Блоги | Статьи | Форум | Дамский Клуб LADY

Все о любвиСоздан: 28.04.2009Статей: 72Автор: Ми-миПодписатьсяw

История небесного города

Обновлено: 21.07.14 20:43 Убрать стили оформления

 Слушайте сюда, как говорила моя бабушка. Я расскажу вам мою любимую историю поисков истины и справедливости.  

Есть одна песня, которая знакома если не всем, то многим. И любима всеми, кто не «заездил» пластинку до дыр в ушах. А вот авторство ее не указывалось даже спевшим ее на весь СССР Гребенщиковым. Когда же попытались выяснить это, то обнаружилась  таинственная история.

 


 

История эта удивительная, прямо детективная, загадочная и требующая упорства Шлимана, раскапывающего слой за слоем, открывая Трою. Я пройдусь по верхам, но есть исследование , похожее на научный труд, раскрывающий все тайны, дающий все трактовки Зеэв Гейзель  написал захватывающую «ИСТОРИЮ ОДНОЙ ПЕСНИ» Советую прочитать ее целиком.

 

Вначале было (ох, как хочется написать – слово, но истина дороже) Хронологически – вначале была музыка.  Та, которую приписывали Франческо Канова ди Милано, и Куперену, и неизвестному лютнисту Раннего  Возрождения Мир не знал об этой мелодии, пока Обложка альбомав 1972 году не вышла пластинка «Лютневая музыка   .» Это был пик интереса к старинной музыке, когда в Ригу ездили специально, чтобы послушать орган Домского собора, а на концерты ансамбля «Мадригал» было трудно купить билеты.   Пластинку с лютневой музыкой расхватывали, как горячие пирожки.

Исполнителем этих записей был русский гитарист и лютнист Владимир Фёдорович Вавилов (1925 — 1973, Ленинград). Авторами произведений были указаны музыканты эпохи Возрождения. Тогда это никого не удивило. Кто же еще мог написать для лютни канцону, гальярду, ричеркар... Но знатоки  тихо сомневались., а народ просто наслаждался.  По мнению исследователей, подлинным автором «Канцоны»  и других пьес на пластинке был сам Вавилов. Теперь его авторство установлено  точно. Так что с музыкой, с помощью Гейзеля, мы разобрались

печицаПесня на эту музыку возникла спонтанно, музыка просто требовала петь ее. Появлялась она то тут, то там,   то в исполнении Елены актер и музыкантКамбуровой, то в исполнении актера и автора собственных песен Алексея Хвостенко, появлялась  под разными названиями, то «Город», то «Рай», звучала в концертах и музыкальном спектакле «Сид».

 

 

 Потом вышел фильм Асса, и песню в исполнении Гребенщикова узнала вся страна. Песня полюбилась. Гребенщиков никогда открыто не говорил о своем авторстве, но многие были уверены, что автор он.

 Певец

 

 

 

 Итак, версии.

 Большинство людей полагают, что эту песню, текст и музыку, написал Борис Гребенщиков для фильма С. Соловьёва «Асса» (1987). Однако многие утверждают, что песня появилась значительно раньше.

Существуют такие версии:

       ***эта песня написана А. Хвостенко

  ***это вовсе не песня, а пьеса средневекового итальянского композитора Франческо да Милано, которую подтекстовал поэт А. Волохонский, подававший на Гребенщикова в суд и выигравший то ли десять, то ли пятнадцать тысяч долларов (а может, БГ просто заплатил ему, чтобы не было шума)

      ***поговаривали также, что песню на основе пьесы Ф. да Милано ещё до Гребенщикова пела Е. Камбурова на слова Юнны Мориц

      ***есть и другие, совсем экзотические гипотезы типа авторства Рабиндраната Тагора и даже неизвестного  поэта Ренессанса, чью рукопись на иврите, якобы, нашли и перевели на русский..

Разбираться, кто же автор, никто не хотел, просто слушали, хотя те, кто слушал в молодости пластинку Лютневая музыка, запомнили имя Франческо да Милано. Поэтому смутное подозрение, что и с текстом авторство Гребенщикова сомнительно, не покидало, но утвердилось только в начале девяностых годов. Я увидела вдруг в ленинградской тогда еще газете «Ленинградский комсомолец» подборку  стихов  эмигрировавшего в Париж поэта Анри Волохонского, а среди стихов – Рай.

