-нибудь старинный напиток. Например, глинтвейн – он прекрасно согревает и помогает при простуде. Соки, кисели, медовуха тоже подойдут. Красное вино и пиво являются традиционными напитками для Самайна.

 

Пускай Самайн станет прощанием со щедрым летом и распахнет двери в мир засыпающих деревьев, трав и мхов, мир длинных ночей и стылой осени. Ведь к Белтайну жизнь вновь возродится сотней переливчатых красок и искрящимся солнечным светом.

 

Источники:  1,  2,

Широкова Н.С. Мифы кельтских народов: АСТ, Астрель, Транзиткнига; Москва; 2005

Роллестон Томас. Мифы, легенды и предания кельтов, Пер. с англ. Е.В. Глушко: Центрполиграф; Москва; 2004

 

 

 



Комментарии: Автор данного блога Allegra разрешил добавление комментариев только пользователям со званием не ниже Леди/Man.

Всего отзывов: 2 в т.ч. с оценками: 2 Сред.балл: 5

Другие мнения о данной статье:


Тина Вален [27.11.2013 15:49] Тина Вален 5 5
Очень хорошая статья. С удовольствием прочитала о таком необычном празднике!

Legacy [01.11.2019 19:35] Legacy 5 5
Материал очень интересный! А я на днях слушала рассказ Рэя Брэдбери "Коса", где косильщик по сути являлся Смертью. В общем, "Коса" - как символ Самайна.

Посетители, комментировавшие эту статью, комментируют также следующие:
Ирина Сахарова: Анонс Леди Лаура : Статья "Сериалы в моей жизни" Sad Memory : Свободные авки и комплекты ))) Тина Вален: Работы наших мастериц! (2016 - 19 год)

Список статей:

Новые наряды в Дизайнерском Бутике


Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение