В центральной части Шотландии, недалеко от Стёрлинга, на северном берегу реки Форт расположен город Аллоа (по гэльски Alamhagh), местный административный центр. Его название произошло от гэльского слова ath-luath, что в переводе означает быстрые воды или текущая вода. Сейчас город знаменит своим стекольным производством и текстилем. Туристы привозят оттуда ткани и посуду в качестве сувениров. Раньше в городе было немало зданий постройки 17 и 18 века, но через столетие их посчитали трущобами, и... разобрали. Практически единственная жемчужина старинной архитектуры – средневековая башня Alloa Tower. Эти земли впервые упоминаются в документах 1398 г., когда шотландский король Роберт III пожаловал сэру Томасу Эрскину баронство Аллоа. Члены клана Эрскин благоустроили поселение, например основали местную церковь, благодаря чему жителям больше не приходилось отправляться на молитву в близлежащие города.
В 1567–1570 годах он был регентом Шотландии при её сыне, малолетнем Джеймсе VI (который в будущем станет Джеймсом I Английским и Шотландским).
В 1565 г. Мария Стюарт даровала Джону Эрскину, одному из своих верных сторонников, титул графа Мар. История этого титула, которого Эрскины добивались целых 130 лет – это отдельная история. Она полна загадок, иногда трагических. Вот, например, одна из них. [Внимание! Текст данного произведения, размещенный автором на странице своего блога https://lady.webnice.ru/blogs/?v=8184 в Дамском клубе LADY, охраняется законом об авторском праве и запрещен к копированию на другие ресурсы без согласия автора. Если вы видите данный текст на другом сайте, это означает, что он был сворован и размещен без разрешения автора.] В 1566 году Мария Стюарт вместе с сыном нанесла визит в фамильный замок Эрскинов – башню Аллоа. Легенда гласит, что маленький Джеймс здесь умер. Потеря наследника обернулась бы катастрофой, а у хозяев был младенец того же возраста, и верные Эрскины якобы отдали своего ребёнка Марии, чтобы спасти правящую династию.
Башня Alloa Tower, построенная в 14 веке – это самый большой средневековый дом-башня в Шотландии.
Он не сохранился, а башня, пережив бурные времена, уцелела. Она пользуется популярностью у туристов из-за оригинального сочетания средневековья и современности.
Внешне башня сохранила свой старинный вид. Фасад выложен из массивных камней, зубчатые стены и оригинальная деревянная крыша придают зданию вид настоящей средневековой башни. Зайдя в подземелье, можно очутиться в настоящей темнице.
Но графу недолго оставалось спокойно жить в обновлённой резиденции. Когда грянуло якобитское восстание 1715 года, Джон Эрскин был командующим войсками тогда ещё молодого «Старого претендента» Джеймса Эдварда Стюарта. Граф Мар оказался совершенно некомпетентен как полководец, и это сыграло не последнюю роль в подавлении восстания. Граф бежал во Францию, а его земли отошли другой ветви клана.
Теперешний граф носит титулы графа Мар и графа Келли. Владения предков больше ему не принадлежат, но почётная должность коменданта замка Стёрлинг является потомственной привилегией главы клана Эрскин с 14 века.
В период 1988-1996 годов была проведена последняя реконструкция башни, после чего здание было передано в Национальный фонд Шотландии. Интерьер внутри выполнен в классическом стиле, со сдержанной роскошью. В башне можно проводить свадебные церемонии, торжественные обеды, концерты. Мероприятия проходят в Большом зале, в котором выставлена уникальная коллекция картин. Это портреты и пейзажи кисти Дэвида Аллана (кстати, родившегося в Аллоа), Генри Реборна, Годфри Неллера.
Можно спуститься в подвал Alloa Tower и посетить темницу башни, или же подняться на крышу, чтобы полюбоваться великолепным пейзажем с высоты. |
Тайны истории нам уже не разгадать. Но не менее интересная и пугающая загадка ожидает нас в окрестном лесу.
В глубине леса мелькнёт призрачная фигура, словно состоящая из искажённой окрестной растительности, и тут же пропадает. Настороженно оглядываемся, и с ужасом обнаруживаем вокруг уже несколько зелёных сгустков окружающего пространства. Где мы? Переместились в сюжет фильма «Хищник», и нам предстоит быть съеденными инопланетным монстром? Но фигуры остаются на своих местах и не проявляют враждебных намерений. Потому что они – изделие человеческих рук. Какие только версии не выдвигались в прессе в своё время – и что они стеклянные, и что они из «волшебного» оргстекла, способного искажать свет и становиться невидимым.
Особенно интересно эффект зеркальной поверхности «заиграл» именно в лесу, где всё зелёное, а деревья позади скульптур ничем особенным не отличаются от деревьев перед ними.
Для творчества скульптор использует полупрозрачное акриловое оргстекло. В отличие от обыкновенного стекла, его легко резать, а разбить сложно. Кроме того, оно обладает удивительным свойством искажать отражение света таким образом, что создается эффект частичной невидимости. В какой-то момент человек видит на фоне леса фигуру, а в следующую секунду она пропадает – и только ветки и листья колышутся на том месте, где стоял человек. Игра света и пространства завораживает, и фантазия может разыграться не на шутку. Необычные скульптуры настолько понравились жителям, что художник получил заказ на изготовление больших копий, которые разместили на улицах города Alloa.
Зеркальные фигуры, несмотря на простоту, тем не менее, несут в себе серьёзную смысловую нагрузку. В работах шотландского скульптора можно увидеть глубокий философский подтекст сложных взаимоотношений человека и окружающего его мира. Люди, соприкоснувшись с дикой природой, неизбежно оставляют за собой долгий след; в то же время, их призраки остаются безмолвными и бесстрастными свидетелями и наблюдателями за происходящим вокруг. «Мои скульптуры – визуальное воплощение альтернативного пространства и течения времени, – говорит Малхолланд. – Они – единение пустоты и сущности в случайно взятой точке на карте мира».
Использованы материалы сайтов: |