Вот аутентичный текст:

 

Над небом голубым

Есть город золотой

С прозрачными воротами

И яркою стеной.

А в городе том сад,

Все травы да цветы.

Гуляют там животные

Невиданной красы.

Одно как рыжий огнегривый лев,

Другое – вол, исполненный очей,

Третье – золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый...

А в небе голубом

Горит одна звезда,

Она твоя, о Ангел мой,

Она всегда твоя.

Кто любит – тот любим.

Кто светел – тот и свят.

Пускай ведет звезда твоя

Дорогой в дивный сад.

Тебя там встретят огнегривый лев

И синий вол, исполненный очей,

С ними золотой орел небесный,

Чей так светел взор незабываемый...

Имя было неизвестным, авторство для меня (со столькими-то выдвинутыми вариантами) – не доказанным, но вот это НАД НЕБОМ ГОЛУБЫМ (как в варианте исполнения Е. Камбуровой)  сразу убедило в подлинности. Ведь во всех христианских источниках рай находится не на земле, а НАД НЕЙ:

 гобелен

   К наиболее древним сказаниям о рае относится мученичество святой Перпетуи (ум. в 203 году). В нём рай небесный в первый раз описывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, более подробных описаниях рая ему приписываются все характеристики прекрасного, что мог найти человек в природе.


В Откровении Иоанна Богослова это место представлено в виде огромного города, спускающегося с неба от Бога, с высокими стенами. «Длина и ширина и высота его равны» (Откровение 21:16) и составляют 300 км (12 000 стадий). Толщина оболочки — 72 метра алтарная роспись(144 локтя). Город имеет 12 ворот, подобных жемчужинам (по 3 с каждой стороны). Внутри города улицы, и истекающая от престола живая вода, которая питает дерево жизни. Вот как описывает его Иоанн Богослов: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.»

 

 

 Рай представляют себе все, но нет среди них похожих:

 

«Ад и рай - в небесах», - утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай - не круги во дворе мирозданья,

Ад и рай - это две половины души.

Это вариант Омара Хайяма. О рае писали многие, я отметила для себя Эмили Дикинсон и Марину Цветаеву. И везде есть САД. Вот более новый, совершенно прелестный вариант рая:

 

Войдите в старый сад, ступая осторожно.

По брови дом зарос, но дверь отворена...

Вы думали, что нет, что нет таких сторожек?

Но есть еще одна, но есть еще одна...

Глазок из-под сучка весь в солнечных ресничках,

За воротом вода темна и холодна.

Волнистая трава мне долго будет сниться,

Но есть еще одна, но есть еще одна...

Все звезды сочтены.Все названы планеты.

Но видите глаза? Девчонка влюблена!

Вы думали, что нет, что нет уже Джульетты?

Но есть еще одна, но есть еще одна...

И пусть не с нею рай.

Ни в рай ни в ад не верю!

Семь адовых грхов я здесь пройду до дна!

Мне жизнь одна дана. Но...Вдруг открою двери,

А там еще одна...А там еще одна!

(Я прогуглила этот  стих, но  авторства так и не установила. Безымянное чудо...)

 

  алтарная роспись

 

Прочитав Гейзеля и еще некоторые воспоминания друзей Хвостенко и Волохонского, я узнала, что как музыка была перед песней, так и Рай был перед словом. «Рай» создавал художник Аксельрод для Таврического сада в Ленинграде.

О том времени рассказал сам Анри Волохонский:

«Вначале я услышал эту пластинку [где было написано, что музыка сочинена Франческо ди Милано]. Ходил и мурлыкал её. Был я тогда в подавленном настроении, так как Хвостенко, с которым мы писали песни, уехал в Москву, а я остался в Питере. С мыслями «Как же я теперь буду писать?» я бродил по городу и однажды зашел в мастерскую своего друга Акселя [замечательного художника Бориса Аксельрода], и минут за пятнадцать написал этот текст. Было это в ноябре-декабре 1972 года».

А вот еще один важный рассказ Волохонского (в воспоминаниях Лики Белоцерковской): «В 1972 году Аксель получил заказ – сделать мозаичное панно «Небо» для Таврического сада. Мозаика делалась не из настоящей смальты, а из керамических квадратных плиток разного цвета. Каждую плитку нужно было разрубить на несколько частей, а из кусочков выложить как раз те небесные фигуры зверей, которые ранее нарисовал Аксель. Потом все кусочки приклеивались к плотной бумаге и хранились где-то у Акселя, с тем чтобы позднее быть перенесенными уже на цемент».

Я потратила не один час интернетного времени, чтобы найти хоть маленькую картинку с работой Аксельрода для Таврического – ничего нет. И я  заподозрила, что работу разобрали\не установили, в советском детском парке Раю места не было. Однако у кого-то из близких к художнику людей что-то сохранилось наверное, потому что один клип с песней в исполнении  Хвостенко был сделан с мозаиками (из какой-то старинной церкви) и эскизами мозаик, которые могли быть теми самыми.

 

 

Геннадий Алексеев  (архитектор, поэт, художник):  «Почему вдруг меня потянуло за несколько часов до поезда в Таврический сад (дворец Потемкина - это, скорее, повод, а не причина), мне стало ясно на первой же аллейке, где одинокий гитарист пел: "Под небом голубым"... И даже, пожалуй, понимаю, почему Питер решил проводить меня именно этой песней.  А Таврический сад, оказывается, имеет самое прямое к ней отношение. Она была написана в мастерской художника Бориса Аксельрода, трудившегося в это время над мозаичным панно "Небо на земле" как раз для Таврического сада. Под его мастерской в подвале лежали тонны голубого смальтового неба, и над ним художник творил свой золотой город.»

И далее: "Вечером  я любовался куполом Исаакия, который был эффектно освещен и сиял на фоне сине-фиолетового неба. И вдруг я понял, что он беззащитен. И вдруг я понял, что он боится неба, от которого можно ждать всего, чего угодно, что он боится звезд, которых слишком много. И вдруг я понял, что этот огромный позолоченный купол ужасно одинок и это непоправимо."

Эти ассоциации становятся интересными, связанные с ключевыми словами РАЙ, САД, ОРЕЛ, ЛЕВ, ВОЛ... Добавить ли к ним и ГОРОД?

Теофиль Готье, посетивший Питер, записал свои впечатления о соборе и городе в книге "Путешествие в Россию": "Что может сравниться в великолепии с этим золотым городом на серебряном горизонте, над которым вечер белеет рассветом."

 Санкт-Петербург

Таким образом, все  составляющие песни, определенные изысканиями Гейзеля и моими поисками,  оказались родом из Питера. Неужели Рай находится здесь? Я живу в этом городе не одно  десятилетие и не чувствую «райского блаженства»... Но на север от него, совсем рядом, в Ладожском озере, есть остров Валаам, над которым, по преданию, и расположен  небесный ирий (рай).

 

Песня настолько привлекательна для каждого, кто впервые ее услышит, что единственная, наверное, из всех советских песен поется на разных языках. У меня есть запись с исполнением на иврите ( об этом переводе писал Гейзель в начале своего исследования), а клипа, к сожалению,  я в ЮТубе не нашла. Но вот есть интересное исполнение на удмуртском, который входит в одну финно-угорскую языковую группу с финским и карельским, на котором говорят вокруг Валаама. А над голубым небом Валаама и должен быть тот самый Золотой Город...

 

  

А универсальный язык – английский сделал доступной песню о рае для всего мира.

Исполняет F. R. David

 

   

 

Я умышленно не говорила подробно об авторе музыки, музыканте и композиторе В. Вавилове, расскажу о нем подробней в следующий раз. В музыкальных справочниках и энциклопедии он значится только как исполнитель, слишком поздно выяснилась правда про авторство записанных на пластинку Лютневая музыка произведений.

НО ЕСЛИ ДАЖЕ АВТОР ОДНОЙ ПЕСНИ, КОТОРУЮ СЛЫШАЛИ И ЛЮБЯТ ОДИН МИЛЛИОН ЧЕЛОВЕК, СЧИТАЕТСЯ СОСТОЯВШИМСЯ КОМПОЗИТОРОМ, ТО ПЕСНЯ НА МУЗЫКУ ВАВИЛОВА ПОБИЛА ВСЕ РЕКОРДЫ!

Мы теперь знаем , что должно быть написано на диске с песней:

гитарист и композиторпоэт, автор слов песни

Музыка  Владимира Вавилова.  Слова  Анри Волохонского

Без вопросов!

  

 ПОДАРОК ОТ МЕНЯ:

Другая композиция с той же пластинки Вавилова Лютневая музыка, «Павана и гальярда», автором которой был указан Винченцо Галилей, стала мелодией ещё одной песни на слова Анри Волохонского, «Конь унёс любимого». (По привычке автором песни тоже считаются разные люди, в том числе и первый исполнитель Хвостенко, но мы-то уже знаем...)

 

Спой мне, лебедь, птица белая,

Как его я люблю.

Спой мне птица-лебедь белая,

Как его я люблю.

Улетел он птицей-лебедем, кого я так люблю.

Белым снегом, белым лебедем, кого я так люблю.

Кони-лебеди под парусом, над волнами луна.

Вон летят они под парусом, а над ними луна.

Конь летел, как птица палая, в далекую страну.

Улетела птица радости в далекую страну.

Конь унес любимого в далекую страну.

Милого-любимого в далекую страну.

Шлем его серебряный далекий, как луна.

Белая, безмолвная, холодная луна.

Только знала птица белая, как его я люблю.

Только пела птица белая, как его я люблю.

Ну, так пой мне птица белая, как его я люблю.

Вечно пой мне птица белая, как его я люблю.

Конь, конь, конь унес любимого в далекую страну,

В далекую страну.

Конь, конь, конь унес любимого в далекую страну,

В далекую страну.

  

 

 

 

Кстати, чуть не забыла, исследование Зеэв Гейзеля «ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЕСНИ»  (интереснейшая история с отступлениями и подробностями того времени) можете прочитать   ЗДЕСЬ

 

 

 



Комментарии:
Поделитесь с друзьями ссылкой на эту статью:

Оцените и выскажите своё мнение о данной статье
Для отправки мнения необходимо зарегистрироваться или выполнить вход.  Ваша оценка:  


Всего отзывов: 1

Другие мнения о данной статье:


[10.03.2024 14:07] ea-cat
Уважаемый автор! У стихотворения "Войдите в старый сад...", приведенного в Вашей статье есть автор. Это Владимир Катаев (1951-2020г).

Список статей:
ДатаНазваниеОтзывыОписание
15.08.14 14:56 "Женские штучки" Причуды и реальность женского быта 
Мода, история одежды и маленькие истории про женщин, написанные на конкурс
12.08.14 01:45 Хозяин замка Морр 
Он давно не бывал в Лондоне, последний раз в 1697 году. Годфрид Теодор Вильям Джеральд, барон Моррстон, все это времяя был привидением и околачиваться вокруг замка ему надоело. Пора побывать в столице. Лондон его очаровал...
12.07.14 17:58 Поедем в Царское село! 
Я приехала в Царское Село осенью. Волшебное сочетание времени и места! Прямо напротив окон аудитории золотились старинные деревья Царскосельского парка.
25.05.12 22:28 Шляпки Аскота: королевская забава.5
Royal Ascot это символ старой Британии и самые известные в мире скачки. Кроме того, это еще и основная международная выставка изысканных шляпок. Скачки в Ascot были основаны королевой Анной в 1711 году. С тех пор они стали одной из важнейших
25.05.12 22:41 Надо приодеться4
Весна! Пора приодеться и выглядеть на все сто. Но для этого надо бы познакомиться с тенденциями, брендами и прочими премудростями модного прикида. Далеко теперь ходить не надо, все на мониторе. Набирай в Гугле ключевое слово и... держи глаза в кучку
20.05.10 18:04 Книги у изголовья 
Все самые интересные и любимые книги, и мысли, возникающие, когда их читаю
04.05.10 00:54 Тень ведьмы. Книга Антонии1
Тень ведьмы Книга Антонии. Продолжение "Шакти" и драматичной истории ведьм семьи Гарсия.
20.05.10 12:52 Лейтенант и ее Рорк 
По романам серии "Следствие ведет лейтенант Ева Даллас"
14.05.10 02:12 "Спляшем, Бетси, спляшем!" 
Роман в 3-х частях
20.05.10 17:59 Вояж налегке 
Гранада и Венеция, горы и подводный мир... Хотите посмотреть на это со мной?



Если Вы обнаружили на этой странице нарушение авторских прав, ошибку или хотите дополнить информацию, отправьте нам сообщение.
Если перед нажатием на ссылку выделить на странице мышкой какой-либо текст, он автоматически подставится в сообщение